Современные методики обследования развития детей (перечень диагностического материала, пример карты обследования)
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Краткое описание используемой методики обследования развития детей
(Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР
Авторы-составители:
А.М. Быховская, Н.А. Казова
Методический комплект программы Н.В. Нищевой)
Мониторинг состоит из 4-х блоков:
- «Раннее психомоторное и речевое развитие, поведение и психическая сфера»,
- «Неречевые психические функции»,
- «Моторная сфера»,
- «Произносительная сторона речи и речевые психические функции».
Методика мониторинга представляет цели, методы, процедуру исследования и критерии оценки развития ребёнка с тяжёлым нарушением речи, количественный анализ оцениваемых показателей развития. Учитель-логопед коррекционной группы ДОУ, используя данную методику, имеет возможность сравнивать количественные и качественные показатели развития всех языковых компонентов детей в начале и в конце учебного года и получить объективные данные о динамике развития каждого ребёнка и группы в целом. Кроме этого, методика позволяет выявить компоненты речи, требующие дополнительного коррекционного воздействия, индивидуального для каждого ребёнка.
Результаты мониторинга можно использовать при:
- планировании коррекционно-образовательной деятельности (подгрупповой, индивидуальной);
- отборе методов, приёмов и технологий;
- комплектовании подгрупп для организованной деятельности.
Мониторинг проводится на протяжении нескольких дней. За один день реализуется не более двух разделов. На каждое исследование затрачивается не более 15 мин (ребёнку 5 лет) и 20 мин (ребёнку 6 лет).
Во время мониторинга создаётся положительный эмоциональный фон взаимодействия между учителем-логопедом и ребёнком. Ребёнок заинтересовывается выполнением тестовых заданий, а не принуждается к выполнению. Используются различные формы поощрения, ребёнок поддерживается и подбадривается. При первых проявлениях усталости или негативизма у ребёнка обследование прекращается и переносится на следующий день.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_metodiki_obsledovaniya.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №27 комбинированного вида Кировского района
Санкт-Петербурга
Современные методики обследования развития детей
(перечень диагностического материала,
пример карты обследования)
Учитель-логопед:
Богданова Елена Борисовна
Санкт-Петербург
Краткое описание используемой методики обследования развития детей
(Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР
Авторы-составители:
А.М. Быховская, Н.А. Казова
Методический комплект программы Н.В. Нищевой)
Мониторинг состоит из 4-х блоков:
- «Раннее психомоторное и речевое развитие, поведение и психическая сфера»,
- «Неречевые психические функции»,
- «Моторная сфера»,
- «Произносительная сторона речи и речевые психические функции».
Методика мониторинга представляет цели, методы, процедуру исследования и критерии оценки развития ребёнка с тяжёлым нарушением речи, количественный анализ оцениваемых показателей развития. Учитель-логопед коррекционной группы ДОУ, используя данную методику, имеет возможность сравнивать количественные и качественные показатели развития всех языковых компонентов детей в начале и в конце учебного года и получить объективные данные о динамике развития каждого ребёнка и группы в целом. Кроме этого, методика позволяет выявить компоненты речи, требующие дополнительного коррекционного воздействия, индивидуального для каждого ребёнка.
Результаты мониторинга можно использовать при:
- планировании коррекционно-образовательной деятельности (подгрупповой, индивидуальной);
- отборе методов, приёмов и технологий;
- комплектовании подгрупп для организованной деятельности.
Мониторинг проводится на протяжении нескольких дней. За один день реализуется не более двух разделов. На каждое исследование затрачивается не более 15 мин (ребёнку 5 лет) и 20 мин (ребёнку 6 лет).
Во время мониторинга создаётся положительный эмоциональный фон взаимодействия между учителем-логопедом и ребёнком. Ребёнок заинтересовывается выполнением тестовых заданий, а не принуждается к выполнению. Используются различные формы поощрения, ребёнок поддерживается и подбадривается. При первых проявлениях усталости или негативизма у ребёнка обследование прекращается и переносится на следующий день.
Заключение
По результатам диагностики:
1. В речевой карте в уточнённом логопедическом заключении учитель-логопед:
а) определяет уровень развития речи ребёнка в соответствии с симптологической (психолого-логопедической) классификацией: тяжёлое нарушение речи, общее недоразвитие речи, I уровень речевого развития; тяжёлое нарушение речи, общее недоразвитие речи, II уровень речевого развития; тяжёлое нарушение речи, общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития; тяжёлое нарушение речи, общее недоразвитие речи, IV уровень речевого развития;
б) отражает специфику и механизмы речевого нарушения в соответствии с этиопатогенетической (клинико-логопедической) классификацией: алалия, ринолалия, дизартрия;
в) отражает выводы из всех разделов речевой карты;
г) отмечает сопутствующие заболевания.
2. Учитель-логопед заполняет диагностические карты, в которые заносит баллы по всем оцениваемым показателям развития. Определяется уровень общего и речевого развития ребёнка по формуле:
Уровень общего = Итоговая сумма баллов х 100%
и речевого развития ребёнка Максимальное количество
баллов
Например, 15/30х100% 50%,
где 15 – итоговая сумма баллов, которую набрал ребёнок за все оцениваемые показатели четырёх блоков мониторинга; 30 – максимальное количество баллов за эти показатели.
Таким образом, уровень общего и речевого развития ребёнка средний.
Процентное соотношение для определения уровня общего и речевого развития ребёнка:
- высокий уровень – 80 – 100%
- пограничный (средний - высокий) уровень – 71 – 79
- средний уровень – 50 – 70%
- низкий уровень – 49% и ниже.
Диагностический материал по блоку «Неречевые психические функции»
II БЛОК
Неречевые психические функции
Слуховое внимание Зрительное восприятие Зрительно-
пространственный
гнозис и праксис
II БЛОК
Неречевые психические функции
Цели
1.Определить уровень сформированности неречевых психических функций:
- слуховое внимание;
- зрительное восприятие;
- зрительно-пространственный гнозис и праксис.
2. Провести качественный анализ нарушений познавательной деятельности с акцентом на определение сохранны звеньев, которые могут быть использованы в коррекционной работе.
Методы (низкоформализованные и высокоформализованные)
- Беседы.
- Задания.
- Пробы.
- Обучающие эксперименты.
II. 1. Слуховое внимание
Исследование слухового внимания.
Цели
1.Определить, дифференцирует ли ребёнок звучание детских музыкальных инструментов или звучащих игрушек.
2.Выявить, определяет ли ребёнок направление звука.
3.Выявить, воспринимает и воспроизводит ли ребёнок различные ритмы.
Процедура исследования
Задание 1. Ребёнку показывают несколько музыкальных инструментов, называют их и демонстрируют их звучание. Предлагают ребёнку самому поиграть на них. Затем просят ребёнка назвать или показать на картинке, какой инструмент только что звучал за ширмой.
Задание 2. Ребёнку предлагают встать лицом к стене, внимательно слушать и показывать рукой или говорить, откуда раздаётся звон уже знакомого ему колокольчика. После этого логопед двигается по кабинету с колокольчиком в руках, а ребёнок показывает и говорит, где звенит колокольчик.
Задание 3. Ребёнка просят послушать и запомнить, как звучит «песенка музыкального молоточка». Затем просят ребёнка отстучать молоточком или отхлопать ладошками такую же «песенку» - ритм.
Критерии оценивания
3 балла. Ребёнок уверенно дифференцирует звучащие игрушки, определяет направление звука, воспринимает и воспроизводит ритм в соответствии с возрастными нормами и с опережением возрастных нормативов.
2 балла. Ребёнок дифференцирует звучащие игрушки, определяет направление звука. Затрудняется при восприятии и воспроизведении ритма. После нескольких повторов ритм воспроизводит.
1 балл. Ребёнок все задания выполняет неуверенно, ошибается. Отстучать ритмический рисунок не может даже после нескольких повторов.
0 баллов. Задание не выполняет совсем.
II. 2. Зрительное восприятие
Исследование зрительного восприятия
Цели
1.Выявить, соотносит ли ребёнок и узнаёт цвета в соответствии с возрастными нормами:
- 5 лет – добавляются оранжевый, голубой и розовый;
- 6 лет – добавляются фиолетовый, коричневый и серый.
2.Выявить знает ли ребёнок плоские и объёмные геометрические формы.
Процедура исследования
Задание 1. Ребёнка просят подобрать каждому гномику предметы такого же цвета, как и его одежда.
Задание 2. Ребёнка просят показать на картинке шарики определённого цвета.
Задание 3. Ребёнка просят показать определённую геометрическую фигуру в соответствии с возрастными нормативами:
- 5 лет – к вышеуказанным геометрическим формам добавляется прямоугольник;
- 6 лет – ко всем вышеуказанным геометрическим формам добавляются многоугольник и цилиндр.
Критерии оценивания
3 балла. Ребёнок уверенно соотносит цвета и показывает предметы нужного цвета и геометрической формы.
2 балла. Ребёнок соотносит цвета. Затрудняется при определении предмета нужного цвета или геометрической формы.
1 балл. Ребёнок допускает ошибки при соотнесении цветов. Допускает многочисленные ошибки при определении предмета нужного цвета и геометрической формы.
0 баллов. Задания не выполняет совсем.
II. 3. Зрительно-пространственный гнозис и праксис
Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса
Цели
1.Выявить уровень развития оптико-пространственного гнозиса (умение ориентироваться в окружающем пространстве и в схеме собственного тела).
2.Выявить уровень развития оптико-пространственного праксиса (складывает ли картинки из частей и составляет ли фигурки из палочек по образцу и по памяти).
Процедура исследования
Задание 1.
- 5 лет. Ребёнка просят показать предметы, которые находятся слева и справа от девочки.
- 6 лет. Ребёнка просят показать предметы, которые находятся слева, справа, слева внизу, справа внизу, слева вверху, справа вверху от девочки.
Задание 2.
- 5 лет. Ребёнка просят показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо.
- 6 лет. Ребёнка просят выполнить речевую пробу Хэда: «Возьмись левой рукой за правое ухо»; «Возьмись правой рукой за правое ухо»; «Возьмись правой рукой за левое ухо».
Задание3.Ребёнку предлагают составить картинку.
- 5 лет. Из четырёх – шести частей с разными видами разрезов, предварительно рассмотрев целое изображение, составленное логопедом.
- 6 лет. Из шести – восьми частей с разными видами разрезов, предварительно рассмотрев целое изображение, составленное логопедом.
Задание 4. Ребёнку предлагают сложить из палочек несколько фигур, ориентируясь на образец.
- 5 лет. Из шести палочек сложить «домик» и «ёлочку», из семи палочек «лесенку».
- 6 лет. Из шести палочек сложить «ёлочку» и «дерево», из семи палочек – «лодочку» и «лесенку».
Критерии оценивания
3 балла. Ребёнок уверенно ориентируется в пространстве, в схеме собственного тела, составляет картинки из частей, складывает фигуры из палочек по образцу и по памяти.
2 балла. Ребёнок уверенно ориентируется в пространстве. В схеме собственного тела ориентируется, но неуверенно. При составлении картинки из частей и выкладывании фигуры из палочек по образцу и по памяти требуется незначительная помощь логопеда.
1 балл. Ребёнок затрудняется и ошибается при ориентировке в пространстве и в схеме собственного тела. Не может самостоятельно составить картинку из частей и выложить фигуру из палочек по образцу и по памяти.
0 баллов. Задания не выполняет совсем.
Результаты мониторинга
по блоку «Неречевые психические функции»
Карта обследования по блоку «Неречевые психические функции»
№ п/п | Фамилия, имя ребёнка | Слуховое внимание | Зрительное восприятие | Зрительно-пространственный гнозис и праксис | Итоговое количество баллов | ||||
Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | ||
1. | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 7 (77,7%) | 7 (77,7%) | |
2. | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 8 (88,8%) | 9 (100%) | |
3. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 9 (100%) | 9 (100%) | |
4. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 9 (100%) | 9 (100%) | |
5. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 9 (100%) | 9 (100%) | |
6. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 9 (100%) | 9 (100%) | |
7. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 9 (100%) | 9 (100%) | |
8. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 9 (100%) | 9 (100%) | |
9. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 9 (100%) | 9 (100%) | |
10. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 9 (100%) | 9 (100%) | |
11. | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 7 (77,7%) | 9 (100%) | |
12. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 9 (100%) | 9 (100%) | |
13. | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 7 (77,7%) | 9 (100%) | |
14. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 9 (100%) | 9 (100%) | |
15. | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 7 (77,7%) | 8 (88,8%) |
Максимальное количество баллов по оцениваемым показателям II блока – 9 баллов.
Диаграмма с результатами мониторинга
блока «Состояние неречевых психических функций»
На начало года после проведенного мониторинга по направлению «Неречевые психические функции» из 15 воспитанников не были выявлены обучающиеся с низким и средним уровнем, пограничным уровень показали 4 человека (26,7%) и высокий уровень 11 человек (73,3%).
На конец учебного года после проведённой коррекционной работы прослеживается положительная динамика, обучающихся с низким и средним уровнем, как и на начало учебного года выявлено не было, но уменьшилось количество воспитанников с пограничном уровнем по сравнению с началом учебного года с 4 (26,7%) до 2 человек (13,3%) и возросло количество детей с высоким уровнем с 11 (73,3%) до 13 человек (86,7%). Что свидетельствует о правильно выбранных методах, приёмах и технологиях в работе с воспитанниками по коррекции слухового внимания, зрительного восприятия и зрительно-пространственного гнозиса и праксиса.
Заведующий ГБДОУ детский сад №27 Кировского района Санкт-Петербурга | _______________ А.С. Фролова |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностическое обследование развития детей первого года обучения (для детей с нарушениями зрения).
Учитель-дефектолог осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии воспитанников с нарушениями в развитии, в том числе находящихся в специальных (коррекционных...
Обзор диагностических методик ( Диагностика развития детей раннего возраста в отечественной и зарубежной литературе).
Педагогическая диагностика – совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся , а также совершенствования образователь...
Использование современных методик обследования развития детей
Использование современных методик обследования и диагностики развития детей с целью:выявление особенностей уровня развития речи воспитанниковопределение коррекционно-развивающего пути, направленного н...
Методика обследования развития детей
В представленном документе содержится современная методика обследования развития детей.Материалы адресованы учителям-логопедам....
Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)
Перед учителем-логопедом дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...
Использование современных методик обследования развития детей
Обзор литературы по использовани современных методик обследования развития детей...