Современные методики обследования развития детей (перечень диагностического материала, пример карты обследования)
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Богданова Елена Борисовна

 

Краткое описание используемой методики обследования развития детей

(Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР

Авторы-составители:

А.М. Быховская, Н.А. Казова

Методический комплект программы Н.В. Нищевой)

 

Мониторинг состоит из 4-х блоков:

  • «Раннее психомоторное и речевое развитие, поведение и психическая сфера»,
  • «Неречевые психические функции»,
  • «Моторная сфера»,
  • «Произносительная сторона речи и речевые психические функции».

Методика мониторинга представляет цели, методы, процедуру исследования и критерии оценки развития ребёнка с тяжёлым нарушением речи, количественный анализ оцениваемых показателей развития. Учитель-логопед коррекционной группы ДОУ, используя данную методику, имеет возможность сравнивать количественные и качественные показатели развития всех языковых компонентов детей в начале и в конце учебного года и получить объективные данные о динамике развития каждого ребёнка и группы в целом. Кроме этого, методика позволяет выявить компоненты речи, требующие дополнительного коррекционного воздействия, индивидуального для каждого ребёнка.

Результаты мониторинга можно использовать при:

  • планировании коррекционно-образовательной деятельности (подгрупповой, индивидуальной);
  • отборе методов, приёмов и технологий;
  • комплектовании подгрупп для организованной деятельности.

Мониторинг проводится на протяжении нескольких дней. За один день реализуется не более двух разделов. На каждое исследование затрачивается не более 15 мин (ребёнку 5 лет) и 20 мин (ребёнку 6 лет).

Во время мониторинга создаётся положительный эмоциональный фон взаимодействия между учителем-логопедом и ребёнком. Ребёнок заинтересовывается выполнением тестовых заданий, а не принуждается к выполнению. Используются различные формы поощрения, ребёнок поддерживается и подбадривается. При первых проявлениях усталости или негативизма у ребёнка обследование прекращается и переносится на следующий день.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennye_metodiki_obsledovaniya.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №27 комбинированного вида Кировского района

Санкт-Петербурга

Современные методики обследования развития детей

(перечень диагностического материала,

пример карты обследования)

Учитель-логопед:

Богданова Елена Борисовна

Санкт-Петербург

Краткое описание используемой методики обследования развития детей

(Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР

Авторы-составители:

А.М. Быховская, Н.А. Казова

Методический комплект программы Н.В. Нищевой)

Мониторинг состоит из 4-х блоков:

  • «Раннее психомоторное и речевое развитие, поведение и психическая сфера»,
  • «Неречевые психические функции»,
  • «Моторная сфера»,
  • «Произносительная сторона речи и речевые психические функции».

Методика мониторинга представляет цели, методы, процедуру исследования и критерии оценки развития ребёнка с тяжёлым нарушением речи, количественный анализ оцениваемых показателей развития. Учитель-логопед коррекционной группы ДОУ, используя данную методику, имеет возможность сравнивать количественные и качественные показатели развития всех языковых компонентов детей в начале и в конце учебного года и получить объективные данные о динамике развития каждого ребёнка и группы в целом. Кроме этого, методика позволяет выявить компоненты речи, требующие дополнительного коррекционного воздействия, индивидуального для каждого ребёнка.

Результаты мониторинга можно использовать при:

  • планировании коррекционно-образовательной деятельности (подгрупповой, индивидуальной);
  • отборе методов, приёмов и технологий;
  • комплектовании подгрупп для организованной деятельности.

Мониторинг проводится на протяжении нескольких дней. За один день реализуется не более двух разделов. На каждое исследование затрачивается не более 15 мин (ребёнку 5 лет) и 20 мин (ребёнку 6 лет).

Во время мониторинга создаётся положительный эмоциональный фон взаимодействия между учителем-логопедом и ребёнком. Ребёнок заинтересовывается выполнением тестовых заданий, а не принуждается к выполнению. Используются различные формы поощрения, ребёнок поддерживается и подбадривается. При первых проявлениях усталости или негативизма у ребёнка обследование прекращается и переносится на следующий день.

Заключение

        По результатам диагностики:

1. В речевой карте в уточнённом логопедическом заключении учитель-логопед:

        а) определяет уровень развития речи ребёнка в соответствии с симптологической (психолого-логопедической) классификацией: тяжёлое нарушение речи, общее недоразвитие речи, I уровень речевого развития; тяжёлое нарушение речи, общее недоразвитие речи, II уровень речевого развития; тяжёлое нарушение речи, общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития; тяжёлое нарушение речи, общее недоразвитие речи, IV уровень речевого развития;

        б) отражает специфику и механизмы речевого нарушения в соответствии с этиопатогенетической (клинико-логопедической) классификацией: алалия, ринолалия, дизартрия;

        в) отражает выводы из всех разделов речевой карты;

г) отмечает сопутствующие заболевания.

2. Учитель-логопед заполняет диагностические карты, в которые заносит баллы по всем оцениваемым показателям развития. Определяется уровень общего и речевого развития ребёнка по формуле:

     Уровень общего                         =     Итоговая сумма баллов         х   100%

   и речевого развития ребёнка                   Максимальное количество

                                                                                  баллов

Например,                            15/30х100% 50%,

где 15 – итоговая сумма баллов, которую набрал ребёнок за все оцениваемые показатели четырёх блоков мониторинга; 30 – максимальное количество баллов за эти показатели.

        Таким образом, уровень общего и речевого развития ребёнка средний.

        Процентное соотношение для определения уровня общего и речевого развития ребёнка:

  • высокий уровень – 80 – 100%
  • пограничный (средний - высокий) уровень – 71 – 79
  • средний уровень – 50 – 70%
  • низкий уровень – 49% и ниже.

Диагностический материал по блоку «Неречевые психические функции»

II БЛОК

Неречевые психические функции

   Слуховое внимание                Зрительное восприятие                            Зрительно-                            

                                                                                                                              пространственный

                                                                                                                                 гнозис и праксис

II БЛОК

Неречевые психические функции

Цели

1.Определить уровень сформированности неречевых психических функций:

  • слуховое внимание;
  • зрительное восприятие;
  • зрительно-пространственный гнозис и праксис.

2. Провести качественный анализ нарушений познавательной деятельности с акцентом на определение сохранны звеньев, которые могут быть использованы в коррекционной работе.

Методы (низкоформализованные и высокоформализованные)

  • Беседы.
  • Задания.
  • Пробы.
  • Обучающие эксперименты.

II. 1. Слуховое внимание

Исследование слухового внимания.

Цели

        1.Определить, дифференцирует ли ребёнок звучание детских музыкальных инструментов или звучащих игрушек.

     2.Выявить, определяет ли ребёнок направление звука.

     3.Выявить, воспринимает и воспроизводит ли ребёнок различные ритмы.

Процедура исследования

         Задание 1. Ребёнку показывают несколько музыкальных инструментов, называют их и демонстрируют их звучание. Предлагают ребёнку самому поиграть на них. Затем просят ребёнка назвать или показать на картинке, какой инструмент только что звучал за ширмой.

        Задание 2. Ребёнку предлагают встать лицом к стене, внимательно слушать и показывать рукой или говорить, откуда раздаётся звон уже знакомого ему колокольчика. После этого логопед двигается по кабинету с колокольчиком в руках, а ребёнок показывает и говорит, где звенит колокольчик.

        Задание 3.  Ребёнка просят послушать и запомнить, как звучит «песенка музыкального молоточка». Затем просят ребёнка отстучать молоточком или отхлопать ладошками такую же «песенку» - ритм.

Критерии оценивания

        3 балла. Ребёнок уверенно дифференцирует звучащие игрушки, определяет направление звука, воспринимает и воспроизводит ритм в соответствии с возрастными нормами и с опережением возрастных нормативов.

2 балла. Ребёнок дифференцирует звучащие игрушки, определяет направление звука. Затрудняется при восприятии и воспроизведении ритма. После нескольких повторов ритм воспроизводит.

1 балл. Ребёнок все задания выполняет неуверенно, ошибается. Отстучать ритмический рисунок не может даже после нескольких повторов.

0 баллов. Задание не выполняет совсем.

II. 2. Зрительное восприятие

Исследование зрительного восприятия

Цели

        1.Выявить, соотносит ли ребёнок и узнаёт цвета в соответствии с возрастными нормами:

  • 5 лет – добавляются оранжевый, голубой и розовый;
  • 6 лет – добавляются фиолетовый, коричневый и серый.

2.Выявить знает ли ребёнок плоские и объёмные геометрические формы.

Процедура исследования

Задание 1. Ребёнка просят подобрать каждому гномику предметы такого же цвета, как и его одежда.

Задание 2. Ребёнка просят показать на картинке шарики определённого цвета.

Задание 3. Ребёнка просят показать определённую геометрическую фигуру в соответствии с возрастными нормативами:

  • 5 лет – к вышеуказанным геометрическим формам добавляется прямоугольник;
  • 6 лет – ко всем вышеуказанным геометрическим формам добавляются многоугольник и цилиндр.

Критерии оценивания

        3 балла. Ребёнок уверенно соотносит цвета и показывает предметы нужного цвета и геометрической формы.

        2 балла. Ребёнок соотносит цвета. Затрудняется при определении предмета нужного цвета или геометрической формы.

        1 балл. Ребёнок допускает ошибки при соотнесении цветов. Допускает многочисленные ошибки при определении предмета нужного цвета и геометрической формы.

        0 баллов. Задания не выполняет совсем.

II. 3. Зрительно-пространственный гнозис и праксис

Исследование зрительно-пространственного гнозиса  и праксиса

Цели

1.Выявить уровень развития оптико-пространственного гнозиса (умение ориентироваться в окружающем пространстве и в схеме собственного тела).

2.Выявить уровень развития оптико-пространственного праксиса (складывает ли картинки из частей и составляет ли фигурки из палочек по образцу и по памяти).

Процедура исследования

        Задание 1.

  • 5 лет. Ребёнка просят показать предметы, которые находятся слева и справа от девочки.
  • 6 лет. Ребёнка просят показать предметы, которые находятся слева, справа, слева внизу, справа внизу, слева вверху, справа вверху от девочки.

Задание 2.

  • 5 лет. Ребёнка просят показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо.
  • 6 лет. Ребёнка просят выполнить речевую пробу Хэда: «Возьмись левой рукой за правое ухо»; «Возьмись правой рукой за правое ухо»; «Возьмись правой рукой за левое ухо».

Задание3.Ребёнку предлагают составить картинку.

  • 5 лет. Из четырёх – шести частей с разными видами разрезов, предварительно рассмотрев целое изображение, составленное логопедом.
  • 6 лет. Из шести – восьми частей с разными видами разрезов, предварительно рассмотрев целое изображение, составленное логопедом.

Задание 4. Ребёнку предлагают сложить из палочек несколько фигур, ориентируясь на образец.

  • 5 лет. Из шести палочек сложить «домик» и «ёлочку», из семи палочек «лесенку».
  • 6 лет. Из шести палочек сложить «ёлочку» и «дерево», из семи палочек – «лодочку» и «лесенку».

Критерии оценивания

        3 балла. Ребёнок уверенно ориентируется в пространстве, в схеме собственного тела, составляет картинки из частей, складывает фигуры из палочек по образцу и по памяти.

        2 балла. Ребёнок уверенно ориентируется в пространстве. В схеме собственного тела ориентируется, но неуверенно. При составлении картинки из частей и выкладывании фигуры из палочек по образцу и по памяти требуется незначительная помощь логопеда.

        1 балл. Ребёнок затрудняется и ошибается при ориентировке в пространстве и в схеме собственного тела. Не может самостоятельно составить картинку из частей и выложить фигуру из палочек по образцу и по памяти.

        0 баллов. Задания не выполняет совсем.

Результаты мониторинга

по блоку «Неречевые психические функции»

Карта обследования по блоку «Неречевые психические функции»

№ п/п

Фамилия, имя ребёнка

Слуховое внимание

Зрительное восприятие

Зрительно-пространственный гнозис и праксис

Итоговое количество баллов

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

1.

2

2

3

3

2

2

7 (77,7%)

7 (77,7%)

2.

3

3

3

3

2

3

8 (88,8%)

9 (100%)

3.

3

3

3

3

3

3

9 (100%)

9 (100%)

4.

3

3

3

3

3

3

9 (100%)

9 (100%)

5.

3

3

3

3

3

3

9 (100%)

9 (100%)

6.

3

3

3

3

3

3

9 (100%)

9 (100%)

7.

3

3

3

3

3

3

9 (100%)

9 (100%)

8.

3

3

3

3

3

3

9 (100%)

9 (100%)

9.

3

3

3

3

3

3

9 (100%)

9 (100%)

10.

3

3

3

3

3

3

9 (100%)

9 (100%)

11.

2

3

3

3

2

3

7 (77,7%)

9 (100%)

12.

3

3

3

3

3

3

9 (100%)

9 (100%)

13.

2

3

3

3

2

3

7 (77,7%)

9 (100%)

14.

3

3

3

3

3

3

9 (100%)

9 (100%)

15.

2

3

3

3

2

2

7 (77,7%)

8 (88,8%)

Максимальное количество баллов по оцениваемым показателям II блока –  9 баллов.

Диаграмма с результатами мониторинга

блока  «Состояние неречевых психических функций»

На начало года после проведенного мониторинга по направлению «Неречевые психические функции» из 15 воспитанников не были выявлены обучающиеся с низким и средним уровнем, пограничным уровень показали 4 человека (26,7%) и высокий уровень 11 человек (73,3%).  

На конец учебного года после проведённой коррекционной работы прослеживается положительная динамика, обучающихся с низким и средним уровнем, как и на начало учебного года выявлено не было, но уменьшилось количество воспитанников с пограничном уровнем по сравнению с началом учебного года с 4 (26,7%) до 2 человек (13,3%) и возросло количество детей с высоким уровнем с 11 (73,3%) до 13 человек (86,7%). Что свидетельствует о правильно выбранных методах, приёмах и технологиях в работе с воспитанниками по коррекции слухового внимания, зрительного восприятия и зрительно-пространственного гнозиса и праксиса.

Заведующий ГБДОУ детский сад №27 Кировского района Санкт-Петербурга

_______________ А.С. Фролова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическое обследование развития детей первого года обучения (для детей с нарушениями зрения).

Учитель-дефектолог осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии  воспитанников с нарушениями в развитии, в том числе находящихся в специальных (коррекционных...

Обзор диагностических методик ( Диагностика развития детей раннего возраста в отечественной и зарубежной литературе).

Педагогическая диагностика – совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся , а также совершенствования  образователь...

Использование современных методик обследования развития детей

Использование современных методик обследования и диагностики развития детей с целью:выявление особенностей уровня развития речи воспитанниковопределение коррекционно-развивающего пути, направленного н...

Методика обследования развития детей

В представленном документе содержится современная методика обследования развития детей.Материалы адресованы учителям-логопедам....

Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)

Перед  учителем-логопедом  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида  стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...

Использование современных методик обследования развития детей

Обзор литературы по использовани современных методик обследования развития детей...