Индивидуальная коррекционно -развивающая деятельность педагога-психолога с ребенком РАС (5-6 лет по заключению ТПМПК)
рабочая программа по психологии (старшая группа)

Карякина Ирина Сергеевна

Индивидуальный план раобы педагага-психолога состалвен для  работы с ребенокм РАС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr._ras_-2022.docx65.1 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «РУЧЕЁК»

Индивидуальная коррекционно -развивающая деятельность педагога-психолога с ребенком РАС

(5-6 лет по заключению ТПМПК)

педагог – психолог:

Карякина И.С.

     

                                                                                                2022 - 2023 уч.г.

Актуальность темы

Российская Федерация взяла на себя обязательство по обеспечению права каждого человека на образование, закрепив этот принцип в статье 43 Конституции Российской Федерации, положениях Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией 3 мая 2012г., провозгласила недопустимость дискриминации в сфере образования (статья 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

       Актуальность данной программы  обусловлена необходимостью создания условий для получения качественного образования ребенка с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для данной категории детей, методов и способов общения, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы.

Индивидуальный коррекционный  образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.
Основная цель составления индивидуального коррекционного образовательного маршрута (ИОМ):
Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.
Задачи по социально - личностному развитию ребенка:
• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;
• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;
• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)
Индивидуальные коррекционные образовательные маршруты разрабатываются:
- для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
- для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
-для детей с высоким интеллектуальным развитием.

Индивидуальный коррекционный образовательный маршрут включает основные направления:
• развитие общей и мелкой моторики;
• развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;
• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивно) к которо относятся - лепки, аппликации, рисования) и другие виды продуктивно деятельности.
• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций) ;
• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях) ;
• формирование представлений о пространстве, времени
Методы, используемые в работе:
• Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;
• Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)
• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения) ;
• Приемы арт - терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия) ;
• Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)
На основе анализа изученной  литературы были выделены несколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута:
1. Этап наблюдения.
2. Диагностический этап.
3. Этап конструирования.
4. Этап реализации
5. Этап итоговой диагностики.
Остановимся подробнее на каждом этапе.
1. Первый этап наблюдения.
Цель этапа: выявить группу дошкольников, испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявление групп дошкольников по трудностям»
2. Диагностический этап. На данном этапе проводится ряд диагностик совместно с педагогом психологом. Цель данного этапа – выявление причин трудностей ребенка. По результатам наблюдения заполняется таблица

«Выявленные трудности дошкольников и их причины»

ФИО ребенка

Выявленные трудности

причины

Результат (в конце сопровождения)


3. Этап конструирования. Цель этапа: построение индивидуальных  коррекционных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей.
4. Этап реализации индивидуальных  коррекционных образовательных маршрутов в процессе жизнедеятельности дошкольников.
ИКОМ  может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения!

На 5 этапе проводится завершающая диагностика.
Цель этапа: выявить результаты действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась.
Предполагаемый результат:
• развитие социальной компетентности;
• развитие коммуникативных навыков;
• коррекция тревожности, самооценки (приближение к адекватной) ;
• развитие чувства самоценности;
• коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.
Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности.

Характеристика на ребенка с РДА.

                                                                                 

Картгишиев Саллахадин Артурович, 25.09.2017 г., 5 лет . Посещает старшую группу комбинированной направленности № 2  ,где  для детей с ОВЗ,  оказывается  психолого-педагогическое сопровождение следующих специалистов: учителя-дефектолога, учителя-логопеда, социального педагога, педагога дополнительного образования.  Основанием для зачисления в группу  является направление ТПМПК. Заключение ТПМПК: Специфичное недоразвитие речи , ЗПР. (имеется удостоверение ребенок инвалид РАС)

Ребенок воспитывается в полной семье, опрятен во внешнем виде, ухожен.

Адаптация к условиям пребывания в ОУ проходит в тяжелой форме: отмечается плач утром в группе, по настроению ходит  в кабинеты специалистов, регресс навыков опрятности.

Дистресс при расставании с родителями отсутствует.

Уровень актуального развития. Коммуникацию со взрослыми устанавливает на крайне короткий период. Визуальный контакт нестойкий. Тактильного контакта не избегает, часто является  его инициатором.

В общение со сверстниками не вступает. Попытки сверстников вовлечь в совместную игру игнорирует.

Самостоятельная игра сводится к стереотипным действиям с игрушками, игровые действия однообразны, бедны. Использует предметный способ решения игровых задач. Игровые действия эмоционально не окрашены, ролевые высказывания недоступны.

Познавательное развитие. Отмечается ярко выраженный диссонанс развития: сформирован ряд нераспространенных  предложений; знаком с цифрами, числовой ряд (в пределах первого десятка) выкладывает в правильной последовательности. Инструкции, предложенные в письменной форме, выполняет охотнее, чем вербальные.

Предложенные задания выполняет крайне избирательно. При попытке педагога привлечь к решению   поставленной познавательной задачи, возникновении малейших затруднений проявляет негативные реакции: кричит, разбрасывает игрушки, закрывает уши, отмечаются эпизоды аутоагрессии.                

 Принимает одноступенчатую инструкцию, удерживает ее.

Реакция на поощрение и порицание со стороны педагога  не ярко выражена.

Продуктивная деятельность.

Интереса к данной деятельности не проявляет. Орудийные действия не сформированы. Зрительно-двигательная координация формируется в медленном темпе.

Речевое развитие. Внешне не проявляет понимания обращенной речи.

В спонтанной речи фиксируются различные вокализации и внегортанные звукообразования. Спонтанного подражания различным звукам, словам и высказываниям не наблюдается.

Нарушений в строении артикуляционного аппарата не выявлено.

Моторная сфера. Моторный тонус повышен.

Навыки самообслуживания формируются в медленном темпе. Навыки опрятности не сформированы.

ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел. Тонкая моторика

Приобретению тонкомоторных навыков способствуют прежде всего такие упражнения, которые побуждают к целенаправленному использованию рук и пальцев. Так как различные функциональные области находятся во взаимодействии, то и упражнения этой главы ставят требования к другим функциям: к готовности имитировать, воспринимать, владеть телом, а особенно к координации рук и глаз.

Тонкомоторные упражнения служат следующим основополагающим учебным целям:

  • контролируемое движение рук и пальцев;
  • самостоятельное хватание рукой;
  • целенаправленное оперирование предметами;
  • координированное использование рук.

Хорошее владение движениями рук и пальцев является существенной предпосылкой для приобретения многих навыков обихода. Изучение функций ухода за собой, рисования, письма и других, необходимых в будущем для профессии навыков, зависит от хорошего контроля тонкомоторных двигательных процессов. Осознание управления движениями рук и пальцев - также необходимая предпосылка для изучения системы знаков, воспроизводимых рукой. При овладении тонкой моторикой многие занятия будут меньше расстраивать и проходить приятнее как для ребенка, так и для взрослых.

Предлагаемые упражнения представляют собой лишь часть упражнений для различных уровней тонкомоторного развития, которые могут проводиться как в детских садах/школах, так и на дому.

Раздел 1. Развитие тонкой моторики рук

Тонкая моторика: координация обеих рук:

Упражнение Болты и гайки

Координация глаз, рук:

контроль

Восприятие: визуальное

Задание : 3 больших болта и гайки различной величины сопоставить без помощи друг с другом и соединить

Учебная цель: улучшение тонкомоторных способностей; сочетание величин

дата

Материал: 3 больших болта и гайки одинакового размера, 3 больших болта и гайки разного размера, 2 блюда для сортировки

Начинаем  с трех больших одинаковых болтов и гаек. Смешиваем  их перед глазами ребенка и поставьте на стол 2 блюда для сортировки - одно с одним болтом, другое с одной гайкой. Пусть ребенок  правильно рассортирует оставшиеся болты и гайки в соответствующие блюда. Затем возьмем в одну руку болт, а в другую гайку и завинтим  их. Помогаем  сделать то же самое ребенку, водя его руками. Повторяем это действие и сокращайте помощь, пока он не соединит все 3 болта с 3 гайками. Когда он не будет затрудняться в подборе соответствующих болтов и гаек, можно взять  несколько различных болтов и гаек. Ребенку необходимо определить, какая гайка подходит к определенному болту.

Упражнение :

Вырезать салфетку

Тонкая моторика: оперирование предметами

Тонкая моторика: хватание 3-4 года

Заданиеаккуратно сложить бумаги разрезать ее в четырех местах

Учебная цель: улучшение тонкомоторного контроля, укрепление мышц

дата

Материал: листки тонкой бумаги размером примерно15х15см, ножницы

Положите перед ребенком и собой квадратные листки бумаги. Скажите ему: "Смотри сюда!" - и сложите посредине свой листок, помогите ему сделать то же самое. Скажите: "Перевернуть!" - и сложите свой листок еще раз. Пусть он сделает то же самое, по возможности, без Вашей помощи. Возьмите карандаш и отметьте листы, на которых должны быть сделаны V-образные надрезы. Сделайте в центре каждой стороны такой надрез и обрежьте углы. Разверните бумагу и сделайте вид, что Вы удивлены результатом. Сначала помогайте  делать надрезы на линиях.

Упражнение :

Развесить белье

Тонкая моторика: координация обеих рук, 4-5 лет

Тонкая моторика: хватание, 3-4 года

Учебная цель: укрепление мускулатуры, выносливости при целенаправленных скоординированных движениях

Задание: развесить на веревке белье

дата

Материал: бельевые прищепки, белье, полотенце, носки, веревка, корзина

Закрепите веревку на двух деревьях или на двух предметах мебели так, чтобы они висели примерно на уровне плеч ребенка. Положите белье в корзину у его ног, а прищепки в коробочку справа от корзины. Заставьте его сначала при помощи рук, а потом жестов и слов сделать следующее: "Возьми один носок (левой рукой), возьми прищепку (правой рукой). Повесь носок на веревку и закрепи его (нажми на концы прищепки, закрепи ее на носке)". Если Вы увидели, что он затрудняется при выполнении определенных частей задания, например, при вывешивании носка или открытии прищепки, то потренируйте эти части отдельно, прежде чем выполнить весь процесс. Потренируйтесь, например, вывешивать носок на веревку без прищепки или закреплять прищепку на коробке

Упражнение: Чертежные кнопки - 1

Тонкая моторика: оперирование материалом, 5-6 лет

Имитация: моторная,

2-3 года

Учебная цель: улучшение тонкомоторного контроля; укрепление пальцев

Задание: закрепить 2 кнопки на корковой доске

дата

Материал: кнопки, корковая доска

положите  корковую доску. Положите рядом кнопки так, чтобы смог  достать их. Следите, чтобы видел, как Вы берете первую кнопку. Большим и указательным пальцем возьмите кнопку за головку. Подержите ее перед глазами ребенка, чтобы она точно видела, как Вы ее держите. Скажите: "Смотри (имя ребенка)!" - и медленно нажмите на головку. Возьмите большой и указательный пальцы  и выполните с ним весь процесс. Покажите вторую кнопку и скажите: "Нажми!" - и укажите на корковую доску. Если он затрудняется взять кнопку, то возьмите  руку и помогите ему еще раз. Повторяйте весь процесс, пока ребенок не сможет взять 2 кнопки и вдавить их в доску. Сначала кладите на стол 3 или 4 кнопки, а когда ребенок поймет, что он должна делать, постепенно увеличивайте количество кнопок.

Упражнение :

Связать коврик

Тонкая моторика: оперирование материалом, 5-6 лет

Познавательная деятельность: понимание речи, 4-5 лет

Учебная цель: вязание; соблюдение рабочей последовательности

Задание: понимать понятия "вверх" и "вниз" и соответственно вплетать бумажные ленточки. Работать, пока задание не выполнено

дата

Материал: цветная бумага (двух или более цветов)

Разрежьте бумагу на ленточки шириной примерно 2,5 см (одного цвета 20 см длиной, другого цвета 30 см). В качестве подстилки возьмите лист бумаги. Прикрепите ленточки одного цвета на край подстилки, возьмите ленточку другого цвета и начните ткать справа налево. Используйте понятие" вверх", "вниз", вплетая бумажные полоски. Дайте малышу следующую полоску и помогите попеременно "вверх", "вниз" вплетать ее между прикрепленными полосками. Вы должны четко объяснить, что надо вплетать полоски попеременно. Объясняйте  это простыми словами: "Смотри,  эта идет вверх, значит эта идет вниз!".

Если он это поймет, то прекратите помощь, наблюдайте со стороны и прерывайте  только тогда, когда  не справляется или становится нетерпеливым.

Раздел 2. Координация глаз и рук

 Упражнение :

Пластилин

Координации, глаз, рук:

Восприятие: визуальное, 3-4 года

Имитация: моторная, 3-4 года

Учебная цель: улучшение координации глаз, рук; осознанное обращение с предметами; воспроизводить предметы, нарисованные на картинках

Задание: вылепить из пластилина простые формы, которые изображены на картинках

дата

Материал: пластилин, картинки 3 предметов обихода, которые четко нарисованы рукой или вырезаны из журнала

Если ребенок  может уверенно лепить предметы, имеющиеся в наличии, то используйте картинки с этими предметами. Положите на стол 2 куска пластилина и картинку. Назовите изображенный предмет. Следите, чтобы он смотрел на рисунок. Скажите: "Смотри сюда, Миска!" - и привлеките его внимание к картинке. Возьмите кусок пластилина и вылепите из него миску. Укажите на второй кусок со словами: "(имя ребенка)! Сделай миску!". Если он явно не знает, что делать, то возьмите его за руки и помогите ему начать. Положите миску рядом с первой и рисунком. Покажите на них и скажите: "Миска!"

Упражнение :

Части целого

Координация глаз, рук: оперирование предметами

Восприятие: визуальное

Тонкая моторика: оперирование предметами

Учебная цель: распознавание отношений между частью и целым; правильно сопоставлять части одного целого

Задание: соединить без помощи рисунок, разорванный на 2 части

дата

Материал: цветная и белая бумага, карандаши, ножницы, клей

Вырежьте из цветной бумаги простые формы (квадрат, круг, треугольник, квадрат + треугольник = домик и т.д.), которые вместе представляют для ребенка хорошо различимый рисунок. Проведите через середину большого белого листа бумаги черную линию. Наклейте на левую сторону соединенную в целое фигуру. Дайте малышу 2 соответствующие части и покажите, как он может соединять их на правой стороне подобно Вашей модели.

Обратите внимание, чтобы он точно наблюдал, как Вы соединяете части. Назовите готовую фигуру и опять уберите части. Пусть он сам соединит соответствующие части. Если он не справляется, то помогите ему при соединении частей, пока они не совпадут. Затем наклейте их на бумагу. Повесьте эти картинки в его комнате, чтобы показать ему, что Вы гордитесь его достижениями. Когда он овладеет заданием без затруднений, пусть составит картинки из 3 и 4 частей.

Упражнение :

Щипцы

Координация глаз, рук: оперирование материалом,

Восприятие: визуальное,

Тонкая моторика: оперирование материалом

Учебная цель: улучшение координации глаз, рук, тонкомоторный контроль и целенаправленные движения

Задание: взять щипцами для сахара 6 небольших предметов и положить их в ячейки подставки для яиц

дата

Материал: маленькие, хорошо работающие щипцы для сахара, подставка для яиц, небольшие предметы (например, катушка, кубик, бусинки и т.п.) Сядьте  за стол и разместите на столе 2 или 3 небольших предмета. Поставьте на стол нижнюю часть подставки для яиц. Скажите: "Смотри сюда, (имя ребенка)!" - и покажите ему, как раскрыть и закрыть щипцы. Если Вы уверены, что он за Вами наблюдает, то возьмите щипцами один из небольших предметов и перенесите его в пустую ячейку подставки. Опустите его в ячейку, раскрыв щипцы. Дайте щипцы  и помогите ему правильно взять их рукой. Положите свою руку на его, чтобы помочь ему. Другой рукой укажите на следующий предмет на столе и скажите: "Положи его также сюда!". Помогите ему правильно пользоваться щипцами. Нужно показать ему на свободную ячейку, чтобы он знал, куда должен перенести предмет. Сначала он сможет справиться лишь с одним или двумя предметами. Кладите на стол столько предметов, сколько он может осилить. Уменьшите контроль за его рукой, когда почувствуете, что он справляется со щипцами. Когда он начинает овладевать щипцами, не указывайте больше на ячейки. Наблюдайте, находит ли он ячейки и опускает в них предметы без посторонней помощи.

Упражнение Рисование: горизонтальные линии

Координация глаз, рук

Тонкая моторика: оперирование материалом

Учебная цель: лучшее управление руками; развитие способности к рисованию

Задание: провести линию, соединив 2 точки

дата

Материал: бумага, карандаши, черный фломастер с широким стержнем

С помощью карандаша подготовьте ряд рабочих листов, рисуя на них 5-6 пар точек на расстоянии примерно 3 см друг от друга. Дайте ребенку  в руку 1 карандаш. Помогите ему поставить карандаш на левую точку. Со словами "Соединим" ведите его руку к правой точке. Повторяйте это упражнение многократно и уменьшайте помощь, когда почувствуете, что он начинает водить карандашом самостоятельно. Если он может соединить точки достаточно прямой линией, то увеличивайте постепенно расстояние между точками и чертите их все тоньше.

Упражнение : Рисование. Круги

Координация глаз и рук: нетрадиционное рисование

Тонкая моторика: оперирование материалом

Учебная цель: развитие способностей к рисованию

Задание; соединить ряд точек, размещенных по кругу, чтобы выполнить простой рисунок

дата

Материал: бумага, фломастеры, мягкие карандаши

Нарисуйте ряд фигур на листке бумаги, у которых круг является основной частью рисунка. Круг рисуйте пунктирными линиями. Дайте ребенку карандаш и рабочий лист бумаги. Назовите предмет и покажите, какая часть отсутствует. Водите  руку так, чтобы, соединяя точки, нарисовать круг и этим закончить фигуру. Уменьшайте контроль за рукой, когда он узнает, что должен делать. Когда он станет увереннее, обозначьте круг небольшим количеством точек и рисуйте их тоньше.

Упражнение:

Резать ножницами

Координация глаз, рук: оперирование материалом

Тонкая моторика: оперирование материалом

координация обеих рук

Учебная цель: улучшение координации глаз, рук; резать ножницами

Задание: отрезать отмеченные полоски бумаги

дата

Материал: бумага, ножницы, фломастеры.  Отрежьте от листа бумаги полоски шириной 2,5 см. Нарисуйте на них на расстоянии примерно 5см вертикальные линии. Дайте ребенку эти полоски, ножницы и помогите ему правильно взять ножницы и бумагу. Покажите на одну из линий и скажите: "Отрежь здесь!". Если он не знает, что делать или начинает резать на другой стороне, то ведите его руку так, чтобы он оставался примерно на линии. Сразу же вознаградите его. Повторите упражнение многократно, пока он без Вашей помощи не отрежет по линии. Когда он привыкнет резать по линии, не показывайте больше на нее. Смотрите, находит ли он линию самостоятельно и режет ли аккуратно по ней.

Упражнение: Вырезать рисунки

Координация глаз, рук: оперирование предметами,

Тонкая моторика: координация обеих рук

Задание: вырезать простые рисунки без помощи

Учебная цель: резать детскими ножницами по линии

дата

Материал: книга с рисунками, ножницы, карандаш

Когда ребенок научится резать по прямой линии, учимся вырезать фигуры. Особенно хорошо подходят для этого упражнения фигуры из книги с простыми рисунками, которые имеют широкие очертания. Используйте вначале лишь фигуры с прямыми очертаниями. Вырезайте сначала фигуры с широкими полями, чтобы ребенку было легче работать ножницами. Дайте ей ножницы, следите, чтобы он правильно держал их в руках и укажите на линию, по которой он должен резать. Скажите: "Отрежь здесь, (имя ребенка)!". Если он попадает ножницами на угол, то помогите ему  повернуть бумагу и резать в другом направлении.

Упражнение:

Доска с болтами

Координация глаз, рук: оперирование материалом

Тонкая моторика: оперирование материалом

Учебная цель: улучшение координации глаз, рук

Задание: навинтить 3 гайки на болты одинакового размера

дата

Материал: доска (примерно 30 см длиной и 2 см толщиной), 3 болта и гайки одинакового размера

Прежде чем начать упражнение, подготовьте доску с болтами. Вверните в доску три болта одинакового размета, чтобы резьба выглядывала из доски на 2,5 см. Скажите: "Смотри, (имя)!". Когда Вы убедитесь, что он смотрит на Вас, возьмите первую гайку и слегка навинтите ее на болт. Затем возьмите его руку и завинтите гайку на второй болт. Укажите на оставшуюся гайку и скажите: "Завинти ее!". Если он попробует сделать это, то похвалите его и помогите довести задание до конца. Повторяйте упражнение много раз и уменьшайте помощь, пока он сам не навинтит 3 гайки без помощи. Не ожидайте от него, что он завинтит их полностью, сначала ему удастся сделать лишь 1 или 2 оборота.

Упражнение:

болтами-2

Координация глаз, рук: оперирование материалом

Восприятие: визуальное

Учебная цель: улучшение координации глаз, рук; различение размеров

Задание: 3 различного размера гайки накрутить на соответствующие болты

дата

Материал: доска (приблизительно30 см длиной,10 см шириной и 2 см толщиной), 3 болта и гайки различного размера

Если малыш овладеет простой доской с болтами, то изготовьте более сложную доску, используя 3 болта различного размера. Поставьте доску с болтами на стол и положите рядом без разбора 3 гайки различного размера. Возьмите руку ребенку и помогите ему поднять одну из гаек. Следите, чтобы он смотрел на доску, в то время как Вы его рукой попробуете все 3 гайки, пока не найдете нужную. Если Вы выбрали неверный болт, то улыбнитесь, покачайте головой и скажите "Нет". Если Вы держите гайку к соответствующему болту, то кивните головой, скажите "Да" и помогите Тому накрутить гайку на болт. Повторите этот процесс со второй и третьей гайками.

Упражнение :  Обвязывать карту

Координация глаз, рук: оперирование материалом

Тонкая моторика: координация обеих рук

Познавательная деятельность, последовательна деятельность

Учебная цель: системное обвязывание

Задание: последовательно протянуть нить через все отверстия карты

дата

Материал: плотный картон (с отверстиями по краям), шнурок от ботинка.

Покажите ребенку  карту, подготовленную для обвязывания, и пусть он потрогает указательным пальцем каждое отверстие. Вначале Вы должны водить его руку от отверстия к отверстию, чтобы научить его ощупывать отверстия последовательно против часовой стрелки. Напоминайте ему не пропускать отверстия. Помогите ребенку  взять шнурок правой рукой и провести через первое отверстие. Подчеркивайте направление словом "Вверх". Затем помогите ему взять конец шнурка левой рукой и пусть он протянет его полностью. Скажите: "Отпусти!" - и заставьте его, взяв шнурок правой рукой, поднять и протянуть его опять вверх через следующее отверстие. Повторяйте слова "Вверх" и "Протянуть" у каждого отверстия. Постоянное повторение обеих указаний поможет ему лучше сконцентрироваться на задании. Если он начнет работать без указаний, то откажитесь от них полностью. Наблюдайте однако, чтобы он сохранял направление вверх и не пропускал отверстий.

Упражнение:

Писать большие печатные буквы

Координация глаз, рук: рисование красками

Тонкая моторика: оперирование материалом

Учебная цель: улучшение координации глаз, рук и подготовка к письму

Задание: написать большие буквы, соединяя точки

дата

Материал: бумага, карандаши, фломастер

Подготовьте рабочие листки бумаги, написав карандашом пунктиры больших букв. Исходную точку отметьте цветным фломастером и нарисуйте тонкую стрелку, чтобы показать, в каком направлении должны соединяться точки. На первых листах должны находиться лишь те буквы, которые составлены из прямых линий. Дайте ребенку карандаш и сначала ведите при написании ее руку. При этом давайте простые указания, например, при написании буквы А: "Вверх, вниз", чтобы указать направление линий. Когда ребенок ознакомится с этими буквами, пишите точки все тоньше и увеличивайте расстояние между ними. Проверьте, наконец, сможет ли Ваня писать буквы на основании Ваших устных указаний.

Упражнение  Рисование:

круги и четырехуголь-ники

Координация глаз, рук: рисование

Тонкая моторика: оперирование предметами

Учебная цель: улучшение координации глаз, рук и способности рисовать

Задание: соединить точки в круги и четырехугольники

дата

Материал: бумага, карандаши, фломастер

Подготовьте рабочие листы бумаги, нарисовав на каждом листе вспомогательные точки для круга или четырехугольника. Точки должны быть отчетливыми и сначала располагаться на близком расстоянии друг от друга. Положите Доре такой лист с карандашом. Возьмите ее указательный палец и медленно водите им вдоль очертания фигуры. Говорите каждый раз "Точка", когда Вы касаетесь точки пальцем . После того как Вы несколько раз обвели ее пальцем очертания фигуры, дайте ей карандаш и помогите соединить точки. Говорите каждый раз "Точка, точка, точка".

Повторите упражнение на новом листе. Когда она начинает самостоятельно соединять точки, уменьшите количество точек и намечайте точки не столь отчетливо. Когда число точек уменьшится до четырех, возьмите чистый лист бумаги и нарисуйте круг или четырехугольник на левой стороне листа. Посмотрите, сможет ли ребенок нарисовать эту фигуру без помощи.

Упражнение  Рисование: кресты и диагонали

Координация глаз, рук: рисование пальчиками

Тонкая моторика: оперирование материалом

Учебная цель: улучшение координации глаз, рук и способности рисовать

Задание: соединить точки в диагональные линии и кресты

дата

Материал: бумага, карандаши, фломастер

Подготовьте ряд рабочих листов бумаги, на которых отметьте отчетливым пунктиром диагонали и кресты. Отметьте цветным фломастером исходную точку. Начните с диагональных линий. Дайте малышу карандаш и водите его рукой, чтобы соединить точки. Говорите: "Точка, точка, точка", проводя соответствующие линии. Когда он начнет водить карандашом самостоятельно, сокращайте контроль над его рукой, но говорите дальше "Точка, точка, точка". Далее поступите таким же образом с листами, на которых обозначены кресты. Когда он научится, увеличьте расстояние между точками и обозначьте их слабее. Когда ему понадобятся лишь 2 точки для 5см линии, обозначьте диагональную линию или кресты и посмотрите, сможет ли он нарисовать их без вспомогательных точек.

Упражнение Рисование: использование шаблонов

Координация глаз, рук: рисование с помощью цветных карандашей

Тонкая моторика: оперирование материалом

Учебная цель: улучшение координации глаз, рук и использование карандаша: рисовать формы

Задание: нарисовать простые геометрические формы сначала с помощью шаблона, потом без вспомогательных средств

дата

Материал: плотный картон, карандаши, бумага

Приготовьте простые шаблоны, вырезав из плотного картона четырехугольники, круги и треугольники. Положите 3 шаблона рядом с ребенком, чтобы он мог видеть, из скольких частей состоит задание. Положите первый шаблон на листок бумаги и помогите ему провести пальцем по внутренней стороне шаблона. Повторите это с карандашом в руке. Отложите шаблон и покажите ребенку фигуру, которую он только что нарисовал. Повторите упражнение со вторым и третьим шаблоном. Награждайте его каждый раз.

Уменьшайте контроль за его рукой, когда он сможет самостоятельно нарисовать фигуру с помощью шаблона. Когда он хорошо овладеет заданием, велите ему перенести с помощью шаблона фигуру на левую сторону листа и помогите затем перерисовать ее рядом на правой стороне. Пусть он рисует формы с помощью шаблона и без него. Сокращайте контроль за его рукой, если он сможет рисовать формы свободно: сначала с шаблоном, а потом без него.

Упражнение  Рисование: превратить геометрические формы в картинки

Координация глаз, рук: рисование

Восприятие: визуальное 

Учебная цель: самостоятельное рисование, обучение воображению

Задание: превратить простые геометрические формы в картинки

дата

   Материал: бумага, карандаши

Приготовьте простые рабочие листы бумаги, на которых уже есть круг или четырехугольник. Возьмите 1 лист и 1 карандаш и покажите Толе, как из простой геометрической формы можно сделать простой рисунок. Покажите ему, например, четырехугольник и скажите: "Смотри, (имя), четырехугольник. Сделай из него дом!". Дайте ему карандаш и ведите его руку так, чтобы из четырехугольника получился простой дом. Возьмите его за указательный палец, проведите им по четырехугольнику и скажите: "Четырехугольник". Потом поднимите рисунок и скажите: "Дом". Проделывайте это упражнение с ним много раз. Сокращайте постепенно контроль над его рукой. Последние линии пусть проведет сам и дорисует еще больше частей картинки.

Упражнение: Писать имя

Координация глаз, рук: рисование

Тонкая моторика: оперирование материалом

Познавательная деятельность: сочетание

Учебная цель: обучение координации глаз, рук, рисовании сочетанию

писать буквами имя

дата

Материал: цветная бумага, белая бумага, карандаш

Вырежьте буквы "Р О М А Н" из цветной бумаги. Каждая буква должна быть примерно 5 см высотой. Наклейте буквы на большой белый лист бумаги. Нарисуйте контуры этих же букв ниже. На третьей строчке напишите имя пунктирными точками. Изготовьте несколько таких листов и положите один из них перед Романом. Сначала дайте ему определенное количество вырезанных букв и предложите ему положить их на наклеенные буквы на листе. Если ему нужна помощь, то покажите ему, как сравнивают каждую букву с образцом, пока не найдена правильная буква. Далее велите ему раскрасить во второй строке очертания букв. Следите, чтобы он не вылезал за их контуры. Наконец, пусть он соединит пунктирные точки. Помогайте ему столько, сколько нужно. Говорите: "Точка, ..., точка", в то время как он соединяет точки. Выполняя это упражнение называйте отдельные буквы и читайте полное имя. Каждый раз, когда он сочетает букву, раскрашивает ее или соединяет пунктирные точки, называйте эту букву. Заставьте его соответственно повторять букву. Когда он закончил строчку, прочитайте его имя и предложите ему соответственно повторить. Каждый раз используйте только один лист.

Упражнение Рисование: дополнять простые рисунки

Координация глаз, рук: рисование

Тонкая моторика: оперирование материалом

Восприятие: визуальное

Учебная цель: обучение восприятию и рисованию

Задание: рассмотреть рисунок, заметить, что отсутствует, и закончить его

дата

Материал: бумага, карандаши

Приготовьте несколько простых рисунков различных предметов, которые ребенок  хорошо знает, но в каждом опускайте какую-то важную часть. Дайте малышу листок и карандаш. Возьмите ее указательный палец и помогите ей провести им по контурным линиям рисунков. Следите, чтобы ребенок смотрела, в то время как Вы водите ее пальцем. Когда Вы подойдете к части, которая отсутствует, скажите: "О, здесь чего-то не хватает!". Помогите малышу дорисовать карандашом недостающую часть. Сразу же похвалите его и возьмите другой листок. Повторите этот процесс много раз. Если он ознакомлена с заданием, то проверьте, найдет ли он недостающую часть, не проводя пальцем по контурным линиям рисунка.

Упражнение . Рисование: формы и образцы

Координация глаз, рук: рисование

Тонкая моторика: оперирование материалом

Учебная цель: самостоятельное рисование

Задание: рисовать простые формы и образцы соединением точек

дата

Материал: бумага, карандаш, фломастер

Подготовьте несколько листов, обозначая на них простые формы и образцы точками. Начало отметьте другим цветом и нарисуйте маленькие стрелочки, чтобы указать направление. Помогите ребенку соединить точки, чтобы усовершенствовать фигуры. Снижайте свою помощь, если он начинает сама следовать за стрелками. Когда он станет увереннее, сделайте точки и стрелки тоньше и увеличьте расстояние между точками.

Упражнение . Лабиринты

Координация глаз, рук: рисование

Тонкая моторика: оперирование материалом,

Познавательная деятельность: понимание речи

Учебная цель: улучшение графического моторного контроля

Задание: провести линию по простым лабиринтам

дата

Материал: бумага, карандаш, прозрачная пленка (на которой можно рисовать, многократно ее используя)

Подготовьте несколько простых лабиринтов, рисуя 2 параллельные линии с расстоянием в 2,5 см. На каждом листке рисуйте только один "лабиринт" и положите лист, по возможности, под прозрачную пленку так, чтобы его можно было использовать многократно. Начинайте с простых "улиц", длина которых 5-10 см. Покажите малышу, как начинать с левого конца и протянуть линию по "улице" до правого конца. Дайте ему карандаш и направьте его руку, чтобы он оставалась между ограничительными линиями. Уменьшайте свою помощь, пока он уверенно лавирует между линиями. Когда он станет более натренированной, сделайте "лабиринты" более привлекательными, нарисовав в обеих концах маленькие рисунки. Поддерживайте ее простыми указаниями.

Упражнение . Рисовать фигуру человека

Координация глаз, рук: рисование

Познавательная деятельность: понимание речи, 4-5 лет

Учебная цель: самостоятельное рисование, осведомленность в формировании тела

Задание: рисовать без помощи простую фигуру человека

дата

Материал: бумага, карандаш

Сядьте за стол рядом с ребенком. Возьмите себе и дайте ему лист бумаги и карандаш. Обратите внимание на ребенка и скажите: "Смотри сюда, (имя) мы рисуем голову!". Нарисуйте круг на своем листке. Укажите на круг и скажите: "Голова". Затем покажите  на листок  и скажите: "Сделай и ты это! Нарисуй голову!". Помогите ему начать, если необходимо. Если он нарисовала голову, то обратите снова внимание ребенка на свой листок и скажите: "Сейчас мы рисуем глаза". На своем рисунке добавьте глаза. Укажите на листок малыша и скажите: "И ты сделай это!" Нарисуй глаза!". Помогайте ему только тогда, когда он не справляется. Повторите этот процесс с каждой последующей частью тела. Делайте свой рисунок чрезвычайно простым, чтобы ребенок смог его легко срисовать. Следите, чтобы Вы называли каждую часть тела, в то время когда Вы ее рисуете, а также тогда, когда заставляете малыша рисовать, и когда он как раз ее нарисовала. Начинайте только с трех или четырех частей тела. Когда ей задание хорошо знакомо, добавляйте постепенно и другие части тела (например, глаза, рот, нос, волосы, зубы, шею, брови).

Упражнение. Рисовать предметы одинаковой категории

Координация глаз, рук: рисование

Познавательная деятельность: формирование понятий,

Учебная цель: самостоятельное рисование, обучение фантазии,формирование категорий

   Задание: найти и нарисовать предмет той же категории

дата

Материал: бумага, карандаш

Найдите категорию, знакомую ребенку и содержащую определенное число различных предметов, которые он может нарисовать. Хорошие примеры - фрукты, игрушки или транспортные средства. Возьмите листок бумаги и скажите: "Будем рисовать фрукты!". Нарисуйте яблоко и объясните: "Яблоко - фрукт. Нарисуй другой фрукт!". Если он не знает, что должен делать, то продолжайте: "Банан тоже фрукт. Нарисуй банан!". Если он может нарисовать различные предметы, которые принадлежат к той же категории, то дайте ему несколько предметов на выбор и пусть он выберет, какой из них хотел бы нарисовать. Если Вы, например, нарисовали яблоко, скажите: "Бананы, груши и апельсины - фрукты". Следите за тем, чтобы его не заставляли рисовать какой-то определенный предмет. У него должна быть возможность своего выбора. Повторите упражнение с другими категориями предметов, пока он их охотно рисует. Возможно, сначала Вы должны ему помогать рисовать другие предметы той же категории, пока он сам не научится самостоятельно их выбирать и рисовать.

Раздел 3. Познавательная деятельность

Упражнение . Реагировать на свое собственное имя

Познавательная деятельность: понимание речи

Учебная цель: узнавать собственное имя

Восприятие: слуховое 

    Задание: смотреть на то лицо, которое зовет ребенка по имени

дата

Несколько раз в день называйте имя малыша громким, но спокойным голосом. Если он посмотрит на Вас, то дайте ему небольшое вознаграждение. Если он не реагирует, то переместитесь в его поле зрения и повторите его имя. Начинайте с того, что подходите близко к нему и пару минут повторяйте его имя. Всегда хвалите его, если он повернет к Вам голову, хотя и не встретится с Вами взглядом. Если он начинает реагировать, то постепенно увеличивайте расстояние между ним и собой, когда Вы называете его имя. Эту реакцию можете тренировать, используя любую возможность, например, выполняя с ребенком другое упражнение, или просто играя с ним.

Упражнение:

Соотносить предметы с их изображением

Познавательная деятельность: соотношение

Восприятие: визуальное

Учебная цель: соотносить одинаковое друг с другом; тренировка визуального внимания

Задание: соотносить 5 предметов с их изображением

дата

Материал: 4 пары одинаковых предметов (например, носки, прищепки, кубики, ложки, карандаши и т.д.), маленькие коробки

Положите 4 различных предмета и коробку на стол. Тот же состав предметов держите у себя на коленях, где их не может увидеть ребенок. Поднимите один из них вверх и попросите его найти такой предмет. Поднимите, например, носок со словами: "(ИМЯ), дай мне носок!". Покажите на его предметы. Если он поднимает предмет или показывает на него, то похвалите его и положите оба предмета в коробку. Повторите этот процесс, пока все предметы не окажутся в коробке.

Упражнение: Соотносить одинаковые предметы - 2

Познавательная деятельность: соотношение

Восприятие: визуальное

Учебная цель: соотносить одинаковые предметы; тренировка визуального внимания

Задание: выбрать из многих предметов эквивалент указанного предмета

дата

Материал: 4 пары одинаковых предметов, большая коробка

Положите все предметы в коробку и сядьте с ребенком на пол. Поставьте коробку между собой и малышом. Возьмите один из предметов, поднимите его, чтобы он мог его видеть. Скажите: "Смотри,(имя) найди носок!". Покажите потом на коробку и помогите ребенку найти в ней носок. Затем положите пару носков рядом и похвалите его. Продолжайте таким же образом, пока он не найдет все предметы. Не начинайте это упражнение, прежде чем он не научится выбирать нужный предмет .

Упражнение:

Простое сортирование

Познавательная деятельность: образование категорий, 1-2 года

Восприятие: визуальное

Учебная цель: сортировать предметы, тренировка визуального внимания

Задание: рассортировать предметы 2 различных видов без помощи

дата

Материал: 2 сортировочных блюда, 4 карандаша, 4 бусины

Поставьте перед ребенком оба блюда и положите в одно бусину, а в другое карандаш. Со словами: "Положи его сюда!" - дайте ему карандаш и укажите на соответствующее блюдо. Помогите ему рукой лишь в том случае, если он попытается положить предмет в несоответствующее блюдо. Когда он положит все карандаши на одно блюдо, повторите это же действие с бусинами и другим блюдом. Попытайтесь указать лишь на первую бусину и ограничьтесь только речевыми указаниями. Если этого не достаточно, то покажите еще раз на соответствующие предметы. Постепенно заканчивайте показывать жестами. Повторяйте это упражнение много раз, пока он не сможет брать предметы из Вашей руки и без помощи класть их на нужное блюдо. Когда он достаточно потренируется, давайте ему попеременно бусину и карандаши. Однако точно установите, правильно ли он понял, что делать.

Упражнение:Показать названные предметы в помещении

Познавательная деятельность: понимание речи

Восприятие: визуальное

Учебная цель: понимать обозначения предметов повседневного обихода, искать предметы

Задание: осмотреть комнату сидя за столом указать без помощи на предмет после вопроса "Где...?"

дата

Материал: рабочий стол, 2 стула, 4 предмета домашнего обихода

Подберите 4 предмета, обозначение которых ребенок хорошо знает. В первый раз сядьте с ним за стол и положите на стол 4 предмета. Покажите ему один из них и назовите его. Разместите предметы в комнате так, чтобы малыш мог их видеть. Возьмите его за руки и скажите: "(имя), где мяч?". Пусть он не встает и приносит мяч, а осмотрит комнату и укажет на мяч. Важно, чтобы ребенок научился показывать с помощью жестов. Повторите это со всеми 4 предметами. Если он не ищет спрашиваемый предмет, то повторите вопрос и привлеките его внимание к различным предметам, спрашивая: "Мяч там?". Если он, наконец, посмотрит на мяч, то отпустите одну руку и помогите ему указать. Пусть повторит название предмета, если может говорить. Когда он правильно укажет на все предметы, скажите: "(имя), принеси мяч!" - попросите его подняться и принести мяч. Не забудьте подчеркнуть разницу между "Где мяч?" и "Принеси мяч!". Когда малыш научится находить предметы, сделайте следующее - разместите предметы, когда его нет в комнате. Смотрите, чтобы все предметы были размещены в его поле зрения.

Упражнение:  Различать слова, обозначающие действия

Познавательная деятельность: понимание речи, 1-2 года

Учебная цель: понимать речевые указания

Имитация: моторная

Задание: выучить значение слов, обозначающих действия

дата

Материал: мяч

Когда ребенок может по Вашему указанию дать Вам мяч (см. упр. 166), начинайте обучать его словам, обозначающим действия, которые он может провести с мячом. Повторите сначала еще раз Ваше указание "Дай мне мяч!". При этом очень четко подчеркните слово-действие, протяните к малышу руки и возьмите мяч. Затем скажите: "Смотри, (имя), кати мяч!". Смотрите внимательно, видит ли он, когда Вы катите мяч к стене. Дайте ему мяч и помогите толкнуть мяч рукой, повторяя слова "Кати мяч!". Делайте это указание много раз, прежде чем давать оба указания в разной последовательности. Повторяйте эти указания до тех пор, пока ребенок не научится их различать. Затем придумайте следующее указание: "Брось...", "Подбрось..." или "Ударь!", но за один раз изучайте лишь одно новое слово. Когда он овладеет новым указанием, сочетайте его с уже изученными и каждый раз подчеркивайте слово, чтобы он понимал разницу.

Упражнение  "Есть" и "пить"

Познавательная деятельность: создавать категории,

Учебная цель: умение отличать продукты для еды и питья; разграничивать предметы по категориям

Социальная деятельность: Функции по самообслуживанию

Задание: рассортировать рисунки продуктов питания: еда и питье

дата

Материал: картинки с различными продуктами питания и напитками

Сядьте с ребенком за стол и скажите: "(имя), сейчас мы рассмотрим картинки!". Держите стопку картинок у себя, чтобы он не отвлекался. Покажите ему картинку чего-то съедобного со словами: "Смотри,( имя)! Это можно есть". Следите, чтобы он смотрел на картинку, а затем положите ее перед ним на стол. Возьмите картинку с тем, что можно пить, и скажите: "Смотри, (имя)! Это можно пить". Подчеркните слова "есть" и "пить". Положите вторую картинку рядом с первой. Выполняя это упражнение не называйте предметы, так как сейчас речь идет не о конкретных обозначениях. Перейдите подобным же образом к следующим картинкам. Говорите каждый раз, что можно есть или пить и кладите картинки на соответствующие стопки. Когда все картинки будут рассортированы, заканчивайте упражнение и пусть Павел поиграет. Повторите это упражнение в следующие дни еще 2-3 раза, сами сортируя картинки. Когда ему задание станет знакомым, попросите Павла показать, к какой стопке относится картинка. Делайте это, сначала работая с одной или двумя картинками. Привлекайте его все больше, пока он не сможет самостоятельно сортировать все картинки.

Упражнение Понимать указания, состоящие из нескольких слов

Познавательная деятельность: понимание речи,

Речь: словарный запас

Учебная цель: понимать сложные предложения

Задание: следовать указаниям, состоящим из нескольких слов

дата

Материал: 4 обычных предмета: ложка, чашка, банка, игрушечный автомобиль

Посадите ребенка на место, куда он должен возвращаться после выполнения каждого задания. Держите наготове вознаграждение, которое он получит, возвратившись на место. Сначала дайте ему лишь одно указание, как, например, "Принеси мяч!". Когда он его выполнит, давайте ему второе указание: "Сядь сюда!". Если он отвлекается, то подведите его к стулу и повторите просьбу. Два указания он должен выполнить отдельно. Когда он их поймет, объедините оба предложения и пусть он выполнит их вместе. Если он ошибается при выполнении первой части задания, то спросите: "Что следующее?", - чтобы привлечь его к заданию. В случае необходимости дайте ему визуальный или акустический сигнал для второй части задания. Если ребенок следует указанию, вторая часть которого звучит "Потом сядь!", то усложните просьбу. Скажите ему, например: "Принеси чашку и поставь ее на стол!". Следите за тем, чтобы он понимал наименования предметов.

Упражнение. Понимать обозначение действий

Познавательная деятельность: понимание речи

Речь: словарный запас

Учебная цель: понимание наименований и обозначение функций предметов повседневного обихода

Задание: указать на все предметы указанной категории

дата

Материал: что-то съедобное (например, яблоко),что-то из одежды (например, ботинок), игрушка (любимая)

Разместите предметы в комнате, чтобы их хорошо было видно, и сядьте с ребенком за стол. Держите его руки на столе и спросите: "(имя), что можно есть?". Пусть он осмотрит комнату, пока не найдет яблоко, покажет на него и скажет "яблоко", если он может говорить. Пусть он не встает и не берет яблоко. Он должен научиться сидеть на своем месте и использовать жесты или речь. Поступите так же с другими предметами и подчеркивайте каждый раз их функции (для одевания, для игры), если просите (имя) найти их. Берите время от времени новые предметы и меняйте их местами так, чтобы он снова осмотрелся в комнате, чтобы найти нужный предмет. Следите за тем, чтобы он хорошо знал и видел предметы со своего места. Если он делает успехи, то пусть найдет второй предмет, выполняющий эту же функцию. Если он путается, то укажите ему последовательно на различные предметы в комнате и каждый раз спрашивайте: "Это едят?". Научите его покачать головой или сказать "нет", если предмет не выполняет ту функцию, о которой Вы спрашиваете.

Упражнение. Наименования животных

Познавательная деятельность: понимание речи

Учебная цель: понимать обозначения животных

Координация рук и глаз: уметь хватать и держать крепко

Задание: подать соответствующую игрушку по просьбе "Дай мне (собачку)!"

дата

Материал: 8 игрушечные зверюшки или их рисунки (например, собака, кошка, тигр)

Покажите малышу последовательно несколько игрушечных животных. Называйте каждое из них много раз, давая их ему и позволяя играть с ними несколько минут. Затем скажите: "(имя), дай мне собачку!". Если он дает Вам игрушку, то проделайте то же самое с другими. После того как малыш несколько раз услышит названия животных, положите все игрушки на стол и скажите: "(имя), дай мне собачку!". Если он даст Вам не ту игрушку, подведите его руку к нужной, повторяя несколько раз слово "Собака!". Повторяйте это действие, пока он без помощи не подаст нужную игрушку. Постепенно добавляйте новые наименования, которые вводите уже известным способом. Каждый раз добавляйте лишь 1 игрушку и кладите за 1 раз не более одной

Упражнение.Соотносить кубики по цвету

Познавательная деятельность: понимание речи

Познавательная деятельность: понимание речи,

Координация рук и глаз: оперирование материалом

Учебная цель: обучение сочетанию, визуальному вниманию и деятельности взаимодействия

Задание: по образцу, предложенному взрослым, построить из кубиков башню

дата

Материал: разноцветные кубики

Дайте малышу и возьмите себе ряд одинаковых по форме и цвету кубиков. Скажите: "Давай построим башню!". Положите 1 кубик на середину стола и попросите ребенка положить такой же. Положите, например, на стол красный кубик со словами: "Сделай то же! Поставь красный кубик!". Если он положит красный кубик, то похвалите его. Если он возьмет кубик другого цвета, то мягко отведите его руку, покажите на нужный кубик и скажите: "Положи красный кубик!". Подчеркните при этом обозначение цвета. Повторите это действие с другими цветами, пока не составите все кубики. Называйте цвет каждого кубика. Сначала малыш не будет реагировать на обозначение цвета, но он должен привыкать к его звучанию.

Упражнение. "Что подходит?"

Познавательная деятельность: образовывать категории предметов

Учебная цель: сочетать предметы по их функциональной принадлежности

Координация рук и глаз: оперирование материалом

Задание: составить пары предметов, выполняющих одинаковую функцию

дата

Материал: средняя по величине коробка, пара предметов (например, ложка и вилка, носок и ботинок, зубная щетка и паста)

Сядьте с ребенком за стол. На стол положите 3 предмета. Два из них должны совпадать по принадлежности. Следите за тем, чтобы малыш их хорошо знал. Попросите, например, носок, ботинок и мягкую игрушку. Укажите на них и спросите его: "Что подходит?". Пусть он соответствующую пару либо покажет, либо даст Вам. Если он найдет пару, то положите все 3 предмета в коробку. Если он затрудняется, то облегчите задание, задавая легкие вопросы о функции обоих предметов, например: "Что надевают на ногу?". Записывайте, какие предметы он совмещает, а с какими имеет трудности. Продолжая упражнение, учитывайте, чтобы пары были такими, которые он хорошо знает, и такими, при сопоставлении которых он испытывает затруднения.

Упражнение. Сортировать картинки по категориям

Познавательная деятельность: образовывать категории,

Социальная деятельность: понимание речи

Учебная цель: сортировать по категориям

Задание: сортировать картинки простых предметов по их функциям

дата

Материал: картинки предметов быта, которые группируются по функциям

Положите на стол несколько картинок и скажите малышу, какие картинки он должен дать Вам. Положите, например, картинку мяча, яблока, игрушечного автомобиля, мыльницы, полотенца, ложки, вилки, ванной. Скажите: "(имя), дай мне то, что нужно при купании!". Если он дает Вам рисунок ванны, а другие предметы, принадлежащие к этому, упустил, то привлеките его внимание к рисункам и спросите: "Что еще нужно для купания?.". Если он не найдет нужный предмет, то подскажите ему: "Для купания нужно полотенце". Если он все еще не дает нужную картинку, привлеките его внимание прямо к рисунку со словами" "Полотенце, для купания тебе нужно полотенце!". Выбирайте объемные, но четко различаемые категории. Можете взять игрушки, продукты, животных, юношей и девушек. малыш должен быть знаком с этими категориями. Когда он поймет задание, используйте такие рисунки, с которыми он менее знаком, но которые попадают похожие знакомые понятия. Таким образом он может пополнять свой словарный запас.

Упражнение. Сортировать предметы по их функциям

Познавательная деятельность: образование категорий, 

Познавательная деятельность: понимание речи,

Учебная цель: сочетать предметы с одинаковыми функциями

Задание: сортировать предметы по их предназначению

дата

Материал: 2 или 3 коробки средней величины, 2 или 3 группы предметов одинакового предназначения (например, группа-1: ложка, вилка, тарелка; группа-2: носок, рубашка, штаны)

Положите из каждой группы по предмету в особую коробку и смотрите, чтобы малыш это видел. Называйте каждый предмет, когда вы кладете его в коробку, и кратко описывайте его предназначение. Затем дайте ему остальные предметы один за другим, чтобы он опускал их в соответствующую коробку. Поднимите, например, носок и скажите: "Смотри, носок - надеть!" - и положите его в коробку. Затем поднимите ложку и скажите: "(имя), смотри, ложка - есть!" - и положите ее в другую коробку. Затем покажите тарелку и скажите: "Смотри, тарелка, клади ее в коробку!". Если он пытается положить тарелку не в ту коробку, то задержите его руку со словами: "Тарелка - чтобы есть!" - и подведите руку к нужной коробке. Если он без помощи находит нужную коробку, то подтвердите это словами: "Правильно, тарелка - чтобы есть!" - и поощрите его. Постепенно увеличивайте количество предметов. Если он лучше понимает задание, то добавьте третью группу предметов.

Упражнение . Понимать названия основных цветов

Познавательная деятельность: понимание речи, 3-4 года

Восприятие: визуальное, 3-4 года

Учебная цель: различение цветов, знакомство с названиями основных цветов

Задание: подать кубик названного цвета

дата

Материал: цветные кубики, бусы, бумага

Если малыш может сочетать кубики по цвету (см. упр. 178), то начинайте обращать его внимание на названия цветов. Во время выполнения упражнений на сочетание он уже попутно слышал названия цветов. Для следующего упражнения выберите красный, желтый, голубой кубики. Дайте ему голубой и повторите слова "Голубой кубик". Подчеркивайте обозначение цвета. Затем скажите: "Дай мне голубой кубик". Таким же образом поступайте с желтым и красным кубиками. После того как ребенок многократно услышит наименование цвета, положите одновременно все три кубика на стол. Скажите, например: "(имя) дай мне красный кубик!". Если он берет не тот кубик, то подведите его руку к нужному со словами: "Это красный кубик". Продолжайте упражнение, пока малыш не подаст правильно все три кубика. Чтобы он правильно переносил название цвета на другие предметы, повторите это упражнение с цветными бусинками или полосками бумаги. Постепенно по одному добавляйте другой цвет таким же образом, как Вы ввели первые три. Сначала тренируйтесь только с тремя цветами. Если добавляете один последующий цвет, то возьмите к нему два из уже изученных, которыми Вы должны варьировать. Таким образом Вы закрепите уже приобретенные знания.

Упражнение:Искать спрятанные предметы

Познавательная деятельность: понимание речи, 3-4 года

Учебная цель: понимать основные и соотносительные слова, следовать речевым указаниям

Учебная цель: распознавать общие понятия

Задание: следовать речевым указаниям, которые содержат основные (наименования знакомых предметов) и соотносительные слова (например, в, под, за)

дата

Материал: несколько обычных предметов

Прежде чем начать упражнение, спрячьте 2 или 3 предмета, которые хорошо знакомы ребенку. Сначала предметы нужно спрятать в одной комнате. Дайте ему простые указания, которые касаются предмета, который он должен искать, и укажите место, где он должен искать. "(имя), возьми чашку под столом!". Подчеркните 3 ключевых слова: предмет, который он должен искать, его положение относительно другого предмета, который он знает, а также этот предмет. Поощряйте его за каждый предмет, который он принесет. Постарайтесь использовать лишь слова, которые он хорошо знает. Когда он станет увереннее, возьмите больше предметов и спрячьте их в более отдаленных местах. Указания тоже можете усложнить, например: "Возьми мяч за дверью, под коробкой".

Упражнение: "Что не подходит?"

Познавательная деятельность: образовывать категории, 4-5 лет

Учебная цель: понимать основные и соотносительные слова, следовать речевым указаниям

Учебная цель: распознавать общие понятия

Задание: найти предмет, который не подходит к остальным трем, которые со своей стороны создают четко различимую группу

дата

Материал: 2 коробки средней величины, 4 малых предмета, из которых 3 имеют одинаковую функцию или свойства (например, яблоко, банан, лимон и игрушечный автомобиль)ребенком: покажите ему, как найти предмет, который не подходит к другим. Возьмите, например, яблоко, банан, лимон и игрушечный автомобиль. Спросите: "Что не подходит?". Смотрите, чтобы он наблюдал, как Вы указываете поочередно на каждый предмет. Объясните ему: "Яблоко - чтобы есть, банан - чтобы есть, лимон - чтобы есть. Автомобиль не для еды". Если необходимо, то сделайте вид, что Вы едите фрукты, чтобы он видел, что автомобиль не относится к продуктам. Положите фрукты в одну коробку, а автомобиль в другую, повторяя: "Автомобиль не для еды. Oн не подходит". Продемонстрировав задание таким образом, возьмите следующие 4 предмета. Положите, например, кекс, булочку, конфету и книгу на стол. Спросите: "(имя), что не подходит?". Если он не указывает на книгу, то укажите на каждый предмет, говоря: "Булочка - для еды, книга - не для еды, кекс - для еды, конфета - для еды". Еще раз спросите: "Что не подходит?". Пусть подаст все перечисленные предметы и положит в другую коробку. Сначала работайте с одной категорией и используйте различные комбинации предметов. Другими подборками смогут быть: предметы одежды, игрушки или различные предметы для рисования. Используйте предметы, знакомые малышу.

Упражнение: Противоположные свойства

Познавательная деятельность: понимание речи, 4-5 лет

Восприятие: вкус, осязание

Учебная цель: понимать слова, обозначающие свойства (качества), касающиеся абстрактных понятий, распознавать противоположности

Задание: сортировать различные продукты питания на "сладкие" и "кислые"

дата

Материал: различные сладкие (конфеты, лимонад) и кислые (лимон, сок грейпфрута, кислые огурцы) продукты, бумага, фломастер

Изготовьте 2 таблички с надписями "сладкий" и "кислый" и укрепите их на столе. Покажите эти таблички ребенку и прочитайте надписи несколько раз. Держите продукты питания на своих коленях или в коробке, чтобы они не отвлекали его внимания. Соответственно дайте ему что-нибудь из них, пусть он попробует его или полижет, спросите его, сладкий он или кислый, и положите идентичный кусочек за соответствующей надписью. Обратите снова его внимание на пищу и надпись, повторите: "Это сладкое". То же самое проделайте с другими продуктами питания, но чтобы малыш помог положить их за нужную табличку. Когда все продукты питания будут лежать на нужном месте, спросите малыша, хотел бы он иметь что-то сладкое или кислое. Не разрешайте ему его брать, пока он не укажет на одну из стопок или не назовет соответствующее слово. Постепенно снижайте свою помощь. Каждый раз давайте ему что-нибудь попробовать и затем показывайте ему второй кусочек. Пусть он Вам покажет, за какую табличку Вы должны его положить

Упражнение: Упорядочить картинки - 2

Познавательная деятельность: образовать последовательность, понимание речи

Познавательная деятельность: образовывать категории.

Речевая деятельность: разговор

Учебная цель: осознать последовательность времени, понимание понятия "сначала", "затем", "наконец".

Задание: разложить 3 картинки последовательно в соответствии с рассказанными ранее историями

дата

Материал: альбомы или серии рисунков, по которым можно рассказать историю

Возьмите из книги 3 картинки. Они должны отчетливо представлять сцены из истории и не иметь подписей. Расскажите ребенку историю и укажите ему на соответствующие места на рисунках. Проследите, чтобы он хорошо рассмотрел картинки, прежде чем Вы продолжите историю. Укажите на важную деталь, чтобы сконцентрировать его внимание на рисунке. Когда Вы показали картинку и рассказали историю, возьмите картинку в руку, смешайте их и разложите в обратном порядке на столе. Спросите: "Что произошло сначала? Что было потом? Что в конце?". Помогите ему найти после каждого вопроса нужную картинку. Если он может разложить картинки в нужной последовательность, велите ему рассказать фрагменты истории по картинкам. Не беспокойтесь, если пройдет много времени, прежде чем он заполнит детали между изображенными сценами. Пройдет еще много времени, пока память и уверенность ребенка усовершенствуются в такой степени, что он самостоятельно сможет заполнить пробелы в истории.

Упражнение: Реагировать на вопросы

Познавательная деятельность: понимание речи

Познавательная деятельность: образовывать категории

Учебная цель: реагировать на ряд вопросов

Задание: показывать соответствующие картинки, отвечая на вопросы "Кто? Что? Где?"

дата

Материал: рисунки предметов (мяч, автомобиль, стул, кровать), животных (собака, лошадь, корова, кошка) и людей (мать, отец, ребенок, пожарник)

Выберите из каждой группы рисунков один и положите его перед ребенком. Привлеките его внимание к рисунку и убедитесь, что он Вас слушает, когда Вы спрашиваете. Изучайте с ним лишь одно слово за один раз в такой последовательности: кто, что, где. Для примера положите перед ним рисунки взрослого, коровы, мяча и спросите: "Кто едет на автомобиле?". Помогите ему выбрать правильный рисунок. Если он на вопрос "Кто?" отвечает правильно, то переходите к вопросу "Что?". Используйте рисунки автомобиля, ребенка и собаки и спросите: "Что делает мама?". Если малыш на все 3 вопроса правильно выбирает соответствующие рисунки, то перемешайте их и спрашивайте в любой последовательности. Покажите ему, например, рисунок мяча, пожарника, собаки и кровати. Спросите его: "Что ты можешь бросить?", "Кто ездит на пожарном автомобиле?", "Где ты можешь спать?". Если он выберете не тот рисунок, то повторите вопрос, особенно подчеркивая ключевые слова. Помогайте ему лишь тогда, когда это необходимо.

Упражнение :Предлоги

Познавательная деятельность: понимание речи, 5-6 лет

Координация глаз, рук: рисование, 4-5 лет

Учебная цель: понимать указание места на двух уровнях

Задание: рисовать на листе бумаги по просьбам, которые содержат указание места

дата

Материал: карандаши, бумага

Прежде чем начать упражнение, подготовьте ряд листов с простыми рисунками. Например, рисунок дома, девочки, дерева. Следующий рисунок четырехугольника, круга, треугольника. Сядьте с ребенком за стол и дайте ему 1 листок. Давайте ему простые указания, которые содержат предлоги "в", "под", "вокруг", "за" и "рядом". Скажите: "(имя), нарисуй круг вокруг девочки!". Возьмите его палец и обведите им девочку. Подчеркивайте слово "вокруг" и повторяйте его, обводя фигуру его пальцем. Затем дайте ему карандаш и велите обвести круг вокруг девочки. Пусть таким же образом он проведет линию под домом и поставит точку рядом с деревом. Давайте Ваши указания просто. Следите, чтобы обозначения нарисованных предметов были ему знакомы, и чтобы он мог нарисовать нужную фигуру. Если он делает успехи, то задание можно постепенно усложнять. Дайте ему, например, 2 карандаша и попросите нарисовать голубой четырехугольник в кругу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального коррекционно - развивающего занятия педагога-психолога с ребенком с ЗПР (4-5 лет).

Конспект индивидуального коррекционно - развивающего занятия педагога-психолога  с ребенком с ЗПР (4-5 лет) на тему "Дикие животные"Цель: развитие мелкой моторики, развитие познава...

план индивидуальной коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком раннего возраста

план индивидуальной коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком раннего возраста...

Конспект индивидуального коррекционно- развивающего занятия педагога-психолога с ребенком с ОВЗ старшего дошкольного возраста по теме: «Дикие животные»

Цель: развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления.Задачи:расширить знания детей о диких животных,развивать восприятие, произвольное внимание, память, мышление, мелкую моторику, произ...

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ (тревожность) «Я уверен, что смогу»

Программно-методическое пособие педагога-психолога Ляшко Т.Н. представляет собой программу для работы с детьми с нарушениями в эмоционально-волевой сфере «Я уверен, что смогу», программа п...

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с ребенком дошкольного возраста с задержкой психического развития. «Лесная прогулка».

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с ребенком дошкольного возраста с задержкой психического развития. «Лесная прогулка».Цель: Развитие  эмоциональ...

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с ребенком дошкольного возраста с задержкой психического развития. «Космическое путешествие».

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с ребенком дошкольного возраста с задержкой психического развития. «Космическое путешествие».Цель: Развитие  эмоцион...