Работа с одаренными детьми: «Диагностические методики по выявлению детей, имеющих одаренность в ДОУ»
учебно-методический материал по психологии (подготовительная группа)

Карпова Татьяна Александровна

Повышение профессионального уровня педагогов по работе с одаренными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odarennymi_detmi.docx38.55 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми: 

«Диагностические методики по выявлению детей, имеющих одаренность в ДОУ»

Цель: Повышение профессионального уровня педагогов по работе с одаренными детьми.

Одаренность — это наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека. Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности».

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности. 

         Проблемы одарённых детей:

  • Неприязнь к школе, потому что не интересно, скучно.
  • Увлечение сложными видами деятельности, где нет попутчиков, как следствие нет общения и в результате одарённый ребёнок зачастую одинок.
  • Погружение в философские проблемы: жизнь и смерть, загробная жизнь, религиозные верования.
  • Дисгармония между физическим, психическим и социальным развитием.
  • Стремление к совершенству, перфекционизму.
  • Ощущение неудовлетворённости, неадекватность в самооценке (комплексы,  мания величия)
  • Нереалистично завышенные цели.
  • Сверхчувствительность к критике.
  • Большая потребность во внимании окружающих.

Признаки одаренности выявляются на уровне наблюдения за характером действий ребенка, проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер.  

Различают общую одаренность и ее специальные виды. С видами одаренностей, методиками ее выявления, факторами, влияющими на развитие одаренности, с педагогическими условиями можно ознакомиться в книге Платонова С.М. «Детская одаренность».

  • Ее развитие зависит от уровня развития педагога, работающего с детьми, который должен обладать огромным запасом знаний, иметь высокоразвитые душевные и нравственные качества личности,  от умения педагога и родителей построить правильную работу с детьми, без авторитаризма, уметь выстраивать и организовывать обогащенную предметно-пространственную среду  для углубленного развития направления способностей и одаренностей детей.
  • Необходима специальная дополнительная программа, в которой предусмотрена индивидуализация обучения, вовлечение в иные формы обучения — творческие лаборатории, мастер-классы, проекты, конференции, детские фестивали.  
  • Под общей одаренностью понимают некий общий уровень развития личности человека, характеризующийся большими способностями к умственной деятельности, ярко выраженными чертами темперамента, характерными особенностями и глубиною чувств, оригинальными чертами творческой деятельности.
  • Под специальными видами одаренности понимают высокий уровень развития какой-нибудь отдельной, изолированной способности, который может быть и не связан обязательно с высоким общим развитием личности. Например, человек может обладать выдающейся памятью, далеко превосходящей все те проявления памяти, которые наблюдаются у других людей, и вместе с тем по развитию своего интеллекта быть ниже среднего уровня; он может обладать выдающимся музыкальным слухом и в то же время низким уровнем музыкальной культуры. Талант в той или другой области не может основываться только на специальной одаренности, он всегда требует высокого уровня развития нескольких взаимосвязанных способностей. Так, талантливый музыкант, кроме музыкального слуха, обычно обладает высокоразвитым чувством ритма и музыкальной формы, тонким эстетическим вкусом, творческим воображением, впечатлительностью.
  • Словосочетанием «одарённый ребенок» обозначается некая исключительность.
  • Одаренные дети – дети, опережающие сверстников в развитии.
  • Существует много видов классификации одарённых детей.
  • Виды одаренности: (спортивная, интеллектуальная, артистическая: хореографическая, сценическая, вокальная, литературная; музыкальная, художественная, одаренность в ремеслах, техническая или научная одаренность, одаренность может быть лидерская, или одаренность может проявляться в создании новых духовных ценностей и служении людям).
  • Н. С. Лейтес, специалист в детской одаренности, классифицируя разные педагогические подходы к этой проблеме, выделяет 3 категории детей, которых принято обычно называть одаренными:
  • дети с высоким IQ;
  • дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности,
  • дети с высокой креативностью (способностью к творчеству).

Имеющиеся в психологии материалы также позволяют обратить внимание педагогов и родителей на следующие категории одаренных детей:

  • Дети с ускоренным умственным развитием. Нередки случаи, когда дети очень рано, начиная с двух-трех лет, тянутся к учению, в три-четыре года умеют читать и считать, иногда вопреки желанию старших. Такие дети могут на несколько лет опережать сверстников по уровню развития. Естественно можно подумать, что дети с ранним умственным подъемом – самые благополучные, преуспевающие школьники. Но на самом деле это не так: у них свои специфические трудности в учении и общении, свои драмы возрастного развития. К таким детям необходим особый подход,- они могли бы пройти школьное обучение в более сжатые сроки, а у некоторых из них могут оказаться предпосылки выдающегося интеллекта.
  • Дети с ранней умственной специализацией. Это дети, у которых, при таком же, как у сверстников, общем уровне интеллекта, обнаруживается особая расположенность к какому-нибудь определенному учебному предмету (области науки или техники). Иногда сфера познавательных интересов находится за пределами школьной учебной программы.
  • Дети с отдельными признаками незаурядных способностей. Данную категорию детей отличают такие замечательные качества отдельных психических процессов, как необычная память на какие-нибудь объекты или яркость воображения, особая наблюдательность и т. д.

Система работы с одарёнными детьми, включает в себя основные направления, которые тесно связаны и интегрируются между собой:

  • создание специальной развивающей творческой среды, способствующей выявлению одарённых детей и развитию их творческого и интеллектуального потенциала;
  • работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества);
  • работа с родителями (беседы, анкетирование).

Для поиска и отбора одарённых дошкольников используется поэтапная стратегия диагностики. На первом этапе отбор осуществляется на основе широкого спектра характеристик одарённости с помощью опросников, организованного наблюдения, различных оценочных процедур, которые должны максимально полно отражать все стороны и проявления одарённости. На втором этапе используются более точные и более специфические диагностические процедуры (в том числе и тесты). Для оценки специальных способностей (музыкальных, математических, художественных)

У дошкольников используются экспертные карты, содержащие компоненты специальных способностей. Диагностировать каждого ребёнка по всем методикам нецелесообразно. Поэтому можно проводить диагностику детей в выбранном направлении (психомоторная, артистическая, вокальная, хореографическая одарённость) по результатам заполнения экспертных листов воспитателем, родителями.

Диагностика по выявлению одарённых детей включает:

  • Выявление интересов, способностей к той или иной деятельности.
  • Выявление предпосылок общей одарённости.
  • Выявление уровня развития креативности (творческих способностей) ребёнка.
  • Для проведения психологического тестирования ребенка дошкольного возраста с целью выявления различных компонентов одаренности предлагаются следующие методики.

Методики для выявления компонентов одаренности в дошкольном возрасте:

Название методик

Предназначение методики 

Возраст

Тест Ф. Гудинаф – Д. Харриса

Интеллектуальный

компонент

3 15 лет

Тест Д. Векслера

Интеллектуальный

компонент

5 16 лет

Методика «МЭДИС» (Экспресс-диагностика интеллектуальных способностей дошкольников)

Интеллектуальный

компонент

6 7 лет

Прогрессивные матрицы Дж. Равена

Интеллектуальный

компонент

с 6 лет

Методика для определения уровня умственного развития детей (Замбицявичене Э. Ф.)

Интеллектуальный

компонент

7 9 лет

Тест «Дорисовывание»

Творческий компонент

3 10 лет

Тест «Назови картинку»

Творческий компонент

4 6 лет

Диагностика вербальной и невербальной креативности  (Гилфорд Дж. и Торренс П. в модификации Туник Е.)

Творческий компонент

5 15 лет

Тест креативности Ф. Вильямса

Творческий компонент

5 17 лет

Методика «Социометрия»

Социальный компонент

Методика «Цветовая социометрия»

Социальный компонент

Шкала психомоторного развития по М. Гриффитс

Психомоторный компонент

1 2 года

Шкала психомоторного развития А. Гезелла

Психомоторный компонент

с рождения до 6 лет

Шкала оценки моторики (Озерецкий Н. И.)

Психомоторный компонент

4-16 лет

Методика «Мотоскопия» Н. И. Озерецкого

Психомоторный компонент

с дошкольного возраста

Денверский скрининговый тест оценки развития ребенка

Психомоторный компонент

с рождения до 6 лет

Диагностика нарушений моторного развития (по Архиповой Е. Ф.)

Психомоторный компонент

Дошкольный, младший школьный возраст

Методика по определению доминирования

познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребенка (Н. И Гуткина)

Мотивационный компонент

Дошкольный возраст

Методика изучения мотивации (по Н. П. Белопольской)

Мотивационный компонент

Дошкольный, младший школьный возраста

 

Тест, приведенный далее, поможет определить проявление конкретных способностей детей, а это, в свою очередь, даст возможность не только сохранить детский талант, но и посильно способствовать его развитию.

технические способности

  1. больше интересуется работой различных механизмов, машин
  2. просто обожает что-либо конструировать, собирать
  3. всегда старается «докопаться» до причин, по которым что-то перестало работать, а также с энтузиазмом относится к «капризам» техники;
  4. пытается сам чинить поломки и использует для этого детали других механизмов. Порою он может вас даже удивлять тем решением, которое нашел;
  5. умеет и даже любит рисовать, т. е. «видит» чертежи механизмов, их эскизы;

музыкальные способности

  1. вслушивается музыку, всегда тянется к тем местам, где она звучит;
  2. быстро отзывается на мелодию, на её ритм, а также их быстро запоминает;
  3. довольно-таки часто сам поет или играет на имеющихся инструментах. При этом исполнение мелодии происходит с чувствами, энергично, он буквально вкладывает себя, своё настроение в этот процесс;
  4. пытается самостоятельно сочинять новые мелодии;
  5. сильно хочет и даже сам пытается научиться играть на каком-то инструменте;

артистические способности

  1. в моменты нехватки слов использует мимику, движения, жесты;
  2. всячески старается вызвать эмоции у тех, кому что-то рассказывает и показывает;
  3. осознанно и/или неосознанно старается даже тоном голоса подражать человеку, о котором рассказывает;
  4. не боится аудиторию и всегда с готовностью выступает перед нею;
  5. часто кого-то передразнивает, кому-то подражает и получается это у него с легкостью;
  6. обладает хорошей пластичностью и всегда открыт для всего нового;
  7. любит одеваться красиво и быстро схватывает значение красивой одежды;

незаурядные интеллектуальные способности

  1. четко рассуждает, прекрасно мыслит, легко понимает недосказанное и причины каких-либо действий, поступков людей;
  2. удивляет вас своею памятью;
  3. легко учится, быстро понимает новый школьный материал;
  4. практически всегда задает много вопросов, но конкретно по теме, по ситуации;
  5. предпочитает читать, любит это делать;
  6. пусть и не является отличником, но обгоняет в учебе своих сверстников;
  7. больше, чем сверстники знает о событиях, о ситуациях, которые лично его не касаются;
  8. часто рассудителен, а может и расчетлив не по годам, удивляет вас здравостью мыслей;
  9. наблюдателен, очень быстро, пусть и не ярко, реагирует на новые событие в жизни.

спортивные

способности

  1. чрезвычайно энергичен, всегда стремится к движению;
  2. смел и синяки и/или шишки его совершенно не пугают;
  3. очень часто становится первым или всегда стремится к этому в различных спортивных играх;
  4. удивляет вас тем, как хорошо и быстро осваивает катание на лыжах и коньках, как ловко обращается с мячом
  5. имеет отличную координацию движений, быстро развивается физически;
  6. спокойным занятиям предпочитает подвижные игры, состязания или старается просто больше бегать резвиться;
  7. всегда переполнен энергией и вам кажется, что он просто никогда не устает;
  8. различными способами подражает любимому спортсмену.

литературные способности

  1. много, часто о чем-то рассказывает и в процессе придерживается сюжета, четко удерживает основную мысль;
  2. часто фантазирует, придумывает свой вариант развития обычных событий и всегда вносит в них что-то необычное;
  3. в рассказе больше использует слова, ярко передающие чувства, эмоции участников сюжета;
  4. героев своего рассказа старается «оживить»;
  5. бывает, что уединяется и сам пишет свой собственный рассказ.

талант к научной работе

  1. легко обобщает что-либо, запросто понимает абстрактные понятия;
  2. легко своими словами выражает чужие мысли. Иногда даже специально их записывает для себя чтобы не забыть;
  3. читать любит, но литературу не по возрасту, а более взрослые, более серьезные научно-популярные издания;
  4. практически всегда или очень часто старается самостоятельно объяснить то или иное событие;
  5. всегда с удовольствием создает свои собственные схему, конструкции, даже коллекции;
  6. никогда не унывает и слишком долго в расстроенных чувствах не находится, если его открытие, его изобретение не нашли поддержки или были даже осмеяны.

художественные способности

  1. не находя слов, начинает рисовать / лепить, чтобы выразить свои чувства, эмоции, своё настроение;
  2. рисуя, старается изобразить разнообразные предметы, животных, людей и даже ситуации, а не повторяет лишь то, что удалось хорошо;
  3. очень внимательно относится к каким-либо произведением искусства, становится серьезным, о чем-то задумывается, если его детское внимание привлекает картина;
  4. в свое свободное время чаще всего рисует, что-то лепит, используя все имеющиеся краски и материалы;
  5. часто старается сделать что-то прикладное: различные украшения для дома, для одежды
  6. не боится, не стесняется критиковать даже известные произведения, с готовностью высказывает о них своё мнение и разумны обосновывает его.

Теперь, зная индикаторы (признаки) таланта ребенка, надо взять ручку (карандаш) и бумагу. Каждый признак во всех 8-ми блоках оцените по шкале от 2-х (минимум) до 5-ти (максимум).

После этого просуммируйте полученные результаты и поделите итог каждого из 8-ми блоков на число признаков. К примеру, сумму по художественному таланту необходимо поделить на 6.

Имея получившиеся результаты, вы можете определить наиболее выраженную одаренность ребенка, но это еще не все.

Следующий этап – это построение графика, отражающего уровень детского интереса, как показано на рисунке.

По полученным результатам начертите линии на графике, а в месте их пересечений поставьте точки. После этого соедините все точки линией и необходимый график готов. По графику можно достаточно легко определить детские перспективы.

Наиболее подходящий возраст для проведения такого теста – 5-8 лет.

Опросник для выявления (экспертной оценки) одарённых детей А. А. Лосевой.

Данный опросник может быть использован для оценки одарённости дошкольников педагогами, родителями, психологом. Опросник включает характеристики 10 сфер, где дошкольник может проявить способности: интеллектуальной, академических достижений, творческой, литературной, артистической, музыкальной, технической, двигательной, художественной, социальной. Экспертам предлагается оценить по четырёх балльной системе характеристики указанных сфер проявления одарённости. Если какая-то характеристика присуща дошкольнику в наивысшей степени, выставляется 5 баллов; 2 балла – самая низкая оценка. Далее вычисляется средняя арифметическая для каждого испытуемого.

Методика «Карта одарённости» разработанная А. И. Савенковым, предназначена для родителей, но может применяться и педагогами. Она позволяет оценить степень развития у ребёнка от 5 10 лет следующих видов одарённости : интеллектуальная, творческая, академическая, художественно-изобразительная, музыкальная, литературная, артистическая, техническая, лидерская, спортивная. 

Методика выполняет диагностическую и развивающую функции.  Рассматривать как основание для маршрута его дальнейшего развития. Родители могут обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые им представляются более ценными.

Методика «МЭДИС».

Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6-7 летнего возраста. Методика состоит из 4 субтестов по 5 заданий в каждом и имеет 2 эквивалентные формы А и Б, которые могут чередоваться при повторном тестировании.

Проводится МЭДИС в течение 20 – 25 минут с половиной группы, чтобы при диагностике дети не сидели рядом за одной партой, либо индивидуально.

В случае получения низких результатов по тесту рекомендуется провести ретестирование по другой форме. Полученные результаты позволяют судить об уровне развития различных сторон интеллектуальной деятельности и в целом об интеллектуальных способностях детей 6-7 лет. 

Методика может использоваться при определении готовности к школьному обучению.

1 субтест – на выявление общей осведомленности ребенка, его словарного запаса.

2 субтест – на понимание количественных и качественных соотношений.

3 субтест – на исключение лишнего, выявление уровня логического мышления.

4 субтест – на выявление математических способностей.

МАДОУ СЦРР детский сад «Золотой ключик

Воспитатель: Карпова Татьяна Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы и методы выявления одаренных детей (спортивная одаренность).

Знание общего и особенного природно-одаренных людей необходимо специалистам в области физического воспитания и развития детей, чтобы выделить по характерным свойствам пе...

Перспективное планирование работы с детьми разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей, имеющих сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей

Перспективное планирование работы с детьми разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей, имеющих сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей...

Выявление и сопровождение детей, имеющих предпосылки физической одаренности

Детская одаренность – это хрупкая субстанция. Для раскрытия одаренности необходимы атмосфера психологического комфорта, принятие малыша таким, какой он есть, вера в большие возможности его позит...

Выявление и сопровождение детей, имеющих предпосылки сценической, литературно-поэтической одаренности

Для развития литературно-поэтической одаренности следует развивать основные компоненты литературной способности:  впечатлительность, или поэтическое восприятие предметов и явлений действительност...

Организация работы психолого-педагогического консилиума ДОО по раннему выявлению детей с ТНР и коррекции речевого развития.

      В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из главных составляющих воспитания и обучения детей, т. к. от ее развития, связности, правильно...

Список методик для выявления детской одаренности

Методики для выявления компонентов одаренности в дошкольном возрасте:названия методик в таблицетест с критериями для выявления конкретных способностей детей...

Методики для выявления детской одаренности (авторы)

1.   МЕТОДИКА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ (ЛОСЕВА А. А.) 2.МЕТОДИКА «КАРТА ОДАРЕННОСТИ» (А.И. САВЕНКОВ) 3.Методика по Савенкову А.И. &laq...