Список методик для выявления детской одаренности
консультация

Муромцева Екатерина Александровна

Методики для выявления компонентов одаренности в дошкольном возрасте:

названия методик в таблице

тест с критериями для выявления конкретных способностей детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методики для выявления компонентов одаренности в дошкольном возрасте:

Название методик

Предназначение методики 

Возраст

Тест Ф. Гудинаф – Д. Харриса

Интеллектуальный

компонент

3 15 лет

Тест Д. Векслера

Интеллектуальный

компонент

5 16 лет

Методика «МЭДИС» (Экспресс-диагностика интеллектуальных способностей дошкольников)

Интеллектуальный

компонент

6 7 лет

Прогрессивные матрицы Дж. Равена

Интеллектуальный

компонент

с 6 лет

Методика для определения уровня умственного развития детей (Замбицявичене Э. Ф.)

Интеллектуальный

компонент

7 9 лет

Тест «Дорисовывание»

Творческий компонент

3 10 лет

Тест «Назови картинку»

Творческий компонент

4 6 лет

Диагностика вербальной и невербальной креативности  (Гилфорд Дж. и Торренс П. в модификации Туник Е.)

Творческий компонент

5 15 лет

Тест креативности Ф. Вильямса

Творческий компонент

5 17 лет

Методика «Социометрия»

Социальный компонент

Методика «Цветовая социометрия»

Социальный компонент

Шкала психомоторного развития по М. Гриффитс

Психомоторный компонент

1 2 года

Шкала психомоторного развития А. Гезелла

Психомоторный компонент

с рождения до 6 лет

Шкала оценки моторики (Озерецкий Н. И.)

Психомоторный компонент

4-16 лет

Методика «Мотоскопия» Н. И. Озерецкого

Психомоторный компонент

с дошкольного возраста

Денверский скрининговый тест оценки развития ребенка

Психомоторный компонент

с рождения до 6 лет

Диагностика нарушений моторного развития (по Архиповой Е. Ф.)

Психомоторный компонент

Дошкольный, младший школьный возраст

Методика по определению доминирования

познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребенка (Н. И Гуткина)

Мотивационный компонент

Дошкольный возраст

Методика изучения мотивации (по Н. П. Белопольской)

Мотивационный компонент

Дошкольный, младший школьный возраста

 

Тест, приведенный далее, поможет определить проявление конкретных способностей детей,

а это, в свою очередь, даст возможность не только сохранить детский талант, но и посильно способствовать его развитию.

технические способности

  1. больше интересуется работой различных механизмов, машин
  2. просто обожает что-либо конструировать, собирать
  3. всегда старается «докопаться» до причин, по которым что-то перестало работать, а также с энтузиазмом относится к «капризам» техники;
  4. пытается сам чинить поломки и использует для этого детали других механизмов. Порою он может вас даже удивлять тем решением, которое нашел;
  5. умеет и даже любит рисовать, т. е. «видит» чертежи механизмов, их эскизы;

музыкальные способности

  1. вслушивается музыку, всегда тянется к тем местам, где она звучит;
  2. быстро отзывается на мелодию, на её ритм, а также их быстро запоминает;
  3. довольно-таки часто сам поет или играет на имеющихся инструментах. При этом исполнение мелодии происходит с чувствами, энергично, он буквально вкладывает себя, своё настроение в этот процесс;
  4. пытается самостоятельно сочинять новые мелодии;
  5. сильно хочет и даже сам пытается научиться играть на каком-то инструменте;

артистические способности

  1. в моменты нехватки слов использует мимику, движения, жесты;
  2. всячески старается вызвать эмоции у тех, кому что-то рассказывает и показывает;
  3. осознанно и/или неосознанно старается даже тоном голоса подражать человеку, о котором рассказывает;
  4. не боится аудиторию и всегда с готовностью выступает перед нею;
  5. часто кого-то передразнивает, кому-то подражает и получается это у него с легкостью;
  6. обладает хорошей пластичностью и всегда открыт для всего нового;
  7. любит одеваться красиво и быстро схватывает значение красивой одежды;

незаурядные интеллектуальные способности

  1. четко рассуждает, прекрасно мыслит, легко понимает недосказанное и причины каких-либо действий, поступков людей;
  2. удивляет вас своею памятью;
  3. легко учится, быстро понимает новый школьный материал;
  4. практически всегда задает много вопросов, но конкретно по теме, по ситуации;
  5. предпочитает читать, любит это делать;
  6. пусть и не является отличником, но обгоняет в учебе своих сверстников;
  7. больше, чем сверстники знает о событиях, о ситуациях, которые лично его не касаются;
  8. часто рассудителен, а может и расчетлив не по годам, удивляет вас здравостью мыслей;
  9. наблюдателен, очень быстро, пусть и не ярко, реагирует на новые событие в жизни.

спортивные

способности

  1. чрезвычайно энергичен, всегда стремится к движению;
  2. смел и синяки и/или шишки его совершенно не пугают;
  3. очень часто становится первым или всегда стремится к этому в различных спортивных играх;
  4. удивляет вас тем, как хорошо и быстро осваивает катание на лыжах и коньках, как ловко обращается с мячом
  5. имеет отличную координацию движений, быстро развивается физически;
  6. спокойным занятиям предпочитает подвижные игры, состязания или старается просто больше бегать резвиться;
  7. всегда переполнен энергией и вам кажется, что он просто никогда не устает;
  8. различными способами подражает любимому спортсмену.

литературные способности

  1. много, часто о чем-то рассказывает и в процессе придерживается сюжета, четко удерживает основную мысль;
  2. часто фантазирует, придумывает свой вариант развития обычных событий и всегда вносит в них что-то необычное;
  3. в рассказе больше использует слова, ярко передающие чувства, эмоции участников сюжета;
  4. героев своего рассказа старается «оживить»;
  5. бывает, что уединяется и сам пишет свой собственный рассказ.

талант к научной работе

  1. легко обобщает что-либо, запросто понимает абстрактные понятия;
  2. легко своими словами выражает чужие мысли. Иногда даже специально их записывает для себя чтобы не забыть;
  3. читать любит, но литературу не по возрасту, а более взрослые, более серьезные научно-популярные издания;
  4. практически всегда или очень часто старается самостоятельно объяснить то или иное событие;
  5. всегда с удовольствием создает свои собственные схему, конструкции, даже коллекции;
  6. никогда не унывает и слишком долго в расстроенных чувствах не находится, если его открытие, его изобретение не нашли поддержки или были даже осмеяны.

художественные способности

  1. не находя слов, начинает рисовать / лепить, чтобы выразить свои чувства, эмоции, своё настроение;
  2. рисуя, старается изобразить разнообразные предметы, животных, людей и даже ситуации, а не повторяет лишь то, что удалось хорошо;
  3. очень внимательно относится к каким-либо произведением искусства, становится серьезным, о чем-то задумывается, если его детское внимание привлекает картина;
  4. в свое свободное время чаще всего рисует, что-то лепит, используя все имеющиеся краски и материалы;
  5. часто старается сделать что-то прикладное: различные украшения для дома, для одежды
  6. не боится, не стесняется критиковать даже известные произведения, с готовностью высказывает о них своё мнение и разумны обосновывает его.

Теперь, зная индикаторы (признаки) таланта ребенка, надо взять ручку (карандаш) и бумагу. Каждый признак во всех 8-ми блоках оцените по шкале от 2-х (минимум) до 5-ти (максимум).

После этого просуммируйте полученные результаты и поделите итог каждого из 8-ми блоков на число признаков. К примеру, сумму по художественному таланту необходимо поделить на 6.

Имея получившиеся результаты, вы можете определить наиболее выраженную одаренность ребенка, но это еще не все.

Следующий этап – это построение графика, отражающего уровень детского интереса, как показано на рисунке.

По полученным результатам начертите линии на графике, а в месте их пересечений поставьте точки. После этого соедините все точки линией и необходимый график готов. По графику можно достаточно легко определить детские перспективы.

Наиболее подходящий возраст для проведения такого теста – 5-8 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы выявления детской одаренности

Подобраны диагностики, которые помогут выявить одаренных детей. Эти диагностики удобны в применении и легки в обработке....

Методики выявления потенциальной одаренности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Понятие «одаренность» прои...

Рабочая программа по выявлению детской одаренности «Одарёшка»

Цель программы. Создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реа...

Диагностики для выявления детской одаренности

Каталог диагностических методик для выявления детской одаренности...

Работа с одаренными детьми: «Диагностические методики по выявлению детей, имеющих одаренность в ДОУ»

Повышение профессионального уровня педагогов по работе с одаренными детьми....

Методики для выявления детской одаренности (авторы)

1.   МЕТОДИКА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ (ЛОСЕВА А. А.) 2.МЕТОДИКА «КАРТА ОДАРЕННОСТИ» (А.И. САВЕНКОВ) 3.Методика по Савенкову А.И. &laq...

Консультация для педагогов "Выявление детской одаренности в дошкольном возрасте"

Самым сензитивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст.  Основными чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестанда...