Список методик для выявления детской одаренности
консультация

Муромцева Екатерина Александровна

Методики для выявления компонентов одаренности в дошкольном возрасте:

названия методик в таблице

тест с критериями для выявления конкретных способностей детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методики для выявления компонентов одаренности в дошкольном возрасте:

Название методик

Предназначение методики 

Возраст

Тест Ф. Гудинаф – Д. Харриса

Интеллектуальный

компонент

3 15 лет

Тест Д. Векслера

Интеллектуальный

компонент

5 16 лет

Методика «МЭДИС» (Экспресс-диагностика интеллектуальных способностей дошкольников)

Интеллектуальный

компонент

6 7 лет

Прогрессивные матрицы Дж. Равена

Интеллектуальный

компонент

с 6 лет

Методика для определения уровня умственного развития детей (Замбицявичене Э. Ф.)

Интеллектуальный

компонент

7 9 лет

Тест «Дорисовывание»

Творческий компонент

3 10 лет

Тест «Назови картинку»

Творческий компонент

4 6 лет

Диагностика вербальной и невербальной креативности  (Гилфорд Дж. и Торренс П. в модификации Туник Е.)

Творческий компонент

5 15 лет

Тест креативности Ф. Вильямса

Творческий компонент

5 17 лет

Методика «Социометрия»

Социальный компонент

Методика «Цветовая социометрия»

Социальный компонент

Шкала психомоторного развития по М. Гриффитс

Психомоторный компонент

1 2 года

Шкала психомоторного развития А. Гезелла

Психомоторный компонент

с рождения до 6 лет

Шкала оценки моторики (Озерецкий Н. И.)

Психомоторный компонент

4-16 лет

Методика «Мотоскопия» Н. И. Озерецкого

Психомоторный компонент

с дошкольного возраста

Денверский скрининговый тест оценки развития ребенка

Психомоторный компонент

с рождения до 6 лет

Диагностика нарушений моторного развития (по Архиповой Е. Ф.)

Психомоторный компонент

Дошкольный, младший школьный возраст

Методика по определению доминирования

познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребенка (Н. И Гуткина)

Мотивационный компонент

Дошкольный возраст

Методика изучения мотивации (по Н. П. Белопольской)

Мотивационный компонент

Дошкольный, младший школьный возраста

 

Тест, приведенный далее, поможет определить проявление конкретных способностей детей,

а это, в свою очередь, даст возможность не только сохранить детский талант, но и посильно способствовать его развитию.

технические способности

  1. больше интересуется работой различных механизмов, машин
  2. просто обожает что-либо конструировать, собирать
  3. всегда старается «докопаться» до причин, по которым что-то перестало работать, а также с энтузиазмом относится к «капризам» техники;
  4. пытается сам чинить поломки и использует для этого детали других механизмов. Порою он может вас даже удивлять тем решением, которое нашел;
  5. умеет и даже любит рисовать, т. е. «видит» чертежи механизмов, их эскизы;

музыкальные способности

  1. вслушивается музыку, всегда тянется к тем местам, где она звучит;
  2. быстро отзывается на мелодию, на её ритм, а также их быстро запоминает;
  3. довольно-таки часто сам поет или играет на имеющихся инструментах. При этом исполнение мелодии происходит с чувствами, энергично, он буквально вкладывает себя, своё настроение в этот процесс;
  4. пытается самостоятельно сочинять новые мелодии;
  5. сильно хочет и даже сам пытается научиться играть на каком-то инструменте;

артистические способности

  1. в моменты нехватки слов использует мимику, движения, жесты;
  2. всячески старается вызвать эмоции у тех, кому что-то рассказывает и показывает;
  3. осознанно и/или неосознанно старается даже тоном голоса подражать человеку, о котором рассказывает;
  4. не боится аудиторию и всегда с готовностью выступает перед нею;
  5. часто кого-то передразнивает, кому-то подражает и получается это у него с легкостью;
  6. обладает хорошей пластичностью и всегда открыт для всего нового;
  7. любит одеваться красиво и быстро схватывает значение красивой одежды;

незаурядные интеллектуальные способности

  1. четко рассуждает, прекрасно мыслит, легко понимает недосказанное и причины каких-либо действий, поступков людей;
  2. удивляет вас своею памятью;
  3. легко учится, быстро понимает новый школьный материал;
  4. практически всегда задает много вопросов, но конкретно по теме, по ситуации;
  5. предпочитает читать, любит это делать;
  6. пусть и не является отличником, но обгоняет в учебе своих сверстников;
  7. больше, чем сверстники знает о событиях, о ситуациях, которые лично его не касаются;
  8. часто рассудителен, а может и расчетлив не по годам, удивляет вас здравостью мыслей;
  9. наблюдателен, очень быстро, пусть и не ярко, реагирует на новые событие в жизни.

спортивные

способности

  1. чрезвычайно энергичен, всегда стремится к движению;
  2. смел и синяки и/или шишки его совершенно не пугают;
  3. очень часто становится первым или всегда стремится к этому в различных спортивных играх;
  4. удивляет вас тем, как хорошо и быстро осваивает катание на лыжах и коньках, как ловко обращается с мячом
  5. имеет отличную координацию движений, быстро развивается физически;
  6. спокойным занятиям предпочитает подвижные игры, состязания или старается просто больше бегать резвиться;
  7. всегда переполнен энергией и вам кажется, что он просто никогда не устает;
  8. различными способами подражает любимому спортсмену.

литературные способности

  1. много, часто о чем-то рассказывает и в процессе придерживается сюжета, четко удерживает основную мысль;
  2. часто фантазирует, придумывает свой вариант развития обычных событий и всегда вносит в них что-то необычное;
  3. в рассказе больше использует слова, ярко передающие чувства, эмоции участников сюжета;
  4. героев своего рассказа старается «оживить»;
  5. бывает, что уединяется и сам пишет свой собственный рассказ.

талант к научной работе

  1. легко обобщает что-либо, запросто понимает абстрактные понятия;
  2. легко своими словами выражает чужие мысли. Иногда даже специально их записывает для себя чтобы не забыть;
  3. читать любит, но литературу не по возрасту, а более взрослые, более серьезные научно-популярные издания;
  4. практически всегда или очень часто старается самостоятельно объяснить то или иное событие;
  5. всегда с удовольствием создает свои собственные схему, конструкции, даже коллекции;
  6. никогда не унывает и слишком долго в расстроенных чувствах не находится, если его открытие, его изобретение не нашли поддержки или были даже осмеяны.

художественные способности

  1. не находя слов, начинает рисовать / лепить, чтобы выразить свои чувства, эмоции, своё настроение;
  2. рисуя, старается изобразить разнообразные предметы, животных, людей и даже ситуации, а не повторяет лишь то, что удалось хорошо;
  3. очень внимательно относится к каким-либо произведением искусства, становится серьезным, о чем-то задумывается, если его детское внимание привлекает картина;
  4. в свое свободное время чаще всего рисует, что-то лепит, используя все имеющиеся краски и материалы;
  5. часто старается сделать что-то прикладное: различные украшения для дома, для одежды
  6. не боится, не стесняется критиковать даже известные произведения, с готовностью высказывает о них своё мнение и разумны обосновывает его.

Теперь, зная индикаторы (признаки) таланта ребенка, надо взять ручку (карандаш) и бумагу. Каждый признак во всех 8-ми блоках оцените по шкале от 2-х (минимум) до 5-ти (максимум).

После этого просуммируйте полученные результаты и поделите итог каждого из 8-ми блоков на число признаков. К примеру, сумму по художественному таланту необходимо поделить на 6.

Имея получившиеся результаты, вы можете определить наиболее выраженную одаренность ребенка, но это еще не все.

Следующий этап – это построение графика, отражающего уровень детского интереса, как показано на рисунке.

По полученным результатам начертите линии на графике, а в месте их пересечений поставьте точки. После этого соедините все точки линией и необходимый график готов. По графику можно достаточно легко определить детские перспективы.

Наиболее подходящий возраст для проведения такого теста – 5-8 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы выявления детской одаренности

Подобраны диагностики, которые помогут выявить одаренных детей. Эти диагностики удобны в применении и легки в обработке....

Методики выявления потенциальной одаренности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Понятие «одаренность» прои...

Рабочая программа по выявлению детской одаренности «Одарёшка»

Цель программы. Создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реа...

Диагностики для выявления детской одаренности

Каталог диагностических методик для выявления детской одаренности...

Методики для выявления детской одаренности (авторы)

1.   МЕТОДИКА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ (ЛОСЕВА А. А.) 2.МЕТОДИКА «КАРТА ОДАРЕННОСТИ» (А.И. САВЕНКОВ) 3.Методика по Савенкову А.И. &laq...

Консультация для педагогов "Выявление детской одаренности в дошкольном возрасте"

Самым сензитивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст.  Основными чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестанда...

Современные подходы к выявлению детской одаренности и их творческих способностей посредством организации музыкально-творческой деятельности в жанре мюзикл в условиях реализации ФГОС д.о.

Одаренность - это системное развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деят...