Выявление и сопровождение детей, имеющих предпосылки сценической, литературно-поэтической одаренности
методическая разработка
Для развития литературно-поэтической одаренности следует развивать основные компоненты литературной способности: впечатлительность, или поэтическое восприятие предметов и явлений действительности; поэтическая зоркость; хорошая память; способность силы мышления и воображения создавать оригинальные образы и сюжеты; легкость возникновения творческого состояния, в частности, сопереживания; богатство словарного запаса и чувство языка; богатство словесных ассоциаций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aryuna_vyyavlenie_i_soprovozhdenie_dete1.docx | 16.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Выявление и сопровождение детей, имеющих предпосылки сценической, литературно-поэтической одаренности
Выявление предпосылок литературно-поэтической одаренности: На начало и конец учебного года провидится мониторинг освоения детьми образовательной области «Речевое развитие», с целью выявления особенностей речевого развития дошкольников. Основные методы применяемые для диагностики – это наблюдения, практические задания, беседы. В результате ее проведения выявляются дети, показавшие результаты высокий и выше среднего. С выделенными детьми организуется целенаправленная работа, составляется план сопровождения одаренных (имеющих задатки одаренности) детей. Создаются условия для развития литературной активности ребёнка. Одной из самых важных речевой развивающей среды для одаренных детей является грамотная речь педагога, так как педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы культуры речевой деятельности, приобщает к культуре устного высказывания, т. е. оказывает огромное влияние на все стороны речи. Речь педагога имеет обучающую и воспитательную направленность. Качества речи педагога: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность.
Для развития литературно-поэтической одаренности следует развивать основные компоненты литературной способности: впечатлительность, или поэтическое восприятие предметов и явлений действительности; поэтическая зоркость; хорошая память; способность силы мышления и воображения создавать оригинальные образы и сюжеты; легкость возникновения творческого состояния, в частности, сопереживания; богатство словарного запаса и чувство языка; богатство словесных ассоциаций. Признаки литературной одаренности: Любит сочинять (писать) рассказы или стихи. Умеет эмоционально и выразительно читать стихотворения. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для⎫ понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает. Склонён фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем- то уже знакомом и известном всем. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их⎫ характер, чувства, настроения.
Методика экспертных оценок Лосева А.А..
Эта методика проводится на основе наблюдений за ребенком
Критерии оценки
ФИ детей
Может легко «построить» рассказ, начиная отзавязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известномвсем.
Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии.
Любит сочинять рассказы или сказки.
Изображает в своих рассказах героев живыми ,передает их чувства и настроения.
Умеет эмоционально и с выражением читать стихотворения
Средний балл Если какая-то характеристика присуща ребенку: в наивысшей степени – 5 баллов; выше средней — 4 балла; средней – 3 балла; низкой – 2 балла.
Практический материал по диагностике литературных способностей 1-й тест.
Свободные словесные ассоциации по определенному слову
Задача: «Будем играть в игру со словами. Я скажу тебе одно слово, а ты скажешь мне другое — какое хочешь». 1—стул; 2 — мяч; 3 — Иван; 4 — зайчик; 5 — пою; 6 — красный.
Оценка: по крайней мере 3 верных ответа (т. е. адекватные слову раздражителю ассоциации).
2-й тест. Ассоциативное дополнение слова в предложении — подбор и активное употребление имен существительных 1 — Ребенок толкает…. 2 — Девочка качает …. 3 — Зайчик хрупает …. 4 — Мама стирает…. 5 — Девочка поливает ….
Оценка: 5 верных ответов.
3-й тест. Подбор и активное употребление имен прилагательных
1 — Какое яблоко (по величине, цвету и пр.)? 2 — Какая собака? 3 — Какой слон? 4 — Какие цветы? 5 — Какая зима?
Оценка: 5 верных ответов. 4-и тест.
Практическое приложение грамматических (морфологических) правил изменения слова
1 — Как говорится о маленьком стуле? А если их много? 2 — Как говорится о маленькой собаке? А если их много? 3 — Как говорится о маленьком яблоке? А если их много? Оценка: 2 верных ответа. 5-й тест. Составление предложения по одному слову 1 — мальчик; 2 — кукла; 3 — мишка.
Оценка: 1 верный ответ.
6-й тест. Составление предложения по трем определенным словам 1 — кукла, девочка, платье; 2 — тетя, плита, кошка; 3 — дядя, грузовик, дрова;
Оценка: 2 верных ответа
7-й тест. Ассоциативное дополнение придаточной части в сложноподчиненном предложении (раскрытие логического вербального мышления) 1 — Он вышел, когда…. 2 — Он не пошел на прогулку, потому что …. 3 — Он не вышел во двор, когда…. 4 — Он не взял игрушку, которая ….
Оценка: 3 верных ответа
8-й тест. Открытие и исправление грамматических ошибок посредством переконструирования предложения (обнаружение чутья к грамматической правильности) Задача: «Скажу тебе несколько предложений, но будь осторожен, так как в них есть ошибки. Можешь их исправить? 1 — Он ушла на реку. 2 — Там увидел маленькую рыбку. 3 — Потом бросил один, камни. 4 — Из реки выпрыгнула зеленый лягушка».
Оценка: 3 верных ответа (исправление можно сделать по любым из двух возможых способов переконструирования).
9-й тест. Словесное объяснение определенного действия и его последовательности
Задача: 1. Объясни: как из этих кубиков можно сделать домик? 2. Объясни: как играть в прятки или в игру, которую ты знаешь и любишь?
Оценка: Полное и понятное словесное объяснение одной из задач.
10-й тест. Произвольное и сознательное построение устного высказывания
Задача: «Хочешь, сыграем в игру «Запрещенные слова»? Я буду спрашивать тебя о чем-либо, а ты мне должен отвечать, не употребляя при составлении предложения запрещенные слова 1 — Что любит зайчик? (Запрещенные слова: зайчик, морковь.) 2 — Что делает собака? (Запрещенные слова: собака, лает.) 3 — Какая лиса? (Запрещенные слова: лиса, хитрая.)».
Оценка: 2 верных ответа (ответ должен быть предложение; 1, т. е. 2 связных слова).
11-й тест. Даётся слово одуванчик. Необходимо из букв этого слова составить как можно больше новых слов. (Время выполнения 3 минуты). Два раза одну и ту же букву в словах использовать нельзя. Задание предъявляется на отдельном листке, на котором ребёнок записывает (говорит) и свои слова. Высокий уровень развития способности – 9 и более слов. Средний уровень – 7,8 слов. Низкий уровень – 6 и менее слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сопровождение детей, имеющих предпосылки к одаренности в рамках методической службы дошкольного учреждения
Презентация позволяет ознакомиться с системой методической работы по развитию детской одаренности....
Организация современной образовательной среды ДОУ для поддержки и развития детей, имеющих предпосылки интеллектуальной одаренности
В статье раскрывается опыт работы дошкольного учреждения города Бийска по выявлению детей с признаками одаренности, подробно рассматривается организация современной образовательной среды для под...
Презентация "Раннее выявление и сопровождение детей с ОВЗ учителем-логопедом"
В презентации представлен опыт организации деятельности учителя-логопеда в МАДОУ по раннему выявлению и сопровождению детей с ОВЗ....
«Реализуем ФГОС ДО.Система выявления и поддержки детей с предпосылками одаренности» Викторина "Все хочу на свете знать"
Развиваем логику, воображение, учим работать командой....
Выявление и сопровождение детей, имеющих предпосылки физической одаренности
Детская одаренность – это хрупкая субстанция. Для раскрытия одаренности необходимы атмосфера психологического комфорта, принятие малыша таким, какой он есть, вера в большие возможности его позит...
Выявление и сопровождение детей дошкольного возраста с признаками одаренности
Электронный сборник методических материалов для педагогических работников ДОО...