Мастер-класс Игра «Педагогический крокодил» как прием командообразования (тимбилдинг).
методическая разработка по психологии

Дручинина Надежда Викторовна

Технология командообразования или тимбилдинг широко применяется в педагогической деятельности на разных уровнях образования: в детских садах, школах, средних и высших образовательных учреждениях, также в оздоровительных лагерях, например, таких как «Ортек», «Океан», «Орленок», которые даже разработали свою методику по командообразованию. В России свой вклад изучение коллектива внесли такие ученые, как: Антон Семенович Макаренко, Михаил Кипнис, Анатолий Николаевич Лутошкин, Василий Александрович Сухомлинский.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 32 «Счастливое детство»

города Рубцовска

658213, Алтайский край, г. Рубцовск,  ул. Громова, 12

\тел. (38557) 9-81-13,  9-80-61

e-mail: altaidetstvo@mail.ru

Муниципальный этап конкурса

«Воспитатель года Алтая-2023»

Мастер-класс

Игра «Педагогический крокодил»

как прием командообразования (тимбилдинг).

Дручинина Надежда Викторовна,

педагог-психолог МАДОУ «Детский сад №32

«Счастливое детство города Рубцовска Алтайского края

первая квалификационная категория

Рубцовск, 2022

Целевая аудитория: педагоги дошкольных учреждений

Цель: диссеминация педагогического опыта по организации и проведению игры как приема командообразования (тимбилдинга) «Педагогический крокодил».

Задачи:

  • - повышение уровня компетентности педагогов  в области командообразования через представление педагогического приема командообразования(тимбилдинга) «Педагогический крокодил» в работе с детьми старшего дошкольного возраста;
  • -передача путем демонстрации последовательности действий при организации технологии командообразования;
  • - мотивация участников мастер-класса на использование игры «Педагогический крокодил» в воспитательно-образовательном процессе.

Основные методы, приемы, технологии: словесный, наглядный, технология тимбилдинг.

Количество участников:

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: ноутбук, проектор, экран, презентация, мольберт, магниты,  стол 2 штуки, стулья по количеству участников, карточки из нетворкинга,  три нарисованные банки из картона для рефлексии, клей-карандаш,  распечатки «перчики» желтого, красного, зеленого цвета, пластиковые тарелочки для рефлексии.

Раздаточный: пригласительные для мастер-класса, ручки 2 штуки,  цветные карандаши, фишки для педагогов, бумага лист А5 для игры.

Оборудование выставки: буклет, картотека игр по командообразованию для старшего дошкольного возраста.

Ход мастер-класса:

Содержание слайда

Текст сообщения

1

Тема:  Игра «Педагогический крокодил» как прием командообразования (тимбилдинг).

Здравствуйте, уважаемы члены жюри и коллеги!

2

Цель: диссеминация педагогического опыта по организации и проведению игры как приема командообразования  (тимбилдинга) «Педагогический крокодил» .

Задачи:

- повышение уровня компетентности педагогов  в области командообразования через представление педагогического приема командообразования(тимбилинга) «Педагогический крокодил» в работе с детьми старшего дошкольного возраста;

-передача путем демонстрации последовательности действий при организации технологии командообразования;

- мотивация участников мастер-класса на использование игры «Педагогический крокодил» в воспитательно-образовательном процессе.

Понятие тимбилдинг

(анг. Team building) – технология, которая позволяет в игровой, динамичной форме обучить людей навыкам работы в команде, принятию решений в процессе реализации определенной цели (Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева).

Диаграммы

Напомню о том,  что моей педагогической находкой являлась технология «Командообразования» (тимбилдинг).

Технология командообразования или тимбилдинг широко применяется в педагогической деятельности на разных уровнях образования: в детских садах, школах, средних и высших образовательных учреждениях, также в оздоровительных лагерях, например, таких как «Ортек», «Океан», «Орленок», которые даже разработали свою методику по командообразованию. В России свой вклад изучение коллектива внесли такие ученые, как: Антон Семенович Макаренко, Михаил Кипнис, Анатолий Николаевич Лутошкин, Василий Александрович Сухомлинский.

История показывает, что невозможно добиться успеха в одиночку, даже Энштейну в свое время понадобилась помощь товарища, чтобы продолжить научную деятельность. В истории немало примеров, когда помощь близких товарищей помогла  совершить невообразимые открытия. Одному достичь успеха чрезвычайно сложно, и навык работы построения общения в коллективе необходим  том числе и ребенку. Умение работать в команде,  необходимо формировать с самого раннего возраста, например, можно разучивать стихи, песни, потешки, играть в сюжетно-ролевые игры, использовать творческое, масштабное рисование ит.д.  Технология тимбилдинга применяется со старшего дошкольного возраста. В своей профессиональной практической деятельности я отметила,  старшие дошкольники  не умеют работать в команде, не умеют договариваться, не слушают и не слышат друг друга. Сложившаяся ситуация натолкнула меня на применение технологии командообразования(тимбилдинга).

-Я изучила технологию, разработала рекомендации для родителей и педагогов, картотеку игр по тимбилдингу для старшего дошкольного возраста. Картотек представлена на выставке.

-В ходе работы и наблюдения за детьми, я решила посмотреть, в чем же заключается причина, почему старшие дошкольники отказываются от коллективного взаимодействия,  и провела диагностику, в начале применения технологии использовала методику «Капитан корабля». А.А.Романов

Цель методики: выявить социометрический статус ребенка в группе сверстников.

Приведу пример результатов на одной группе.

 В ходе, которой  я получила следующие данные: звезды(4 чел. звезды, предпочитаемые 18 чел., 1чел. отверженный, 1 чел. изолированный), Далее, работая с технологией, применяла различные игры, упражнения на командообразование и вновь провела данную методику, в конце учебного года, получила следующие данные (звезды 7 чел., 17 чел. Предпочитаемые). Результат меня достаточно удовлетворил. Я убедилась, что технология и ее приемы достаточно эффективны.

Упражнение на знакомство из нетворкинга

Технология, метод, прием — это инструмент, а наполнение её формируется педагогом.

Игра «Педагогический крокодил»

1 раунд «Объяснительный»

2 раунд «Рисовательный»

3 раунд «Показательный»

1 раунд: «Объяснительный».

Правила:

1.Игроку запрещается произносить слова , звуки, по которым легко угадать слово (например, по звуку «мяу» можно легко догадаться, что загадана кошка).

2. Запрещается губами проговаривать слова.

3. Запрещается показывать загаданное слово по буквам.

4. Отгадывающие могут: задавать игроку любые вопросы; уточнять, сколько слов загадано; просить игрока назвать синонимы; перечислять любые появляющиеся варианты.

2 раунд «Рисовательный»

Правила:

  1. Игроку запрещается произносить слова, звуки, показывать жестами отгадываемое слово.
  2. Запрещается рисовать загаданное слово по буквам.
  3. Отгадывающие могут: задавать игроку любые вопросы; уточнять сколько слов загаданно; просить игрока нарисовать синонимы; перечислять любые появляющиеся варианты.

3 раунд «Показательный»

  1. Игрок только с помощью мимики и жестов показывает загаданное слово.
  2. Отгадывающие могут: задавать игроку любые вопросы; уточнять, сколько слов загадано; перечислять любые появляющиеся варианты.

Коллеги, а сейчас приглашаю  принять участие в мастер – классе,  по освоению  педагогического приема игры на командообразование «Педагогический крокодил», тех, кому я раздала пригласительные карточки, выходите в центр зала.

-Кто-то из вас уже знаком с друг другом, кто-то возможно совсем незнаком, поэтому предлагаю вам проиграть упражнение из нетворкинга на знакомство. Вытягиваем карточки, на карточках есть вопрос, этот вопрос вы должны задать каждому из участвующих в мастер-классе.

-Давайте подведем итог упражнения.

-Какой вопрос вам запомнился больше всего? Что интересного узнали о членах фокус -группы?

-Занимайте свои места по цифре, которая написана на обратной стороне пригласительного.

ФГОС ДО делает основной упор на поддержку разнообразия, собственной активности и инициативы детей, ставит акцент на создании условий, благоприятствующих позитивной социализации и развитию детей.

-Поэтому сегодня я хочу познакомить вас с командообразующей игрой, которая  называется «Педагогический крокодил».  Попробуем проследить,  эффективное ее использование в работе с детьми, педагогами и родителями. 

Практика показывает, что работа в команде – эффективна и полезна, для детей, работа превращается в игру, играть в которую нужно строго по правилам.

Суть игры:  3 раунда, 2 команды. (цель: набрать 30 баллов). За каждый правильный ответ 1 балл. Пропуск слова: -1 балл. Время на каждый раунд 2 минуты. Выбираете участника, который будет записывать количество отгаданных слов.

-В вашем распоряжении  карточки для игры, листы для подсчета баллов, ручки, карандаши.

1 раунд «Объяснительный»

Время 2 минуты

Итог: подсчет баллов.

2 раунд «Рисовательный»

Время 2 минуты

Итог: подсчет баллов.

3 раунд «Показательный»

Время: 2 минуты

Итог: подсчет баллов.

Подводится общий итог баллов за три раунда, определяется команда победителей.

-Коллеги, давайте подведем итог, как вы думаете, где и как можно использовать эту игру, этот прием командообразования?

-А как думаю коллеги из зала?

-Итог: С помощью данного приема командообразования мы развиваем способность к планированию и контролю собственных действий – саморегуляцию, умение слышать и слушать других, учитывать мнение каждого, работать в команде.

-Данный прием мы можем использовать в работе со всеми участниками образовательных отношений, например, с детьми, перекладывая его на изучение лексических тем, в индивидуальной работе, групповой. С  педагогами на педагогических советах, семинарах-практикумах, с родителями на родительских собраниях.

-Содержание может меняться в зависимости от педагогической задачи возможности детей.

-В перспективе планирую продолжить работа по данной теме.  Пополнить картотеку игр по тимбилдингу с детьми, создать картотеку игр для педагогов и родителей.

-Уважаемые коллеги, благодарю вас за помощь в проведении мастер-класса, за вашу активность. Надеюсь, что мой опыт найдет применение в вашей педагогической практике.

3

Рефлексия

1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Эффективная команда: шаги к созданию.Руководство для тех, кто хочет создать свою команду. — СПб.: Речь, 2003. — 128 с.

2.Сартан Г. Н. Тренинг командообразования. — СПб.: Речь, 2015. — 187 с. Паркер Г., Кропп Р. Формирование команды: Сборник упражнений для тренеров. — СПб.: Питер, 2012.
          3. Сулеева М. Т. Технологии тимбилдинга как форма работы с педагогическим коллективом [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2017. — С. 11-14.     URL 
https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11645/ (дата обращения: 15.08.2019).

4. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения/ Пер. с нем. — М.: Генезис, 2003. — 400 с.

5.  Геллерт М., Новак К. Все о командообразовании: руководство для тренеров. − М.: Вершина, 2006.

6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д.Ф., Грабенко Т. М. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд. –СПб.: Речь, 2011.

7. Ресурсы сети Интернет.

Контакты: nadya.druchinina@mail.ru 

-Коллеги, предлагаю вам подвести итог нашего мастер-класса. Упражнение называется «Перчик».

-У вас на столах тарелочки, вам нужно взять перчик желтого, зеленого и красного цвета и оценить на ваш взгляд по 10-бальной шкале  наш мастер-класс.

Красный цвет означает, насколько вы оцениваете содержание представленного материала.

Желтый – это ваши эмоции, полученные на мастер-классе.

Зеленый – насколько вы удовлетворены, полученным общением.

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективный педагогический процесс. Мастер – класс. Тема: « Играя учимся вести себя за столом» (старшая группа) Воспитатель: Корясова О.Н.

Актуальность: Дети знакомятся с правилами этикета; учатся правилам поведения за столом, в гостях, в общественном месте. Дети учатся различать посуду по назначению: чайная. Дети знакомятся с...

Мастер-класс "Дидактические игры по нравственно-педагогическому воспитанию для старшего дошкольного возраста"

Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплек...

Мастер – класс. Деловая игра «Музыкально - педагогический поезд»

Музыка оказывает огромное воздействие на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте и искусству....

Выписка из протокола педагогического совещания при руководителе № 9 от 31.10.2019 мастер-класс Развивающие игры В.В. Воскобовича

Выписка из протокола педагогического совещания при руководителе № 9 от 31.10.2019 мастер-класс Развивающие игры В.В. Воскобовича...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Нитиполотно, как прием работы с детьми»

Мастер- класс предлагает воспитателям познакомиться с новым приемом в работе.Нитеполотно поможет увлечь детей и разнообразит совместную деятельность...

Буклет прием командообразования игра "Педагогический крокодил"

3  раунд «Показательный»Игроку запрещается произносить слова, звуки, по которым легко угадать слово (например, по звуку «мяу» можно легко догадаться, что загадана ко...