Использование фитболов в рамках инклюзивного образования
статья ( группа) по теме
Данный материал предназначен для педагогов коррекционных групп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование фитболов с детьми с ОВЗ | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование фитболов в рамках инклюзивного образования
ГБДОУ№29
Инструктор по физической культуре
Михайлова Т.А.
Фитбол пришел к нам из Швейцарии в 1950-х годах прошлого века. Изначально его использовали в лечебных целях как тренажер для занятий с больными детским церебральным параличом. В 1980-х годах мяч стали использовать для восстановления больных после травм опорно-двигательного аппарата. В настоящее время фитболы используются в педагогике, медицине и спорте.
Фитбол – это большой гимнастический мяч изготовленный из специального высокопрочного материала – ледрапластика. Фитболы могут быть разного размера и цвета. Для детей 3-5 лет используют мяч диаметром 45см, от 6-10 лет – 55см.
Фитбол для детей – это мяч с рожками, ручками, или классической круглой формы.
Занятия на детском фитболе полезны и доступны абсолютно всем детям. Самая важная особенность фитбола заключается в том, что для занятий на нем практически не имеется противопоказаний. Эти занятия способствуют формированию у детей жизненно важных двигательных навыков, развитию физических способностей (силы, гибкости, быстроты, выносливости, координации движений и др.), укреплению мышечного корсета, но главное – формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки. Упражнения с этим чудо-мячом улучшают функцию сердечно-сосудистой системы, дыхания, активизируют обмен веществ, интенсивность процессов пищеварения, защитные свойства и сопротивляемость организма в целом.
Гимнастикой с мячами занимаемся не только индивидуально, но и в группе. Объединяя детей разных двигательных возможностей на занятии, и создавая для них атмосферу доброжелательности, психологической безопасности, мы создаем условия для формирования правильного поведения, умения взаимодействовать со сверстниками, со взрослыми, в том числе выполнения инструкции взрослого.
Упражнения с мячами, выполняемые в парах, формируют коммуникативные навыки, умение оказать помощь и поддержку друг другу, подготавливают детей к участию в подвижных играх, командных соревнованиях и эстафетах. Особое значение приобретает пример детей, которые в полном объеме могут выполнить упражнение, для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Игра позволяет достичь значительных результатов. К тому же это очень весело и забавно, ведь мячи сами по себе являются почти что игрушками, они большие, яркие и разноцветные. При этом занимаемся, конечно же, с веселой музыкой.
Первый этап: ознакомительный. Знакомим детей с фитболом, даем представление о форме, величине, цвете, о его физических свойствах с помощью игровых упражнений: предлагаем похлопать ладшкой, постучать пальчиками, прокатить мяч по полу, по скамейке, взять мяч определенного цвета или размера. Знакомство проводим индивидуально с каждым ребенком, или с небольшими подгруппами.
Второй этап: формирующий. Формируем (индивидуально, сначало в паре с педагогом) – навыки правильной посадки на Фитболе, сохранения правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе (повороты головы вправо-влево, поочередное поднимание рук вперед-вверх — в стороны, поднимание и опускание плеч, скольжение руками по поверхности фитбола, сгибание рук к плечам и др.); формируем умение выполнять упражнения из исходного положения лежа на мяче – «Змея», «Крокодил», «Мостик», «Горка» и др.; формируем навыки ощущения собственного тела в пространстве – дети прокатывают фитбол змейкой между ориентирами, вокруг ориентиров и т.п.
Знакомим детей с приемами самостраховки.
Объединяя детей в пары, используем простые игры с фитболом: «Догони мяч», «Докати мяч», «Поймай мяч», «Сбей кеглю» и др.
Третий этап: развивающий. Развиваем приобретенные детьми двигательные навыки.
Когда дети освоили простые упражнения, объединяем их в пары для обучения выполнения комплекса общих развивающих упражнений с использованием фитбол. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность видеть не только пример взрослого, но и сверстника. При этом в полной мере воспользоваться помощью педагога, если таковая понадобится.
Усложняем действия с мячом, используя разнообразные подвижные игры.
Четвертый этап: закрепляющий. Закрепляем у детей умение использовать пространство для двигательной активности и ориентироваться в нем.
Проводим эстафеты: «Паровозик», «Гусеница», «Быстрый и ловкий» и др.; командные игры, вводим в досуговую деятельность детей танцы на фитболах.
Дети, в полном объеме выполняющие движения на фитболах, демонстрируют детям с ограниченными возможностями здоровья образец выполнения, оказывают необходимую помощь, используя вербальные и невербальные средства общения.
Мяч по своим свойствам многофункционален, поэтому овладение упражнениями на нем позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья сформировать интерес и положительное отношение к занятиям физической культурой, накопить и обогатить двигательный опыт, развить потребность в двигательной активности. Что способствует развитию одного из первых интегративных качеств выпускника в соответствии с Федеральными государственными требованиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективное сопровождение детей с нарушениями в развитии в рамках инклюзивного образования в ДОУ
Как приоритетное направление в образовании актуальность которого обусловленно повышением роли человека - поддержка, воспитание, образование и социализация маленьких жителей подмосковного края - детей ...
Консилиум – как форма организации работы специалистов в рамках инклюзивного образования
В данной презентации расказывается о работе консилиума в дошкольном учреждении....
«Взаимодействие педагогов и специалистов ДОУ в рамках инклюзивного образования»
Консультация для педагогов...
«Работа с родителями в рамках инклюзивного образования»
Как можно помочь родителям детей ОВЗ в образовательном процессе....
Обучение грамоте детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушения зрения) в рамках инклюзивного образования
В статье описан опыт работы по обучению грамоте детей с нарушениями зрения (амблиопия и косоглазие). Скоординированная работа педагога по развивающему обучению, тифлопедагога и воспитателей даёт полож...
Организация дополнительной образовательной деятельности с детьми с ОВЗ и инвалидами в рамках инклюзивного образования в ДОО
Для обеспечения вариативности и разнообразия содержания программ дошкольного образования в МБДОУ организовано сетевое взаимодействия с организациями ДОП образования г.Канска и сетевыми партнерами. Так...
«Особенности интеграции детей с умственной отсталостью в ДОУ в рамках инклюзивного образования»
В настоящее время одним из самых актуальных и неоднозначных вопросов в современной дошкольной педагогике является проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями з...