Годовой аналитический отчет педагога-психолога за 2019-2020гг.
методическая разработка
В течение 201-2020гг. достижение целей и задач осуществлялось через следующие направления работы:
- психологическая диагностика;
- коррекционно-развивающая работа;
- психологическое просвещение и консультирование;
- организационно-методическая работа;
- экспертная работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_novyy_gotovyy_2020g.docx | 144.62 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОДОВОЙ
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
педагога-психолога МБДОУ №1 «Улыбка»
Южаковой С.А.
На 2019-2020 учебный год были поставлены следующие цели и задачи:
Цель работы: Обеспечить безопасность и сохранение психологического здоровья детей как основу для полноценного психического развития на всех этапах дошкольного детства.
Задачи:
- Содействовать созданию социально-психологических условий для успешного развития детей, опираясь на индивидуальные особенности, реальные личностные достижения каждого ребёнка и зону его ближайшего развития.
- Содействовать коллективу дошкольного учреждения в гармонизации психологического климата, благоприятного для развития детей.
- Оказывать своевременную психологическую консультативную, диагностическую, коррекционно-развивающую помощь детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем при подготовке детей к школе.
- Взаимодействуя с педагогами, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих трудности в психическом развитии, ограниченные возможности здоровья, используя разнообразные формы психопрофилактической и коррекционно-развивающей работы.
- Способствовать личностному саморазвитию и самореализации педагогов и родителей через различные формы психологического просвещения.
В течение 2019-2020 учебного года достижение целей и задач осуществлялось через следующие направления работы:
- психологическая диагностика;
- коррекционно-развивающая работа;
- психологическое просвещение и консультирование;
- организационно-методическая работа.
1. Диагностическое направление.
Основными направлениями работы были:
- Диагностика развития познавательной сферы;
- Диагностика психологической готовности к обучению в школе;
- Диагностика развития эмоционально-волевой сферы;
- Диагностика межличностных отношений (в семье, в группе, в коллективе)
В диагностике приняли участие следующие категории воспитанников, представим в виде таблицы:
Таблица 1.
Психодиагностическое направление
Направление работы | Сфера деятельности | Категория, возраст |
Психодиагностическое | Диагностика степени адаптированности к ДОУ | Воспитанники, 1,5-3 лет |
Диагностика нервно-психического развития | Воспитанники 2-3 года | |
Диагностика уровня готовности к обучению в школе | Воспитанники 6-7 года | |
Диагностика психоэмоционального развития по плану | Воспитанники 4-7 лет | |
Диагностика психоэмоционального развития по запросу | Воспитанники всех групп | |
Социометрическая диагностика | Воспитанники 4-7 лет | |
Диагностика взаимоотношений родителя и ребенка | Родители всех групп |
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ
выявления и изучения индивидуально-психологических особенностей
детей 6-7 лет
Таблица 2.
Методики психологической диагностики
Направления психического развития | Методики психологической диагностики | Метод диагностики | Показатели психического развития |
Интеллектуальное развитие | Методика диагностики продуктивности и устойчивости внимания («Найди и вычеркни») | Естественный эксперимент | Внимание |
Методика диагностики наглядно-образного мышления («Чем залатать коврик») | Естественный эксперимент | Наглядно-образное мышление | |
Методика диагностики образных представлений об окружающем мире и логических связях между объектами («Нелепицы») | Естественный эксперимент | Образные представления | |
Методика диагностики мыслительной операции обобщения («Исключение лишнего»), установление причинно-следственных связей («Последовательные картинки») | Естественный эксперимент | Мыслительные операции | |
Методика диагностики воображения («Дорисовывание фигур») | Естественный эксперимент | Воображение | |
Личностное развитие | Методика диагностики особенности самооценки в разных видах деятельности, вид самооценки («Лесенка») | Естественный эксперимент | Самооценка |
Методика диагностики представлений о себе, отношение к себе («Автопортрет») | Естественный эксперимент | Представления о себе | |
Методика диагностики мотивационных предпочтений («Три желания») | Естественный эксперимент | Мотивационные предпочтения | |
Развитие эмоционально-волевой сферы | Методика диагностики уровня тревожности (Захаров), диагностика проявления тревожности (Теммл, Дорки) | Естественный эксперимент | Уровень тревожности |
Методика диагностики степени позитивно-негативного психического состояния «Паровозик» | Естественный эксперимент | Степень позитивно-негативного психического состояния | |
Методика диагностики страхов («Страхи в домиках») | Естественный эксперимент | Страхи | |
Психофизическое развитие | Методика диагностики двигательных умений и способностей | Естественный эксперимент | Двигательные умения и способности |
Таблица 3.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ (по ФГОС)
ПСИХОДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Компоненты психологической готовности | Уровни диагностики | Предмет диагностического обследования детей 6-7 лет |
Информационный компонент | Первичная диагностика | Установление причинно-следственных связей (тест 1) Вербальное мышление (модифицированный тест Керна-Йирасека) (тест 2) |
Вторичная диагностика | Интеллектуальные умения: - обобщение (тест 3); -классификация (тест 4) | |
Третичная диагностика | Мнемические процессы: - механическая память («10 слов») (тест 5); - кратковременная зрительная память («10 предметов») (тест 6). Внимание: - произвольность («Копирование точек») (тест 7); - устойчивость (тест А. Рея «Переплетенные линии») (тест 8); - переключение (10 отличий в картинках) (тест 9). Восприятие: - фигурно-фоновые отношения (тест 10) | |
Произвольность | Первичная диагностика | Организация действий: - умение действовать по образцу (методика Гуткиной «Домик») (тест 11) |
Вторичная диагностика | Общая способность к обучению (методика Ульенковой «Флажки») (тест 12) | |
Третичная диагностика | Общая способность к обучению (методика Ульенковой «Елочка») (тест 13) | |
Личностно-мотивационный компонент | Первичная диагностика | Новая внутренняя позиция (тест «Представь себе…») (тест 14) |
Вторичная диагностика | Эмоциональное отношение к школе (тест «Веселый-грустный») (тест 15) | |
Третичная диагностика | Знания о школе («Школа-детский сад») (тест 16) | |
Психофизиологический компонент | Первичная диагностика | Зрительно-моторная координация (тест Бендер) (тест 17) |
Вторичная диагностика | Двигательное подражание («пробы моторной одаренности» Озерецкого) (тест 18) | |
Третичная диагностика | - |
Анализ психологической готовности детей подготовительной группы к школьному обучению
Цель диагностики: выявление сформированности компонентов психологической готовности к обучению в школе.
Результатом изучения является создание диагностической основы для проектирования и реализации комплекса мер, содействующих формированию психологической готовности детей к школьному обучению.
Результаты диагностики детей в ДОУ
В 2019-2020 учебном году в детском саду была 1 подготовительная группа. Диагностическое обследование детей проводилось в соответствии с ФГОС ДО.
Количество детей в подготовительной группе ДОУ (по списку) ____20__
Таблица 4.
Таблица учета психологической готовности детей к школьному обучению
№ | Компоненты психологической готовности | Методики | Начало года (готовы, условно готовы) | Конец года (готовы, условно готовы) | ||
Кол-во детей | % | Кол-во детей | % | |||
1 | Информационный компонент: | 1. Установление причинно-следственных связей «Забавные истории» В.Г. Сутеева | 20 | 100% | 20 | 100% |
Низкий уровень | 2. Вербальное мышление (модифицированный тест Керна-Йирасека) | 8 | 40% | 0 | 0% | |
Средний уровень | 3. Изучение процессов обобщения и классификации 4. Механическая память «10 слов» | 11 | 55% | 18 | 90% | |
Высокий уровень | 5. Кратковременная зрительная память «10 предметов» 6. Тест А. Рея «Переплетенные линии» | 1 | 5% | 2 | 10% | |
2 | Произвольность Низкий уровень | 1. Методика Н.И. Гуткиной «Домик» 2. Методика У.В. Ульенковой «Флажки» | 20 17 | 100% 85% | 20 7 | 100% 35% |
Средний уровень | 3. Методика У.В. Ульенковой «Елочка» | 3 | 15% | 12 | 60% | |
Высокий уровень | 0 | 0% | 1 | 5% | ||
3 | Личностно-мотивационный компонент | 1. Тест «Представь себе…» 2. Эмоциональное отношение к школе «Веселый-грустный» 3. Знания о школе (сортировка | 20 | 100% | 20 | 100% |
Не сформирован | 9 | 45% | 5 | 25% | ||
Сформирован | 20 картинок «Школа-детский сад» | 11 | 55% | 15 | 75% | |
4 | Психофизиологи-ческий компонент | 1. Зрительно-моторная координация (тест Л. Бендер) | 20 | 100% | 20 | 100% |
Низкий уровень | 2. «Пробы моторной одаренности» Н.И. Озерецкого | 16 | 80% | 4 | 20% | |
Средний уровень | 4 | 20% | 11 | 55% | ||
Высокий уровень | 0 | 0% | 5 | 25% |
Таблица 5.
Отношение детей подготовительной группы к школе
(Эмоциональное отношение к школе (тест «Веселый-грустный)
№ | Отношение к школе | Начало года (20 детей) | Конец года (20 детей) |
1 | Положительное | 11 (55%) | 18 (90%) |
2 | Отрицательное | 9 (45%) | 2 (10%) |
Данные результаты представим в виде диаграмм.
Диаграмма 1.
Диаграмма 2.
Таблица 6.
Психологическая готовность (мотивация) к школьному обучению
Оценка | Начало года (20 детей) | Конец года (20 детей) |
Готовы | 7 (30%) | 16 (80%) |
Условно готовы | 13 (70%) | 4 (20%) |
Данные результаты представим в виде диаграмм.
Диаграмма 3.
Диаграмма 4.
Таким образом, на конец учебного года 80% (16) детей готовы к школьному обучению, имеющие средние и высокие показатели по основным компонентам психологической готовности, прописанные по программе ФГОС ДОО. 20% (4) - дети, имеющие определенные затруднения к процессу обучения.
После диагностики была сформирована группа детей, с которыми в течение учебного года проводились групповые и индивидуальные занятия по программам Н. Яковлевой «Психологическая помощь дошкольнику» и В.Л. Шарохиной «Психологическая подготовка детей к школе» с целью развития познавательной сферы у старших дошкольников.
Аналитический мониторинг по адаптации детей к ДОУ
В 2019-2020 учебном году была 1 группа с адаптацией: первая ранняя группа (1,5-2 лет) и во вторую раннюю группу (2-3 года) пришли вновь прибывшие дети.
Прием детей в группу осуществлялся по индивидуальному графику, с постепенным увеличением времени пребывания ребенка в ДОУ – с 2 часов до перехода на полный день. На протяжении всего периода адаптации для детей были созданы благоприятные условия: гибкий режим дня, соответствующая предметно-развивающая среда, учет индивидуальных особенностей детей, организованная игровая деятельность.
С момента поступления ребенка в группу, педагог-психолог совместно с воспитателями группы осуществляли наблюдение за протеканием периода адаптации детей к дошкольному учреждению. Наблюдения анализировались и фиксировались в листах адаптации, заведенных на каждого ребенка группы. Параметрами наблюдения стали следующие категории:
∙эмоциональное состояние (настроение);
∙аппетит во время завтрака, обеда, ужина;
∙характер сна и длительность засыпания;
∙проявления активности в игре, на занятиях, в речи;
∙взаимоотношения с детьми;
∙взаимоотношения со взрослыми.
Для родителей в период адаптации организованы следующие мероприятия: индивидуальные памятки и стендовая информация по адаптации детей, консультации по организации режима дня в период адаптации, рекомендации по профилактики
заболеваемости и дезадаптации, родительские собрания по возрастным особенностям детей.
Этапы деятельности в адаптационный период:
∙Сбор информации о детях группы через беседы с родителями и анкетирование.
∙Ознакомление детей с пространством группы, с другими детьми и воспитателями, с помощником воспитателя.
∙Наблюдения за реакциями детей в группе, ведение адаптационных листов.
∙Определение зон особого внимания, внесение в группу любимых домашних игрушек для облегчения адаптации.
∙Оценка педагогами своих действий по работе с детьми и родителями воспитанников.
∙Планирование работы с детьми.
В результате проведенных мероприятий и наблюдений можно сделать выводы о процессе адаптации детей к ДОУ.
Адаптация детей раннего возраста (1,5-2 года)
Группа «Ромашки»
Всего детей – 18 человек.
∙Легкая адаптация – 8 детей – 44%.
∙Средняя адаптация – 7 детей – 39%.
∙Тяжелая адаптация – 3 ребенка – 17%.
Диаграмма 5.
Результаты наблюдений свидетельствуют об успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ. Дети стали лучше говорить, кушать самостоятельно, самостоятельно одеваться и раздеваться, знают элементарные навыки самообслуживания. Основные причины протекания адаптации в тяжелой форме у этих детей: частые заболевания, неподготовленность к режиму и питанию в детском саду, сильная привязанность к родителям, отсутствие единства требований в воспитании ребенка. С родителями детей, чей адаптационный период протекал в тяжелой форме, были проведены индивидуальные консультации, а также вывешен наглядный материал на информационном стенде.
Таблица 7.
Мониторинг адаптации вновь прибывших детей
№ | Группа | Количество вновь прибывших детей | Уровень адаптации | |||
Легкий | Средний | Тяжелый | ||||
1 | 2 ранняя группа | 5 | 90% | 10% | 0% | |
2 | Младшая группа | 2 | 50% | 50% | 0% | |
3 | Средняя группа | 7 | 65% | 35% | 0% | |
4 | Старшая | 2 | 100% | 0% | 0% | |
5 | Подготовительная | 1 | 100% | 0% | 0% | |
Всего детей – 17 человек. |
Дети быстро адаптировались к условиям ДОУ. Многие дети уже посещали детский сад (другой муниципальный) поэтому адаптационный период прошел быстро.
Выводы:
∙Создана эмоционально благоприятная атмосфера в группе, которая обеспечивает психологическую безопасность каждого ребенка.
∙Проведение родительских собраний на актуальные темы, размещение актуальной информации в приемной, организация индивидуальных консультаций по запросу родителей.
∙Доверие воспитателям, как детьми, так и родителями воспитанников.
∙Удовлетворение потребности в физическом, интеллектуальном и эстетическом развитии.
∙Систематический учет воспитателями возрастной специфики.
∙Выделение в группе зон: игровая с учетом гендерного подхода, уголок природы, место уединения, дидактический стол, спортивный и сенсорный уголок, игрушки-каталки для двигательной деятельности.
Результаты течения адаптации свидетельствуют об успешном психолого-педагогическом сопровождении детей раннего и младшего дошкольного возраста. Таким образом, благодаря совместным скоординированным усилиям педагогического коллектива детского сада адаптация детей прошла относительно благополучна.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ
выявления и изучения индивидуально-психологических особенностей
детей 2-3 лет
Таблица 8.
Методики психологической диагностики
Направления психического развития | Методики психологической диагностики | Метод диагностики | Показатели психического развития |
Интеллектуальное развитие | Методика диагностики зрительного внимания и памяти | Естественный эксперимент | Зрительное внимание и память |
Методика диагностики соотносящих действий | Естественный эксперимент | Соотносящие действия | |
Методика диагностики мыслительных операций | Естественный эксперимент | Мыслительные операции анализа, синтеза и сравнения | |
Методика диагностики орудийных действий | Естественный эксперимент | Орудийные действия | |
Методика диагностики воображения при восприятии текста | Естественный эксперимент | Предпосылки воображения при восприятии текста | |
Методика диагностики предпосылок воображения в рисовании | Естественный эксперимент | Предпосылки воображения в рисовании | |
Личностное развитие | Методика диагностики представлений о себе | Беседа | Представления о себе |
Методика диагностики представлений о себе как компонента самосознания | Естественный эксперимент | Представления о себе как компонента самосознания | |
Методика диагностики самоузнавания | Естественный эксперимент | Самоузнавание | |
Методика диагностики образа Я | Естественный эксперимент | Образ Я | |
Методика диагностики самостоятельности | Естественный эксперимент | Самостоятельность | |
Методика диагностики потребностей | Наблюдение | Потребности | |
Методика диагностики предпосылок личностного поведения | Наблюдение | Предпосылки личностного поведения | |
Методика диагностики предпосылок творческих способностей как творческого компонента личности | Наблюдение, анализ продуктов деятельности | Предпосылки творческих способностей как творческого компонента личности | |
Развитие эмоционально-волевой сферы | Методика диагностики эмоционально-волевой сферы | Наблюдение | Эмоционально-волевая сфера |
Методика диагностики предпосылок эмоционально-волевой саморегуляции | Наблюдение | Эмоционально-волевая саморегуляция | |
Психофизическое развитие | Методика диагностики психомоторного развития | Естественный эксперимент | Психомоторное развитие |
Методика диагностики психомоторного благополучия | Наблюдение | Психомоторное благополучие |
Таблица 9.
Результаты психодиагностического обследования детей 2-й ранней группы
Направления психического развития | Уровень развития | Начало года (18 детей) | Конец года (18 детей) |
Интеллектуальное развитие | Соответствует возрасту | 8 (48%) | 10 (56%) |
Снижен | 5 (26%) | 5 (26%) | |
Ниже возрастной нормы | 5 (26%) | 3 (18%) | |
Личностное развитие | Выражены трудности | 12 (67%) | 9 (50%) |
Не выражены | 6 (33%) | 9 (50%) | |
Развитие эмоционально-волевой сферы | Выражены трудности | 14 (78%) | 12 (67%) |
Не выражены | 4 (22%) | 6 (33%) | |
Психофизическое развитие | Соответствует возрасту | 8 (45%) | 10 (56%) |
Снижен | 4 (22%) | 4 (22%) | |
Ниже возрастной нормы | 6 (33%) | 4 (22%) |
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ
выявления и изучения индивидуально-психологических особенностей
детей 3-4 лет
Таблица 10.
Методики психологической диагностики
Направления психического развития | Методики психологической диагностики | Метод диагностики | Показатели психического развития |
Интеллектуальное развитие | Методика диагностики зрительного внимания и памяти | эксперимент | Зрительное внимание и память |
Методика диагностики восприятия | эксперимент | Восприятие | |
Методика диагностики наглядного моделирования | эксперимент | Наглядное моделирование | |
Методика диагностики сформированности аналитико-синтетических умений | эксперимент | Аналитико-синтетические умения | |
Методика диагностики на интеллектуальное развитие («Разрезанные картинки», «Коробочка форм», «Оценка интеллектуальной активности») | эксперимент | Интеллектуальная активность | |
Методика диагностики воображения | эксперимент | Воображение | |
Методика диагностики предпосылок воображения в рисовании | эксперимент | Предпосылки воображения в рисовании | |
Личностное развитие | Методика диагностики представлений о себе как компонента самосознания («Фотография») | эксперимент | Представления о себе как компонента самосознания |
Методика диагностики осознания моральных норм | эксперимент | Осознание моральных норм | |
Методика диагностики уровня сформированности игровых навыков | Естественный эксперимент | Уровень сформированности игровых навыков | |
Развитие эмоционально-волевой сферы | Методика диагностики эмоционально-волевой сферы | Наблюдение | Эмоционально-волевая сфера |
Методика диагностики предпосылок эмоционально-волевой саморегуляции | Наблюдение | Эмоционально-волевая саморегуляция | |
Методика диагностики эмоционального состояния | Естественный эксперимент | Эмоциональное состояние | |
Методика диагностики степени позитивно-негативного психического состояния («Паровозик») | Эксперимент | Степень позитивно-негативного психического состояния | |
Психофизическое развитие | Методика диагностики психомоторного развития | Естественный эксперимент | Психомоторное развитие |
Методика диагностики психомоторного благополучия | Наблюдение | Психомоторное благополучие |
Таблица 11.
Результаты психодиагностического обследования детей младшей группы
Направления психического развития | Уровень развития | Начало года (22 ребенка) | Конец года (22 ребенка) |
Интеллектуальное развитие | Соответствует возрасту | 10 (45%) | 12 (55%) |
Снижен | 4 (18%) | 3 (13%) | |
Ниже возрастной нормы | 8 (37%) | 7 (32%) | |
Личностное развитие | Выражены трудности | 12 (55%) | 10 (45%) |
Не выражены | 10 (45%) | 12 (55%) | |
Развитие эмоционально-волевой сферы | Выражены трудности | 15 (68%) | 12 (55%) |
Не выражены | 7 (32%) | 10 (45%) | |
Психофизическое развитие | Соответствует возрасту | 14 (64%) | 15 (68%) |
Снижен | 4 (18%) | 5 (23%) | |
Ниже возрастной нормы | 4 (18%) | 2 (9%) |
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ
выявления и изучения индивидуально-психологических особенностей
детей 4-5 лет
Таблица 12.
Методики психологической диагностики
Направления психического развития | Методики психологической диагностики | Метод диагностики | Показатели психического развития |
Интеллектуальное развитие | Методика диагностики зрительного внимания и памяти | Естественный эксперимент | Зрительное внимание и память |
Методика диагностики слухового внимания и памяти | Естественный эксперимент | Слуховое внимание и память | |
Методика диагностики уровня развития действий восприятия | Естественный эксперимент | Восприятие | |
Методика диагностики наглядного моделирования и аналитико-синтетических умений (2 методики) | Естественный эксперимент | Мышление | |
Методика диагностики воображения | Естественный эксперимент | Воображение | |
Методика диагностики интеллектуального развития («Чего не хватает на этих картинках?», «Узнай, кто это?», «Какие предметы спрятаны в рисунках?», «Нелепицы», «Найди и вычеркни», «10 предметов») | Естественный эксперимент | Интеллектуальное развитие | |
Личностное развитие | Методика диагностики проявления самостоятельности | Естественный эксперимент | Самостоятельность |
Методика диагностики особенностей развития мотивационной сферы | Естественный эксперимент | Мотивационная сфера | |
Методика диагностики особенности самооценки в разных видах деятельности (де Греефе) | Естественный эксперимент | Самооценка | |
Методика диагностики эмоционального отношения к нравственным нормам («Сюжетные картинки») | Естественный эксперимент | Моральные нормы | |
Развитие эмоционально-волевой сферы | Методика диагностики уровня тревожности (Захаров) | Естественный эксперимент | Уровень тревожности |
Методика диагностики степени позитивно-негативного психического состояния «Паровозик» | Естественный эксперимент | Степень позитивно-негативного психического состояния | |
Психофизическое развитие | Методика диагностики психомоторного развития | Естественный эксперимент | Психомоторное развитие |
Методика диагностики психомоторного благополучия | Наблюдение | Психомоторное благополучие |
Таблица 13.
Результаты психодиагностического обследования детей средней группы
Направления психического развития | Уровень развития | Начало года (24 ребенка) | Конец года (24 ребенка) |
Интеллектуальное развитие | Соответствует возрасту | 10 (%) | 14 (%) |
Снижен | 6 (%) | 6 (%) | |
Ниже возрастной нормы | 6 (%) | 4 (%) | |
Личностное развитие | Выражены трудности | 13 (%) | 8 (%) |
Не выражены | 11 (%) | 16 (%) | |
Развитие эмоционально-волевой сферы | Выражены трудности | 12 (%) | 9 (%) |
Не выражены | 12 (%) | 15 (%) | |
Психофизическое развитие | Соответствует возрасту | 15 (%) | 17 (%) |
Снижен | 2 (%) | 5 (%) | |
Ниже возрастной нормы | 7 (%) | 2 (%) |
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ
выявления и изучения индивидуально-психологических особенностей
детей 5-6 лет
Таблица 14.
Методики психологической диагностики
Направления психического развития | Методики психологической диагностики | Метод диагностики | Показатели психического развития |
Интеллектуальное развитие | Методика диагностики продуктивности и устойчивости внимания («Найди и вычеркни») | Естественный эксперимент | Внимание |
Методика диагностики наглядно-образного мышления («Чем залатать коврик») | Естественный эксперимент | Наглядно-образное мышление | |
Методика диагностики образных представлений об окружающем мире и логических связях между объектами («Нелепицы») | Естественный эксперимент | Образные представления | |
Методика диагностики мыслительной операции обобщения («Исключение лишнего»), установление причинно-следственных связей («Последовательные картинки») | Естественный эксперимент | Мыслительные операции | |
Методика диагностики воображения («Дорисовывание фигур») | Естественный эксперимент | Воображение | |
Личностное развитие | Методика диагностики проявления самостоятельности | Естественный эксперимент | Самостоятельность |
Методика диагностики особенностей развития мотивационной сферы | Естественный эксперимент | Мотивационная сфера | |
Методика диагностики особенности самооценки в разных видах деятельности (де Греефе), вид самооценки («Лесенка») | Естественный эксперимент | Самооценка | |
Методика диагностики представлений о себе, отношение к себе («Автопортрет») | Естественный эксперимент | Представления о себе | |
Методика диагностики эмоционального отношения к нравственным нормам («Сюжетные картинки») | Естественный эксперимент | Моральные нормы | |
Методика диагностики мотивационных предпочтений («Три желания») | Естественный эксперимент | Мотивационные предпочтения | |
Развитие эмоционально-волевой сферы | Методика диагностики уровня тревожности (Захаров), диагностика проявления тревожности (Теммл, Дорки) | Естественный эксперимент | Уровень тревожности |
Методика диагностики степени позитивно-негативного психического состояния «Паровозик» | Естественный эксперимент | Степень позитивно-негативного психического состояния | |
Методика диагностики страхов («Страхи в домиках») | Естественный эксперимент | Страхи | |
Психофизическое развитие | Методика диагностики психомоторного развития | Естественный эксперимент | Психомоторное развитие |
Методика диагностики психомоторного благополучия | Наблюдение | Психомоторное благополучие |
Таблица 15.
Результаты психодиагностического обследования детей старшей группы
Направления психического развития | Уровень развития | Начало года (20 детей) | Конец года (20 детей) |
Интеллектуальное развитие | Соответствует возрасту | 10 (50%) | 12 (60%) |
Снижен | 4 (20%) | 5 (25%) | |
Ниже возрастной нормы | 6 (30%) | 3 (15%) | |
Личностное развитие | Выражены трудности | 12 (60%) | 7 (35%) |
Не выражены | 8 (40%) | 13 (45%) | |
Развитие эмоционально-волевой сферы | Выражены трудности | 8 (40%) | 4 (20%) |
Не выражены | 12 (60%) | 16 (80%) | |
Психофизическое развитие | Соответствует возрасту | 11 (55%) | 15 (75%) |
Снижен | 5 (25%) | 3 (15%) | |
Ниже возрастной нормы | 4 (20%) | 2 (10%) |
Выводы: оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики и собственные профессиональные знания позволяют достаточно точно и полно определять степень развития, различные проблемы и нарушения, имеющиеся у детей. Однако, в дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк диагностических методик, совершенствовать собственные профессиональные навыки для более глубокой и эффективной диагностики нарушений в развитии.
При более детальном анализе на конец 2019 – 2020 учебного года выявлено следующее:
Вторая младшая группа. Дети хорошо знают цвета, форму. Наблюдается средний уровень развития наглядно-действенного мышления и целостного восприятия, но необходимо уделить внимание развитию зрительной памяти, логическому мышлению и общей осведомленности. Особое внимание уделить развитию мелкой моторики (в частности рисунок человека) и речи, пространственно-временных представлений. Как мы все прекрасно знаем, моторика и речь непосредственно связаны с мышлением. Поэтому так необходимо развивать их.
Старшая группа: на среднем уровне развито восприятие, умение воспроизводить целостный образ; дети способны эмоционально откликаться на нелепость рисунка. Так же дошкольники способны устанавливать сходства и различия на основе зрительного анализа, развита наблюдательность, устойчивость внимания, целенаправленность восприятия. На среднем уровне развита зрительная память из 10 предметов дети запоминают по 6 предметов.
На среднем уровне развито воображение, мелкая моторика, мышление: дети умеют группировать предметы по их функциональному назначению, действуют по образцу, анализируют пространство.
Значительные трудности при способности ребенка понять сюжет в целом, умения устанавливать причинно-следственные связи, лежащие в основе изображенной ситуации, составлять последовательный рассказ. Так же необходимо обратить внимание на уровень сформированности у детей представлений о временах года, части суток, дни недели, месяца. Работа по образцу.
Групповое диагностическое обследование: графический диктант на высоком уровне выполнили 58% детей подготовительной группы, на среднем уровне – 29%, на низком уровне – 13%, в итоге с графическим диктантом справились 87% воспитанников подготовительной группы.
Качественный анализ диагностического
обследования воспитанников в 2019-20 учебном году подготовительной к школе группы.
Методика «Графический диктант»
Диаграмма 6.
2. Психокоррекционное направление
Цель коррекционно-развивающей работы: создание психологических условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Содержание коррекционно-развивающей работы:
- групповые и индивидуальные занятия с детьми по развитию психических процессов, познавательной активности.
- групповые и индивидуальные занятия с детьми по формированию эмоциональной устойчивости и положительной самооценки, развитию коммуникативных навыков.
- Сеансы релаксации с детьми.
- Работа с детьми, имеющими низкий уровень познавательного и интеллектуального развития.
- Тренинговые занятия, семинары-практикумы, обучающие игры с педагогами и родителями.
Работа велась по 2 направлениям:
- коррекция и развитие интеллектуально-познавательной сферы детей;
- коррекция личностных, поведенческих и эмоциональных проблем детей.
1) коррекционные занятия по развитию познавательных процессов (в течение учебного года). Коррекционную группу по развитию познавательной сферы посещают дошкольники, показавшие во время стартового диагностического обследования низкие показатели развития познавательных процессов. С детьми 1 раз в неделю – проводится индивидуальная коррекционная работа. Цель - нормализация темпов познавательного развития у детей с задержкой психического развития.
В формате методического инструментария коррекционно – развивающей работы с детьми нами использовались следующие программы:
- Е.К. Лютова, Г.Б. Монина «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» (агрессивными, гиперактивными, тревожными);
- Роньжиной А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению»;
- Е.В. Куличковская, О.В. Степанова «Как преодолеть свой страх?»;
- Н.Ю. Куражаева «Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет»;
- Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе (развитие и воспитание);
- Коррекционно-развивающие программы Котовой Е.В. (эмоционально-личностное развитие), Ефановой З.А. (развитие мышления Клюевой Н.В. (развитие коммуникативной сферы), Ивановой Н.Ф. (коррекция страхов и тревожности, а также коррекционно-развивающие занятия Ильиной М.В. (чувствуем, познаем, размышляем: развитие восприятия), Шарохиной В.Л. (познавательное развитие), Семенака С.И. (учимся сочувствовать и сопереживать).
- Программа И. А Пазухиной «Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников» (4-6 лет).
2) Группу коррекция личностных, поведенческих и эмоциональных проблем детей посещали дошкольники из категории «группа риска», с наличием более чем трех показателей неблагополучия (двигательная расторможенность, агрессивность, тревожность, страхи, неадекватная самооценка, проблемы в общении и взаимодействии, неадекватные поведенческие и эмоциональные реакции). С ними проводились 1 раз в неделю индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с использованием среды сенсорной комнаты, методов сказкотерапии, игротерапии, психодрамы, арттерапии, песочной терапии.
Коррекционно-развивающая работа велась в трех форматах: индивидуальная, подгрупповая и групповая работа. Групповая и подгрупповая коррекционная работа проводилась для повышения уровня психологической готовности к обучению в школе и для профилактики дезадаптации. Индивидуальная работа была направленна на развитие познавательных процессов, повышения стрессоустойчивости, снижения уровня тревожности, коррекции поведения, развитие коммуникативных навыков, развитие мелкой моторики.
Кроме индивидуальной работы с детьми еженедельно проводились групповые фронтальные занятия во всех возрастных группах. В структуру каждого включаются ритуал приветствия, релаксация и релаксационные игры и упражнения, развивающие игры, прослушивание музыки, рефлексия и ритуал прощания. Результатом проведённой работы является положительная динамика развития дошкольников, повышение уровня самоконтроля, снижение агрессивности.
В коррекционной работе приняли участие следующие категории воспитанников.
Таблица 16.
Коррекционно-развивающая работа.
Направление | Задачи | Количество детей | Категория, возраст |
Психокоррекционная работа | Коррекция развития познавательных психических процессов в группе | 58 | Воспитанники 4-7 лет |
Коррекция развития познавательных психических процессов индивидуально | 53 | Воспитанники 3-7 лет | |
Коррекция развития эмоционально-волевой сферы в группе | 47 | Воспитанники 4-7 лет | |
Коррекция развития эмоционально-волевой сферы индивидуально | 61 | Воспитанники 4-7 лет |
Всего за этот учебный год было проведено 70 групповых, 64 подгрупповых и 379 индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. Основной контингент – воспитанники средней (16%), старшей (18%) и подготовительной групп (66%).
Основная тематика коррекционно-развивающих занятий:
- Коррекция и развитие познавательных психических процессов (память, мышление, речь, восприятие, внимание и др.), развитие пространственно-временных представлений, развитие мелкой моторики;
- коррекция эмоционально-волевой сферы (агрессивность, тревожность, страхи, импульсивность);
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие уверенности в себе;
- коррекция детско-родительских отношений.
Для проведения коррекционно-развивающей работы были разработаны программы:
- Адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ;
- Работа с воспитанниками подготовительной группы, с низким уровнем психологической готовности к обучению в школе;
- Программа детско-родительского клуба.
При разработке коррекционно-развивающих программ использовалась литература:
1. Афонькина Ю.А., Борисова О.Е. Развитие умения управлять собой. Цикл коррекционно-развивающих занятий с детьми 5-7 лет Волгоград 2014.;
2. Яссман В.П. Нейропсихологическая коррекция Хабаровск 2007.;
3. Завьялова Н.А., Лукина Н.К. Интегрированный курс подготовки дошкольников к школе Волгоград 2009.;
4. Зинкевич-ЕвстегнееваТ.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке Практикум по песочной терапии Речь СПб 2010.
Таблица 17.
Анализ результатов индивидуальной коррекционно-развивающей работы
№ п/п | Контингент, возраст детей | Проблема | Рекомендованное кол-во занятий | Кол-во посещений (всего) | Методики | Результат |
1 | Ст. группа | Коррекция страхов | 10 | 10 | Арт-терапия, беседы, занятия, направленные на снятие эмоционального напряжения; беседы с родителями и воспитателями | Со слов воспитателя, произошли заметные улучшения |
2 | Под. группа | Проблемы в м-л отношениях | 5 | 5 | Арт-терапия, беседы; беседы с родителями и воспитателями | Со слов воспитателя, произошли заметные улучшения |
3 | Ст. группа | Агрессивное поведение | 5 | 5 | Арт-терапия, беседы, занятия, направленные на снятие эмоционального напряжения; беседы с родителями и воспитателями | Заметные улучшения, даны рекомендации и соот. лит-ра. |
4 | Ст. группа | Проблемы с адаптацией | 5 | 5 | Арт-терапия, беседы, занятия, направленные на снятие эмоционального напряжения; беседы с родителями и воспитателями | Стабилизация эмоционального фона, ребёнок с удовольствием посещает д/с |
5 | Младшая группа | Гиперактивность? Поведенческие проблемы. | 5 | 5 | Наблюдения во время приёма, занятий, игр; диагностика с помощью проективных тестов ДДЧ | Рекомендовано обратиться к специалистам |
Выводы: итоговая диагностика уровня психологической готовности к школе позволяет говорить об успешной коррекционной работе: высокий уровень готовности к обучению в школе к окончанию коррекционной работы – 20%; средний – 80%. Однако, стоит обратить внимание на углубление индивидуальной работы с воспитанниками. Некоторые из детей, посещавших групповые занятия нуждаются в дополнительных индивидуальных занятиях. Некоторые родители не находили времени, чтобы посетить консультации психолога по приглашению, несмотря на острую необходимость в коррекционной работе с их детьми. Поэтому, мы с начале года проводили детско-родительские занятия, на которых уделяли больше внимания работе по мотивированию таких родителей. Низкая заинтересованность родителей в благополучном психическом развитии детей, возможно, связана со следующими проблемами: высокая профессиональная «загруженность» родителей, а также возможно низкая информированность о важности гармоничного психического развития детей.
Таким образом, проведенную групповую и индивидуальную развивающую работу с детьми в целом можно считать достаточно успешной. Но, в то же время, она выявила некоторые недостатки в знаниях, структуре программ и методической оснащенности, определив тем самым основные ориентиры для дальнейшего совершенствования развивающего направления.
3. Психологическое просвещение и консультирование
Цель - освещение актуальных вопросов психического развития детей, проблем развития, формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах ребенка и собственного развития.
Таблица 18.
Показатели результативности консультативной и просветительской деятельности
за 2019-2020 учебный год
Консультативная работа | Общее количество, чел. | Педагоги | Родители | Сотрудники ДОУ |
индивидуальная | 83 | 18 | 65 | 10 |
групповая | 186 | 54 | 98 | 12 |
Просветительская работа | 135 | 40 | 83 | 12 |
Консультативная и просветительская работа ведется по следующим направлениям:
1) Индивидуальная работа
С педагогами:
- по запросам и результатам диагностики;
-обзор групп по результатам диагностической деятельности (малый педсовет).
С родителями:
- по запросам и результатам диагностики;
- по актуальным вопросам развития и воспитания детей.
2) Групповая работа
С педагогами: семинар-практикум; мастер-класс; консультация; тренинг; деловая игра; методическая гостиная; психологическая гостиная; круглый стол.
С родителями: выступления на родительских собраниях; тематические встречи, консультации, семинары-практикумы с родителями по заранее выбранной проблеме; оформление стендовой консультации, информационных листов (памяток) в каждой группе, тренинги и занятия детско-родительского направления.
Консультативное воздействие осуществляю по вопросам:
- оптимизации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и в семье в интересах ребенка;
- реализации индивидуального образовательного маршрута и динамического развития воспитанников и детей с ОВЗ;
- по вопросам воспитания, развития и образования детей.
Основными формами взаимодействия являются групповые и индивидуальные консультации для педагогов и родителей, а также иные формы работы с сотрудниками учреждения с целью личностного и профессионального роста.
Таблица 19.
Информация о консультативной деятельности
за 2018-2019 учебный год
Просвещение и консультирование педагогов | Количество |
Количество индивидуальных консультаций по результатам психодиагностического исследования воспитанников | 38 |
Количество консультирований по вопросам развития и воспитания ребенка | 26 |
Количество индивидуальных консультаций по личным вопросам | 34 |
Стендовая консультация | 12 |
Выступление на родительских собраниях | 5 |
Семинары, тренинги для педагогов | 16 часов |
Целью взаимодействия психолога с родителями является создание наиболее благоприятных условий для образования и развития детей.
Профпросвещение родителей:
- выступление на родительских собраниях.
- проведение индивидуальных консультирований с родителями детей, посещающих коррекционные группы личностных, поведенческих и эмоциональных проблем детей;
В таблице 20 отражены статистические данные проведенной консультативной работы за текущий учебный год:
Таблица 20.
Сведения о психопрофилактическом сопровождении родителей
Количество консультирований по вопросам по решению проблемы адаптации ребенка к условиям детского сада | Количество консультирований по вопросам индивидуальных особенностей психического развития детей | Количество консультирований по результатам диагностического обследования детей. | Проведение тренингов, семинаров, интеллектуальных игр для родителей |
21 | 50 | 38 | 14 |
Безусловно, наряду с консультированием стендовая информация также позволяет повышать психологическую компетентность всех участников воспитательного процесса, доводить до них информацию, освещать различные вопросы, давать общие рекомендации.
Таблица 21.
Перечень стендовых тематических консультаций
в 2018-2019 учебном году
Контингент | Консультационные темы |
родители | Для родителей подготовительных групп:
Для родителей старших групп:
|
4. Организационно-методическая работа
За отчетный период осуществлялись следующие виды организационно-методической работы:
- планирование работы, анализ научной и практической литературы для разработки коррекционных занятий, подбор инструментария;
- своевременное оформление документации;
- активное участие в заседаниях методического объединения педагогов ДОУ;
- оказание методической и практической помощи в организации и проведении педсоветов, открытых занятий, семинаров, практикумов, тренингов, мастер-классов;
- разработка психолого-педагогических и социальных проектов и программ, направленных на улучшение образовательно-воспитательной среды детского сада:
В 2019-2020 учебном году педагог-психолог разработал инновационный проект «Служба ранней помощи» - результат победители гранта Министерства образования Сахалинской области;
- предоставление информации о проведенных мероприятиях на сайт детского сада; пополнение методическим продуктом собственного сайта;
- со специалистами ДОУ составлены индивидуальные образовательные маршруты для детей с низким интеллектуальным развитием.
Резюмируя результаты проведенной работы, хотелось бы отметить, проведение мероприятий, направленных на взаимодействие с педагогами, создает условие для доверительных отношений в коллективе, активного участия каждого из них в его жизни, удовлетворенности работой, предупреждения создания стрессовых ситуаций:
- совместный краткосрочный проект по ПДД: «В гостях у Светофорика» (старшая группа);
- акция «Будь внимателен, водитель и пешеход» (старшая группа);
- совместный долгосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию: «Мы – юные патриоты» (подготовительная группа».
Кроме того, участие и в тренингах, и проектах в дальнейшем открывает возможности для свободного мышления, творчества, что в свою очередь позволяет педагогам создавать психологический комфорт в детском коллективе и стимулировать воспитанников на хорошие результаты.
К положительным результатам деятельности педагога-психолога относится:
- открытие на базе младшей группы – экспериментальной группы – цель которой: формирование пространственных представлений, целостного представления объекта, объема внимания, наглядно-образного и логического мышления.
- реализация инновационного проекта «Тропинка детства» по организации Службы ранней помощи в ДОУ;
- выступление на РМО с докладом на тему: «Представление приемов и технологий подготовки выпускников ДОУ и начальных классов»;
- проведение мастер-класса для воспитателей и психологов округа по теме: «Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста»;
- проведение акции памяти «Блокадный хлеб», с целью напомнить о блокаде, о мужестве и стойкости советского народа;
- прохождение курсов повышения квалификации:
1. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
2. Современные методики развития и психолого-педагогической диагностики детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО».
3. Диагностика и ранняя помощь детям с ОВЗ от 0 до 3 лет».
- стажировка в Санкт-Петербургском институте раннего вмешательства» по программе: «Содержание и организация деятельности Службы ранней помощи детям с ОВЗ, детям-инвалидам от 1 до 3 лет».
- публикация в журнале «Сахалинское образование – 21 век» на тему: «Организация Службы ранней помощи в ДОУ»
- вебинары.
Организационно-методическая работа
1.Участие в конкурсах
2. Работа по созданию собственного сайта, страницы на сайте Маам.ру
Экспертная работа
- участие в комиссии, оценивающей смотры-конкурсы ДОУ;
- составление по запросу психолого-педагогических заключений на детей.
Успехи и достижения этого года:
- освоение новой для меня психолого-педагогической диагностики анализа и оценки определения готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению;
- изучение новых техник арт-терапии в коррекционной работе с детьми;
- новое направление – ранняя помощь.
Задачи на следующий год:
- участие в профессиональном конкурсе «Педагог года»;
- аттестация на высшую квалификационную категорию (участие в методических объединениях и конкурсах различного уровня, обучение на курсах, размещение публикаций);
- реализация долгосрочного проекта «Твори добро» (подготовительная группа);
- работа в экспериментальной группе (средняя группа);
- изучение новых направлений и техник в работе с детьми.
Выводы о перспективах дальнейшей работы:
- по организационно-методической работе провести корректировку рабочей программы педагога-психолога;
- по работе с родителями продолжить работу, находящимися в социально опасном положении; повышать интерес родителей к жизни детского сада, к проблемам детей путем введения различных нетрадиционных методов преподнесения материала (детско-родительский клуб).
- активизировать работу с родителями ранних и вторых младших групп. Наиболее плотно сотрудничать с родителями в период адаптации детей к ДОУ с целью снижения степени тяжести, привыкания детей к новым условиям.
- По работе с педагогами продолжать работу по профилактике эмоционального выгорания, проводить занятия по формированию умений выражать негативные эмоции в социально приемлемой форме.
Основные задачи годового плана педагога-психолога
на 2020 – 2021 учебный год
- Способствовать созданию условий по охране психофизического здоровья детей; создание условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию.
- Своевременно выявлять детей, нуждающихся в психологическом сопровождении и создание условий для их гармоничного развития.
- Содействовать формированию педагогической компетентности педагогов и родителей в вопросах эффективной подготовки детей к обучению в школе.
- Продолжать работу в области профилактики профессионального выгорания педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитический отчет педагога-психолога ДОУ
В помощь педагогу-психологу для написания ежегодного аналитического отчета своей деятельности....
Аналитический отчет педагога-психолога за 2015-2016 учебный год
Представлен аналитический отчет педагога-психолога в ДОУ. В удобной таблице размещена информация о деятельности педагога-психолога ДОУ в 2015-2016 учебном году....
Аналитический отчет педагога-психолога за 2016-2017 учебный год
Цель: создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих психологическое здоровье субъектов образовательного процесса.Задачи: 1) Своевременное выявление и предупреждение возможных трудностей в ...
Аналитический отчет педагога -психолога за 2016 - 2017 учебный год
РазделыОбщие сведенияПовышение квалификацииГодовые цели и задачи Приоритетные направления деятельностиПрограммы, реализуемые с различными адресатамиРасширение и поплнение предметно-развивающей среды, ...
Аналитический отчет педагога-психолога Гурковой Т.Н.
В 2016-2017 учебном году деятельность педагога-психолога осуществлялась в соответствии с рабочей программой, составленной в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандарт...
Аналитический отчет педагога-психолога за 2016-2017 учебный год
Работа педагога-психолога велась на основании годового плана на 2016-2017учебный год и строилась в соответствии со следующими целями и задачами:Цель: создание психолого-педагогических условий, с...
Годовой аналитический отчёт педагога-психолога ДОУ
ГОДОВОЙАНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТпедагога-психолога МБДОУ « Браженский детский сад»Шабловской Анастасии Николаевны...