Художественно - эстетическое развитие.
консультация по психологии

Терских Оксана Алексеевна

«В детском творчестве (при правильном руководстве)

происходит самовыражение и самоутверждение

ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность»

(В.А. Сухомлинский)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл h-e_vystuplenie.docx35.13 КБ

Предварительный просмотр:

Сегодня уже не вызывает сомнения тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько лет назад. И не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидание взрослых от детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду.

Современные виды и направления  художественной деятельности обладают прекрасным потенциалом для выражения себя в социуме и гармонизации личности ребенка.

На данный момент вы видите сейчас даже пользуются успехом все более новы нетрадиционные техники: квилинг, тарцевание, калажирование , техника выдувания, оттиск мятой бумагой .

А основная задача педагога состоит в том, будь это традиционные техники или нет, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

В любой сложившийся ситуации педагог - это помощник, направляющий к успеху.

Что же такое, с научной точки зрения, ситуация успеха?

Психологи разделили эти два понятия,и вот что получилось :

СИТУАЦИЯ - это сочетание условий, которые обеспечивают успех;

УСПЕХ - это результат подобной ситуации; 

В результате данное словосочетание имеет двойственное значение, а именно

С педагогической точки зрения, СИТУАЦИЯ УСПЕХА – это целенаправленное, организованное сочетание условий, с помощью которых создается возможность достижения значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

УСПЕХ с психологической точки зрения – это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, либо превзошел их. 

В любом случае дети есть дети и успех оживают всегда.

  А вот ОЖИДАНИЕ УСПЕХА– стремление заслужить одобрение; стремление утвердить свое «Я», свою позицию, сделать заявку на будущее.

Предлагаю вам немного попробовать поиграть с ситуациями, которые могу в нашей работе встретится на занятии по художественно – эстетическому  развитию.

Участники игры, получив карточки с вопросами, должны отвечать на предложенную ситуацию в позитивном ключе.  Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты.

  1. Катя раскрасила медведя в розовый цвет, все дети говорят, что она сделала не правильно.

Ничего, пусть в нашей группе будет среди настоящих, хоть один игрушечный – розовый медведь.

  1. Маша сказала соседу Саше, что его рисунок некрасивый.

Возможно, в следующий раз стоит больше времени уделить аккуратности…

  1. У Димы сломался карандаш и над ним смеется Вася.

Дима у нас такой сильный и хорошо завтракает, что даже карандаши ломаются у него,  но силу надо контролировать.

  1. Дима с Юрой спорят кто будет помогать раздавать кисти.

Для меня важно, чтобы мы друг друга выслушали и поделили обязанности.

  1. Катя говорит Андрею, что он неправильно слепил фигуру из пластилина.

              Ты действительно  слепил интересную фигуру, но в следующий раз надо поработать по  инструкции.

  1. В театральной постановке Миша играет медведя и спорит с Аней Козой. Все говорят Мише, что он орет.

       Ты сейчас очень громко говоришь, Медведь не так громко разговаривает, а говорит важно.

  1. Аня читает  стих  для конкурса чтецов и постоянно  поднимает платье.

Мне кажется ты  взволнованна у тебя все хорошо получается и красивое платье не будет всем видно, если его постоянно поднимать.

  1. Данил нарисовал красками и испачкал одежду. Дети, рядом сидящие говорят, что он как поросенок.

В следующий раз Данил постарается быть аккуратнее, я знаю, ты сможешь. Ребята это Данил просто очень старался.

  1. София не успела доделать работу и расстроилась.

Можно обыграть с именем, не зря нашу Софию назвали Соней, заснула наверное на занятии. Ничего страшного.

  1. Ребенок обладает очень хорошей памятью, поэтому легко запоминает информацию, тексты, песни. В театральной постановке исполняя свою роль, суфлирует роли других персонажей, чем мешает другим детям проявить себя.

Дать ребенку особую роль – суфлер. «Твоя задача: следить за тем, чтобы дети не забывали свои слова во время выступления. Если ребенок забыл, ты ему тихонько подсказываешь».

Беседа с ребенком до праздника «Как ведёт себя настоящий артист».

11.В средней группе на занятиях мальчик Алеша не может сосредоточиться, мешает детям, роняет со стола карандаши, болтает сам с собой, материал занятий усваивает плохо. (В ходе педагогического наблюдения воспитатели заметили, что Алеша очень любит динозавров).

Вырабатываем схему поведения с Алешей: во время свободной деятельности детей подходить к Алеше на 1-2 минуты с заинтересованными вопросами, уделяя ему положительное внимание: "Почему тебе нравятся динозавры?", "А чем питается такой динозавр?", "А что ест эта змея?", "Нравится ли тебе кубик такого цвета?", т.е. проявлять заинтересованность Алешей.

12. Идет занятие. Педагог разносит раздаточный материал на подносе. Один ребенок крутится и отвлекает других. Ребенок резким движением опрокидывает поднос, и весь мелкий раздаточный материал рассыпается по всей комнате.

Перед дневным сном воспитатель делает установку детям (5-6 лет): за каждое замечание ваш сон я буду удлинять на 10 минут.

Основная парадигма в работе педагога дополнительного образования «Дать каждому ребенку шанс проявить себя».

        Для реализации основной цели своего педагогического творчества педагог большое внимание уделяет созданию ситуации успеха на занятии.

И конечно нельзя забывать  о таком  виде ситуации успеха радости как «Неожиданный эффект», который на нашем занятии  поднимет ребенку не только настроение, но и самооценку. В которой есть несколько приемов: поглажывание  при этом мы произносим позитивные установки: ( Ты молодец, я горжусь вами). Второй прием дать ребенку отдельно исправить свои ошибуки. Авансирование – в котором смысл в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать. 

Очень хорошо используется  «Неожиданная радость»  для детей с заниженной самооценкой.

Еще в данных случаях, которые мы с вами сегодня разбирали, очень хорошо помогут такие технические операции создания ситуации успеха как:

здорово придумал;  тебе особо удалось; мне интересен твой вариа, правда ребята?; без тебя и твоей помощи нам не справится;  у тебя это обязательно получится, не сомневайся;  не терпится узнать, что же у тебя получится; ты делаешь так необычно;  наверное лучше всего начать с .., а затем…; это что то особенное! 

Не забывайте, создание условий дают каждому ребенку пережить замечательное чувство успеха, преодолеть неуверенность, самоутвердится в собственных глазах и не менее важно в глазах сверстников и родителей.

Так как влияет ситуация успеха на деятельность и состояние ребёнка?

Выслушиваются ответы педагогов.

  • внушает ребёнку уверенность в собственных силах;
  • появляется желание вновь достигнуть хороших результатов;
  • создаёт ощущение внутреннего благополучия;
  • происходит переоценка своих возможностей.

И в заключение  хочу предложить вам рецепт приготовления хорошего занятия.

Перечислите мне, по вашему мнению, самые лучшие положительные эмоции, которые способствуют сохранению дружелюбной атмосферы на протяжении всего занятия.

А я вам предлагаю свой рецепт приготовления - Возьмите дюжину самых лучших эмоций. Тщательно отберите только те, что лишены разочарования, злопамятности и злости. После того как вы отобрали 12 эмоций, закройте глаза, разделите их на несколько занятий, которые вам приходится проводить в ваш рабочий день. Добавьте в каждое занятие по одной порции:

• мудрости;

• терпения;

• храбрости;

• работоспособности;

• оптимизма;

• преданности своему делу;

• вольнодумия и свободомыслия;

• доброты;

• отдыха и заботы о здоровье;

• доброго юмора;

• такта;

• веры в каждого ребёнка.

Для того чтобы придать остроты занятию, добавьте в него щепотку безрассудства. А теперь долейте любви к детям и взбейте все энергичными движениями.

Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте изюминками улыбок и веточками радости. Перед подачей сервируйте занятие профессионализмом педагога. Следуйте четко этому рецепту, и все у вас получится!

Приятного аппетита, уважаемые коллеги! Аппетита к педагогическому труду и творчеству!

  1. Маша сказала соседу Саше, что его рисунок некрасивый.

  1. У Димы сломался карандаш и он плачет.

  1. Дима с Юрой спорят, кто будет помогать раздавать кисти.

        

  1. Катя говорит Андрею, что он неправильно слепил фигуру из пластилина.

  1. В театральной постановке Миша играет медведя и спорит с Аней Козой. Все говорят Мише, что он орет.

        

  1. Аня читает  стих  для конкурса чтецов и постоянно  поднимает платье.

         

  1. Данил нарисовал красками и испачкал одежду. Дети, рядом сидящие говорят, что он как поросенок.

  1. София не успела доделать работу и расстроилась.

  1. Ребенок обладает очень хорошей памятью, поэтому легко запоминает информацию, тексты, песни. В театральной постановке исполняя свою роль, суфлирует роли других персонажей, чем мешает другим детям проявить себя.

  1.  В средней группе на занятиях мальчик Алеша не может сосредоточиться, мешает детям, роняет со стола карандаши, болтает сам с собой, материал занятий усваивает плохо. (в ходе педагогического наблюдения воспитатели заметили , что Алеша очень любит динозавров).

  1. Идет занятие. Педагог разносит раздаточный материал на подносе. Один ребенок крутится и отвлекает других. Ребенок резким движением опрокидывает поднос, и весь мелкий раздаточный материал рассыпается по всей комнате.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Художественно – эстетическое развитие в условия реализации ФГОС ДО» "Использование метода арт-терапия в художественно-эстетическом развитии дошкольников»

Арт-терапия – сочетание психологии и творчества.Это метод воздействия на ребенка с помощью рисования, лепки, пения, музыки, танцев, сказок. Она подходит для работы с детьми, начиная с самого раннего в...

Система работы по художественно-эстетическому направлению ОО «Художественно-эстетическое развитие»

В данном материале решаются проблемы теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшего средства формирования отношения к действительности, средства нравственного и умственного во...

Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности «Котенок заблудился» (ОО «Художественно-эстетическое развитие» «Чтение литературы» ОО «Художественно-эстетическое развитие» (Лепка)) (подготовительная к школе группа)

Программное содержание.Закреплять умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы.Закреплять знания об особенностях жанра сказки.Закреплять умение эмоционально восп...

Художественно-эстетическое развитие "Особенности инновационной программы дошкольного образования "От рождения до школы" в образовательной области "Художественно- эстетическое развитие"

Консультация "Особенности инновационной программы дошкольного образования "От рождения до школы" в образовательной области "Художественно- эстетическое развитие"...

Сообщение на заседании творческой группы педагогов ДОО по художественно-эстетическому развитию дошкольников " «Направления работы педагогов ДОО для реализации задач в области «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и по...

Художественно - эстетическое развитие детей в МАОУ СОШ № 26 "Преемственность ООП дошкольного и начального общего образования по художественно-эстетическому развитию

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды о...