Психогимнастика- как один из методов психопрофилактики и психокоррекции в работе с детьми дошколного возраста.
консультация по психологии
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ. Картотека игр по психогимнастике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
семинар по психогимнастике | 23.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7
Семинар-практикум для педагогов
Психогимнастика – как один из методов психопрофилактики и психокоррекции в работе с детьми дошкольного возраста
Подготовила: педагог-психолог
Е.В.Казьмина
Цель: раскрытие творческого, нравственного потенциала детей, развитие у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Разминка – погружение
Время: 2 мин.
Цель: Поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения, выравнивание эмоционального фона, сплочение участников группы в единую команду для достижения конечного результата работы.
В начале своего выступления хотелось бы узнать:
У кого сейчас хорошее настроение, похлопайте в ладоши;
Улыбнитесь те, у кого в нашем коллективе есть друзья;
Потопайте те, кто согласен с пословицей: «Один в поле не воин»;
Кивните головой те, кому интересно что будет дальше.
Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам. Способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым и окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни, как таковой. Задача взрослого – помочь ребенку в соответствии с его возрастом овладеть средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития.
Эти задачи решают Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка:
Специально организованные встречи, игровые тренинги с детьми
Релаксация
Музыкатерапия
Сказкатерапия
Психогимнастика
Цветотерапия
Песочная терапия
Ароматерапия
Танцевальная терапия
Сегодня более подробно познакомлю вас с психогимнастикой
В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов, однако довольно редко – психогимнастика как метод практической психопрофилактики и психокоррекции.
Хотя именно психогимнастика наиболее доступна в применении для воспитателей и психологов, так как в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника.
Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
Основная цель психогимнастики - научить ребенка справляться с жизненными трудностями. Ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. В ходе занятийпсихогимнастикой, дети изучают различные эмоции, возможность управлять ими; Это - преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.
Общей задачей является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.
Во время занятий психогимнастикой в основном используется бессловесный материал, хотя словесное выражение детьми своих чувств поощряется ведущим. Ведь назвать — значит более или менее понять.
Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым характером.
Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе со здоровыми детьми с целью психофизической разрядки. Также нужно включать психогимнастический комплекс в дни, когда запланированы занятия с высокими интеллектуальными или психоэмоциональными нагрузками.
Психогимнастика прежде всего направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.
Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
Основные задачи
-создание возможностей для самовыражения, формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями – средствами человеческого общения(мимикой, жестом, пантомимикой).
-развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях.
-выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.
-знакомство с различными эмоциями, способами выражения эмоций, обучение элементам техники выразительных движений, использование выразительных движений в воспитании эмоций.
-обучение приемам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения.
Основные методы
Этюды.
Упражнения(творческого и подражательно-исполнительского характера).
Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные.
Моделирование и анализ заданных ситуаций.
Аутотренинг(с использованием стихов, записи звуков природы, релаксационной музыки).
Организация психогимнастических занятий
Занятия носят психопрофилактический характер и проводятся со всеми детьми группы, начиная со 2-х младших и включая подготовительные группы.
Принципы работы
Отношение к детям, к их потребностям уважительное, доброжелательное. Не допускается малейшее пренебрежение их настроением, самочувствием.
Каждый ребенок принимается таким, какой он есть, признается его ценность, значимость, уникальность.
В завершении своего выступления предлагаю поиграть.
Упражнение «Толстое стекло»
Цель: Отработка навыков выразительного использования мимики и жестов, необходимых педагогам в их повседневной работе.
Группа разбивается на две команды. Первая команда загадывает словосочетание или часто употребляемую пословицу (можно – названия предметов, часто встречающихся в обиходе), вторая – делегирует двоих участников (лучше, если добровольно), которым сообщается загаданное словосочетание. Последний должен изобразить это словосочетание только с помощью жестов и мимики, а его команда попытаться понять, что были загадано. Команды участников группы загадывают слова по очереди.
В обсуждении:
было ли трудно показывать?
как себя чувствовали?
какие чувства возникают по окончанию игры?
Литература:
Е.А. Алябъева. Психогимнастика в детском саду. Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ООО «ТЦ Сфера», 2003.
Н. Яковлева. Психологическая помощь дошкольнику. - СПб.: Валерии СПД; М.: ТЦ Сфера,2002.
Психогимнастика в тренинге. Под ред Н.Ю. Хрящевой, изд.Речь, 2014г.
ЭТЮДЫ НА ВЫРАЖЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЭМОЦИЙ.
Общей целью этих этюдов является развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выразить свое.
Собака принюхивается. (3-4 лет)
Охотничья собака, увидев дичь, моментально застыла в напряженной позе. Морда у нее вытянулась вперед, уши поднялись, глаза неподвижно глядят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный и дразнящий запах.
Ласка. (3 – 4 лет)
Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к своему хозяину тем, что трётся толовой о его руки. Звучит музыка А. Холминова «Ласковый котенок»
Лисёнок боится (для детей 3-4 лет).
Лисёнок увидел на другом берегу свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко тут.
Выразительные движения: Поставить ногу вперёд на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.
Лисичка подслушивает (для детей 3-4 лет).
Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чём они говорят.
Выразительные движения: Голова наклонена в сторону (слушает, подставляет ухо), взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт.
Поза: Нога выставлена вперёд, корпус тела слегка наклонён вперед.
Вкусные конфеты (для детей 3-4 лет).
У девочки в руках воображаемый кулёк (коробка) с конфетами. Она протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и берут конфеты в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.
Мимика:Жевательные движения, улыбка.
ЭЛЕМЕНТЫ ПСИХОГИМНАСТИКИ.
Тише! (для детей 3-4 лет).
Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котёнок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!»
Выразительные движения: шея вытянута вперёд, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови «идут вверх».
Ваське стыдно (для детей 3-4 лет)
Жила была девочка Галя. У неё была кукла Таня. Галя играла с куклой, кормила её, спать укладывала.
Один раз положила свою куклу спать на кроватку. Забрался тут кот Васька и уронил куклу на пол.
Пришла Галя домой, увидела, что её кукла лежит на полу, подняла куклу и стала ругать Ваську: «Зачем ты Васька, мою куклу уронил?» А Васька стоит, голову опустил: стыдно ему.
Прослушав рассказ, дети по очереди показывают, как стыдно было коту Ваське.
Уходи! (для детей 3-4 лет).
Ребёнок отталкивает обидчика.
Выразительные движения: Кисти рук держать вертикально, ладонями наружу.
Иди ко мне (для детей 3-4 лет).
Мальчик манит к себе малышку, которая учится ходить самостоятельно.
Выразительные движения: Присесть, обе руки вытянуты навстречу малышу..
Молчок (для детей 3-4 лет).
Воспитатель читает стихотворение А. Бродского «Новичок».
В детский сад пришел Молчок-
Очень робкий новичок.
Он сначала был не смел,
С нами песенок не пел.
А потом, глядим, привык:
Словно зайка – скок да прыг.
До чего же осмелел:
Даже песенку запел.
Ребёнок, исполняющий роль Молчка, сначала робко сидит на стуле, а затем согласно тексту преображается в смелого: прыгает вокруг стула, поёт какую–нибудь знакомую песенку.
Что слышно? (для детей 3-4 лет).
Предлагается детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем он просят рассказать, что они слышали.
Доброе животное (для детей 3-4 лет).
Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы – большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит». Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе». Вдох – все делают шаг вперёд. Выдох – все делают шаг назад. Вдох – все делают 2 шага вперёд. Выдох –все делают 2 шага назад.
Запомни своё место (для детей 3-4 лет).
Дети стоят в кругу или разных углах помещения. Под музыку все разбегаются в разные стороны, с её окончанием все должны вернуться на свои места.
Вот так поза (для детей 3-4 лет).
Ведущий принимает любую позу. Играющие, посмотрев на неё, должны запомнить и затем воспроизвести её.
Воздушный шарик (для детей 3-4 лет).
Представь, что в твоей груди находится воздушный шарик. Вдыхая через нос, до отказа заполни шарик воздухом. Выдыхая ртом, почувствуй, как воздух выходит из шарика. Не торопясь, повтори. Дыши и представляй, как шарик наполняется воздухом и становиться всё больше и больше.
Позови ласково (для детей 3-4 лет).
Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
Ребёнку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому сверстнику (по желанию), ласково назвав его по имени.
Смелый заяц (для детей 3-4 лет).
Заяц любил стоять на пеньке и громко петь песни и читать стихи. Он не боялся, что его может услышать волк.
Выразительные движения. Поза: положение, стоя, одна нога чуть впереди другой, руки заложены за спину, подбородок поднят.
Мимика: Уверенный взгляд.
Молчок (для детей 3-4 лет).
Воспитатель читает стихотворение А. Бродского «Новичок».
В детский сад пришел Молчок-
Очень робкий новичок.
Он сначала был не смел,
С нами песенок не пел.
А потом, глядим, привык:
Словно зайка – скок да прыг.
До чего же осмелел:
Даже песенку запел.
Ребёнок, исполняющий роль Молчка, сначала робко сидит на стуле, а затем согласно тексту преображается в смелого: прыгает вокруг стула, поёт какую–нибудь знакомую песенку.
Стрекоза замёрзла (для детей 3 - 4 лет).
Пришла зима, а Стрекоза не приготовила себе домик, не нанесла еды впрок. Стрекоза дрожит от холода:
Холодно, холодно,
Ой-ей-ей ей!
Голодно, голодно,
Жутко зимой!
Мне некуда деться,
Сугробов не счесть.
Пустите погреться
И дайте поесть.
Мимика: приподнятые и сдвинутые брови; стучать зубами.
Кузнечик (3 – 4 лет)
Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зелёного кузнечика. Стала она к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг – и вот уже стрекочет в другом месте.
Выразительные движения: Шея вытянута вперёд, пристальный взгляд, туловище слегка наклонено вперёд, ступать на кончики пальцев.
«Волшебный стул» (3 – 4 лет).
Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные ласковые слова.
Ход: один ребёнок садится в центр на «волшебный стул», остальные говорят о нём добрые ласковые слова, комплементы. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.
Вкусные конфеты (для детей 3-4 лет).
У девочки в руках воображаемый кулёк (коробка) с конфетами. Она протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и берут конфеты в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.
Мимика:Жевательные движения, улыбка.
Этюды на расслабление мышц
«Качели»
Ребенок стоя качается на качелях.
Выразительные движения: ноги слегка расставлены, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Тяжесть тела переносится с одной ноги на другую.
«Петрушка прыгает»
Играющий изображает Петрушку, который мягко и легко прыгает на двух ногах одновременно. Колени, корпус и руки мягкие, расслабленные, голова опущена.
«Замедленное движение»
Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят неко¬торое время, слушая медленную, негромкую музыку:
Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая — очень легкая, простая.
Замедляется движенье, исчезает напряженье.
И становится понятно — расслабление приятно!
«Летний денек».
Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:
Я на солнышке лежу,
Но на солнце не гляжу.
Глазки закрываем, глазки отдыхают.
Солнце гладит наши лица,
Пусть нам сон хороший снится.
Вдруг мы слышим: бом-бом-бом!
Прогуляться вышел гром.
Гремит гром, как барабан.
Этюды на тренировку отдельных групп мышц:
«Шалтай-Болтай»
Шалтай-Болтай сидел на стене.
Шалтай-Болтай свалился во сне.(С.Маршак)
Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, при этом руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» ребенок резко наклоняется вперед.
«Сосулька»
У нас под крышей белый гвоздь висит.
Солнце взойдет – гвоздь упадет.(В. Селивестров)
Во время произнесения первой и второй строчек дети держат руки над головой, во время третьей и четвертой – роняют расслабленные руки и приседают.
«Слон».
Поставить устойчиво ноги, затем представить себяслоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с "грохотом" опустить на пол.
Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе "Ух!".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование нетрадиционных методов аппликации и рисования при работе с детьми дошкольного возраста.
Использование нестандартных подходов к организации изобразительной деятельности- повышает мотивацию ребенка; - развивает мелкую моторику пальцев рук;- раскрывает творческий потенциал;- уско...
Презинтация Использование методов и приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста
В презинтации представлены методы технологии ТРИЗ, используемык в работе с детьми дошкольного возраста...
Использование нетрадиционных методов и форм физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста в ДОУ«Мы умные, активные, спортивные»
Цель проекта:-Основная цель – снижение заболеваемости детей.-Охрана здоровья детей, формирование основы культуры здоровья.-Профилактика различных заболеваний путём использования игрового специального ...
Использование методов и приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста
ТРИЗ - это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогае...
Проект «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми среднего возраста, имеющими ОНР и ЗПР»
Это совместный проект педагога-психолога, учителя-логопеда и воспитателей средних групп....
Тема самообразования" Песочная арт-терапия как метод психокоррекции в работе с детьми дошкольного возраста" Анализ деятельности по теме за 2017- 2020 уч.г.г.
На заключительном этапе самообразования, на этапе обобщения и распространения изученного опыта работы мною был подготовлен воспитанник комбинированной группы – Красков Дмитрий на рай...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошколного возраста
Для охраны и укрепления здоровья детей, совершенствования их физического развития, повышения защитных свойств организма, улучшения физической и умственной работоспособности посредств...