«ТИМБИЛДИНГ» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Федосеева Кристина Николаевна

Одним из основных элементов функциональной грамотности дошкольников является социально-коммуникативная грамотность. В ФГОС ДО обозначены целевые ориентиры: ребенок «...активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты», что актуализирует проблему формирования предпосылок социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования. Еще Ш.А. Амоношвили сказал, именно на этом отрезке жизни, а не потом когда-либо, растущий и взрослеющий человек мог бы получить мощное развитие талантов и способностей, познавательных мотивов и взглядов, составить в себе целостную картину мира. Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих модифицировать образовательную деятельность с современным ребёнком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbdou_no_10_alenushka.fedoseeva_k.ntimbilding.docx35.9 КБ

Предварительный просмотр:

Федосеева Кристина Николаевна,

Воспитатель МБДОУ № 10 «Аленушка»

nosowahristina@yandex.ru

 «ТИМБИЛДИНГ» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 «Ты узнаешь больше о человеке за час игры, чем за год разговоров». Платон

Ключевые слова: социально-коммуникативная грамотность, игровая технология «Тимбилдинг», игровые тренажеры, оценка результативности деятельности.

На этапе дошкольного детства в ДОУ, мы формируем предпосылки для овладения детьми функциональной грамотности. Главной задачей педагога современного образования - научить ребенка в игре. Данная тема на современном этапе считается актуальной для ДО, поскольку подготовка детей к формированию предпосылок функциональной грамотности становится одним из главных факторов, которые в комплексе стимулируют ребенка к активному участию во всех сферах его деятельности. Одним из основных элементов функциональной грамотности дошкольников является социально-коммуникативная грамотность. В ФГОС ДО обозначены целевые ориентиры: ребенок «...активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты», что актуализирует проблему формирования предпосылок социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования. Еще Ш.А. Амоношвили сказал, именно на этом отрезке жизни, а не потом когда-либо, растущий и взрослеющий человек мог бы получить мощное развитие талантов и способностей, познавательных мотивов и взглядов, составить в себе целостную картину мира. Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих модифицировать образовательную деятельность с современным ребёнком.

В своей профессиональной практической деятельности я заметила, что многие дети старшего дошкольного возраста при выполнение заданий в процессе реализации ООД, в играх и эстафетах, испытывают затруднения при работе в команде, им сложно договариваться, соблюдать правила, многие дети затрудняются точно воспринимать предложенную инструкцию. Вместе с детьми мы начали искать новые формы и методы работы по решению этой проблемы. Так возникла идея внедрения игровой технологии «Тимбилдинг» в организованную образовательную деятельность на занятиях, в режимные моменты в ДОУ, а также кружковую деятельность, которая позволяет действовать ребенку от простого к сложному.  «Детский Тимбилдинг» - это система формирования внутригрупповых неформальных дружеских связей, развитие личностного потенциала и лидерских качеств, формирование чувства ответственности и взаимопомощи, поиск новых способов ведения диалога-(Д.Э. Мэйо). 

М.В. Букатов, один из авторов технологии «Тимбилдинг» отметил,  что «у социо-игровой технологии хитрый стиль, что и помогает сплотить детей, научить взаимодействовать, различными играми и видами деятельности.

Выявленные проблемы определили постановку цели: создание системы деятельности по обучению основам функциональной грамотности старших дошкольников с применением элементов игровой технологии «Тимбилдинг».

Задачи:

  • изучить современную научную и педагогическую литературу по вопросу: применение  игровой технологии «Тимбилдинг», как средство развития социально-коммуникативной грамотности старших дошкольников;
  • разработать систему игр, занятий с детьми дошкольного возраста с использованием  игровой технологии «Тимбилдинг»;
  • повысить педагогическую компетентность родителей и педагогов ДОУ по проблеме  социально-коммуникативной грамотности старших дошкольников с применением игровой технологии «Тимбилдинг»;
  • повысить у дошкольников интерес к играм с помощью игровой технологии «Тимбилдинг», для достижения поставленной цели;
  • повысить уровень развития социально-коммуникативных навыков дошкольников.

Средством реализации цели и задач стал проект, «Тимбилдинг» как средство формирования предпосылок функциональной грамотности старших дошкольников».

Тип проекта: долгосрочный, групповой.

Состав участников: воспитатель, воспитанники группы, родители.

Новизна моего педагогического проекта заключается в модернизации содержания работы с детьми на основе внедрения игровой технологии тимбилдинга, как формы работы по социально-коммуникативному развитию.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

I Этап – Подготовительный

  • определение цели и задач проекта;
  • изучение литературы по вопросу;
  • организация деятельности (разработка механизма реализации проекта и плана-графика реализуемого проекта в ходе основной образовательной деятельности и режимных моментов для старших возрастных групп);
  • создание необходимых условий для реализации проекта по внедрению элементов  игровой технологии «Тимбилдинг»;
  • накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме;
  • подбор диагностических методик по организации наблюдения и оценки уровня для определения навыков социально-коммуникативного развития, работе в команде.

II Этап – Основной (практический)

  • внедрение в образовательный процесс эффективных методов и приемов по использованию элементов игровой технологии «Тимбилдинг»;
  • на данном этапе будет проходить работа по приобщению детей к  игровой технологии «Тимбилдинг», включающая несколько этапов: внедрение элементов игровой технологии «Тимбилдинг» в образовательный процесс (совместная, групповая деятельность), взаимодействие с родителями.  Данная работа будет проводиться с начала старшей группы в течение года, в соответствии с планом – графиком. В конце года проводиться диагностика по определению уровня социально-коммуникативного развития дошкольников и работе в малой группе с использованием диагностических методик.

III Этап – заключительный (ожидаемые результаты):

  • разработана система занятий и игр с детьми дошкольного возраста с использованием элементов инновационной игровой технологии «Тимбилдинг»;
  • повышена педагогическая компетентность родителей и педагогов ДОУ по проблеме формирование предпосылок функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с применение элементов игровой технологии «Тимбилдинг»;
  • у старших дошкольников повышен интерес к занятиям и играм по формированию предпосылок функциональной грамотности (социально-коммуникативного развития) с применением элементов игровой технологии «Тимбилдинг», для достижения поставленной цели;
  • создана методическая разработка: «Сборник игр по разным направлениям «тимбилдинга»;
  • проанализированы результаты определения уровня социально-коммуникативного развития дошкольников.

Для достижения поставленных целей и задач мной  составлен план работы с родителями, план работы с педагогами и план работы с детьми.

План работы с родителями:

анкетирование родителей на выявление необходимости внедрения игровой технологии «Тимбилдинг», групповое родительское собрание по ознакомлению с направлениями работы по теме «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с применение элементов  игровой технологии «Тимбилдинг», консультации «Как реализовать современную образовательную технологию - «Тимбилдинг» в дошкольных учреждениях с участием родителей», наглядно-информационная «Развивающие игры и занятия с использованием игровой технологии «Тимбилдинг», «Вечер добрых встреч» где происходит изучение, обобщение, распространение лучшего семейного опыта по работе с применением элементов технологии «Тимбилдинг», в конце года подведение итогов работы. Анкетирование. Анализ степени достижения поставленной цели.

План работы с педагогами :

ознакомление с игровой технологией «Тимбилдинг». Педагогический совет, игровой тренинг – практикум «Сложна ли работа по формированию функциональной грамотности дошкольников с применением игровой технологии «Тимбилдинг?», консультация игровой тренажер «ТимГейм», как элемент Тимбилдинга, помогающий взаимодействовать друг с другом, подведение итогов работы, заполнение анкет обратной связи с педагогами. Анализ степени достижения поставленной цели.

План работы с детьми:

ознакомление детей с самим собой(«Кто я», «Что я могу, что умею», «Мыс тобой похожи тем, что», «Постройся по росту», игры направленные познание себя, осознания моей предназначенности, понимания себя.

Разработка конспектов занятий и игр для детей старшей группы, проведение диагностики, с целью выявления уровня развития речи детей;

Игры подготовительного этапа нами были разбиты на 5 блоков с элементами игровой технологии «Тимбилдинг»:

   1. Блок взаимодействие: (примерный перечень игр указан в каждом блоке)

«Хор животных», «Волшебный клубок», «Эстафета любви»,«Царевна Несмеяна», «Газета».

2. Блок взаимоуважения: «Подарок на всех», «Волшебный букет цветов», «Радио», «Воздушный шарик», «Секрет».

3. Блок дружба: «Игра-ситуация», «Маленькое приведение», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Коврик примирения».

4. Блок взаимопонимания: «Зеркало», «Колдун», «Яблочко настроения», «Данетка», «Разговор через стекло».

5. Блок взаимоотношений: «Пресс-конференция», «Пойми меня», «Без маски», «Сказки по-другому», «Ау».

А также за основу взяты игровые тренажеры, как по обучению основам функциональной грамотности старших дошкольников с применением элементов игровой технологии «Тимбилдинг», такие как: «ТимГейм», «Мега-пазлы (напольные пазлы)», «Гусеница», Тайны Танграмма: «Умные фигуры для необычных игр» Н.А.Модель.

Способы оценки результативности деятельности: педагогическое наблюдение, проведение диагностики по определению уровня социально-коммуникативного развития дошкольников с использованием диагностических методик: метод наблюдения по схеме Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой, методика «Рукавички» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, экспериментальная ситуация «Раскраска» Г.Р.Хузеева, методика «Проблемные ситуации» Г.Р.Хузеева, а также анкетирование родителей.

Литература

1.Приказ Минобрнауки России от17.10.2013г. № 1155 «Об  утверждении федерального государственного стандарта дошкольного  образования».

2.Дресвянина А. М., Хамидулина Ю. В. Игры на сплочение детского коллектива // Молодой ученый. - 2015. - №10. - С. 1150-1151.

3. Коломенский Я.Л., Живнявский Б.П. «Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности» М 1990г. 4. Плотникова Н. - Игры на сплочение детского коллектива.

4. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения/ Пер. с нем. - М.: Генезис, 2003.

    5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. − М.: Генезис, 1998.

   6. Н.А. Модель. Тайны Танграмма: «Умные фигуры для необычных игр»., Сфера Т.Ц.издательство, 2022г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Комплект дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

В методической разработке представлен комплект из 5 дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста, разработанный на основе "Концепции развития географического образования в Российской...

Картотека сказок по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста   «Со сказочными героями в мир экономики»

Картотека сказокпо формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Со сказочными героями в мир экономики»...

Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности

Авторы статьи изучили методическую литературу по проблеме формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Авторами  выявлены эффективные средства формирования осн...

СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В нашем детском саду мы работаем над созданием системы работы по формированию финансовых представлений у детей старшего дошкольного возраста. Педагоги применяют разнообразные методы и приемы организац...

«Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»

В разработке представлены рекомендации к организации работы по формированию предпосылок естественно-научной грамотности у дошкольников старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятел...

Мультимедийная презентация мастер-класса «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста через обогащение РППС авторскими дидактическими пособиями по нравственно-патриотическому воспитанию»

В соответствии с ФОП ДО задача современного педагога не только дать знания и умения детям, но и научить применять эти знания на практике. Организация предметно-пространственной развивающей среды по фо...

сравнительный анализ средств по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Сравнительный анализ средств по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Выявите преимущества каждого из средств по формированию предпосылок естес...