«Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»
методическая разработка
В разработке представлены рекомендации к организации работы по формированию предпосылок естественно-научной грамотности у дошкольников старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 26.3 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 34 с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей»
«Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»
Разработала: Е.В. Арбузова
г. Ачинск
В разработке представлены рекомендации к организации работы по формированию предпосылок естественно-научной грамотности у дошкольников старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.
Рекомендации воспитателям дошкольных организаций, подготовлены с учетом требований программы дошкольного воспитания, а также с учетом принципов ФГОС стандарта.
Актуальность
Естественно - научная грамотность — это способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, воспитатели замечают, что детское экспериментирование — является основой поисково-исследовательской деятельности детей. Дошкольники – прирожденные исследователи. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире и моя задача помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
Развитие экспериментальной деятельности у детей дошкольников
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности: формирование базиса личностной культуры, нравственных и духовных ценностей, развитие интеллектуальной сферы, творческих способностей и умений, которыми человек будет оперировать на протяжении всей своей жизни.
Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Опытно-экспериментальная деятельность — это практическая деятельность, направленная на активный поиск решений задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.
Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность, пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Главное достоинство опытно-экспериментальной деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам: дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта; о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.
В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов - обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.
Алгоритм организации детского экспериментирования:
- Постановка проблемы, которую необходимо разрешить.
- Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы).
- Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения).
- Проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях).
- Анализ полученного результата.
- Формулирование выводов.
В процессе опытно-экспериментальной деятельности с детьми используют следующие методы при проведении опытов и экспериментов:
Метод наблюдения: – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения, в зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности мы используем наблюдения разного вида: распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений; за изменением и преобразованием объектов.
Игровой метод: который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.
Элементарный опыт: – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
Словесные методы:
- Рассказы воспитателя, основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях;
- Рассказы детей, этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей;
- Беседы, применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.
Формирование естественно - научных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Естественно-научная грамотность — это способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии с взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.
Государственный стандарт по дошкольному образованию определяет раздел в работе с дошкольниками - формирование элементарных естественно - научных представлений. Реализация этого раздела позволяет заложить базовые знания у детей, способствует формированию целостной картины мира. Кроме того, естественно - научные представления являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского мышления. Освоение элементарных естественно - научных представлений способствует развитию детской любознательности.
Старший дошкольный возраст ребенка — это один из ответственных этапов, на котором закладываются основы знаний об окружающем мире, о физических свойствах предметов, о взаимоотношениях и связях между ними. Этот период является ступенью в системе непрерывного естественно-научного образования.
Известно высказывание Л.С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в хвосте. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления.
Достижение результатов по формированию естественнонаучных представлений, развитию познавательной деятельности детей возможно только через особую организацию воспитательно-образовательного процесса, а, именно, через: оптимизацию условий для охраны и укрепления здоровья воспитанников, развитие их двигательной активности; воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к самостоятельности и инициативности, к творчеству; формирование основ культуры и естественно - научных представлений у дошкольников.
Создание условий для формирования естественно-научных представлений у дошкольников средствами экспериментальной деятельности
В экспериментировании ребенок выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познает окружающий мир, используя разнообразные способы воздействия на него.
Для реализации плана по формированию естественно - научных представлений необходимо учитывать несколько условий: первым условием имеет смысл определить использование здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать процесс воспитания и обучения таким образом, чтобы ребенок, мог усваивать культуру человечества без излишнего для данного возраста физического и психического напряжения, подрывающего здоровье; второе условие - высокий уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволит педагогам строить воспитательно образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества и одновременно без излишней нагрузки для детей; третье условие обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития.
Организация среды должна учитывать не только дидактические позиции педагогов, но и видение самого ребёнка. Для формирования элементарных естественнонаучных представлений это может быть мини-лаборатория или уголок экспериментирования, исследовательский центр в группе, в хорошо освещенном месте.
В дошкольном учреждении в каждой возрастной группе должны быть созданы такие мини-лаборатории. Здесь могут быть собраны пособия для ознакомления с неживой природой, свойствами веществ, физическими явлениями - дети могут установить простые закономерности, выявить свойства песка, воды, воздуха: увидеть, как приспосабливаются к этим свойствам растения, животные, птицы. Здесь могут быть размещены различные материалы для исследований:
- образцы песка, глины, чернозема;
- камни (галька, гравий, керамзит);
- магнит; мел, резина;
- семена цветов, деревьев (шишки, желуди, орехи, и др.), зерновых культур (пшеница, рожь, овес, рис, греча и др.);
- семена огородных культур;
- гербарий (растения, произрастающие в нашей местности и в парке);
- хлопок, лен, шерсть, пух, мех, кожа, войлок, перья; кожура апельсина, шелуха лука, кора, скорлупа;
- соль, сахар, лимонная кислота.
Очень важно, чтобы дети исследовали объекты, которые находятся в местности, где они живут. Для активизации детской исследовательской деятельности можно использовать следующее оборудование: разнообразные емкости (кружки, колбы, графины, тарелочки, пробирки, стаканчики, песочные формочки и т.д.); шприцы, трубочки (резиновые, пластмассовые), воронки, сито; увеличительные стекла, лупы (микроскоп); измерительные приборы (градусники, весы, часы, линейки, термометр и пр.); компас, бинокль; пилочки, наждачная бумага, пипетки; губка, пенопласт, поролон, вата и т.д.; глобус.
Четвертое условие - обеспечение психологического комфорта ребенка в образовательном учреждении с целью сохранения физического и психического здоровья.
Предлагаемый материал может быть использован во всех возрастных группах ДОУ. Его реализация осуществляется в системе организованных индивидуальных занятий, совместной и самостоятельной деятельности, в кружковой работе.
В процессе экспериментирования нет строгой регламентации времени и возможно варьирование заранее намеченного плана, так как непредсказуемы предложения и предложения детей. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.
Воспитатель постоянно должен стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь в ответ на вопрос ребенка получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Желательно проверить все предложения детей, позволить им на практике, убедиться в верности или неверности своих предположений.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным.
Организация экспериментальной деятельности старших дошкольников
Специально организованная опытно-экспериментальная деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.
На 5-м - 6-м году жизни детей продолжается обогащение опыта по познанию окружающего мира. На этом этапе идет практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвуют в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций. С детьми проводятся эксперименты по выявлению причин отдельных явлений, например «Почему этот платочек высох быстрее?» (потому что он был на батарее); «Чей домик крепче: из каких материалов ветер сдул домик и почему». Дети учатся сравнивать свойства песка, и глины, узнают и расширяют свои представления о свойствах воды и воздуха их значении, о видах и свойствах тканей узнаем о свойствах магнита и увеличительного стекла.
Занятия с детьми старшего дошкольного возраста строятся по трем уровням реализации «исследовательского обучения» (по А. И. Савенкову):
- педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти ребенку.
- педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно, (на этом уровне допускается коллективный поиск).
- постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработки решения осуществляется детьми самостоятельно.
- организация работы по экспериментированию проводится по трем взаимосвязанным направлениям:
- живая природа (характерные особенности сезонов в разных природноклиматических зонах, многообразие животных организмов, их приспособление к окружающей среде и др.);
- неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.);
- человек (функционирование организма, рукотворный мир, преобразование предметов и др.).
В процессе экспериментирования дети приобретают навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций нужно обращать внимание детей на мнение других, учить слушать друг друга, предлагать более активным детям помочь застенчивым.
Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. Поэтому оборудуя и организуя пространство для опытно – экспериментальной деятельности дошкольников необходимо обдуманно и продуктивно прозондировать её.
В центре экспериментальной деятельности (мини-лаборатория) выделены:
- Место для постоянной выставки, где размещают мини музей, в котором могут находиться различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
- Место для приборов. Основным оборудованием в уголке являются приборы помощники, такие как: микроскопы, лупы, компас, весы, песочные часы, магниты. Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики. Красители пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски. Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и прочие материалы.
- Место для хранения природного и «бросового» (камешки, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.; материалов проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки).
- Место для проведения опытов, которое должно быть достаточным и не загроможденным, т.ч. за ним могли поместиться 2 человека как минимум. Лучше, чтобы данное место могло быть мобильным, для обеспечения обзора со всех сторон при демонстрации проведения эксперимента.
- Место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.) Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».
Материал для проведения опытов в центре экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.
Детское экспериментирование не требует больших материальных затрат, здесь можно использовать любые подручные или бросовые материалы: губки, одноразовую посуду, соломинки, трубочки для коктейлей, пластиковые бутылки и др.
Ведь в умелых руках даже обычная пластиковая бутылка может превратиться в фильтр, в который можно наливать воду или насыпать песок, а обычный пакет для мусора может стать ловушкой для воздуха, ну а если его разрезать на ленточки и прикрепить с помощью скотча к палочке, то можно будет увидеть направление ветра на прогулке или сделать ветер самим.
Итак, главное достоинство экспериментальной деятельности заключается в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и с окружающей средой.
Заключение
Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.
Использование экспериментальной деятельности в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний и умения владеть этими знаниями.
Таким образом, метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира. Познавательные интересы оказывают большое побудительное влияние на процесс и результат учения.
Это позволяет в полной мере сформировать у дошкольников предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Комплект дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего дошкольного возраста"
В методической разработке представлен комплект из 5 дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста, разработанный на основе "Концепции развития географического образования в Российской...
Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности
Авторы статьи изучили методическую литературу по проблеме формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Авторами выявлены эффективные средства формирования осн...
Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в разных видах детской деятельности
Материал может быть полезен для воспитателей ДОУ...
СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В нашем детском саду мы работаем над созданием системы работы по формированию финансовых представлений у детей старшего дошкольного возраста. Педагоги применяют разнообразные методы и приемы организац...
Картотека дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности для детей старшего дошкольного возраста.
В качестве средства формирования основ экономической культуры мы использовали дидактические игры. Предлагаемые дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности разработаны для детей ста...
Картотека дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности для детей старшего дошкольного возраста.
Картотека дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности для детей старшего дошкольного возраста....
сравнительный анализ средств по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Сравнительный анализ средств по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Выявите преимущества каждого из средств по формированию предпосылок естес...