Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности
статья по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Авторы статьи изучили методическую литературу по проблеме формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Авторами выявлены эффективные средства формирования основ финансовой грамотности, первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных навыков. Таким средством является технология проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_tishchenko.docx | 20.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Жернакова Н. И.
Тищенко О. И.
Формирование предпосылок финансовой грамотности
у детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности
Аннотация: Авторы статьи изучили методическую литературу по проблеме формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Авторами выявлены эффективные средства формирования основ финансовой грамотности, первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных навыков. Таким средством является технология проектной деятельности.
Ключевые слова: финансовая грамотность, финансы, личные и семейные денежные средства, деньги.
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новые направления в дошкольной педагогике. Исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях.
В современном мире дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки.
Исследования показали, что у детей недостаточно сформулированы представления о финансовой грамотности. Дети не имеют представления об экономических отношениях. В наши дни эти представления и знания финансовой грамотности необходимы. Отсутствие знаний является причиной денежных проблем, банкротства во взрослой жизни. Первые предпосылки финансовой грамотности дети получают через рекламу, мультфильмы, походы по магазинам с родителями.
Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. Старший дошкольный возраст самый продуктивный в плане заложения таких индивидуально - психических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые в дальнейшем будут необходимы для воспитания финансового гражданина.
В детском саду мы реализуем парциальную образовательную программу дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».
Целью программы является формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- сформировать первичные экономические понятия;
- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
-объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость – с одной стороны, и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.;
- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.)
Деятельность по формированию предпосылок финансовой грамотности включала пять этапов.
На подготовительном этапе подобрали диагностический материал – методику для выявления уровня формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, определили количественные и качественные показатели для обработки результатов исследования, разработали протоколы для внесения полученных данных.
На констатирующем этапе провели диагностическое обследование каждого ребенка (индивидуально), выявили исходный уровень представлений детей старшего дошкольного возраста, на основе полученных данных приняли решение о проведении педагогического эксперимента с применением технологии проектной деятельности с целью формирования основ финансовой грамотности детей.
Провели опрос детей по теме финансов и пришли к выводу, что уровень знаний детей ниже среднего. Дети не имели представления о семейном бюджете, а также не владели понятиями «Наличные и безналичные деньги».
В рамках проекта «Юные финансисты» дети познакомились с монетами, купюрами разного номинала, денежными знаками России. Посмотрели презентацию «Как появились деньги», где узнали историю появления первых денег. С помощью дидактических игр «Разложите товар», «Умелые руки», «Оцени поступок», «Не ошибитесь», усвоили начальные умения планировать семейный бюджет. Освоили понятия «доход», «расходы» и т.д.
Итоговым мероприятием стало проведение «Недели финансовой грамотности»:
- игра «Аукцион», где дети обобщили представления об аукционе, как одном из видов торговли;
- квест-игра «Финансовая школа»;
-КВН-игра «Мы – ребята деловые!», в ходе которого дети научились различать товар и не товар; понимать, от чего зависит цена товара.
На контрольном этапе выявили итоговый уровень формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
К концу учебного года дети имели представления о товаре и многообразии товаров; о производстве товаров, о цене и ее зависимости от качества товара; о цене оптовой и розничной; о торговой прибыли; о форме торговли; о рекламе как коммерческой информации, имеющей целью привлечь потребителей и увеличить спрос.
На заключительном этапе, сравнив начальные и итоговые данные, пришли к выводу, что реализация проекта «Юные финансисты» способствовала развитию у дошкольников умения:
-понимать и ценить окружающий предметный мир как результат труда людей, уважать тех, кто умеет трудиться и честно зарабатывать деньги
- осознавать взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги»
-признавать авторитетными качествами человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономичность, трудолюбие
- рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях
Как известно, первые шаги в мир финансов ребенок делает в семье. Провели анкетирование родителей «Мой ребенок и финансовая грамотность», «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста» помогло определить, насколько родители заинтересованы в обучении их детей основам финансовой грамотности. Результаты обсудили на встрече родительского клуба «Финансовая грамотность – это очень важно». Предложили ряд рекомендаций «Дети и их карманные деньги», рекомендовали список сказок и мультфильмов, в которых отражаются экономические аспекты. Провели ряд викторин «По дорогам финансовой грамотности». На мастер-классе «Домашний бюджет и финансовое планирование в семье» родители составляли бюджет на текущий месяц с учётом предстоящих новогодних праздников. Подготовили памятки «По ступенькам финансовой грамотности», «Азбука финансов», «Финансовая грамотность детей», где предложили родителям несколько советов по построению взаимоотношений с их ребенком в финансовой сфере, которые позволят ему впоследствии ощущать себя максимально комфортно при взаимодействии с деньгами. А также консультации «Основы воспитания финансовой грамотности у детей дошкольного возраста», «Финансовая грамотность дошкольников».
Таким образом, работа с детьми и родителями дала положительные результаты. На сайте детского сада создана ссылка, где размещены консультации, картотека игр направленные на повышение компетентности детей и родителей в области финансовой грамотности.
Список литературы:
- Шатова А.Д Формирование элементарных экономических представлений дошкольников. М.,2005. стр 254
- Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.:«Детство-пресс», 2001.-176с.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Жернакова Н. И., Тищенко О. И., воспитатели МБДОУ «Полтавский детский сад «Березка» Полтавского района Омской области.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности.
Данный проект является краткосрочным.Содержит цели и задачи, а также систему работы по формированию экологической культуры....
Программа по самообразованию по теме: «Формирование основ финансовой грамотности детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности»
Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как сл...
Нравственно-трудовое воспитание, как средство формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Для духовно-нравственного возрождения российского общества необходимо образованное, физически развитое, нравственно чистое, духовно богатое поколение подрастающей молодежи. Такое формирование начинает...
План по самообразованию Тема: «Формирование основ финансовой грамотности детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности»
Актуальность:Тема экономического воспитания является актуальной, потому что проблему формирования элементарных экономических представлений, мы начинаем изучать с дошкольного возраста. Дети рано включа...
Методические рекомендации для воспитателей "Формирование предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста"
Проект по формирование предпосылок финансовой грамотности дошкольников....
Методические рекомендации для воспитателей Формирование предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Методические рекомендации для воспитателейФормирование предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста...
Формирование предпосылок функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста через реализацию Федеральной образовательной программы дошкольного образования.
В дошкольном возрасте мы развиваем только предпосылки к формированию математической, финансовой, читательской, естесственнонаучной, социально - коммуникативной функциональной грамотности дошкольников,...