Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (средняя группа)

Подкопаева Светлана Николаевна

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе

«Путешествие в страну Денег»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_finansovoy_gramote_v_starshey_gruppe.docx25.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №5 г. Лебедянь.

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе

«Путешествие в страну Денег»

Подготовила и провела
Воспитатель высшей категории
Подкопаева С.Н.

Лебедянь, 2025

Цель: 

формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Закреплять полученные экономические знания в разных видах экономической деятельности.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить понятия «деньги», «купюры», «монеты», «валюта», «потребности»;

Продолжать знакомить с деньгами России;

Познакомить с понятием «бюджет»;

Дать представление о понятиях «доходы» и «расходы»;

Развивающие:

Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

Развивать познавательный интерес к финансовой грамотности;

Развивать активную и пассивную речь, пополнять словарный запас экономическими терминами (бюджет, расходы, доходы, зарплата, пенсия, стипендия и др.);

Воспитательные:

Формировать положительные взаимоотношения детей;

Воспитывать эмоционально положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера.

Материалы и оборудование:

Ноутбук

2 дерева, 2 корзины для игры «Собери урожай»

2 больших круга, разделенных на 6 секторов, 2 сектора «Сюрприз», 2 «кошелька» и «монеты» для игры «Бюджет»

сундук с «монетами» в качестве клада.

Ход образовательной деятельности:

  1. Организаторский момент.

Ребята, я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте поздороваемся друг с другом!

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам друг с другом нужно.

Здравствуй правая рука (вытягиваем правую руку вперед),

Здравствуй левая рука, (вытягиваем левую руку вперед),

Здравствуй друг (дать правую руку соседу справа),

Здравствуй друг (дать левую руку соседу слева),

Здравствуй, здравствуй дружный круг (держимся за руки все вместе),

Вместе мы большая лента,

Можем маленькими быть (приседаем),

Можем мы большими быть (вырастаем на носочках),

Но один никто не будет (соединяемся в середине).

2. Введение в тему занятия.

- Ребята, я знаю, что все дети любят путешествия и приключения, верно?  И раз занятие у нас необычное, я приглашаю вас отправиться в волшебную страну, где вы проверите свои знания и умения, а ещё и узнаете что-то новое. Там вас будут ждать задания, и выполнив их все, вы обязательно найдёте клад! А название этой волшебной страны вы узнаете, отгадав загадку:

В кошелёк мы их кладём                                                                                                   С ними в магазин идём (ДЕНЬГИ)

- Здорово, мы с вами отправимся на поиски клада в страну Денег!                   Ну что, принимаете приглашение? (ответы детей)

- Тогда отправляемся в путешествие! Закройте глаза и повторяйте за мной:

«Вокруг себя повернись и в стране денег очутись».

(На экране появляется картинка, страна финансов).

- Ребята, посмотрите вот мы и очутились в стране финансов. В этой стране живет моя знакомая, которая согласилась с нами попутешествовать и все рассказать о своей стране, а кто она попробуйте угадать.

- Кругленькая, маленькая, упадет звенит,

хоть она и мала, но очень ценна. Вы догадались? (монета)

3.Основная часть.

Монеточка:  Чтобы отправиться в путешествие по моей стране, нужно подготовиться. Я вам немного расскажу, что это за страна денег. Здесь живут разные жители. Но откуда же нам с вами надо начать наше путешествие и где же искать клад?

- Смотрите, ребята, появилась карта, которая укажет нам путь к кладу…

- Смотрим.., сначала нам нужно попасть в город «Монет и купюр»    

Закрой глаза,                                                                                                                                Вокруг себя обернись,                                                                                                        И в городе Монет и Купюр очутись!  

Первое задание от меня. Предлагаю открыть мой конверт с заданием, который я отправила вашему воспитателю. Я вам дарю кошелек, в который вы будете собирать части ключика, что бы открыть сундук с сокровищами. За правильные ответы вы получите одну часть волшебного ключика.

Воспитатель: Да, я получила конверт, (показывает). Но, прежде чем его открыть, давайте вспомним с вами:

- из чего сделаны деньги? (ответы детей)

- Как называются металлические деньги? А бумажные? (ответы детей)

- А как вы думаете, какие деньги удобнее бумажные или металлические? Почему? (ответы детей).

Воспитатель (открывает конверт, зачитывает)

-  Дорогие ребята, чтобы проверить разбираетесь ли вы в монетах и купюрах, слушайте задание  

Игра «Назови отличия»

Я называю признак монеты, а вы называете признак купюры или наоборот.

Монета круглая, а купюра ... (прямоугольная)

Монета звенит, а купюра ... (шуршит)

Монета металлическая, а купюра ... (бумажная)

Купюру можно помять, а монетку ... (нельзя)

Монету нельзя порвать, а купюру ... (можно)

Купюра в воде мокнет и не тонет, а монетка ... (тонет)

Монеточка: Молодцы ребята, вот вам первая часть от волшебного ключика.

А мы отправляемся с вами дальше.

Воспитатель: Молодцы ребята! (Звук с экрана, на экране появляется банкир)

Банкир: (голос за кадром) Здравствуйте ребята! Я банкир! Вы знаете, чем я занимаюсь и где я работаю?

Дети: ответы детей (банкир, это человек, который работает в банке и занимается крупными денежными операциями)

Банкир: (голос за кадром) Совершенно верно! Я узнал, что в нашу страну прибыли гости, которые интересуются финансами. В нашей стране, много разных денег, это рубли, доллары, фунты и франки и еще много других.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите сколько разных денег здесь. Это деньги разных стран. (дети рассматривают изображение валюты)                                                                

- У каждого государства свои деньги. Деньги разных стран называются… Валюта.

 - А в какой стране мы живём? Как называются деньги нашей страны? (ответы детей)

Монеточка: верно, и вот вам ещё одно задание:

Игра «Собери урожай»                                                                                                          Перед вами необычные Денежные деревья, которые растут только в волшебной стране Денег, на них вместо плодов - деньги. Нам с вами надо собрать «урожай», но собирать можно только наши российские деньги, а иностранная валюта пусть ещё «дозревает». Девочки соберут урожай с «монетного» дерева, а мальчики с «купюрного».

( аудио)

- Отлично, собрали «урожай», вот вам еще одна часть ключика,  и нам пора отправляться дальше. Посмотрим на карту…

Воспитатель: Следующий город на карте «Семейный Бюджет»

Закрой глаза..,                                                                                                                     Вокруг себя обернись..,                                                                                                        И в городе «Семейный Бюджет» очутись!

- Скажите ребята, кто-нибудь из вас слышал слово «бюджет»? Как вы думаете, что оно может обозначать? (ответы детей)                                            

Монеточка: Ребята, слово «бюджет» произошло от старинного слова «бюджетте», что означает кошелёк, сумка, мешок с деньгами. Бюджет может быть разный. Может быть бюджет всей страны – государственный, это все деньги государства или даже бюджет вашей семьи и тогда он будет называться Семейный бюджет.                                                                                                          Воспитатель: Так что же такое семейный бюджет? (ответы детей)

- Да, верно, это «кошелёк» или «копилка» всей семьи.

- А откуда в семьях берутся деньги? (ответы детей)                                Предлагаю вам посмотреть небольшой мультфильм о том, откуда берутся деньги в семье                                                                                                         м/ф «Откуда в семье деньги?»

- Откуда в семьях берутся деньги? (ответы детей)                                

- Откуда у родителей берутся деньги? (ответы детей)                                                                                                                                                                                                  

- У кого есть дедушки и бабушки, которые уже не работают? Где они берут деньги? (ответы детей)                                                                                                                    

- А у кого старший брат или сестра учатся в институте? Они откуда берут деньги? (ответы детей)

- Правильно. За работу, ваши родители получают заработную плату, бабушки и дедушки получают пенсию, старшие братья и сестры стипендию и всё это называется Доходом. А еще деньги можно выиграть, найти клад, или просто найти на улице и это тоже называется Доходом.                                                                                                      Все деньги, которые получает семья, называются Доходы семьи. Давайте скажем вместе - Доходы  

- Что такое Доход семьи? (ответы детей)                                                                                                                

Монеточка: Ребята, но ведь деньги не только зарабатываются в общий семейный «кошелёк», но ещё из него деньги берутся и тратятся, расходуются, верно?

- На что тратят деньги в семье? (ответы детей)    

- Мы отдаем наши деньги, а взамен получаем какой-нибудь товар или услугу. И когда мы покупаем что-то в магазинах, оплачиваем коммунальные услуги – свет, газ, воду, тепло, платим за детский сад, за бензин, за лекарства, за развлечения – это всё называется Расходы семьи, повторим вместе - Расходы

- Что такое Расход семьи? (ответы детей)                          

- В каждой семье есть Доходы и Расходы, и все вместе это и есть семейный бюджет.

- Отлично, вы теперь знаете, что такое бюджет и разбираетесь что такое доходы и расходы  

Монеточка: А вот и мой друг экономист. Экономист появляется на экране: Добрый день ребята! Я экономист! Вы знаете, кто это?

Дети: ответы детей (экономист — это специалист по экономике, он точно рассчитывает финансы, чтобы их на все хватило)

Экономист: совершенно верно! Монеточка мне рассказала, что вы учитесь финансовой грамотности в детском саду. Похвально! Я бы хотел с вами порассуждать, как бы вы поступили в следующей ситуации. Вам монеточка передаст вопросы, прошу воспитателя их зачитать.

Воспитатель: В магазин привезли новую игру, о которой вы давно мечтали. Но мама с папой говорят, что пока нет денег, чтобы ее купить, нужно подождать до зарплаты. Как вы поступите?

- будете уговаривать маму, чтобы купила;

- попросите, чтобы игру купила бабушка;

- будете ждать зарплату.

Дети отвечают, получают часть ключика

Экономист: (голос за кадром) Молодцы ребята! вопрос второй. Зачитайте пожалуйста

Воспитатель: (зачитывает) Мама и папа получили зарплату. Как правильно ей распорядиться?

- купить все что хочется (игрушки, сладости);

- оплатить все услуги которыми вы пользуетесь (вода, свет, квартира);

- отложить деньги, чтобы накопить и купить что-то большое или поехать в путешествие.

Дети: отвечают, получают часть ключика.

Экономист: (голос за кадром) Молодцы! Всегда думайте, что выгоднее купить и тратьте деньги , только на самые нужные вещи, тогда вам всегда будет хватать денег.

Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и собрали все части волшебного ключика. Давайте соберем его.

(дети собирают из частей ключик)

Теперь мы имея волшебный ключик можем попасть в последний город – сокровищ.

Закрой глаза,                                                                                                              Вокруг себя обернись,                                                                                                        И в городе «Сокровищ» очутись!

Монеточка: Вот мы с вами и в Пещере Сокровищ… Осталось ещё одно задание и клад наш!                                                                                                                     (Ресурсный круг)                            

Воспитатель: Эти золотые монетки подскажут и помогут вам выполнить задание. Сядем в круг вокруг большой монетки, говорить может только тот, у кого в руках маленькая монетка.                                                                                                            А задание такое: нужно всем продолжить фразу:

«Сегодня в стране Денег мне понравилось и запомнилось…»

Воспитатель: Ребята, мне тоже очень понравилось путешествие по стране Денег и запомнилось, как вы отлично справлялись со всеми заданиями. Всё у вас получилось, вы молодцы! Возьмемся за руки и  скажем дружно:

Мы ребята просто класс, получилось всё у нас!

Воспитатель: Ребята, мы с вами выполнили все задания, но… где же клад? (Дети смотрят вокруг и находят сундук с надписью «Клад», в котором спрятаны «золотые» шоколадные монетки)

- Ребята, а вы знаете, когда люди находят настоящий клад, они должны поделится частью клада с государством. А мы с вами давайте поделимся с нашими гостями (дети вручают гостям «золотые» монетки – талисманы на удачу в финансах)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Путешествие с Монеткой по стране Экономике»

Данное занятие проводилось в старшей группе с целью закрепить представления детей экономических понятий: деньги, доход и расход. Так же на занятии наботали над умением подмечать в сказках простейшие э...

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе "Путешествие с монеткой по стране экономике"

Данное занятие содействует финансовому просвящению и воспитанию детей дошкольного возраста. Создает необходимую мотивацию для повышения их финансовой грамотности....

Конспект ООД по финансовой грамотности в старшей группе «Путешествие в страну финансов»

Конспект ООД по финансовой грамотности в старшей группе«Путешествие в страну финансов»Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Спос...

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Путешествие в страну Финансов вместе с фиксиками»

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Путешествие в страну Финансов вместе с фиксиками»...

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе " Путешествие в страну Финансов"

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе " Путешествие в страну Финансов"...

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Путешествие в страну Денег»

Финансовая грамотность в старшей группе «Путешествие в страну Денег»...