Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Путешествие в страну Финансов вместе с фиксиками»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Ильина Юлия Александровна

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Путешествие в страну Финансов вместе с фиксиками»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_fin_gramotnosti.docx30.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №34  «Морячок» г. Поронайска

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сахалинская область, г. Поронайск, ул. Октябрьская,  д. 67 «В», тел. 5-21-85,

сайт: dou34-poronaysk.ru, e-mail: pgo.mbdoudsovmp@sakhalin.gov.ru

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе

«Путешествие в страну Финансов вместе с фиксиками»

Автор:

Воспитатель Ильина Ю.А.

Поронайск

2023


Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста первичные элементарные финансовые представления.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить понятие «потребности человека», а также названия основных потребностей и что к ним относится
  • Продолжать формировать умение решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь;

Развивающие:

  • Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи; формированию коммуникативных способностей.

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию нравственных и социально-личностных качеств.

Материалы: бумажные кошельки на всех детей, 2 кошелька фиксикам, монетки по 5 штук на ребенка и на двух фиксиков, картинки «Потребности человека обязательные и необязательные», мультимедиа (экран, презентация к занятию), 2 корзинки с муляжами продуктов (одна с полезными, вторая со сладостями), дидактическая игра «Бюджет семьи», мяч, красивая шкатулка с зеркалом на дне.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, а вы любите приключения, сказки, необычные истории? 

Дети: Да, конечно!

Воспитатель: Это замечательно, ведь там часто можно встретить чудеса и волшебство, невероятные события и интересных героев. Сейчас мы с вами увидимся с такими героями, но сначала я хочу, чтобы вы заглянули вот в эту волшебную шкатулку. Там вы увидите волшебное озеро, в отражении которого заметите самого прекрасного, интересного, отличного и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему!

Игра «Волшебное озеро»: дети передают друг другу шкатулку, на дне которой лежит зеркало. Заглядывают внутрь, видят себя.

Воспитатель: Кого же вы увидели в волшебном озере? 

Дети: Себя!

Воспитатель: Улыбнулись? Настроение прекрасное! Теперь можно (дети садятся на стулья перед экраном) идти на встречу сказочным приключениям и интересным героям, давайте все разместимся поудобнее перед экраном.

Слайд 1 – Фиксики Симка и Нолик

Воспитатель: Вы их знаете?

Дети: Да! Это Фиксики Симка и Нолик.

Воспитатель: Тогда вы знаете, что они, хоть и брат с сестрой, но очень отличаются – Симка спокойная и рассудительная, а Нолик всегда торопится и невнимательный.

Слайд 2 – Страна финансов

Фиксики зовут нас с вами в путешествие в необычную, но очень увлекательную страну – страну Финансов. Отправимся с ними?

Дети: Да! Конечно!

Воспитатель: Тогда в путь! Произнесем волшебные слова:

Если мы глаза закроем

И подсматривать не будем,

То финансов мир откроем

О котором не забудем.

Звучит весёлая музыка и все отправляются в путь.

Воспитатель: С собой они взяли.… Послушайте мою загадку и отгадаете

Я иду совсем один

За печеньем в магазин.

Взял пакет, надел ботинки,

Захвачу ещё машинки. 

Куплю сладкие печеньки!

Ой, забыл я дома …

Дети: Деньги

Слайд 3 – монетки у Фиксиков

Воспитатель: Совершенно верно.

- Сколько монеток у Симки? 

Дети: 5 монеток.

Воспитатель: А у Нолика? 

Дети: Тоже 5 монеток.

Воспитатель: Что мы можем с вами сказать о количестве монет у фиксиков?

Дети: Их одинаково.

Воспитатель: Правильно, их одинаково, то есть поровну. У Симки пять монет и у Нолика столько же.

- Сейчас кто сидит слева - будут помогать считать монеты Симке, а те ребята, которые сидят справа, будут помогать Нолику.

- Согласны?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда все возьмите себе по кошелечку и положите туда столько монет, сколько взяли с собой в дорогу фиксики. (На столе стоит поднос с кошельками и монетами. Каждый ребенок подходит и кладет себе 5 монеток в кошелек)

- Сколько монеток вы положили к себе в кошелек? (5) Правильно, именно по столько монет взяли с собой в дорогу фиксики.

Но зачем же мы  с собой взяли монетки? Предлагаю вам поиграть в игру «Для чего нам нужны деньги?». Давайте встанем в круг, чтобы всем было удобно. Я буду бросать мяч вам по очереди, и называть, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете.

Игра «Для чего нам нужны деньги?»

Воспитатель: Итак, деньги нам необходимы: (дети отвечают сами)

-для приобретения еды;

-для оплаты бытовых услуг;

-для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?);

-для оплаты услуг (уточнить, каких именно);

-для оплаты проезда на общественном транспорте;

-для покупки подарков;

-для оказания помощи бедным (педагог подсказывает, что такая деятельность называется благотворительностью) и т.д.

Педагог спрашивает всех детей по очереди. Если дети затрудняются, можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций.

- Если мы едем в автобусе, мы платим?

- Если мы проголодались и пошли в магазин, за что мы платим? И т.д.

Воспитатель: Вы правы. Деньги в современном мире нужны, без них прожить не получится! Деньги нужны для удовлетворения наших потребностей. Но что такое потребности?

Дети: Потребности – это то, что требуется, нужно.

Воспитатель: Значение слова «потребность» происходит от слова «требуется».

Потребности - это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь.

Давайте вернемся на стульчики и продолжим наше путешествие.

На мольберте прикреплены картинки с потребностями человека обязательными и необязательными.

Перед вами на мольберте картинки, найдите и выберите среди них жизненно важные потребности человека.

Дети: Еда, вода, дом, одежда.

Воспитатель: Ребята, вы верно сказали, одна из потребностей первой необходимости - жилье, в доме можно укрыться от непогоды, от чужих людей, дом - это место, где могут собираться все родные и близкие. И решили фиксики тоже выбрать себе дом. (Слайд 4 -  изображения домиков: очень большой и красивый, очень старый и последний - маленький домик. Первый по цене 3 монетки, второй 1 и третий 2).

Слайд 5 - Нолик и дешевый домик

Воспитатель: Нолик сразу взял самый дешевый домик, зачем платить лишнее.

Ребята, кто помогает Нолику, отложите по одной монете из своих кошельков на покупку дома, как это сделал Нолик.

А Симка решила не торопиться, а стала думать и рассуждать.

Сначала она хотела взять самый большой дом за 3 монетки, но потом отказалась.

Как вы думаете почему?

Дети: Потому что одной такой большой дом не нужен, для одного дорого.

Слайд 6 – Симка и домик за 2 монетки 

Воспитатель: И приобрела домик за две монетки. Также как это сделала Симка, отложите из своего кошелька две монеты на покупку дома. А почему она не купила старый домик, как вы думаете?

Дети: Старый дом быстро сломается, в нем некомфортно жить, холодно.

Слайд 7 – Дом Нолика с дырявой крышей

Воспитатель: И правда! В доме, который купил Нолик, было очень холодно, крыша дырявая, и ему пришлось потратить на его ремонт ещё две монетки.

Откладываем, ребята, еще две монеты на ремонт дома, как это сделал Нолик.

Воспитатель: Сколько монеток осталось у Фиксиков? Давайте поможем сосчитать.

Дети производят отсчёт и подсчёт монет

Воспитатель: Ребята, сколько осталось?

Дети: У Симки 3, а у Нолика 2 монетки.

Воспитатель: Стало холодно. И фиксики вспомнили ещё про одну важную потребность. Слайд 8 Одежда

- Какую?

Дети: Про одежду.

Воспитатель: И, потратив по еще одной монетке, купили её.

Воспитатель: Отложим из кошелёчков по одной монетке. А потом у фиксиков забурчали животики, и они вспомнили про ещё одну жизненно необходимую потребность. Какую же?

Дети: Про еду.

Воспитатель: Взяли Симка и Нолик по одной монетке, и пошли в магазин.

Откладываем еще по одной монетке из своих кошелёчков.

Посмотрите, что они купили (в корзинке у Симки хлеб, молоко, мука, сыр, овощи, фрукты. У Нолика много разных сладостей. Корзинки игрушечные).

Воспитатель: Ребята, а чтобы купили вы?

Подвести детей к пониманию, что без сладостей можно обойтись, сладости не жизненно необходимая потребность.

А давайте поиграем? Поможем Симке и Нолику собрать только полезные продукты, чтобы они были здоровыми и сильными!

Игра «Собери полезные продукты» (с муляжами).

Разложить все продукты (и вредные и полезные). Детям нужно принести только полезные.

Воспитатель: Ребята, надо рассчитать бюджет прежде чем что-нибудь купить.

А давайте с вами вспомним, что такое бюджет?

Дети: Это то, как планировать траты и заработок.

Воспитатель:

Бюджет - это подсчет доходов и расходов.

Доход - это деньги, полученные в результате работы (это зарплата мамы, пенсия бабушки, стипендия сестры, пособие на детей)

Расход - это деньги, которые мы на что-то потратили.

Воспитатель: А теперь предлагаю немножко размяться!

Дети встают врассыпную на ковре.

Физкультминутка:

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка - одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим, есть, и пить (отгибаем указательный палец)

Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец, в кулак, согнув все пальцы).

Воспитатель: Отдохнули? Тогда идем дальше. Бюджет семьи планировать очень сложная задача. Нужно все продумать и предусмотреть. Но мы с вами справимся, предлагаю сейчас поиграть в игру под названием «Бюджет семьи». Ваше задание: правильно разместить картинки в поле под названием доход и расход.

Дидактическая игра «Бюджет семьи»

Перед вами большой кошелек (игровой макет) - это бюджет семьи, который состоит из дохода и расхода. Сейчас я буду вам называть действие и показывать картинку, а вы должны определить и правильно разместить ее на игровом поле. Если это доход для семьи - то крепим картинку в верхнюю часть поля, а если это расход - то в нижнюю часть игрового поля.

1. Родители получили зарплату.

2. Семья собралась поехать на море отдохнуть.

3. Настала осень и нужно срочно купить всем осеннюю одежду.

4. Старший брат учится в институте и за хорошую учебу получает стипендию.

5. Папа решил купить себе машину.

6. Мама получила пособие на ребенка.

7. Дедушка получил пенсию.

8. Родителям нужно заплатить за детский сад.

9. В семье кто-то заболел и необходимо срочно купить лекарства.

10. Чтобы доехать до соседнего города необходимо заправить машину бензином.

11. Нужно заплатить за художественную школу.

12. На день рождения купить детям подарки

13. Купить в магазине продукты.

14. Купить в магазине бытовые товары.

15. Заплатить за свет и газ, то есть за коммунальные услуги.

16. Купить новый красивый просторный дом.

Воспитатель: А теперь давайте подумаем, почему иногда, когда вы вечером просите у мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает?

Дети: Не хватает денег, не нужно покупать все подряд. Покупают только нужные вещи.

Воспитатель: Да, все верно, чтобы каждый день что-то покупать, нужно очень много денег, а родители столько не зарабатывают. В каждой семье обычно родители подсчитывают свой семейный бюджет.

Давайте мы с вами поможем родителям распределить семейный бюджет и поиграем в игру «Хочу и надо».

Игра «Хочу и надо» 

Воспитатель: Мы с вами поделимся на две команды. В первую команду войдут ребята, которые помогают Нолику, они встают сюда (показываю), ваша задача выбрать картинки с изображением того, что необходимо для жизни в первую очередь, без чего нельзя обойтись.

- А вторая команда будет состоять из ребят, которые помогают Симке, они встают сюда (показываю). Вам нужно выбрать картинки с изображением того, что очень хочется, но не является жизненно важным, без чего можно обойтись.

- Все выбранные картинки необходимо прикрепить на мольберт.

Дети на магнитные доски крепят предметные картинки, соответствующие заданию. Выполнение задания детьми, объяснение своего выбора.

Воспитатель: Когда оплачены все жизненно важные потребности, можно купить то, что вы хотите или отложить на следующую покупку. Посмотрели фиксики в свои кошельки, а там… Ребята, кто считал вместе с Симкой, сколько монет у нее осталось?

Дети: Одна!

Воспитатель: А у Нолика?

Дети: Ничего!

Воспитатель: У Симки осталась одна монетка. Нолик спросил у нее, что она с ней сделает. А что бы сделали вы?

Дети: Отложил бы на что-то, купил бы то, что давно хотел.

Фиксики благодарят детей и прощаются с ними.

Воспитатель: Это было очень интересное путешествие, но оно подошло к концу. Мы вместе с Фиксиками гуляли по стране Финансов и очень много всего узнали. А нам пора возвращаться в детский сад. Давайте проговорим волшебные слова:

Снова мы глаза закроем

И подсматривать не будем

В детский садик мы вернемся

Мир финансов не забудем.

Вот мы и в саду.

Воспитатель: А давайте вспомним, что мы сегодня узнали, а поможет нам в этом волшебный кубик (кубик Блума – представляет собой кубик, на каждой грани которого написан вопрос по теме занятия)

Примерные вопросы:

Что такое бюджет?

Что такое доход?

Что такое расход?

Зарплата – это доход или расход?

Зачем планировать бюджет?

Какие бывают жизненно необходимые потребности?

А Симка и Нолик подарили нам на память вот эти кошелёчки. В них можно хранить монетки. Кошельки все белого цвета. Каждый из вас с помощью цветных карандашей, восковых мелков и фломастеров сможет раскрасить свой кошелёк, чтобы он стал самым красивым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Путешествие с Монеткой по стране Экономике»

Данное занятие проводилось в старшей группе с целью закрепить представления детей экономических понятий: деньги, доход и расход. Так же на занятии наботали над умением подмечать в сказках простейшие э...

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе «Путешествие в страну Экономика»

Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы «Путешествие в страну Экономика»...

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе "Путешествие с монеткой по стране экономике"

Данное занятие содействует финансовому просвящению и воспитанию детей дошкольного возраста. Создает необходимую мотивацию для повышения их финансовой грамотности....

Конспект ООД по финансовой грамотности в старшей группе «Путешествие в страну финансов»

Конспект ООД по финансовой грамотности в старшей группе«Путешествие в страну финансов»Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Спос...

Открытое занятие по финансовой грамотности в старшей группе "Путешествие в страну Финансия"

Конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста Воспитатель: Метляева А.А. «Путешествие в «Страну Финансия»». Цель: Формирование основ финансовой грамотности у дете...

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе " Путешествие в страну Финансов"

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе " Путешествие в страну Финансов"...

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Путешествие в страну Денег»

Финансовая грамотность в старшей группе «Путешествие в страну Денег»...