Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Путешествие в страну Финансов вместе с фиксиками»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Путешествие в страну Финансов вместе с фиксиками»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_fin_gramotnosti.docx | 30.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №34 «Морячок» г. Поронайска
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Сахалинская область, г. Поронайск, ул. Октябрьская, д. 67 «В», тел. 5-21-85,
сайт: dou34-poronaysk.ru, e-mail: pgo.mbdoudsovmp@sakhalin.gov.ru
Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе
«Путешествие в страну Финансов вместе с фиксиками»
Автор:
Воспитатель Ильина Ю.А.
Поронайск
2023
Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста первичные элементарные финансовые представления.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить понятие «потребности человека», а также названия основных потребностей и что к ним относится
- Продолжать формировать умение решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь;
Развивающие:
- Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи; формированию коммуникативных способностей.
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию нравственных и социально-личностных качеств.
Материалы: бумажные кошельки на всех детей, 2 кошелька фиксикам, монетки по 5 штук на ребенка и на двух фиксиков, картинки «Потребности человека обязательные и необязательные», мультимедиа (экран, презентация к занятию), 2 корзинки с муляжами продуктов (одна с полезными, вторая со сладостями), дидактическая игра «Бюджет семьи», мяч, красивая шкатулка с зеркалом на дне.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, а вы любите приключения, сказки, необычные истории?
Дети: Да, конечно!
Воспитатель: Это замечательно, ведь там часто можно встретить чудеса и волшебство, невероятные события и интересных героев. Сейчас мы с вами увидимся с такими героями, но сначала я хочу, чтобы вы заглянули вот в эту волшебную шкатулку. Там вы увидите волшебное озеро, в отражении которого заметите самого прекрасного, интересного, отличного и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему!
Игра «Волшебное озеро»: дети передают друг другу шкатулку, на дне которой лежит зеркало. Заглядывают внутрь, видят себя.
Воспитатель: Кого же вы увидели в волшебном озере?
Дети: Себя!
Воспитатель: Улыбнулись? Настроение прекрасное! Теперь можно (дети садятся на стулья перед экраном) идти на встречу сказочным приключениям и интересным героям, давайте все разместимся поудобнее перед экраном.
Слайд 1 – Фиксики Симка и Нолик
Воспитатель: Вы их знаете?
Дети: Да! Это Фиксики Симка и Нолик.
Воспитатель: Тогда вы знаете, что они, хоть и брат с сестрой, но очень отличаются – Симка спокойная и рассудительная, а Нолик всегда торопится и невнимательный.
Слайд 2 – Страна финансов
Фиксики зовут нас с вами в путешествие в необычную, но очень увлекательную страну – страну Финансов. Отправимся с ними?
Дети: Да! Конечно!
Воспитатель: Тогда в путь! Произнесем волшебные слова:
Если мы глаза закроем
И подсматривать не будем,
То финансов мир откроем
О котором не забудем.
Звучит весёлая музыка и все отправляются в путь.
Воспитатель: С собой они взяли.… Послушайте мою загадку и отгадаете
Я иду совсем один
За печеньем в магазин.
Взял пакет, надел ботинки,
Захвачу ещё машинки.
Куплю сладкие печеньки!
Ой, забыл я дома …
Дети: Деньги
Слайд 3 – монетки у Фиксиков
Воспитатель: Совершенно верно.
- Сколько монеток у Симки?
Дети: 5 монеток.
Воспитатель: А у Нолика?
Дети: Тоже 5 монеток.
Воспитатель: Что мы можем с вами сказать о количестве монет у фиксиков?
Дети: Их одинаково.
Воспитатель: Правильно, их одинаково, то есть поровну. У Симки пять монет и у Нолика столько же.
- Сейчас кто сидит слева - будут помогать считать монеты Симке, а те ребята, которые сидят справа, будут помогать Нолику.
- Согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда все возьмите себе по кошелечку и положите туда столько монет, сколько взяли с собой в дорогу фиксики. (На столе стоит поднос с кошельками и монетами. Каждый ребенок подходит и кладет себе 5 монеток в кошелек)
- Сколько монеток вы положили к себе в кошелек? (5) Правильно, именно по столько монет взяли с собой в дорогу фиксики.
Но зачем же мы с собой взяли монетки? Предлагаю вам поиграть в игру «Для чего нам нужны деньги?». Давайте встанем в круг, чтобы всем было удобно. Я буду бросать мяч вам по очереди, и называть, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете.
Игра «Для чего нам нужны деньги?»
Воспитатель: Итак, деньги нам необходимы: (дети отвечают сами)
-для приобретения еды;
-для оплаты бытовых услуг;
-для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?);
-для оплаты услуг (уточнить, каких именно);
-для оплаты проезда на общественном транспорте;
-для покупки подарков;
-для оказания помощи бедным (педагог подсказывает, что такая деятельность называется благотворительностью) и т.д.
Педагог спрашивает всех детей по очереди. Если дети затрудняются, можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций.
- Если мы едем в автобусе, мы платим?
- Если мы проголодались и пошли в магазин, за что мы платим? И т.д.
Воспитатель: Вы правы. Деньги в современном мире нужны, без них прожить не получится! Деньги нужны для удовлетворения наших потребностей. Но что такое потребности?
Дети: Потребности – это то, что требуется, нужно.
Воспитатель: Значение слова «потребность» происходит от слова «требуется».
Потребности - это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь.
Давайте вернемся на стульчики и продолжим наше путешествие.
На мольберте прикреплены картинки с потребностями человека обязательными и необязательными.
Перед вами на мольберте картинки, найдите и выберите среди них жизненно важные потребности человека.
Дети: Еда, вода, дом, одежда.
Воспитатель: Ребята, вы верно сказали, одна из потребностей первой необходимости - жилье, в доме можно укрыться от непогоды, от чужих людей, дом - это место, где могут собираться все родные и близкие. И решили фиксики тоже выбрать себе дом. (Слайд 4 - изображения домиков: очень большой и красивый, очень старый и последний - маленький домик. Первый по цене 3 монетки, второй 1 и третий 2).
Слайд 5 - Нолик и дешевый домик
Воспитатель: Нолик сразу взял самый дешевый домик, зачем платить лишнее.
Ребята, кто помогает Нолику, отложите по одной монете из своих кошельков на покупку дома, как это сделал Нолик.
А Симка решила не торопиться, а стала думать и рассуждать.
Сначала она хотела взять самый большой дом за 3 монетки, но потом отказалась.
Как вы думаете почему?
Дети: Потому что одной такой большой дом не нужен, для одного дорого.
Слайд 6 – Симка и домик за 2 монетки
Воспитатель: И приобрела домик за две монетки. Также как это сделала Симка, отложите из своего кошелька две монеты на покупку дома. А почему она не купила старый домик, как вы думаете?
Дети: Старый дом быстро сломается, в нем некомфортно жить, холодно.
Слайд 7 – Дом Нолика с дырявой крышей
Воспитатель: И правда! В доме, который купил Нолик, было очень холодно, крыша дырявая, и ему пришлось потратить на его ремонт ещё две монетки.
Откладываем, ребята, еще две монеты на ремонт дома, как это сделал Нолик.
Воспитатель: Сколько монеток осталось у Фиксиков? Давайте поможем сосчитать.
Дети производят отсчёт и подсчёт монет
Воспитатель: Ребята, сколько осталось?
Дети: У Симки 3, а у Нолика 2 монетки.
Воспитатель: Стало холодно. И фиксики вспомнили ещё про одну важную потребность. Слайд 8 Одежда
- Какую?
Дети: Про одежду.
Воспитатель: И, потратив по еще одной монетке, купили её.
Воспитатель: Отложим из кошелёчков по одной монетке. А потом у фиксиков забурчали животики, и они вспомнили про ещё одну жизненно необходимую потребность. Какую же?
Дети: Про еду.
Воспитатель: Взяли Симка и Нолик по одной монетке, и пошли в магазин.
Откладываем еще по одной монетке из своих кошелёчков.
Посмотрите, что они купили (в корзинке у Симки хлеб, молоко, мука, сыр, овощи, фрукты. У Нолика много разных сладостей. Корзинки игрушечные).
Воспитатель: Ребята, а чтобы купили вы?
Подвести детей к пониманию, что без сладостей можно обойтись, сладости не жизненно необходимая потребность.
А давайте поиграем? Поможем Симке и Нолику собрать только полезные продукты, чтобы они были здоровыми и сильными!
Игра «Собери полезные продукты» (с муляжами).
Разложить все продукты (и вредные и полезные). Детям нужно принести только полезные.
Воспитатель: Ребята, надо рассчитать бюджет прежде чем что-нибудь купить.
А давайте с вами вспомним, что такое бюджет?
Дети: Это то, как планировать траты и заработок.
Воспитатель:
Бюджет - это подсчет доходов и расходов.
Доход - это деньги, полученные в результате работы (это зарплата мамы, пенсия бабушки, стипендия сестры, пособие на детей)
Расход - это деньги, которые мы на что-то потратили.
Воспитатель: А теперь предлагаю немножко размяться!
Дети встают врассыпную на ковре.
Физкультминутка:
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка - одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим, есть, и пить (отгибаем указательный палец)
Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец, в кулак, согнув все пальцы).
Воспитатель: Отдохнули? Тогда идем дальше. Бюджет семьи планировать очень сложная задача. Нужно все продумать и предусмотреть. Но мы с вами справимся, предлагаю сейчас поиграть в игру под названием «Бюджет семьи». Ваше задание: правильно разместить картинки в поле под названием доход и расход.
Дидактическая игра «Бюджет семьи»
Перед вами большой кошелек (игровой макет) - это бюджет семьи, который состоит из дохода и расхода. Сейчас я буду вам называть действие и показывать картинку, а вы должны определить и правильно разместить ее на игровом поле. Если это доход для семьи - то крепим картинку в верхнюю часть поля, а если это расход - то в нижнюю часть игрового поля.
1. Родители получили зарплату.
2. Семья собралась поехать на море отдохнуть.
3. Настала осень и нужно срочно купить всем осеннюю одежду.
4. Старший брат учится в институте и за хорошую учебу получает стипендию.
5. Папа решил купить себе машину.
6. Мама получила пособие на ребенка.
7. Дедушка получил пенсию.
8. Родителям нужно заплатить за детский сад.
9. В семье кто-то заболел и необходимо срочно купить лекарства.
10. Чтобы доехать до соседнего города необходимо заправить машину бензином.
11. Нужно заплатить за художественную школу.
12. На день рождения купить детям подарки
13. Купить в магазине продукты.
14. Купить в магазине бытовые товары.
15. Заплатить за свет и газ, то есть за коммунальные услуги.
16. Купить новый красивый просторный дом.
Воспитатель: А теперь давайте подумаем, почему иногда, когда вы вечером просите у мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает?
Дети: Не хватает денег, не нужно покупать все подряд. Покупают только нужные вещи.
Воспитатель: Да, все верно, чтобы каждый день что-то покупать, нужно очень много денег, а родители столько не зарабатывают. В каждой семье обычно родители подсчитывают свой семейный бюджет.
Давайте мы с вами поможем родителям распределить семейный бюджет и поиграем в игру «Хочу и надо».
Игра «Хочу и надо»
Воспитатель: Мы с вами поделимся на две команды. В первую команду войдут ребята, которые помогают Нолику, они встают сюда (показываю), ваша задача выбрать картинки с изображением того, что необходимо для жизни в первую очередь, без чего нельзя обойтись.
- А вторая команда будет состоять из ребят, которые помогают Симке, они встают сюда (показываю). Вам нужно выбрать картинки с изображением того, что очень хочется, но не является жизненно важным, без чего можно обойтись.
- Все выбранные картинки необходимо прикрепить на мольберт.
Дети на магнитные доски крепят предметные картинки, соответствующие заданию. Выполнение задания детьми, объяснение своего выбора.
Воспитатель: Когда оплачены все жизненно важные потребности, можно купить то, что вы хотите или отложить на следующую покупку. Посмотрели фиксики в свои кошельки, а там… Ребята, кто считал вместе с Симкой, сколько монет у нее осталось?
Дети: Одна!
Воспитатель: А у Нолика?
Дети: Ничего!
Воспитатель: У Симки осталась одна монетка. Нолик спросил у нее, что она с ней сделает. А что бы сделали вы?
Дети: Отложил бы на что-то, купил бы то, что давно хотел.
Фиксики благодарят детей и прощаются с ними.
Воспитатель: Это было очень интересное путешествие, но оно подошло к концу. Мы вместе с Фиксиками гуляли по стране Финансов и очень много всего узнали. А нам пора возвращаться в детский сад. Давайте проговорим волшебные слова:
Снова мы глаза закроем
И подсматривать не будем
В детский садик мы вернемся
Мир финансов не забудем.
Вот мы и в саду.
Воспитатель: А давайте вспомним, что мы сегодня узнали, а поможет нам в этом волшебный кубик (кубик Блума – представляет собой кубик, на каждой грани которого написан вопрос по теме занятия)
Примерные вопросы:
Что такое бюджет?
Что такое доход?
Что такое расход?
Зарплата – это доход или расход?
Зачем планировать бюджет?
Какие бывают жизненно необходимые потребности?
А Симка и Нолик подарили нам на память вот эти кошелёчки. В них можно хранить монетки. Кошельки все белого цвета. Каждый из вас с помощью цветных карандашей, восковых мелков и фломастеров сможет раскрасить свой кошелёк, чтобы он стал самым красивым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Путешествие с Монеткой по стране Экономике»
Данное занятие проводилось в старшей группе с целью закрепить представления детей экономических понятий: деньги, доход и расход. Так же на занятии наботали над умением подмечать в сказках простейшие э...
Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе «Путешествие в страну Экономика»
Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы «Путешествие в страну Экономика»...
Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе "Путешествие с монеткой по стране экономике"
Данное занятие содействует финансовому просвящению и воспитанию детей дошкольного возраста. Создает необходимую мотивацию для повышения их финансовой грамотности....
Конспект ООД по финансовой грамотности в старшей группе «Путешествие в страну финансов»
Конспект ООД по финансовой грамотности в старшей группе«Путешествие в страну финансов»Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Спос...
Открытое занятие по финансовой грамотности в старшей группе "Путешествие в страну Финансия"
Конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста Воспитатель: Метляева А.А. «Путешествие в «Страну Финансия»». Цель: Формирование основ финансовой грамотности у дете...
Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе " Путешествие в страну Финансов"
Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе " Путешествие в страну Финансов"...
Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Путешествие в страну Денег»
Финансовая грамотность в старшей группе «Путешествие в страну Денег»...