"Финансовая грамотность"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги, «благотворительность».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 197 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе по финансовой грамотности
Тема: «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»
Подготовили воспитатели:
Вродзинская Н.И
Рогова Н.Н.
Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги, «благотворительность».
Задачи.
Учить различать деньги,
Познакомить со свойствами денег в ходе экспериментирования,
Закрепить знания детей о возникновении денег.
Закрепить знания детей о внешнем виде современных денег.
Развивать логическое мышление, речь детей, расширять кругозор.
Развивать творческие способности.
Формировать умение работать в команде.
Оборудование:
- Буратино и 5 монет;
- мяч
- материалы для опытов - соль, ткань, игрушечные продукты, мех, чай, специи;
- пластиковая карта;
- копилка, кошелек;
- бумага и цветные карандаши.
Ход занятия.
– Ребята, к нам пришел Буратино, посмотрите, что он принес. (5 монет)
- Что это такое?
- Деньги.
- Правильно, а кто может рассказать Буратино, для чего они нужны, он не знает, как их использовать? (ответы детей)
1. Игра с мячом - «Для чего нам нужны деньги?»
- Я бросаю мяч ребёнку и называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете.
Итак, деньги нам нужны:
для покупки продуктов питания;
для оплаты бытовых услуг; (за электроэнергию, за воду и.т п.)
для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?);
для оплаты услуг (за телефон, за интернет и.т.д.);
для оплаты проезда на транспорте;
для покупки подарков;
для оказания помощи нуждающимся, бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т.д.
Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значения денег, можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций.
- Если мы едем на автобусе, мы платим?
- Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? И т.д.
2.Беседа о деньгах.
– Ребята, а кто знает, откуда у ваших родителей берутся деньги? Наверно, как в сказке, можно сказать волшебные слова и появятся денежки. Ну тогда можно попросить у золотой рыбки. Нет! Правильно, родители получают зарплату на работе. Зарплата – это деньги полученные за выполняемую работу.
Игра «Да или нет».
Деньги можно заработать
Деньги можно нарисовать
Деньги можно получить в подарок
Деньги можно украсть
Деньги можно найти
Деньги можно отобрать.
Деньги можно выиграть
Воспитатель предлагает детям подойти к столу. Ребята, посмотрите, что лежит на столе? (соль, чай, специи, ткань, мех, продукты - муляжи).
Как вы думаете это деньги?
Было время, когда человечество, еще не знало, что такое деньги. Люди сами изготавливали необходимые для жизни вещи и добывали себе еду.
Одни охотились, другие ловили рыбу, третьи работали на земле…
Сначала они меняли товар на товар. Кто менял рыбу на яйца, кто мясо на топоры, глиняные горшки меняли на кур, зерно на масло. Но это было неудобно. Чем больше появлялось различных товаров, тем сложнее было поменять их друг на друга.
И люди пришли к выводу, что нужны деньги.
У одних деньгами сначала были животные: овцы, коровы, козы. Другие стали расплачиваться шкурками белок, зайцев, лисиц. Те, кто жили около моря, расплачивались солью, ракушками, рыбой.
Воспитатель: Как вы думаете, это удобно было? Почему неудобно?
Такие деньги в карман не спрячешь. Это было тяжело, занимало много места.
Воспитатель: А теперь, ребята, я вам предлагаю поиграть и выполнить мои задания.
Воспитатель показывает кошелек.
- Что это такое? Для чего он нужен? Давайте посмотрим, что в кошельке лежит?
Рассматриваем сначала монеты.
- Это что такое? Правильно, монеты. Какие монеты?
Если дети не называют признаки монет, то воспитатель помогает им.
- Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак ).
- Какие монеты вы знаете?
Дети называют монеты разного достоинства, воспитатель демонстрирует данную монету всем детям.
- Смотрите, у нас в кошельке ещё что-то лежит. Давайте достанем.
Воспитатель достаёт банкноты.
- Как можно назвать эти деньги?
- Банкноты. А какие они?
- Бумажные, прямоугольные, шуршат. (Можно продемонстрировать шуршание банкнотой)
- Какие банкноты вы знаете?
Дети называют банкноты, воспитатель демонстрирует их детям, затем проговаривают хором.
- Ребята, в кошельке осталось еще что-то?
Достаем пластиковую карту?
- Что это? Какая она? Для чего она нужна?
– Молодцы ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется
3. «Дополни».
Я называю признак денег, а вы называете противоположный признак.
Монета круглая, а банкнота …
Банкнота бумажная, а карта …
Монета звенит, а банкнота …
Монета металлическая, а банкнота…
Когда деньги у нас в кошельке или просто в кармане, они называются -наличные деньги. Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте. Такие карточки есть у родителей? Кто знает, как пользоваться картой, расскажите об использовании карты (Пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль).
Ребята, скажите, а можно пароль говорить чужому человеку? Почему?
Ребята, а вы знаете, где можно хранить деньги? Деньги можно хранить в учреждении, которое называется Сберегательный банк. Забрать свои накопленные деньги можно в любой момент, когда деньги понадобятся родителям. А для чего ваши родители копят деньги? ( на путешествие на покупку машины, квартиры). Где хранят (копят) деньги дети? (в копилках)
- Что удобнее носить с собой: наличные - монеты и банкноты или карту -безналичные? А в чем неудобство пластиковой карты? (можно забыть пароль).
-Ребята, а сейчас давайте посмотрим мультфильм тётушки совы.
Просмотр мультфильма.
Физминутка:
1, 2,3,4,5
Умеем деньги мы считать,
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше,
И легко, легко подышим,
Подтянитесь на носочках
Ровно столько, сколько
пальцев на одной руке у вас,
Прыгнем столько,
Сколько глаз на голове у вас,
Наклоны столько сколько ног у вас!
Ребятишки молодцы, отдохнули от души!
5. – Ребята, а теперь я предлагаю вам немного поэкспериментировать.
- Опыт №1.
Опустим бумажную купюру, карту и монетку в стаканы с водой.
Расскажите друг другу, что с ними происходит. Не торопитесь их доставать. А теперь доставайте и поделитесь мнениями, что случилось с бумагой и монетой.
Вывод: монета в воде не намокает, а банкнота намокла, такой пользоваться нельзя.
- Опыт №2.
Опустим бумажную купюру, карту и монетку на грунт.
Какие следы оставил грунт?
Попробуйте её убрать тряпочкой и обсудите, в каком случае это делается легче.
Вывод: металлическая монета легко чистится, а банкнота нет.
- Опыт №3.
Для проведения следующего опыта превратитесь в сильный ветер и подуйте на бумагу, карту и монетку.
Вывод: монета не сдувается, она тяжёлая, банкноту легко сдуть, потому что она лёгкая.
- Опыт №4.
А теперь в левую ладошку положите монетку, в правую – бумажку и сожмите их.
Что изменилось, а что осталось прежним? Попробуйте разгладить то, что смято.
Вывод: монета из металла, она не мнётся, а банкнота из бумаги её легко смять.
- Опыт №5.
Положите бумажную купюру, карту и монетку в кошелёк.
Но вот незадача: кошелёк оказался дырявый. И что же потерялось?
Как вы думаете, почему потерялась монетка?
Вывод: монета тяжелее чем банкнота и пластиковая карта.
- Опыт №6.
Поднесу к огню два атрибута. Понаблюдаем, что же произойдёт?
Вывод: металл не горит. А бумага легко загорается
Воспитатель: ребята вы молодцы, вы справились со всеми заданиями.
Заключительная часть.
Ребята, вам понравилось наше занятие?
Что больше всего вам понравилось?
- О чем мы сегодня говорили?
- Какие бывают деньги?
- Чем отличается монета от банкноты?
- Как можно назвать монеты и банкноты одним словом?
(Наличные деньги).
- А безналичные деньги где у нас хранятся? (на пластиковых картах).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по финансовой грамотности Тема: «Азбука финансовой грамотности».
Сформировать первичные понятия денег, какими бывают деньги...
Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"
Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»
Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»
Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....
Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»
Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».
Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....