Система работы в дошкольном учреждении по формированию функциональной финансовой грамотности детей.
статья по основам финансовой грамотности (средняя, старшая, подготовительная группа)

Молоканова Наталья Владимировна

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Эта тема интересна и актуальна для современной семьи. Ребенок уже в детском саду должен не только не только получить первоначальные финансовые знания, но и научился их применять в разных жизненных ситуациях, использовал свои знания в разных видах деятельности.

В МАДОУ д/с № 1 создана система работы по формированию функциональной финансовой грамотности дошкольников.

Главное направление деятельности в  этой системе - интеграция основ финансовой грамотности дошкольников во все образовательные области и разные виды детской деятельности, включение вопросов финансовой грамотности в занятия по математическому и речевому развитию, в художественно-творческую деятельность (изобразительная деятельность, театральные постановки), в игровую деятельность. Интересные темы, поиск новых необычных форм проведения занятий (аукцион, брей-ринг, виртуальные экскурсии, разбор финансовых ситуаций, просмотр мультфильмов, викторины, театрализованные постановки), использование современных инновационных технологий и оборудования, находит эмоциональный отклик у детей, вызывает заинтересованность родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы в дошкольном учреждении по формированию функциональной финансовой грамотности детей

Молоканова Н.В., старший воспитатель

Кондаурова Е.С., старший воспитатель

Пышненко С.Г., воспитатель

муниципальное автономное дошкольное образовательное  

учреждение «Детский сад № 1 «Радость»

г. Волжского Волгоградской области» (МАДОУ д/с № 1)

Обращение к проблеме формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО обусловлено вхождением России в мировое образовательное пространство, что выдвигает определенные требования к национальной системе образования по решению проблемы повышения качества дошкольного образования и его оценки.

В указе президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», указывается, что приоритетной целью становится формирование функциональной грамотности обучающихся в системе общего образования. Таким образом, встаёт вопрос о необходимости организации педагогической деятельности, введения новых подходов в практике дошкольного образования, которые тесно связаны с непосредственной жизнью дошкольников и формированию основ функциональной грамотности. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) профессиональная деятельность педагога ДОО должна строиться таким образом, чтобы сформировать предпосылки функциональной грамотности: научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения поставленных задач.

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Эта тема интересна и актуальна для современной семьи. Ребенок уже в детском саду должен не только не только получить первоначальные финансовые знания, но и научился их применять в разных жизненных ситуациях, использовал свои знания в разных видах деятельности.

В МАДОУ д/с № 1 создана система работы по формированию функциональной финансовой грамотности дошкольников.

Главное направление деятельности в  этой системе - интеграция основ финансовой грамотности дошкольников во все образовательные области и разные виды детской деятельности, включение вопросов финансовой грамотности в занятия по математическому и речевому развитию, в художественно-творческую деятельность (изобразительная деятельность, театральные постановки), в игровую деятельность. Интересные темы, поиск новых необычных форм проведения занятий (аукцион, брей-ринг, виртуальные экскурсии, разбор финансовых ситуаций, просмотр мультфильмов, викторины, театрализованные постановки), использование современных инновационных технологий и оборудования, находит эмоциональный отклик у детей, вызывает заинтересованность родителей

В оснащении РППС в дошкольных группах детского сада создана экономическая среда, отражающая содержание различных сфер экономики

При знакомстве с деньгами и профессиями, организации сюжетно-ролевых игр можно используются макеты объектов, предметов, связанных с темой финансовой грамотности, например, банкомата, станка для печати денег, зданий банков. Сюжеты игр развиваются в зависимости от возрастной группы детей, например, «Магазин овощи и фрукты», «Супермаркет», «Мебельная фабрика», «Банк», «Аукцион», «Рекламное агенство».

Варианты объектов РППС по ранней финансовой грамотности: деньги, нарисованные детьми; картотека загадок; книги художественные и научно-популярные, комиксы; аудиотека; альбом с пословицами и поговорками в картинках; медиатека из презентаций; медиатека интерактивных игр; медиатека мультфильмов; альбомы об одной профессии или нескольких схожих профессиях; кроссворды, ребусы, лабиринты тематические; игры-путешествия; банковские карты; банкомат; альбом «Эволюция денег»; трибуты для сюжетно-ролевых игр. Планируется приобретение многофункциональных интерактивных комплексов (МИК): «АЛМА. Финансовая грамотность», «Банкомат».

Одна из составляющих системы работы по основам финансовой грамотности  - повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой грамотности ребенка, взаимодействие и привлечение социальных партнеров. В рамках решения этой задачи проводятся мероприятия совместные с представителями финансовых структур и родителями, участие родителей в проведении занятий, встреч с детьми и т.д. Интересной находкой стало  проведение в детском саду Business Day. В программе дня занятия и викторины,  интервью с детьми «Бизнес глазами детей» «Для чего людям деньги», дистанционный конкурс видеороликов «Финансовые истории моей семьи». Продуктивно и эмоционально прошла встреча в  форме круглого стола на тему «Бизнес и дети». В ходе круглого стола произошел обмен разными взглядами и идеями на тему знакомства детей с бизнесом, участники получили мощную перезагрузку, услышав мнения друг друга.

В 2023/2024 году воспитанники подготовительных к школе групп приняли участие во Всероссийской просветительской эстафете «Мои финансы». Ребята успешно выполнили задания I Этапа Эстафеты: семейные финансы.

Воспитанники старших и подготовительных групп стали призерами и победителями Всероссийского конкурса воспитанников дошкольных образовательных организаций «Азбука финансовой грамотности».

Еще одна составляющая системы работы - совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в области финансовой грамотности. В детском саду проводятся семинары, мастер-классы, просмотр открытых мероприятий с воспитанниками в рамках Недели профессионального мастерства. Для обмена опытом работы в сообществе ВКонтакте «Педагоги МАДОУ» размещается консультативный материал, методические рекомендации и авторские разработки педагогов:

- Молоканова Н.В., старший воспитатель МАДОУ д/с № 1. Методические рекомендации: Модернизация развивающей предметно-пространственной среды для формирования основ финансовой грамотности воспитанников старшего дошкольного возраста. Методические рекомендации: Реализация образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников (формирование элементов финансовой грамотности) https://vk.com/club195794479?w=wall-195794479_1481

- Методические разработки конспектов занятий по основам финансовой грамотности. Комарова Л.В., Коноплева А.В., Ахмеджанова Д.Ж., Ведмецкая Т.А., Мурзагалиева Г. М., Пышненко С.Г., Эмербекова Е.В., Зайцева О.А., воспитатели МАДОУ д/с № 1. https://vk.com/club195794479?w=wall-195794479_1480

 Проект «Формирование функциональной финансовой грамотности детей дошкольного возраста» в 2024 году был представлен нами на VIII региональном конкурсе презентации профессиональных достижений «Формула успеха» в номинации «Лучшие практики формирования функциональной грамотности».

Считаем, что система работы по основам финансовой грамотности  позволяет не только дать детям азы финансовой грамотности, но и учит их применять в разных жизненных ситуациях, то есть формировать финансовую грамотность как функциональную грамотность.

Список литературы:

1. Журавлева В.В.., Чуприна А.А., Шубина Л.Н. Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО: учебно-методическое пособие. Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2023. – 55 с.

2. Комарская М.А. Формирование предпосылок финансовой грамотности дошкольников в контексте функциональной грамотности // Вопросы дошкольной педагогики. – 2022. - №11 – с.19-21.

3. Морозова О.В., автор-составитель, старший преподаватель кафедры дошкольного образования ГАУДПО МО «Институт развития образования». Введение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации. Методические рекомендации. Мурманск. ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2020.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности» (из опыта работы)

   На сегодняшний день дети дошкольного возраста живут в иных экономических условиях. Их повсюду окружает реклама, а в их словарь включается все больше слов финансовой среды. Дети ран...

Из опыта работы: «Формирование предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

Из опыта работы: «Формирование предпосылок финансовой грамотности детей  дошкольного возраста посредством проектной деятельности»...

" Формирование предпосылок функциональной (финансовой ) грамотности детей 5-6 лет через игровую деятельность."

статья, опыт работы по функциональной ( финансовой) грамотности детей 5-6 лет...

Инновационный проект "Построение образовательного пространства, направленного на развитие функциональной финансовой грамотности детей дошкольного возраста"

Обращение к проблеме формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО обусловлено вхождением России в мировое образовательное пространство, что выдвигает ...