План работы по самообразованию по теме "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯРСАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»
Тема самообразования:
«Формирование основ финансовой грамотности
у детей старшего дошкольного возраста»
СОСТАВИТЕЛЬ:
ПРЕДЕИНА НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА
ВОСПИТАТЕЛЬ
Цель: Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Задачи:
- способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях;
- способствовать формированию первоначальных представлений о труде;
- способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров;
- способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления;
- способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике.
- понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
- уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
- сознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
- признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
- рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
- применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Условия реализации: дети, воспитатель, родители.
Применение: применять дидактические материалы для дошкольников в условиях детских образовательных учреждений.
Срок реализации: 2020-2022г.
Основные формы реализации плана по самообразованию:
• Беседы.
• Непосредственно – образовательная деятельность.
• Дидактические игры.
• Моделирование ситуаций – тренингов.
• Чтение художественной литературы.
•Работа с родителями: анкетирование, опросы, досуги, беседы и консультации.
Этапы самообразования:
1. Подбор и изучение методической литературы
2. Участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования
3. Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.
4. Представление опыта работы по теме.
Перспективный план работы на 2020 – 2021гг.
Месяц | Направления работы |
сентябрь | Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания; Изучение учебной и научно-методической литературы; Изучение новых программ и педагогических технологий; Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений; Повышение общекультурного уровня. |
октябрь | «Наши потребности» Чтение сказки С. Я. Маршак «Кошкин дом», Сюжетно-ролевая игра «Сберегательный банк» Дидактическая игра «Кому что нужно?». Игра «Заветные желания». Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях: «Сивка-Бурка», «Иван-Царевич и серый волк», «Сказка о рыбаке и рыбке»; Консультация: «Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики» |
ноябрь | «Почему все взрослые работают?» Беседа о необходимости трудиться; о профессиях их родителей, бабушек, дедушек; Чтение стихотворений: С.Михалков «А что у вас?», Д.Родари «Чем пахнут ремесла», С.Маршак «Почта», В.Маяковский «Кем быть?» Знакомство с профессиями, у которых результат труда не так нагляден (учитель, писатель, воспитатель, работник полиции); Игра «Кто больше назовет профессий». Игра по картинкам «Назови профессию»;
|
декабрь | «Когда продукт труда превращается в товар» Игры-занятия «Кто производит товар», «Петушок и бобовое зернышко», «Я рисую свою мечту»; Обсуждение процесса изготовления товара (посуды, бумаги, книг и т.п.); Рассказ педагога о том, что товары бывают разного качества (демонстрация посуды разного качества); Беседа с детьми о применении посуды разного качества в разных жизненных ситуациях; Чтение стихотворения К.И.Чуковского «Федорино горе» (почему же вся посуда сбежала от Федоры?) |
январь | «Что такое деньги» Рассказ педагога о том, как появились деньги, что такое деньги, о заменителях денег; Чтение сказки «Бобовое зернышко» (понятие «обмен товарами»); Беседы «Зачем людям нужны деньги», «Семейный бюджет»; Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Театр», «Парикмахерская» Игра «Хочу и надо». Формировать представление детей о понятии «бюджет» Консультация для родителей «Учите ребенка считать деньги» |
февраль | «Семейный бюджет» Чтение и обсуждение детской литературы: И.Токмаковой «Купите лук», К.Ушинский «Лекарство», И.Туричик «Человек заболел»; Беседы «Зачем людям нужны деньги», «Семейный бюджет»; Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Театр», «Парикмахерская» Консультация «Учите ребенка планировать семейный бюджет» |
март | «Менеджер – интересная профессия» Рассказ воспитателя о профессии «менеджер», беседа с детьми, ответы на вопросы детей; Сюжетно-дидактическая игра «Хлебозавод»; Вспоминаем поговорки и пословицы о труде С/р «Магазин», Д.и «Безналичные деньги». Поход с детьми в магазин. |
апрель | «Что такое реклама?» Рассказ педагога, показ разных средств изготовления рекламы; Чтение сказки С.Михалкова «Как старик корову продавал»; Рассматривание детьми рекламных листков и буклетов. Рассказ воспитателя об особенностях содержания этих текстов (положительная оценка достоинств товара, призыв приобрести товар, адрес, где можно купить); Чтение отрывка из книги Э.Успенского «Бизнес крокодила Гены» о рекламе; Чтение русской народной сказки «Лиса и козел», КВН «Путешествие в денежную страну» |
май | Игра-занятие «Экономическая рыбалка»; Экономическая игра «КВН» Подготовка и показ детьми сказки»Репка» на новый лад (экономическая сказка) |
Ожидаемые результаты:
Воспитатель:
- оформление собственных методических разработок (обобщение опыта работы);
- повышение качества воспитательно–образовательного процесса;
- участие в педсоветах, семинарах;
- повышен теоретический и педагогический уровень, компетентность по экономическому воспитанию старших дошкольников.
Дети:
- знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
- знают российские деньги;
- знают несколько современных профессий, содержание их деятельности;
- в случае поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
- бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий;
- проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведет хозяйство..).
РППС:
- картотека игр по формированию предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников;
- оформление уголка (стенда) «Школа гнома Эконома»;
- приобретение художественной литературы на экономическую тематику;
приобретение и изготовление дидактических игр.
Список литературы
1. Программа «От рождения до школы» - под. ред. Н. Г. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.
2. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.
3. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет
4. Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с.
5. Коменский Я.О. Материнская школа. М.: Книга по требованию, 2012. 104 с.
6. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016. 336 с.
7. Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 8. С. 349–351.
8. Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 39–41.
9. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.
10. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015. 48 с.
11. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план по самообразованию. Тема: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Повышение своего теоретического и практического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме....
Отчёт по самообразованию Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ».
Отчёт по самообразованию воспитателя дошкольной группы 6-7 лет Фазиловой И.ВТема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ».Слайд2Актуальность темы...
Отчёт по самообразованию Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ».
Отчёт по самообразованию воспитателя дошкольной группы 6-7 летТема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ».Слайд2Актуальность темы: Ф...
План работы с родителями по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста на 2022-2023 учебный год
Семья играет ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника....
План работы по самообразованию Тема «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Повышение собственной профессиональной квалификации...
Отчет по самообразованию Тема «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
В результате самообразования достигла повышение профессионального уровня....
Самообразование Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, через различные виды деятельности»
Цель: повысить свой профессиональный уровень; систематизировать теоретические основы формирования финансовой грамотности у детей...