Из опыта работы: «Формирование предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»
материал по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Полякова Светлана Владимировна

Из опыта работы: «Формирование предпосылок финансовой грамотности детей  дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_proekt_fin_gramotnost.docx17.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

Из опыта работы: «Формирование предпосылок финансовой грамотности детей  дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

Воспитатель: Полякова Светлана Владимировна

На сегодняшний день дети дошкольного возраста живут в иных экономических условиях. Их повсюду окружает реклама, а в их словарь включается все больше слов финансовой среды. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, экономической информацией на личном жизненном опыте. Из опыта работы, часто наблюдаешь то, что дети небрежно относятся к игрушкам, к предметам одежды, не понимают, что они «стоят денег», устраивают истерики в магазинах, не реагируя на ответ родителей «нет денег». И чтобы ребенок на самом деле понял, что такое деньги и как они ценны в семье, необходимо показать ему это на конкретных примерах.  Поэтому, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Эффективный способ решения проблемы формирования предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста является метод проектной деятельности. Проектная деятельность предполагает формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Помочь дошкольникам войти в социально-экономическую жизнь, а так же способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, мной был разработан и реализован проект «Дети и деньги».

Целью моего проекта было создание условий для содействия финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Организуя работу над проектом, ставила следующие задачи:

• Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;

• Совершенствовать коммуникативные качества детей;

• Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.

• Сформировать первичные экономические понятия;

• Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

• Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях (покупка в магазине, плата за проезд и т. д.).

Развивающие:

• Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;

• Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

Воспитательные:

• Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.

Для наиболее успешной реализации проекта в группе была пополнена развивающая предметно-пространственная среда дидактическими играми «Семейный бюджет», «Наполни копилку», «Веселая ферма», альбомами «Как создавались деньги», «Финансовая грамотность для малышей», оформлен уголок книги по теме. В ходе использования всех данных материалов дети знакомились с такими понятиями как «деньги», «планирование семейного бюджета», «разумные потребности», «экономия», «доходы», «расходы», а так же овладевали простейшими арифметическими операциями.

Так как у старших дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, для закрепления полученных знаний организовывали просмотр познавательных мультфильмов по теме проекта: «Смешарики. Азбука финансовой грамотности», «Фиксики. Деньги», советские мультфильмы «Как старик корову продавал», «Пятачок», «Простоквашино. Клад». После чего осуществлялось обсуждение поступков героев, из чего дети могли сделать конкретные выводы.

Как показывает практика дети дошкольного возраста по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Чтобы поддержать стремление детей к экспериментированию, организовала опытно-исследовательскую деятельность «рассматривание денежной купюры и металлической монеты под увеличительным стеклом». Данный вид деятельности детям очень запомнился. В ходе исследования познакомились с понятием «денежный номер», «водяной знак», сумели отличить настоящие купюры от фальшивых, сделали вывод о последствиях использования фальшивых купюр и монет.

Все полученные знания и умения применяли в непосредственно-образовательной деятельности, где дети делились своими высказываниями и рассуждениями на разные темы. Например, «Что такое деньги и для чего они нужны?», «Как появились деньги», «Куда тратят деньги», «Деньги раньше и сейчас», «Что такое фальшивые деньги».

Для развития творческих способностей, фантазии, а также коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста организовали сюжетно-ролевые игры «Кафе», «Книжный магазин», «Аптека». и т.д. Ведь именно игра выступает основным средством социализации ребенка. Через игру ребенок учится правилам и нормам поведения в обществе, учится выстраивать взаимоотношения, происходит накопления опыта в различных жизненных ситуациях.

Так же несколько детей приняли участие во Всероссийской олимпиаде для детей дошкольного возраста «Финансовая грамотность», где заняли призовые места.

Дети познакаомились с художественной литературой. Совместно с детьми была поставлена театрализация по произведению С.Михалкова «Как старик корову продавал».

Работа по реализации проекта велась в тесном взаимодействии с родителями воспитанников. Из семьи ребенок получает поддержку, психологическую защищенность, формируется поведение в общественной жизни, отношение к себе и окружающим. Познакомив родителей с планом работы на родительском собрании, объяснив значимость формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников, каждый родитель получил индивидуальное творческое задание «Изготовление копилки своими руками». Творческое домашнее задание родители выполняли совместно со своими детьми, что способствует формированию благоприятного микроклимата в семье. Так же были разработаны памятки для родителей по финансовой грамотности малышей.

Результатом проекта стало создание альбома «Как создавались деньги», который включил в себя несколько разделов: «Что такое деньги?», «Деньги раньше и сейчас», «Первые деньги на Земле», «Чем заменяли деньги?», «Купюры и монеты».

Таким образом, формируя предпосылки финансовой грамотности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности, мы научим их понимать, что деньги не безграничны и зарабатываются трудом, а покупки следует планировать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Современные дети с раннего детства так или иначе сталкиваются с экономическими вопросами. Они слышат, как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах. Желание обладать дорогостоящей иг...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Презентация содержит информацию о трех проектах по финансовой грамотности1 проект: Окружающий мир каак результат труда людей2 проект: Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны3 проект: По...

Обобщение опыта работы «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Обобщение опыта работы "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"...

Презентация опыта работы "Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через обучение игре в шахматы"

Игра в шахматы в большой степени способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане представлений. Игровой опыт ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения ...

Формирование предпосылок финансовой грамотности у дошкольников посредством технологии «mind-maps» (ментальные карты)

В статье рассматриваются основные проблемы формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста, формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребёнка со взрослы...

Доклад из опыта работы: Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности.

  Современный ребёнок – это житель 21 века, на которого оказывают влияние признаки настоящего времени: это проникновение в повседневную жизнь информационных технологий, распространен...