Опыт работы с родителями по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
статья
Финансовая грамотность - это особое качество человека.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Опыт работы с родителями по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Подготовила: Рудь Л.В.
Финансовая грамотность - это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. Формирование у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности приближает их к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только азы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни.
Невозможно изучение основ финансовой грамотности без тесной взаимосвязи с родителями дошкольников. Семья и детский сад передают ребенку первый социальный опыт. В процессе формирования основ финансовой грамотности детей необходимо не только обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в этом вопросе, но и активизировать весь родительский потенциал. Перед родителями стоит задача помогать ребенку разбираться в наиболее сложных и важных вопросах, создать условия для совместного творческого освоения учебного материала и личностного развития.
Цель работы педагога: привлечение родителей (законных представителей) к плодотворному взаимодействию в качестве помощников в процессе изучения ребенком основ финансовой грамотности.
Для решения цели по привлечению родителей к плодотворному взаимодействию дошкольная организация должна:
- быть максимально «открытой»;
- предоставлять информацию об образовательных программах;
- разъяснять специфику образовательной деятельности;
- предоставить возможность открытого обсуждения вопросов, связанных с реализацией программ по финансовой грамотности.
В своей работе использую основные направления и формы работы с родителями.
- Информационные методы: папки-передвижки: «Мы планируем», «Учимся копим», тематические стенды, буклеты, фотовыставки с наглядным и консультативным материалом. Мною создана страничка ВК, организована библиотека, проведены индивидуальные консультации.
2. Изучение и учёт интересов, мнений и запросов родителей, семейного опыта проводила через анкетирование, опросы, тестирование, личные беседы, родительскую почту.
- Проведены семинар-практикум, игровой тренинг, театрализованные постановки, организовала выставки.
- Проведены маршруты выходного дня. Такие прогулки принесли только пользу - смена впечатлений, развитие общего кругозора, неформальное общение родителей, детей и воспитателей.
- Планирую продолжать организовать для родителей и детей, встречи с интересными людьми: представителями страховой компании, Банка России, бизнесменами города.
- Были проведены конкурсы рисунков, поделок.
- Детско-родительские проекты.
Работа мною ведётся в рамках реализации рабочей программы «Финансовая грамотность» для детей 5-7 лет. Программа состоит из разделов, связанных между собой задачами и содержанием. Цель работы: раскрыть ребенку окружающий его предметный мир как духовных и материальных ценностей. Формирование правильного отношения к деньгам как предмету жизненной необходимости.
Вся работа рассчитана на три блока с активным взаимодействием родителей, детей, воспитателей.
«Без труда нет жизни на земле»
Основная цель в рамках работы над темой - заложить основы для формирования у детей навыка жизни по средствам и тратить деньги с умом. В рамках темы воспитанники знакомятся с темами «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?», «Профессии», «Доходы и расходы». Акцент при раскрытии тем ставила на объяснении взаимосвязи понятий труд, работать и зарабатывать. При изучении темы дети должны научиться четко осознавать, что труд - основа жизни, любой труд – это хорошо, плохо - сидеть без дела.
Наряду с образовательной деятельностью по теме профессии совместно с родителями организовала встречи с людьми (родителя воспитанников) разных профессий, а также оформила выставку рисунков «Моя будущая профессия».
Запоминающимися были экскурсии в разные профессиональные сферы: банк, театр, музей, детский сад, где взрослые рассказывали, почему они выбрали ту или иную профессию и о пользе ее для людей.
Итогом работы по первому блоку стал совместный конкурс макетов «Денежная единица группы», где каждый ребенок совместно с родителями придумывал, рисовал, экспериментировал.
Для закрепления пройденного материала и для индивидуальной работы по блоку как в группе, так и с родителями дома, мною было разработано дидактического пособия «Терминал», с картотеками развивающих и дидактических игр, коллекции монет и купюр разных стран, загадки, стихи, ребусы.
«Учимся планировать»
Цель - обучения детей элементарным навыкам планирования, начиная с планирования дня и на простом примере, учить детей понимать, что такое «Бюджет семьи» из чего он складывается. В рамках работы по направлению рассматриваются темы: «Семейный бюджет», «Магазин», «Цена», «Товары и услуги»
Для совместной работы с родителями мною создана передвижная мини-библиотека «Читайка» с подборкой экономических сказок, рассказов, подобрала видеотеку с познавательными мультфильмами.
Итогом данного блока стал творческий конкурс рисунков «Бюджет семьи». Дети смогли теоретические знания проверить на практике вместе с родителями.
«Тратим разумно, сберегаем и экономим»
Цель - формирования навыков экономить, сберегать. Здоровое отношение к деньгам, происхождение богатства в сознании ребенка должно связываться с трудом. В рамках работы по направлению рассматриваются темы: «В мире реклама», «Необходимые и желаемые траты», «Где хранят деньги?», «Банк», «Сбережения и накопления», «Азбука финансов». В процессе игровой деятельности я делала акцент, что деньги, заработанные трудом, следует тратить с пользой, а при покупке надо быть уравновешенным и собранным. Здоровое отношение к деньгам, происхождение богатства в сознании ребенка должно связываться с трудом.
Ответить на часто задаваемые вопросы детей «Зачем? На что? Чья? Как пополнить?» Помог, краткосрочный проект «Копилка на Великие дела». Совместно с детьми и родителями были созданы условия, при которых формируется осознание - принятие концепции отложенного вознаграждения, понимание того, что надо потерпеть, сэкономить, не тратить сейчас, сегодня, чтобы получить не сиюминутное удовольствие, а отложенное во времени пользу. Дети попробовали себя в роли рекламных агентов. Защиту рекламной презентации ребята готовили совместно с родителями, которые помогли разобраться в сложной теме и сделать рассказ ярким, индивидуальным, интересным. Итогом проекта стала презентация детских копилок.
Хочу представить вашему вниманию детско-родительскую встречу «Азбука финансов». Цель встречи: повышение компетентности родителей по вопросу экономического воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи:
- расширить представление родителей об их роли в развитии финансовой грамотности дошкольников;
- познакомить родителей с необходимостью экономического воспитания, его возможностями;
- расширить кругозор родителей посредством игр экономической направленности.
Ожидаемые результаты:
- у родителей сформированы представления о необходимости экономического воспитания;
- родители приобрели практические навыки самостоятельного подбора игр экономической направленности.
Началась встреча со звука скайпа. На связи был директор приюта для животных «Надежда»: «Здравствуйте, уважаемые взрослые, вас беспокоит директор приюта для животных «Надежда», с которым вы уже три года дружите. В нашем приюте появились новые друзья: Джек и Рекс. К сожалению, у нас закончился корм для собак. Нужна ваша помощь».
Конечно, участники решили помочь, отправиться в страну Экономику, где смогут заработать на корм для приюта.
Отвечали на Вопрос: Как и чем мы сможем заработать?
В финансовую игру поиграем. Кто во что гаразд, узнаем.
Не доллар, не рубль, не фунт и не тугрик.
Знакомьтесь, наша валюта-умник!
Почет и хвала тому будет, кто больше «умников» добудет.
«Умники» - это виртуальные деньги в стране Экономика.
С картой была проведена разминка «Вопрос-ответ»
А также малоподвижная игра «Выбор профессии», где ведущий называет профессию и кидает мяч произвольно в руки игрока. Игрок, поймавший мяч, должен сказать, какую работу выполняет представитель данной профессии (например, композитор - сочиняет музыку).
Составив предложенные кусочки, получились купюры и образовались команды для участия игре. Чтобы было куда складывать «Умники», участники сделали кошелёк (командам были выданы схемы оригами «кошелёк»).
Деньги присутствуют на страницах многих литературных произведений. Поэтому участникам надо было вспомнить название денег, про которые шла речь в названном произведении:
- Д'Артаньян в романе Александра Дюма «Три мушкетера» (пистоль);
- «Приключения Буратино» (сольдо);
- «Али-Баба и 40 разбойников» (динар);
- Том Сойер и Гек Финн в повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера и Геккельбери Финна» (доллары и центы).
В задании «Купюра, монета» на столах у команд лежат перевернутые карточки с купюрами и монетами разных стран. По сигналу ведущего команды переворачивают по одной карточке и дают краткую характеристику: название, достоинство купюры или монеты, страна, где можно расплачиваться ею, какая достопримечательность изображена.
Пример: 100р. на лицевой стороне, в центральной части купюры размещено изображение Аполлона, управляющего античной колесницей, запряжённой четырьмя лошадьми - квадригой. Аполлон (античный бог света и покровитель искусств) на другой стороне купюры изображение Большого театра в Москве.
При изготовлении «Интеллект-карты» команды получают задания: «Разгадать ребусы», это ключевые слова для карт.
По аналогичному примеру составляется интеллект карта «Деньги», отвечая на вопросы: как зарабатываются, какие - денежные знаки, где хранить? куда тратить?
В задании «Занимательные анаграммы» игрокам команд необходимо составить как можно больше анаграмм за 3 минуты о деньгах и понятиях с ними связанными.
Задание «Рекламный агент»
«Молочный завод решил расширить ассортимент своей продукции. Он планируют начать выпуск новых сортов молочного товара. Предлагаю выбрать продукт, который вам необходимо прорекламировать, то есть сделать рекламу».
Обращаю внимание игроков, что на столах лежат чистый лист, карандаши, клей, картинка к рекламе данного продута (Йогурт клубничный, творог с цукатами).
После рекламы подсчитываются заработанные «умники» и все отправляются в виртуальный магазин. На экране появляется выбор товара, точно такие же прайсы на столах. Игроки принимают командные решение, на что бы потратить заработанные умники.
Виртуальный магазин
Обе команды выбирают приобретение корма для приюта Надежда. Ведущий подводит итог встречи и благодарит за оказанную посильную помощь животным из приюта.
С целью выявления заинтересованности родителей в формировании финансовой культуры детей, в начале работы провела анкетирование «Мой ребенок и финансовая культура»
Результаты анкетирования показали, что многие родители никогда не задумывались о том, что уже пришла пора знакомить ребёнка с экономикой. Половина из опрошенных нуждаются в педагогической помощи, в ознакомлении со специальной литературой, помогающей организовать работу с детьми в семье. Многие родители не понимали насколько важно приобщить ребенка к финансовой культуре ещё с детства, ведь это полезный и правильный путь подготовки ребенка к жизни, его приспособленности к социуму.
На конец учебного года результаты анкетирования позволили сделать вывод, что работу, которую я выстроила, дает положительную динамику:
Уже 80% опрошенных родителей признают важность формирования финансовой культуры ребенка в семье.
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод: разработанная мною система работы по формированию основ ФГ с активным вовлечением родителей воспитанников результативна и являются эффективным средство формирования основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно-трудовое воспитание, как средство формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Для духовно-нравственного возрождения российского общества необходимо образованное, физически развитое, нравственно чистое, духовно богатое поколение подрастающей молодежи. Такое формирование начинает...
Парциальная программа по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Цель программы: создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формирование норм финансово-грамотного поведения, а также подготовка к...
Дополнительная общеразвивающая программа по формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Экономь-ка»
Условия современной жизни диктуют необходимость формирования основ финансовой грамотности ещё в дошкольном возрасте. Как правило, ребенок не умеет рационально пользоваться деньгами.Дети сталкиваются с...
Квест - игра «Умники и умницы» по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) группа «Подсолнушек»
Формирование основ финансовой грамотности у детей старшей группы через игровую деятельность....
Формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры.
Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности....
Конспект занятия по теме: «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта» по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) группа «Подсолнушек»
Формирование знаний дошкольников о финансовой грамотности....
Конспект занятия по теме: «Путешествие в страну взрослых дел» по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) группа «Подсолнушек»
Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста....