Педагогический опыт по теме "Формирование предпрсылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка по основам финансовой грамотности

Татьяна Ивановна Попова

Педагогический опыт воспитателя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt_vospitatelya.docx1019.21 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 

«ДЕТСКИЙ САД № 20»

ЕМАНЖЕЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Педагогический опыт

по теме

«Формирование предпосылок финансовой грамотности

у детей старшего дошкольного возраста»

Попова Татьяна Ивановна

воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ «д/с № 20»

г. Еманжелинск, 2025г.

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………..……………………...……….3

I. Теоретические основы формирования предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста……………………………………….7

  1.  Анализ проблемы формирования предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста в литературе................................................................................................................7
  2. Особенности формирования предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников.........................................................................................10
  3. Роль семьи в формировании предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста…………………………………………………………...13

II. Опытно-поисковая работа по проблеме формирования предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста…………….18

2.1. Организация работы по формированию предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста…………………………..18

2.2. Реализация педагогических условий по формированию предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста…………….21

2.3. Анализ результатов работы по формированию предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста…………………………..28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….34

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….38

 «Наряду с землёй, водой, воздухом и огнём — деньги суть пятая стихия, с которой человеку чаще всего приходится считаться».
IMG_256Иосиф Бродский

ВВЕДЕНИЕ

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Еще одним важный урок о деньгах, который стоит получить в дошкольном возрасте – это умение различать эмоциональные и товарно-денежные отношения.

Не стоит пренебрегать финансовым обучением Вашего ребенка, так как это может определить его будущее. И если Вы не отнесетесь к этому со всей серьезностью, плоды придется пожинать не только ему, но и Вам. У многих воспитание заканчивается фразой: «Деньги на деревьях не растут» или «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда». Финансовое воспитание подразумевает под собой не просто разговоры, но и реальные действия. Дети не способны понять все из разговоров. Им нужно прочувствовать все в действии, иначе результата не будет.

Актуальность опытной работы. Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, ухудшает ресурсную базу финансовых организаций, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ и образовательных материалов для всех слоев населения (в первую очередь для школьников и студентов), недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности. 

В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков. 

Идея опыта  заключается в том, что формирование предпосылок финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает новые знания в этой области и первоначальные умения применения их в жизни, возникает здоровый интерес к деньгам.

Значимость проблемы. Внедрение в образовательный процесс экономического воспитания позволяет осуществлять тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, способствует становлению ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте. Работа предполагает комплексный подход к развитию личности дошкольника, предусматривая тесную связь этического, трудового и экономического воспитания. Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

В связи с этим нас заинтересовала проблема: можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании предпосылок финансовой грамотности.

Актуальность и значимость данной проблемы обусловили выбор темы опыта: «Формирование предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста».

Цель педагогической работы: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач: 1) расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей; 2) развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей; 3) развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры; 4) воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.

Объект исследования: познавательное развитие детей дошкольного возраста.        

Предмет исследования: процесс формирования предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: процесс формирования предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если применить следующие педагогические условия:

– наполнить развивающую предметно-пространственную среду по финансовой грамотности детей специальными дидактическими материалами;

– организовать систему взаимодействия специалистов ДОО с родителями воспитанников с целью повышения их педагогической компетентности в вопросах социально-коммуникативного развития детей;

– разработать методические рекомендации для педагогов и родителей для совместного использования в образовательном процессе ДОО.

Новизна опыта состоит в использовании блочной системы способствующей формированию финансовой грамотности у дошкольников. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Выбор темы объясняется необходимостью повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении. Острой потребностью воспитывать дошкольников полноценно развитой личностью, гармонично сочетающей в себе интеллектуальные и нравственные качества.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности. Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.  

Практические методы работы предполагают выполнение разнообразных практических действий с дидактическим материалом. В ходе упражнений ребенок выполняет практические и умственные действия. В практические упражнения, как правило, всегда включаются игровые элементы. При формировании экономических знаний упражнения используются для закрепления знаний о назначении цены, подсчете доходов и расходов, составлении бюджета, подсчете прибыли и убытков сказочных героев в игровых ситуациях.

Адресность опыта. Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям, учителям начальных классов, студентам педагогических колледжей.

Данную работу может провести любой заинтересованный воспитатель дошкольного учреждения, педагог дополнительного образования, учитель. Многие рекомендации могут использовать также родители и другие участники образовательного процесса.

Организация данной работы трудоемка при отсутствии художественных материалов, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека, видеотека, мольберты.

Трудности при применении данного опыта могут заключаться в:

-планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

-подборе оборудования и материалов;

-применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;

-разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Анализ проблемы формирования предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста в литературе

Прежде чем рассмотреть проблему формирования предпосылок финансовой грамотности дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации необходимо проанализировать литературу.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, [1, ч. 1, ст. 44] говорит о том, что родители (законные представители) обладают преимущественным правом на обучение и воспитание детей, а также обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Для активного включения родителей (законных представителей) в педагогический процесс, необходимо выявить уровень информированности, сформированности знаний по данному вопросу, а также отношение и мотивацию к включению в процесс формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

Формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в дошкольных учреждениях посвящены работы А.Д. Шатовой [2], Л.Н. Галкиной [3], Е.Е. Паршиной [4], И.М. Бухаловой [4] и др.

Делятся практическими приемами, используемыми в организации экономического образования детей дошкольного возраста, в том числе опытом по разработке и реализации программ формирования предпосылок финансовой грамотности у детей Л.В. Вараксина [5], О.В. Шайбакова [5], В.А. Жданова [6], Е.А. Богачкова [7], С.А. Поддубная [7], Е.А. Сидякина [8] и др.

И.Б. Бичева обращает внимание на то, что для достижения достаточного уровня финансовой грамотности населения необходимо создание системы финансового образования граждан, становление которой должно начинаться еще в период их дошкольного детства и протекать в семье, как наиболее сенситивного этапа развития и социализации личности [9, с. 26].

Т.И. Горная рассматривает семью как реальную экономическую академию, в которой живет ребенок, где он постоянно включается в реальные жизненные ситуации: сталкивается с настоящими деньгами, рекламой, посещает с родителями магазины, участвует в процессах купли-продажи, поэтому экономическое воспитание детей невозможно без участия родителей, их заинтересованности [10, с. 128].

А.Д. Шатова обращает внимание на взаимозависимость между многообразием типов семей и их разнообразными возможностями в становлении экономической социализации личности детей [11, с. 19].

Педагоги выделяют различные способы взаимодействия с родителями при организации экономического образования дошкольников.

Так В.Н. Гнездилова акцентирует внимание на том, что эффективность работы родителей с детьми старшего дошкольного возраста — это личный экономический опыт (воспитывающие ситуации) и предметный разговор с детьми о деньгах, ценностях и мечтах, а также обсуждение сказочных образов, вымышленных персонажей, которые диктуют стратегию поведения детей [12, с. 113].

Т.А. Зиновьева отмечает, что для реализации программы развития финансовой грамотности в подготовительной группе педагогами совместно с родителями организуется развивающая предметно-пространственная среда [13, с. 3].

Т.Г. Ханова, Н.В. Белинова, А.А. Колосова перечисляет формы совместной работы педагогов с родителями по формированию финансовой грамотности дошкольников: родительские собрания; информационные буклеты и памятки; выставки совместных поделок; викторины, досуги, конкурсы; изготовление игр и игровых атрибутов экономической направленности [14].

Развитие социальных качеств включает в себя развитие экономической культуры детей дошкольного возраста. Экономическая культура личности детей характеризуется первичным представлением об экономических понятиях и их составляющих.

Если представить финансовую грамотность как совокупность представлений, формируемых у детей, то в каждом, определенном в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155), направлении развития и образования детей: художественно-эстетическом, социально-коммуникативном, познавательном, речевом, физическом развитии, рассматриваются вопросы, связанные с формированием основ финансовой грамотности дошкольников через непосредственно образовательную деятельность и совместные виды деятельности. Данные вопросы рассматриваются при раскрытии таких тем, как, например: профессии, моя малая родина, счет и состав числа, много и один и т. д.

Разработав перспективное тематическое планирование по формированию финансовой грамотности детей, открывается возможность сделать процесс формирования финансовой грамотности целенаправленным и непрерывным. Включая в план по формированию финансовой грамотности семьи воспитанников, создаются условия для применения полученных детьми представлений, знаний, умений в жизненных практиках, что сделает процесс еще более эффективным.

Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста обогащает их социальный опыт и готовит выйти на новый этап с соблюдением преемственности между уровнями общего образования: от дошкольного образования к начальному общему образованию, где у детей согласно федеральному государственному стандарту начального общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г.) формируются «использование начальных математических знаний при решении учебных и практических задач и в повседневных ситуациях для описания и объяснения окружающих предметов, процессов и явлений, оценки их количественных и пространственных отношений, в том числе в сфере личных и семейных финансов», знания «о небезопасности разглашения личной и финансовой информации при общении с людьми вне семьи, в сети Интернет», опыт «соблюдения правил безопасного поведения при использовании личных финансов». Сформированные предпосылки финансово грамотного поведения являются фундаментальным навыком для участия в жизни современного общества: своих сверстников, взрослых. Экономическое образование, частью которого являются финансовая грамотность, является воспитательным инструментом первостепенной важности, который позволяет ценить решения и последствия своего поведения и поведения других людей по различным вопросам.

Таким образом, можно говорить о готовности как детей, так и самой образовательной системы к внедрению целенаправленного процесса по формированию предпосылок финансово грамотного поведения дошкольников.

Всё выше сказанное, свидетельствует, что начинать работу необходимо и с родителями (законными представителями) ребенка, выстроив четкий тематический план и выбрав методы взаимодействия. Это и определило необходимость изучения мнения взрослых о необходимости формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

1.2. Особенности формирования предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников

В современных условиях расширения использования финансовых услуг, усложнения и появления новых, трудных для понимания финансовых инструментов, вопросы финансовой грамотности населения стали чрезвычайно актуальными для большинства стран мира. Обеспечение личной финансовой безопасности становится важным фактором экономического благополучия людей.

Международная практика свидетельствует о том, что в современных условиях необходимы серьезные и целенаправленные преобразования в сфере повышения финансовой грамотности населения. Инициатором данных преобразований выступает государство через утверждение Национальной стратегии повышения финансовой грамотности населения и привлечения к ее реализации государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, финансовых организаций, общественных и частных организаций и других заинтересованных сторон.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности. Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения. Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами.

Важной составляющей финансово грамотного поведения является способность гражданина осуществлять долгосрочное планирование личных финансов (финансов домохозяйства) на всех этапах жизненного цикла.

В процессе формирования финансовой грамотности в дошкольном возрасте дети знакомятся с основными понятиями о финансах, приобретают необходимые представления о деньгах. Работа в этом направлении должна начинаться с раскрытия функции денег на понятном и доступном языке для ребенка дошкольника. Дети должны знать, что деньги – это эквивалент труда, их родители трудятся на работе, чтобы получить заработную плату, и на эти средства живет семья в течение месяца. Дети старшего дошкольного возраста вполне могут понять, что такое семейный бюджет и на что он тратится. Говоря о семейном бюджете, не этично заострять внимание на таких понятиях, как «богатый» или «бедный», в процессе взросления у детей постепенно формируются понятия о разных финансовых возможностях людей. И напротив важно акцентировать внимание ребенка на том, что необходимо для существования семьи, а что является лишь желаемым и без чего можно обойтись. Например, придя в магазин, необходимо рассказать ребенку, что такие товары, как хлеб, молоко и т. д. – это необходимые продукты питания, а конфеты, мороженое – это желаемые.

Часто родители поощряют ребенка за какие-либо достижения с помощью денег, в результате у ребенка формируется потребительское отношение к взрослым. С социально-психологической точки зрения – это неверно, ведь ребенок должен понимать, что он посещает детский сад или школу для собственного развития, получения знаний, а выполняя какие-либо обязанности по дому он оказывает посильную помощь взрослым в ведении хозяйства. Но в то же время полезно ребенку давать карманные деньги, которые он может потратить по своему усмотрению, и ребенок должен знать, что эти средства принадлежат только ему.

В рамках дошкольного образовательного учреждения решаются следующие задачи, которые позволяют формировать финансовые представления у детей дошкольного возраста: это создание условий для формирования элементарных экономических представлений и развитие интереса детей к аспектам финансовой грамотности и использованию этих знаний в жизни, например, правильно относиться к деньгам, как к предмету жизненной необходимости (копить, тратить, вкладывать, управлять своим поведением, понимая разницу между «надо» и «хочу», познакомить с такими понятиями как «бережливость», «трудолюбие» и т. д.).

Работа в данном направлении в дошкольном образовательном учреждении заключается не в организации какого-либо специального обучения, а в использовании различных видов деятельности детей, наполненных экономическим содержанием. Ведущую роль в формировании финансовой грамотности в дошкольном возрасте играет игровая деятельность детей. Через игру ребенок без труда осваивает мир социальной действительности и приобщается к миру финансов.

В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: купля и продажа товаров, производство и реализация готовой продукции, финансовые сделки, банковские операции. Умело организованная экономическая игра содействует формированию познавательной активности, развитию деловых качеств дошкольников. Потому что, интересная игра даже ленивого сделает трудолюбивым, неумелого – умельцем. Коллективная познавательная деятельность способствует раскрытию творческого потенциала детей и самореализации их как личности. В процессе дидактических игр «Хорошо – плохо», «Конфетки и монетки», «Узнай профессию по трудовым действиям», «Кто что производит», «Можно – нельзя», «Где что можно купить» дети осваивают и закрепляют представления об экономических явлениях, понятиях, приобретают новые экономические умения и навыки. Дети дошкольного возраста, производя разные действия, учатся использовать их в различных условиях, с разнообразными объектами, что увеличивает прочность и осмысленность формирования и закрепления экономических представлений. Игра-путешествие – это коллективное творческое дело, участники которого делятся друг с другом своими знаниями, впечатлениями, предложениями. Например, в игре «Путешествие в мир профессий» мною были организованы в наблюдения за трудом людей разного рода профессий в детском саду, чтобы дети самостоятельно смогли убедиться, за что именно работники получают заработную плату. Настольно – печатные игры это своеобразная «школа жизни» в миниатюре. Здесь ребенок управляет финансами, инвестирует, строит стратегии и банкротится – без урона для кошелька.

Таким образом, можно отметить, что создание необходимых условий и правильно организованная игровая деятельность положительно воздействует на становление финансовой грамотности дошкольников. Эта деятельность способствует развитию познавательной активности и коммуникативных навыков дошкольников. Также дети знакомятся с людьми различных профессий, начинают бережнее относиться к вещам, творчески решают игровые задачи, учатся сотрудничать друг с другом. Раннее финансовое воспитание является основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя финансовое воспитание детей дошкольного возраста, мы решаем задачи всестороннего развития личности.

В этот период вместо сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми детей дошкольного возраста и занимают значительное место в их жизни. Нами выделены особенности формирования основ финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте: возрастает потребность в общении со сверстниками, в игре детям необходимо взаимодействовать друг с другом и выстраивать систему взаимоотношений; дети учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это важно учитывать при организации игровой деятельности дошкольников с целью формирования основ финансовой грамотности.

1.3. Роль семьи в формировании предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста

Одна из задач Федерального государственного стандарта дошкольного образования направлена на решение формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте необходимо быть финансово грамотным. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.

Финансовая грамотность в дошкольном возрасте предполагает воспитание у ребенка бережливости, деловитости, трудолюбия, здоровой оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения. Финансовая грамотность – важнейшее условие финансового благополучия.

Развитие социальных качеств включает в себя развитие экономической культуры детей дошкольного возраста. Экономическая культура личности детей характеризуется первичным представлением об экономических понятиях и их составляющих.

В этих условиях для ДОУ актуальным становится реализация программ, направленных на развитие предпосылок к финансовой грамотности дошкольников.

Именно поэтому работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, без их заинтересованности, понимания важности проблемы. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Только объединение двух форм экономического воспитания: дома и в детском саду, двух аспектов поведения детей – условного и реального, может дать хороший результат в области их экономического воспитания.

При создании планирования работы по взаимодействию детского сада с семьями воспитанников по данному направлению, были поставлены следующие задачи:

1.        Способствовать стимулированию мотивации родительской активности.

2.        Способствовать формированию у родителей практических навыков через активные формы взаимодействия.

3.        Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов.

4.        Организовать совместную деятельность по созданию условий для становления финансовой грамотности ребенка.

Организуя работу по взаимодействию с семьями воспитанников, ставим перед ними цель познакомить ребенка с финансовой стороной жизни семьи:

- кто и как зарабатывает деньги в семье,

- как формируется семейный бюджет,

-как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое,

- как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок,

- как научиться экономить деньги.

Тесный контакт между семьей и педагогами помогает выработать общий подход, а также обеспечить большую логичность и последовательность в изучении основ финансовой грамотности, обучении и развитии самого ребенка.

Перед началом работы по взаимодействию с родителями по данному направлению, были разработаны анкеты.  Главная их задача:

- определить уровень финансовой грамотности обучающихся и их родителей – провести анализ результатов анкетирования с целью подготовки мероприятий по выявленным проблемам;

- показать обучающимся значимость финансовой грамотности;

- развивать умение распоряжаться личными финансами.  

Родители с большим удовольствием приняли участие в анкетировании. По его результатам выявлено, что большинство из них с пониманием отнеслись к предложенной теме, отмечая свою заинтересованность в освоении старшими дошкольниками основ финансовой грамотности, в полной мере понимает, что предстоит осваивать их детям.  

В работе с семьями воспитанников были использованы следующие формы работы:

- родительские собрания

- мастер – классы

- информационное взаимодействие

- досуги

- родительские посиделки

Работа с родителями начиналась с родительского собрания, на котором раскрыли идею программы экономического воспитания детей: цель, задачи, содержание. Показали необходимость работы по данной проблеме, рассказали о том, что мы вкладываем в понятие «экономика», экономическое воспитание, труд, реклама, деньги; базисные качества экономической деятельности – бережливость, экономность, рациональность.

Рассказали родителям, что при проведении занятий по ознакомлению детей с разными профессиями, с трудом людей, значение труда можно объяснить только при условии их непосредственного участия и помощи. Дети должны знать, как называются профессии их родителей, содержание их деятельности, каков продукт их труда и, наконец, почему все люди трудятся.

Важнейшим направлением взаимодействия воспитателя и родителей является воспитание уважительного отношения к любому труду, к людям любой профессии.

На мастер-классе показали, как можно познакомить детей с выбором будущей профессии. Первоначальные представления о труде взрослых помогают детям узнать о том, что все они работают, о некоторых сторонах их профессиональной деятельности.

В процессе организации образовательной деятельности по формированию у дошкольников основ финансовой грамотности мы старались обеспечить педагогическую поддержку семьи. А именно: организовали совместную деятельность, направленную на развитие у родителей уверенности в успешности воспитательной деятельности. Это реализовалось через:

- информационные формы взаимодействия: памятки, стендовая информация, буклеты, консультации и рекомендации («Зачем ребенку нужна финансовая грамотность?», «Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста», «Дети и финансы» и др.).

- досуговые формы: «Как накопить на мечту», выставку «Моя копилка лучше всех!» где дети с большим удовольствием приняли участие. Копилки принесли на выставку разнообразные, через них воспитывается бережливость по отношению к бюджету семьи.

Так же проводятся родительские посиделки на тему «Формирование финансовой культуры дошкольника как залог грамотно развивающейся личности», где обсуждаются такие вопросы как «Нужно ли детям знать о деньгах и как они появляются в семье?», «Надо или нет знакомить детей с понятием «бюджет»?»; проводилась игра «Между «надо» и «хочу» для повышения педагогической компетентности в вопросах формирования финансовой культуры и умения разделять реальные потребности и свои желания; беседы «Нужно ли баловать ребенка», «Для чего ребенку карманные деньги» для привлечения внимания родителей к необходимости воспитания разумного отношения к проблеме денежных отношений; выявление и согласование различных точек зрения родителей по вопросу воспитания детей; «Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей» с целью формирования основ финансовой грамотности у дошкольников через взаимодействие с семьёй посредством игры «Шоппинг с семьей»

Какие же еще активности помогут ребенку освоить азы финансовой грамотности? Полное ограждение ребенка от финансовых вопросов – конечно, совершенно неэффективная стратегия воспитания. Вместо этого необходимо включать активность, связанную с деньгами в жизнь дошкольника, ведь подобные занятия положительно влияют на все сферы развития ребенка.

Родителям можно предложить поиграть с детьми дома в такие игры, как: «Игры с монетами», «Найди лишнее», «Поиск закономерностей», «Найди одинаковые монеты», «Что изменилось?» и т.д. Подобные игры прекрасно развивают мелкую моторику, внимание, память, мышление и речь ребенка, а правила игр знакомы любому родителю. Например, для игры «Найди одинаковые монеты» нужно разложить на столе несколько монет различного номинала. Пусть будет несколько двухрублевых, рублевых монет, пятирублевых, пара десяток и по одной монете номиналом 50 и 10 копеек. После чего попросите ребенка найти одинаковые монеты, уточните, на какие признаки опирался ребенок при сортировке монет: цвет, размер, элементы дизайна.                          

Также можно предложить поиграть в семейную игру «Монополия», которая нравится не только детям, но и взрослые с удовольствием вовлекаются в нее. Эта игра прекрасно формирует у ребенка навык экономического мышления и рационального использования ресурсов. Способствует формированию четкому представлению детей, что для достижения поставленной им цели необходимо продумать тактику своего поведения. В ходе игры ребенок узнает, что такое вливание собственных средств, долги и кредиты, как работает система денег и какую пользу можно получить, обращаясь с ними грамотно. Пусть это всего лишь игра, но игра с проекцией на взрослую жизнь.

Предложить родителям совместное посещение с детьми магазинов – это еще один путь приобщения дошкольников к семейной экономике. Оставить ребенка дома одного – нельзя и небезопасно, поэтому целесообразно готовить ребенка к предстоящим посещениям магазинов. Например, мама предлагает вместе составить список предстоящих покупок, выделить возможную сумму на какую-то покупку ребенку обещает ему, если он будет терпеливым, тогда на обратном пути «мы погуляем в сквере, ты покачаешься на качелях, я посижу и посмотрю, как быстро ты научился лазать по лестнице» и т. д.

Таким образом, совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию дошкольников. Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны действовать «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРОМАТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Организация работы по формированию предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Работа по формированию предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста велась на базе МБДОУ «д/с № 20».

За основу нами была взята авторская программа А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» [15].  Организация учебно-воспитательного процесса основывалась на использовании блоков по ознакомлению детей с азами экономики.

  1. Блок «Труд и продукт (товар)»
  2. Блок «Деньги и цена (стоимость)»
  3. Блок «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»
  4. Блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту».

Нашу работу по формированию предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста мы разделили на несколько этапов:

1) Подготовительный – обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированности знаний.

2) Организационный –  

- определение содержания и объема работы;

- изучение и анализ литературы, интернет - ресурсов;

-  подбор программно-методического обеспечения и демонстрационного материала;

- создание предметно-развивающей среды;

-  разработка перспективного плана работы.

3) Основной – апробация опыта работы по формированию предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

4) Заключительный – подведение итогов и заключение результатов работы по формированию предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Внедрение в образовательный процесс работы по формированию предпосылок финансовой грамотности позволяет осуществлять тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, способствует становлению ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте.

Обозначив педагогические условия для успешного формирования предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, нами была выделена цель опытно-поисковой работы, которая заключается в проверке эффективности выдвинутых нами педагогических условий, направленных на повышение качества исследуемой проблемы.

Задачами нашей опытно-поисковой работы являются:

1) Создать условия для формирования предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста;

2) Разработать систему мероприятий по оптимизации процесса формирования предпосылок финансовой грамотности дошкольников;

3) Привлечь родителей к сотрудничеству по формированию предпосылок финансовой грамотности детей;

4) Проследить динамику и обобщить полученные результаты.

На первом, подготовительном, этапе нами была проведена диагностика сформированности предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, которая проводилось на основании выделенных в учебном пособии Смоленцевой А. А. «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» [16, с. 16] уровней развития (приложение 1)

Результаты диагностики представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Результаты диагностики начального уровня формирования предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста  

Критерий

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1.

Выбери, что тебе больше нравится

15%

35%

50%

2.

Выбери верное предложение

20%

35%

45%

3.

Найди лишнее

15%

30%

55%

4.

Расскажи, что случилось

25%

35%

40%

5

Продолжи предложение

25%

35%

40%

Количественная характеристика результатов начального уровня семейно-ориентированного сопровождения речевого развития детей старшего дошкольного возраста:

высокий уровень – 20%

средний уровень – 34%

низкий уровень – 46%

Представим данные диагностики на рисунке 1.

   

       

Рисунок 1 – Результаты диагностики начального уровня семейно-ориентированного сопровождения речевого развития детей старшего дошкольного возраста

После диагностики детей мы провели опрос родителей (анкетирование) «Наш семейный бюджет» (Приложение 2) с целью повышение активности и интереса родителей к формированию у детей предпосылок финансовой грамотности.

Проведенное анкетирование среди родителей показало, что большинство 75% считают необходимым внедрять в педагогический процесс экономическое воспитание, 12% считают эту тему не интересной, для детей, 13% не задумывались об этом. Действительно многие родители понимают, насколько важно приобщить ребенка к экономике, ведь это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе. Дополнительно было принято решение провести для родителей консультацию «Финансовая грамотность дошкольников». Это позволило родителям повысить уровень знаний об использовании экономических представлений в условиях детского сада, реализовать полученный детьми практический опыт в кругу семьи. Включение в педагогический процесс системы работы по формированию экономических представлений поможет родителям осознать, что взаимное влияние семьи и детского сада необходимое условие для полной реализации возможности ребенка.

Таким образом, на начальном этапе наблюдения уровень семейно-ориентированного сопровождения речевого развития оказался невысоким, что доказывает необходимость специально организованной работы по реализации избранных нами педагогических условий.

2.2. Реализация педагогических условий по формированию предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Результаты диагностики начального уровня сформированности предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста послужили основой разработки формирующего этапа работы.

Таким образом, для проверки гипотезы исследования и решения поставленных задач исследования, нами были реализованы следующие выделенные педагогические условия формирования предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста:

– наполнить развивающую предметно-пространственную среду по финансовой грамотности детей специальными дидактическими материалами;

– организовать систему взаимодействия специалистов ДОО с родителями воспитанников с целью повышения их педагогической компетентности в вопросах социально-коммуникативного развития детей;

– разработать методические рекомендации для педагогов и родителей для совместного использования в образовательном процессе ДОО.

Реализацию выделенных нами педагогический условий мы начали с анализа развивающей предметно-пространственной среды на предмет её наполненности дидактическими и игровыми материалами по формированию предпосылок финансовой грамотности.

Для того чтобы дети всегда могли найти себе игру и занятие по душе, а экономическое развитие у них было всесторонним, в группе мы определили центры организации определённого вида игровой деятельности и выделили из них те, которые играют особую роль в формировании предпосылок финансовой грамотности.

Так как именно в этом возрасте у детей происходит выбор дальнейшей профессии, в группе была создана игровая площадка «Кем я хочу стать», содержащая привлекательный для детей дидактический материал и некоторые предметы разных профессий. Там же имеется альбом с фотографиями различных творческих профессий, в данной тематике создан лепбук.

Сюжетно-ролевая игра имеет огромное значение в развитии дошкольников, так как проигрывая всевозможные образцы различных жизненных обстоятельств у детей развивается естественная потребность в инициативе. Поэтому нами были выделены центры для сюжетно-ролевых игр: дом-семья, парикмахерская, магазин, больница и др. Так же был создан центр для сюжетно-ролевой игры «Банк».

Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Деятельность ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог-воспитанник, воспитанники-родители. В своей работе мы использовали следующие методы и приемы.

Схема педагог-воспитанник включает в себя: комплексно-тематические занятия, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения – все вместе взрослые и дети решают познавательные, практические, игровые задачи. Экскурсии с целью знакомства с людьми разных профессий. Проводятся беседы, с целью выявления насколько дети усвоили материал.

Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду.

Логические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Решение логических задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы.

        Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т.д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.

        Схема воспитанники-родители включает в себя: анкетирование с целью выявления проблемы; проведение консультаций по ознакомлению родителей с необходимостью воспитывать у детей экономическое начало; проведение родительских собраний для выявления трудностей в усвоении детьми или родителями экономических знаний; проведение совместных праздников и развлечений повышающих  интерес, доставляющих радость, оживляющих путь познания сложных экономических явлений.

Нашу работу мы строили по следующим принципам:

  • от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых      занятий к сложным;
  • принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
  • принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников через внедрение блочной системы взаимодействия между детьми, их родителями и педагогами в ДОУ.

Так как наша работа базировалась на основе авторской программы А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» [15], то и за основу были взяты блоки по ознакомлению детей с азами экономики, описанный в данной программе.

Знакомство детей с блоками проходило поэтапно. Занятия по формированию предпосылок финансовой грамотности проводились во вторую половину дня.

Данная программа реализуется по нескольким направлениям. Одно из её преимуществ – игровая составляющая. Знакомство детей с финансовой азбукой проходит в игровой форме. Занятия в детском саду по экономике проводятся в различных формах:

- занятия-соревнования,

- занятия-путешествия,

- занятия-экскурсии,

- занятия-викторины и т. д.

Занятия по данной программе включают:

1.        Ознакомление детей с денежными единицами разных стран.

2.        Подготовка и проведение экскурсий в магазины и виртуальный банк.

3.        Проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации: «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион».

4.        Организация настольных игр (Денежный поток, Монополия).

5.        Организация развивающих игр («Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому что нужно для работы», игры по продвижению продукта).

6.        Решение арифметических задач, кроссвордов.

Занятия по программе строятся на основе художественной литературы. Овладеть экономическим понятиями детям помогают использование сказок экономического содержания в игровой деятельности и на занятиях. Предлагаются следующие произведения: Липсиц Игорь Владимирович «Удивительные приключения в стране «Экономика»; Попова Татьяна Львовна, Меньшикова Ольга Ивановна «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях»; Успенский Эдуард «Бизнес Крокодила Гены»; Котюсова Ирина Михайловна, Лукьянова Раиса Сергеевна «Экономика в сказках и играх: Пособие для воспитателей».

Для закрепления сложных экономических понятий можно использовать сказочных персонажей. Например, «поселить» в группе игрушечного мальчика Эконома. Лучшему пониманию материала поможет экономический уголок в группе с экономической картой для путешествий, дидактическими материалами.

На первых ступенях работы блока «Труд и продукт» дети получают знания и представления о том, что любой труд – это хорошо, сидеть без дела – плохо. На протяжении всей жизни необходимо трудиться. Результатом трудовой деятельности может быть, как достижение поставленной цели (например, овладеть мастерством катания на коньках, лыжах, смастерить хороший подарок близкому человеку, починить сломанную вещь и др.), так и товар или услуга.

2 блок: «Деньги. Цена»

Задачами блока являются: уточнение и формирование представлений детей о деньгах, воспитание правильного отношения к деньгам как к предмету жизненной необходимости (деньги как средство удовлетворения основных жизненных потребностей, как средство купли-продажи).

 Основной идеей является то, что человек в современном мире не может сам производить все, что нужно для его жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров и услуг. Обмен товарами и услугами – путь удовлетворения экономических потребностей.

Игры «Доходы семьи Экономистов», «Доходы семьи крокодила Гены», «Какие бывают расходы» знакомят детей с понятиями: бюджет, доход, расход. Из чего складывается семейный бюджет.  Решая проблемные ситуации «Богатство Буратино», «Подарки друзьям», «Заработанные деньги», дети узнают, что труд должен оплачиваться по результатам, что в разных странах разные деньги. Игра-занятие «Дом, в котором «живут» деньги?» знакомит детей с понятием «банк». Почему это удобно и выгодно, когда деньги хранят в сбербанке.

1. Деньги

Придумывание с детьми денег, их названия, формы. Проведение конкурса на лучшее изображение денег. Использование придуманных денег в играх по обмену. Проведение беседы о функции и значении денег.

2. Цена.

Для продажи и покупки в игровой форме дети изучают спрос и предложение, принимают «заказы» на товары и услуги. Включение в работу занятий по математике (простейшие подсчеты: хватит ли, больше – меньше), рисованию и аппликации (изготовление «денег», вывесок и др.), конструированию.

Необходимо подвести детей к тому, что любой товар имеет свою цену. Одни товары – дорогие, другие стоят меньше (дешевле). Это дети узнают при проведении ситуативных игр «Семья», «Магазин», «Маленькие покупки», во время которых они производят и покупают товары и услуги, устанавливают цены на них, пользуются «деньгами». Например: во время игры в магазин дети учатся называть цену товара, узнают, что при помощи денег устанавливается, какая вещь дороже, какая дешевле. Деньгами выражается цена вещей, т.е. их стоимость.

Развитие представлений: о спросе и предложении и их влиянии на величину цены; об установлении цены; об обмене товарами и услугами.

Проведение беседы о деньгах и о денежных единицах разных стран.

3 блок «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»

Важно объяснить детям, что купить все не только нереально (не хватит ни зарплаты, ни накоплений), но и не нужно; научить отличать реальные потребности от навязанных. Реклама: что такое реклама, зачем она нужна, в какой форме существует (текст, картинка, звукозапись, видеоролик и т. п.), где она размещается (в общественных местах, в печати, на радио, телевидении, на досках объявлений, в Интернете, раздается на улицах и т. д.).

1 этап: беседы о рекламе, запомнившейся детям. Реклама в повседневной жизни ребенка (мама «рекламирует» кашу: «Ешь, она такая вкусная!»; друг «рекламирует» новую игрушку: «У меня вот какая суперская игра в телефоне. Дам, так и быть, поиграть, а ты мне — три конфеты»; ребенок «рекламирует» себя: «Я лучше всех знаю ответ, спросите меня!»).

2 этап: сочиняем рекламу. Создание детьми собственной рекламы (в форме рисунков, разнообразных игр, в стихах, прозе и др.) на темы: «Если бы у меня было свое дело…», «Народные промыслы» и т. п.

Отсюда и название 4 блока «Полезные навыки и привычки в быту – это тоже экономика».

        В детском саду, дома нужно воспитывать у детей полезные привычки закреплять их повседневно: соблюдать чистоту и порядок, пользоваться бережно всем, что дают им для игр и труда, не тратить ничего зря. Примерами служит поведение взрослых в детском саду и дома. Например: уходя надолго из помещения или если светло днем в группе, надо всегда выключать свет. Выключать – значит, экономить.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что работа по формированию финансовой грамотности должна проводиться по разработанной блочной системе и осуществляться поэтапно:

  • Создание определенной предметно-развивающей среды.
  • Разработка перспективно-тематического плана.
  • Разработка конспектов тематических занятий к блокам.

Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей по экономическому воспитанию дошкольников. К ним относятся:

  • информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и дома;
  • участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы);
  • создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях;
  • организация семейных клубов в целях обеспечения сотрудничества детского сада с семьей.

Опыт показывает, что только совместная работа дошкольного

учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.

Работая с детьми по блочной системе, возможно, достичь цели: воспитание с детских лет разумного потребителя, умеющего ценить заботу взрослых, их труд, любую полезную деятельность. Это один из путей воспитания субъекта созидательной деятельности.

Для реализации второго условия нами было организованно взаимодействие с родителями.

В работе с родителями мы использовали такие формы взаимодействия как: тестирование, беседы специалистов ДОО, тематические консультации, организация информационного уголка для родителей, проведение группового собрания, создание буклетов (приложение 3).

Родители, принимающие активное участие в образовательном процессе дошкольных учреждений, их заинтересованность и повышение педагогического мастерства, являются центральным звеном в достижении    успеха в процессе образования.

Значимость воспитания в семье указывает на большой вес взаимоотношений семьи и дошкольного образовательного учреждения. В своей семье дети приобретают первоначальный опыт в понимании окружающего мира, обучаются воспринимать самого себя как равноправного участника окружающего его социума.

Реализуя третье условие, разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей для совместного использования в учебно-воспитательном процессе ДОО, мы разделили свою работу на несколько пунктов.

Первым пунктом стал выбор проблематики методических рекомендаций. Им явилась тема нашего опыта «Формирование предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста».

Вторым пунктом мы выбрали категорию участников образовательного процесса, для которых разрабатываются методические рекомендации. Ими стали родители детей нашей группы.

Третьим пунктом стал процесс подготовки к разработке методических рекомендаций. Мы изучили научную и методическую литературу и нормативно-правовые документы по выбранной нами проблематике; был составлен план работы; обработан и подготовлен фактический материал для методических разработок; подобраны наиболее яркие и характерные факты для обоснования приведённых рекомендаций.

Далее, в ходе написания методических рекомендаций, была сформулирована цель и описана основная содержательная часть наших рекомендаций. Последним шагом в разработке были сформулированы «Золотые правила развития речи», которые мы составили в виде советов.

Наши методические рекомендации мы разработали в виде буклетов и распространили их в конце родительского собрания.

Таким образом, нами была реализована практическая часть опытно-поисковой работы по формированию предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста. Контрольный этап эксперимента позволил проследить эффективность предложенных нами педагогических условий.  

Проведённая нами работа позволила разнообразить оснащение группы, которое побуждает детей проявлять инициативу и самостоятельность в различных видах детской деятельности, в том числе и в общении.

Свой опыт мы презентовали для коллег на педагогическом совете ДОО, для родителей на групповом собрании.

2.3. Анализ результатов работы по формированию предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Наблюдение за формированием нашего опыта проходило в течении пятнадцати рабочих дней. По истечении этого срока, с целью выявления эффективности формирования предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста была проведена контрольная диагностика. Она проводилась по той же методике, что и начальный уровень эксперимента.

 Результаты, позволяющие отследить динамику уровня сформированности предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Результаты контрольной диагностики формирования предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Критерий

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1.

Выбери, что тебе больше нравится

40%

40%

20%

2.

Выбери верное предложение

35%

50%

15%

3.

Найди лишнее

30%

45%

25%

4.

Расскажи, что случилось

35%

40%

25%

5

Продолжи предложение

30%

45%

25%

Количественная характеристика результатов контрольной диагностики семейно-ориентированного сопровождения речевого развития детей старшего дошкольного возраста: высокий уровень – 34%

                              средний уровень – 44%

                              низкий уровень – 22%

Представим данные контрольной диагностики в рисунке 2.

Рисунок 2 – Результаты контрольной диагностики формирования предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Представленные результаты свидетельствуют о положительной динамике сформированности экономического мышления наших детей. Так, если на начальном уровне нашего опыта доминировали низкий и средний уровни, то после проведённой нами работы процент детей с низким уровнем стал заметно ниже, а высокий уровень увеличился.

Сравнительный анализ диагностики начального уровня и контрольной диагностики сформированности предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста представлен в таблице 3.

Таблица 3 – Сравнительный анализ диагностики начального уровня и контрольной диагностики формирования предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Критерий

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Нач.

уровен

Контр.

диагнос

Нач.

уровен

Контр.

диагнос

Нач.

уровен

Контр.

диагнос

1.

Выбери, что тебе больше нравится

15%

40%

35%

40%

50%

20%

2.

Выбери верное предложение

20%

35%

35%

50%

45%

15%

3.

Найди лишнее

15%

30%

30%

45%

55%

25%

4.

Расскажи, что случилось

25%

35%

35%

40%

40%

25%

5

Продолжи предложение

25%

30%

35%

45%

40%

25%

Представим сравнительный анализ диагностики начального уровня и контрольной диагностики формирования предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста представлен в рисунке 3.

Рисунок 3 – Сравнительный анализ диагностики начального уровня и контрольной диагностики семейно-ориентированного сопровождения речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Таким образом, сравнивая результаты диагностики начального уровня и контрольной диагностики, можно сделать вывод, что уровень сформированности предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста может быть повышен, если реализовать комплекс педагогических условий, составленный в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе реализации нашего опыта по формированию предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста нами были реализованы следующие условия: развивающая предметно-пространственная среда была наполнена дидактическим и игровым материалом по финансовой грамотности детей, был создан центр для сюжетно-ролевой игры «Банк»; организована система взаимодействия специалистов ДОО с родителями воспитанников с целью повышения их педагогической компетентности в вопросах социально-коммуникативного развития детей; разработаны методические рекомендации для педагогов и родителей для совместного использования в образовательном процессе ДОО.

Анализ итоговой диагностики показал, что имеет место динамика в экономическом развитии детей, воспитанники в самостоятельной деятельности на практике применяют знания, полученные ими во время занятий и игр.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: что создание условий и практическая деятельность положительно воздействуют на формирование предпосылок финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.

        Формирование предпосылок финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств.

Таким образом, использование блочной системы по формированию экономического мышления на определенном этапе обучения, позволяет развить интеллект, расширить кругозор ребенка, поможет его нравственному становлению.

Изучая проблему формирования финансовой грамотности дошкольников, я пришла к выводу, что проблема экономического воспитания находится в тесной взаимозависимости и взаимосвязи с нравственным воспитанием и развитием личности ребенка, чем меньше возраст, тем она теснее. С детства необходимо формировать у детей представления о вещах как результате труда людей, о личностных качествах труженика; способствовать накоплению практического опыта использования вещей и их функционального назначения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
  2. Шатова А.Д. Экономика и финансовая грамотность дошкольников: за и против / А.Д. Шатова // Язык и актуальные проблемы образования: Материалы Международной научно-практической конференции, Москва, 31 января 2018 года / Москва: Некоммерческое партнерство «Международная академия наук педагогического образования», 2018. — С. 286–291. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35262628 (дата обращения: 22.01.2025).
  3. Галкина Л.Н. Формирование экономических ценностей у детей дошкольного возраста / Л.Н. Галкина // Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2010. — № 2. — С. 120–125. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15119168 (дата обращения: 22.01.2025).
  4. Паршина Е.Е. Экономическое образование детей дошкольного возраста — требование времени / Е.Е. Паршина, И.М. Бухалова // Экономический потенциал студенчества в региональной экономике: материалы X межвузовской научно практической конференции, Ярославль, 09–11 ноября 2015 года. / Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2016. — С. 391–396. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29949456 (дата обращения: 22.01.2025).
  5. Вараксина Л.В. Экономическое воспитание как средство формирования предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста / Л.В. Вараксина, О.В. Шайбакова // Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы: сборник статей Международной научно практической конференции, Воронеж, 20 октября 2020 года. / Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2020. — С. 85–87. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44115201 (дата обращения: 22.01.2025).
  6. Жданова В.А. Экономическое воспитание дошкольников: «а у нас в Рязани и деньги с глазами — моргают, глядят, тратить разумно велят!» / В.А. Жданова // Региональная культура как компонент содержания непрерывного образования: Материалы второй Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, Липецк, 25 сентября 2020 года. / Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2020. — С. 152–157. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44543315 (дата обращения: 23.01.2025).
  7. Богачкова Е.А. Зачем экономика дошкольникам? / Е.А. Богачкова, С.А. Поддубная // Кубанская школа. — 2021. — № 1. — С. 96–99. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45155471 (дата обращения: 23.01.2025).
  8. Сидякина Е.А. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о деньгах как экономической категории / Е.А. Сидякина // Научное отражение. — 2017. — № 4(8). — С. 39–41. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30538823 (дата обращения: 23.01.2025).
  9. Бичева И.Б. Формирование элементарных экономических представлений у детей дошкольного возраста как научно-методическая проблема / И.Б. Бичева, А.В. Степаненкова // Проблемы и перспективы развития дошкольного и начального образования: Сборник статей по материалам Всероссийской научно практической конференции: в 2 томах, Нижний Новгород, 16 апреля 2019 года / Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», 2019. — С. 26–29. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37639018 (дата обращения: 23.01.2025).
  10.  Горная Т.И. Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста в семье / Т.И. Горная // Современные наукоемкие технологии. — 2016. — № 10–1. — С. 128–131. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27180886 (дата обращения: 23.01.2025).
  11.  Шатова А.Д. О некоторых актуальных направлениях экономического образования / А.Д. Шатова // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. — 2008. — № 1. — С. 15–21. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=14628651 (дата обращения: 24.01.2025).
  12.  Гнездилова В.Н. Роль семьи в формировании финансовой грамотности детей дошкольного возраста / В.Н. Гнездилова // Методика обучения и воспитания и практика 2017/2018 учебного года: Новосибирск: сборник материалов III Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 30 января 2018 года. / Новосибирск: Общество с ограниченной ответственностью «Центр развития научного сотрудничества», 2018. — С. 108–115 — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32541195 (дата обращения: 24.01.2025).
  13.  Зиновьева Т.А. Роль семьи в формировании финансовой грамотности у старших дошкольников / Т.А. Зиновьева // Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки: Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции, Тула, 19 ноября 2020 года. / Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда»», 2020. — С. 204–207 — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44396774 (дата обращения: 24.01.2025).
  14.  Ханова Т.Г. Особенности формирования финансово-экономической грамотности в дошкольном возрасте / Т.Г. Ханова, Н.В. Белинова, А.А. Колосова // Проблемы современного педагогического образования. — 2022. — № 74–3. — С. 270–273. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48308412 (дата обращения: 24.01.2025).
  15. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников: учеб.-метод. пособие / А. Д. Шатова. — Москва: Пед. о-во России, 2005. — 252, [1] с.: 20 cм.; ISBN 5-93134-275-3 (в обл.).
  16.  Парциальная программа МБДОУ детский сад «Сказка» «В гостях у экономики» по «Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста» Разработана на основе программы Смоленцевой Августы Алексеевны. Введение в мир экономики, или, как мы играем в экономику: Учеб.-метод. пособие / А. А. Смоленцева. - СПб.: Детство-Пресс, 2002 (АООТ Тип. Правда). - 167, [2] с.: ил.; 21 см.; ISBN 5-89814-105-7 (дата обращения 26.01.2025).

Приложение 1.

Педагогический мониторинг

С учётом того факта, что в раннем и дошкольном возрасте основные линии психического развития находятся в стадии становления и, как следствие, их показатели могут быть недостаточно устойчивы, зависимы от особенностей микросоциума, здоровья ребёнка, его эмоционального состояния на момент диагностики, мы предлагаем ввести наряду с устоявшейся уровневой градацией (высокий, средний, низкий, низший уровень), промежуточные уровни эффективности педагогических воздействий: средний/высокий, низкий/средний, что позволяет сделать выводы точнее.

Предлагаемая модель педагогического мониторинга предполагает, что на основе полученных мониторинговых данных будет скорректирован образовательный процесс, как в отношении конкретного ребёнка, так и в отношении группы детей в целом.

Мониторинговые показатели

Высокий уровень эффективности педагогических воздействий. Ребёнок проявляет ярко выраженное положительное эмоциональное отношение к заданиям экономического содержания; активно отвечает на вопросы, проявляет любознательность, задает вопросы экономического характера; без ошибок выполняет все задания; владеет операцией группирования; осуществляет выбор, ориентируясь на существенные признаки; использует в речи экономические термины. Максимально самостоятелен при выполнении заданий. Характер помощи взрослого связан с сосредоточением и удержанием внимания на заданиях: «Посмотри внимательно на рисунки», «Как еще можно?..»). Уверен в своих силах, способен к длительному сосредоточению. Проявляет настойчивость.

Средний уровень эффективности педагогических воздействий. Ребёнок проявляет интерес к большинству заданий; активно отвечает на вопросы, используя в речи экономические термины, но сам вопросов не задаёт; иногда допускает ошибки при группировании предметов, выделении существенных признаков, но исправляет их. Выполняет задания с незначительной помощью взрослого. Характер оказываемой ему помощи связан с нацеливанием внимания ребёнка на принцип решения задачи (например, вопросы, выделяющие основания классификации).

Низкий уровень эффективности педагогических воздействий. Не всегда уверен в своих силах, особенно при выполнении более сложных заданий. Затруднения преодолевает по побуждению воспитателя. Проявляет ситуативный интерес к заданиям. Пассивен, отвечает только на те вопросы, с которыми знаком по личному опыту, испытывает затруднения при выполнении заданий, группировке предметов, выборе предметов по существенным (экономическим) признакам, в использовании «экономической» терминологии. Низкий уровень самостоятельности. Слабая сосредоточенность, часто отвлекается. Преодолевает трудности при помощи взрослых. Характер помощи связан с прямым указанием на принцип решения.

Примерный перечень вопросов по выявлению у детей экономических знаний

Цель: определить интерес старших дошкольников к экономическим категориям и начальный уровень экономических знаний.

Вопросы

Содержание, методы и приёмы работы

1. Где можно взять предметы и продукты, которые нужны нам в жизни? Для чего нужны деньги?

Проблемная ситуация: «Бельчонок долго катался в лесу на лыжах и к вечеру у него заболело горло. Ему срочно понадобился мёд, молоко, лекарства. Г де их взять? Без чего эти товары не могут стать твоими.

2.Что такое семейный бюджет? Из чего он складывается?

Расскажи, кто в Вашей семье зарабатывает деньги. Из чего складывается семейный «бюджет»? Представь, когда ты вырастешь и пойдешь работать, что произойдёт с Вашим бюджетом.

3. Что такое банк? Для чего он нужен?

Шуточная игра со словами «банк» и «банка» (лексическое значение). Что объединяет эти два понятия? Когда человек может брать деньги из банка?

4.Что такое валюта?

Проблемная ситуация: Незнайка сообщает своим друзьям о поездке в другую страну, которая называется Германией.

- «Я возьму с собой 100 рублей, чтобы купить своим друзьям там подарки» Сможет ли Незнайка купить на рубли подарки для друзей? Почему?

5. Что такое товар?

Дидактическая игра: «Что и когда лучше продавать?» Дети заполняют магазины товарами в соответствии с сезоном. Например: панамки, сандалии, сарафан, бадминтон и т. п, - в «летний» магазин; шубу, шапки, валенки, варежки - в зимний. Материал: карточки с изображением магазина и окружающей его среды в разное время года; карточки с изображением сезонного товара.

6.Что такое цена?

Проблемная ситуация: «Цена товара» В лесной магазин привезли кондитерские изделия. Волк решил купить печенье к чаю. Цена печенья5 рублей. Волку показалось, что это очень дорого, и он начал торговаться с продавцом, Ежом. Изменит ли цену печенья продавец? Почему?

7.Что такое Бизнес?

Проблемная ситуация: «Бизнес и Шапокляк» Шапокляк выращивает яблоки. Летом она продаёт их по 2 рубля за килограмм, а зимой - по 5 рублей. Почему цена яблок меняется?

8. Как можно экономить дома и в детском саду.

Предложить набор карточек, из которых ребёнок должен выбрать те, которые нам помогут экономить дома и в детском саду; воду, свет, тепло и т. п. Карточки - кран, из которого капает вода, из которого не капает вода; лампочка, которая горит днём и которая не горит днём, комната, где игрушки прибраны и где раскиданы и сломаны и др.

Оценка уровня экономических знаний и представлений дошкольников

Цель: определить сформированность у дошкольников уровень основ экономических знаний на начало и конец года.

Детям предлагают 5 заданий, которые оценивают по 5 уровням.

Выделенные 5 уровней экономических представлений позволяют оценить не только актуальный, но и потенциальный уровень развития ребенка. Задания носят проблемно-поисковый характер, что вызывает интерес, раскрывает познавательные навыки и умения ребёнка. Показателями усвоения экономических представлений являются эмоциональные, интеллектуальные и волевые проявления детей.

Задание 1

Выбери, что тебе больше нравится

Цель: выявить интерес детей к экономике.

Материал: 10-12 брусков, карточки с цифрами 1; 3; 5; 7; 8..., деньги (монеты и банкноты достоинством 1 коп., 5 коп., 10 коп., 50 коп., 1 р., 5 р. ...).

Инструкция. На столе лежат цифры, деньги (банкноты и монеты), бруски. Рассмотри их. Цифры ты используешь в деятельности по математике, бруски - в НОД по конструированию, а деньги - когда занимаешься экономикой. Из этих материалов можно построить ряд из чисел.

Что ты хочешь выбрать: бруски, цифры, монеты?

Что тебе больше нравится? Почему? (Отмечается первичный выбор.)

Если бы не было цифр (брусков, монет), то из чего бы еще ты мог составить ряд чисел?

Задание 2

Выбери верное предложение

Цель: выявить сформированность экономических представлений.

Материал: карточки, на которых написано по два предложения, и соответствующие им картинки (деньги, игрушки, реклама и т.д.).

Инструкция. Предлагаю тебе поиграть со мной в игру. Я прочитаю тебе два предложения. Выбери то предложение, которое тебе кажется правильным, и объясни, почему ты его выбрал.

1.Чтобы жить, необходимы деньги. Чтобы жить, необходимы игрушки.

2. Только взрослые должны трудиться. И дети, и взрослые должны трудиться.

3. Валюта - это бумажные деньги. Валюта - это деньги, которые могут быть и бумажными, и металлическими.

4. Бартер - это когда меняют товар на деньги. Бартер - это когда меняют товар на товар.

5. Реклама нужна человеку для развлечения. Реклама важна для продажи товаров.

6. Пенсию обычно получают папы и мамы. Пенсию обычно получают бабушки и дедушки.

7. Вода должна течь из крана и днём, и ночью. Вода должна течь из крана тогда, когда это нужно человеку.

8. Бюджет семьи - это только доходы. Бюджет семьи - это доходы и расходы.

9.Чем качественнее (лучше) товар, тем выше цена товара. Чем качественнее товар, тем ниже его цена.

Задание 3

Найди лишнее

Цель: выявить умение выполнять операцию группирования по существенным (экономическим) признакам.

Материал: шесть карточек, на которых изображены:

1) Рубль, доллар, евро, кошелёк (категория «Деньги»);

2) Банкноты достоинством 10 рублей, 5 долларов, 10 евро, 5-копеечная монета (категория «Деньги»);

3) Кондитерская фабрика, мебельная фабрика, автозавод, магазин (категории «Товар», Производство»);

4) Человек копает землю, готовит еду, моет посуду, читает книгу (категория «Труд»);

5) Игрушка, посуда, машина, солнышко (категория «Товар»);

6) Одежда, дом, продукты питания, книга (категория «Потребности»).

Инструкция. Посмотри на рисунки. Они разные. (Последовательно показывают картинки 1-5.) Какой предмет (действие) лишний (её)? Почему? Как можно, одним словом назвать остальные три? На этой карточке есть лишний предмет? (Показывают шестую карточку.) Почему?

Задание 4

Расскажи, что случилось?

Цели: определить интерес к экономическим знаниям, их осознанность; умение делать выбор, ориентируясь на нравственные нормы поведения.

Материал: картинки, иллюстрирующие разнообразные ситуации, вызывающие положительные и отрицательные чувства (1-5); «лица» в разных эмоциональных состояниях (улыбающееся, недовольное, грустное, удивленное и т.д.).

1. Мальчик ремонтирует книгу. Мальчик вырывает страницу из книги.

2. Девочка бросает игрушку. Девочка наводит порядок в игровом уголке: собирает разбросанные игрушки.

3. На витрине магазина представлены товары без ценников.

 4. Мальчик плачет и требует купить машинку.

5. Папа и мама определяют бюджет своей семьи (расходы и доходы).

Инструкция. Перед тобой картинки. Как ты относишься к тому, что изображено на картинке? Как надо вести себя в такой ситуации? Выбери картинку с соответствующим «лицом». Почему ты сделал такой выбор?

Задание 5

Продолжи предложение

Цель: проверить умение детей завершать предложение по смыслу, используя термины экономики.

Материал: предложения «экономического» содержания и соответствующие им сюжетные картинки.

Инструкция. Я предлагаю тебе поиграть в увлекательную игру. Я начну предложение, а ты его закончи.

1) Любой труд приносит... (пользу).

2) Моя мама получает за свой труд бабушка, а брат учится в институте и получает... (зарплату, пенсию, стипендию).

3) Доходы семьи можно увеличить, если... (вести дополнительное хозяйство, кто-то из членов семьи пойдет на работу и т.д.).

4) Воспитатель, повар, швея, рекламодатель, банкир, фермер - это... (профессии).

5) Деньги разных стран называются... (валюта).

6) Любой товар можно... (продать, купить, изготовить).

7) В магазине цена, чем па рынке (выше).

8) Место хранения и накопления денег называется... (банком).

9) Чтобы люди узнали о товаре, нужна... (реклама). Мебель, одежда - это... (товар).

10)  Для того чтобы жить, человеку нужны... (одежда, жилье, продукты питания).

Анкета для родителей «Наш семейный бюджет»

Уважаемые родители!

Наш детский сад уделяет большое внимание вопросам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста. Мы планируем организовать работу по ознакомлению детей с семейным бюджетом. И здесь нам никак не обойтись без вашей помощи. Хотелось бы заручиться в этом вопросе вашей поддержкой.

А чтобы узнать, как обстоят дела в вашей семье по данной теме, просим ответить на несколько вопросов.

1.Как вы считаете, нужно ли знакомить детей с финансовой грамотностью в дошкольном возрасте?

2. На ваш взгляд, когда можно начинать знакомить ребенка с азами экономики?

3. Знакомите ли вы своего ребенка с бюджетом вашей семьи?

4. Если да, то в какой форме: - объясняем, откуда берутся деньги в семье; - объясняем, на что необходимо тратить деньги в первую очередь; - объясняем, почему нельзя всегда покупать то, что ребенку хочется; - вместе планируем с ребенком, что нужно купить;

- иногда выслушиваем мнение ребенка о необходимости покупки какой-то вещи; - ребенок еще слишком мал для этого;

- другое______________________________________________

5. Объясняете ли вы своему ребенку на доступном для его понимания уровне, какую роль в жизни человека играют газ, электроэнергия, отопление, водоснабжения, канализация?

6. Объясняете ли вы ребенку правила экономного пользования газом, водой, электричеством?

7. Всегда ли сами экономите свет, тепло и воду?

8. Как вы считаете, можно ли в семье на чем-то экономить?

9. Если да, то назовите способы экономии семейного бюджета.

10. Как бы вы охарактеризовали свои доходы и расходы:  - живем от зарплаты до зарплаты; - денег хватает на удовлетворение первичных потребностей, лишних денег нет; - не испытываем финансовых проблем; - можем позволить себе купить, все, что хочется, ни в чем себе не отказываем; - чтобы осуществить покупку мечты, приходится экономить и копить средства; - в семье есть кредит; - в семье имеется не один кредит.

11. Требуется ли вам помощь воспитателя в вопросах ознакомления детей с семейным бюджетом?

12. Какие правила рационального ведения семейного бюджета вы знаете?

13. Хотели бы вы сами научиться планировать свой семейный бюджет?

        

Буклет «Родителям о формировании предпосылок финансовой грамотности» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Журнал для детей и родителей на тему финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста "Финансовая азбука"

Приветствую Вас, уважаемые зрители! Представляю Вашему вниманию  выпуск журнала «Финансовая азбука». Этот журнал по финансовой грамотности для вас и ваших детей. Он поможет объяс...

Конспект по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста "Финансовая азбука"

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности....

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста на тему: «Азбука финансовой грамотности»

Ребенок, подвластен своим потребностям и фантазиям, а рекламные акции целенаправленно формируют моду и спрос у маленьких потребителей на отдельные товары. Отсюда и капризы, попытки получить любой цено...

Приказ от 24.10.2022 № 466 О подготовке и проведении педагогического совета № 2 «Формирование финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста»

Приказ от 24.10.2022 № 466 О подготовке и проведении педагогического совета № 2 «Формирование финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста» ...

Опыт работы «Обучение основам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста»

Опыт работы«Обучение основам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста»...