Опыт работы «Обучение основам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста»
материал по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Кондрашова Анастасия Олеговна

Опыт работы

«Обучение основам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opytraboty_po_fin.gr_.pptx2.99 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАДОУ №1 «Белоснежка» Опыт работы «Обучение основам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста» Подготовила воспитатель: Кондрашова А.О .

Слайд 2

Актуальность опыта Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне. Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Слайд 3

Цель: формирование основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Для практической деятельности при обучении детей старшего дошкольного возраста финансовой грамотности целесообразным стало, на мой взгляд, решение следующих задач : Задачи: Способствовать развитию у дошкольников экономического мышления, интереса к экономическим знаниям посредством создания и использования инновационных дидактических средств обучения и развития с помощью экономических игр, задач, направленных на обучение детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию. Расширять представления детей о деньгах и расхода семейного бюджета; Формировать правильное отношение к деньгам как предмет жизненно необходимый. Формировать знания о том, что деньги надо сначала заработать, а потом тратить. Повысить уровень финансовой грамотности участников воспитательно – образовательного процесса.

Слайд 4

Для реализации данных задач, Для достижения положительных результатов в работе применяли самые различные методы, приемы и средства обучения, создавали наилучшие условия для развития финансовой грамотности . Методы формирования финансовой компетентности представлены четырьмя группами: повышающие познавательную активность; повышающие эмоциональную активность; способствующие установлению связи между разными видами деятельности; методы коррекции и уточнения представлений детей о мире. Работа по формированию у детей основ финансовой грамотности составлена на совместной деятельности участников образовательного процесса по следующему принципу: педагог-воспитанник – родители, педагог-воспитанник. (включает в себя: комплексно-тематические занятия, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры). Для родителей были оформлены стенды с консультациями по темам: «Дайте ребенку знания о деньгах», «Для чего нужна зарплата?», «Основы финансовой грамотности детей» Далее, мы познакомили детей с профессиями, которые приносят доход, которую придется выбрать в дальнейшем, чтобы зарабатывать деньги и тратить их. Взрослым предлагалось предоставить фото в своей профессии, где уже мы, непосредственно в группе проводили беседу о том, как важны и нужны профессии, что именно благодаря разной работе и труду люди получают зарплату, которая помогает жить, ходить в магазин, путешествовать, покупать нужные вещи. Так же была организована выставка: «Все профессии нужны – все профессии важны». В разделе «Товар» формировались системные знания о предметах, воспитывались бережное отношение к вещам, игрушкам, орудиям труда, которыми мы пользуемся.

Слайд 5

Формирование финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста продолжалось в проведении мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми: изучение правил финансовой грамотности, которое заключалось в определении поступить правильно/не правильно в той или иной ситуации; детям предлагались карточки, где изображены различные ситуации, где дошкольник должен выбрать правильный вариант, как ему поступить, чтобы сохранить семейный бюджет, подводила детей к понятию новых слов: бюджет и из чего он состоит (зарплата, пенсия, стипендия ) . и т.д. -это использование раздаточного материала в соответствии с темой, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; -чтение художественной литературы, которое заключалось в ознакомлении детей со сказками по финансовой грамотности, например «Сказка о пушистом банкире», «Деньги», «Натуральный обмен» и т.д. Так же чтение книги «Когда я вырасту, стану..», где детям предлагалось ознакомиться с назначением денег, с желанием и умением их тратить, сохранять бюджет и желанием зарабатывать -просмотр мультфильмов (Уроки тетушки Совы), «Об экономике», «Назначение денег», «Карманные деньги», «Семейный бюджет» -демонстрация презентаций: «Деньги», «Купюры разных стран», «Для чего нужны деньги»; - беседы по теме «Финансовая грамотность»; -художественное творчество, решение проблемных ситуаций, продуктивная деятельность.

Слайд 6

дидактические игры экономического содержания. Так же были созданы картотеки игр по финансовой грамотности, картотека проблемных ситуаций по данной теме. Детям предлагались дидактические игры «Доход - Расход», «Продолжи ряд», «Найди лишнее», «Найди и обведи только деньги», «Копилка», «Обменяй» и т.д. В группе организовывались сюжетно – ролевые игры с экономическим содержанием. Пополнилась предметно – пространственная среда такими играми как «Банк», где дети узнали новые профессии кассира, банкира, управляющего, оператора банка. Цель игры определялась как показать детям принципы финансового планирования, что сначала зарабатываем, затем тратим, что деньги имеют счет и хранятся в определенном месте. В данной игре большое внимание уделялось купюрам различного наминала. Дети знали мелкие и крупные деньги, монеты. Правильно пользовались ими в процессе игры. Дети принимали на себя предложенные роли, где в образе взрослых, брали кредиты, получали зарплату, снимали деньги с банкоматов. Так же познакомились с новыми понятиями: терминал, кредит, заработная плата, взять в долг, бюджет и т.д. Большой интерес в игре вызывал терминал, с которого дошкольники снимали деньги, вставляя зарплатную карту, нравилось брать роль консультанта, который мог подсказать, как правильно совершить ту или иную операцию с деньгами, картой. Была организована игра «Инкассаторы», где детям с большим интересом приходилось работать с деньгами, создавать ситуацию бережного отношения к деньгам, к их хранению. Дети познакомились с новыми профессиями, узнали о том, что деньги отвозят в хранилище, что инкассаторы объезжают магазины, собирая деньги. Познакомились с новыми понятиями: «Инкассатор», «Хранилище».

Слайд 7

В разделе « Товар, товарообмен » формировались системные знания о предметах, воспитывались бережное отношение к вещам, игрушкам, орудиям труда, которыми мы пользуемся . Играя в дидактические игры «Совместные покупки», «Что быстрее купят», дети изучали спрос и предложение, принимали «заказы» на товары и услуги. Еще одним разделом изучения финансовой грамотности были «Потребности». В процессе чтения литературы, бесед, рассматривания иллюстраций, дети получали знания и представления о том, что человек нуждается в воде, воздухе, тепле, свете, пище, одежде, жилье. Ему необходимы потребности, без удовлетворения которых он не может существовать. Кроме того, существуют и другие, не менее важные, так называемые социальные потребности: потребность в безопасности, любви, дружбе, защите, общении . Также по формированию предпосылок финансовой грамотности дети знакомились с новым для них понятием «реклама ». Попадая в игровую ситуацию «Рекламное агенство », дети учились создавать рекламу и рекламировать товар. Так, например, они придумали рекламу для своего детского сада.

Слайд 8

Помимо этого нами был создан лепбуки по финансовой грамотности «Финансовая грамотность», «Поговорим о деньгах », куда мы поместили загадки, пословицы, поговорки о труде, о деньгах, игры, п азлы , дидактические игры «Четвертый лишний», раскраски и т.д. Лэпбук – прекрасное красочное пособие, которое пользуется спросом и в самостоятельной деятельности воспитанников. Также были проведены ряд занятий по ознакомлению детей с финансовой грамотностью: «Путешествие в страну Экономика», ООД «Обучение Буратино финансовой грамотности». Дети показывали свои знания после ознакомления с материалом данной темы, решали игровые проблемные ситуации. На протяжении данной работы у детей были сформированы такие понятия основ финансовой грамотности следующее: - Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются. -Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить. -Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине). - Финансы – это интересно и увлекательно. -Работа в данном направлении продолжается Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Обучение основам финансовой грамотности старших дошкольников»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, нео...

Индивидуальный маршрут педагога по теме самообразования «Обучение основам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста».

Индивидуальный маршрут педагога по теме самообразования «Обучение основам финансовой грамотности  детей старшего дошкольного возраста»....

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Познаём основы экономики»

Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их при...

Авторское методическое пособие « Обучение основам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Целью  методического пособия  является формирование основ финансовой грамотности  в процессе познавательно-игровой деятельности....

Проект «Копейка рубль бережет» (обучение основам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста)

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобал...

Консультации для педагогов «Основы финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста»

В условиях низкого уровня общей и экономической культуры такой бизнес может привести к моральному кризису....