Формирование предпосылок финансовой грамотности в условиях ДОУ.
консультация по основам финансовой грамотности

Шмелёва Екатерина Валентиновна

Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ

воспитатель МБДОУ детский сад №3

Шмелёва Екатерина Валентиновна

Формирование предпосылок финансовой грамотности в условиях ДОУ.

Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

         Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.

Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

 Взаимосвязь финансового образования и нравственного воспитания очень важна. Процесс ознакомления детей с деньгами должен учитывать две стороны проблемы: знание о деньгах и воспитание правильного отношения к ним. Правильно – это когда происхождение денег, материальный достаток и благосостояние в сознание ребенка связывается с трудом. Ценность представляют только честно заработанные деньги.

 Исследования некоторых ученых подтверждают важность и необходимость формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Никто так обстоятельно и разносторонне не обсуждал проблему денег, как А.С. Макаренко. Он прямо говорил: деньги — это средство воспитания, и с ними необходимо знакомить уже в дошкольном возрасте.

 Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных житейских ситуациях, творчески действовать, а значит - строить новую жизнь более организованно, разумно, интересно.

Основы финансовой грамотности начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле – продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на

житейском уровне.

К сожалению, в дошкольных учреждениях обучению вопросам финансовой грамотности уделяется мало внимания, грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте ограничивается использованием в игровой деятельности аналогов купюр и банковских карт.

Ребёнок осваивает и познаёт мир через игру, поэтому обучение, осуществляемое с помощью игры, для дошкольника естественно. В работе с детьми, я широко использую дидактические, настольно-печатные игры, в которых закрепляем полученные знания. Дети знакомятся с составом монет. Игра «Денежное домино» формирует у детей бережное отношение к монетам, умению их правильно использовать, закрепляет состав числа; «Помоги Буратино найти монету» - дети знакомятся с составом монет, их хранениями, правильным использованием. Настольно-печатная игра «Миллионер» раскрывает для детей смысл вложения денег на хранение и использование их сберегательным банком.

Играя в профессии, постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике («Кем быть?», «Кому что нужно?», «Семейный бюджет», «Обмен», «Маленькие покупки»).  

В сюжетно-ролевой игре дети учатся планировать свою деятельность, действовать сообща, договариваться. Что особенно важно, у них появляется интерес к новым современным профессиям. Сюжетно-ролевая игра помогает делать экономику понятной через моделирование реальных жизненных ситуаций.

Немаловажную роль в формировании элементарных экономических представлений у детей имеют игры-путешествия. Например, в игре «Путешествие в мир профессий» мною были организованы в игровой форме наблюдения за трудом людей разного рода профессий в детском саду, для того, чтобы дети самостоятельно смогли убедиться, за выполнение какой работы работники получают заработную плату.

В своей работе по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников использую метод проблемных ситуаций.

Формы организации проблемного обучения: проблемный вопрос («Как вы думаете, почему всем зайчатам хватит конфет в магазине?»), проблемная задача («Папа сегодня получил зарплату, и вся семья решила пойти в магазин, но денег выделили только на одну крупную покупку. Маме нужна стиральная машина, папе нужна зимняя резина на машину (зима же приближается), сыну нужен сноуборд, а дочке коньки. На какую покупку лучше потратить деньги?»).

Чтобы заинтересовать дошкольника, задача должна быть актуальной и представлять реальную ситуацию, которая стимулирует проявление разнообразных эмоций (сочувствие, удивление, радость, гнев и пр.) Главным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы ребёнку захотелось найти на него ответ.

    Большое внимание в работе уделяю чтению. В сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуации, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки. Любая сказка: народная, авторская обучает и воспитывает. Т.е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал. По средствам обыкновенной сказки, переложив ее на современный лад мы формируем экономическое образование детей. И в народных, и в авторских сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуации, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки. Нами были прочитаны следующие произведения:

Сказки, отражающие труд людей:

«Теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь», А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде», К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К. И. Чуковский «Федорино горе».

Сказки о потребностях и возможностях:

Народные сказки «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как коза избушку построила», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К. И. Чуковский «Телефон»

Сказки о бартере:

Народные сказки: «Лисичка со скалочкой», В. Катаев «Дудочка и кувшинчик».

Сказки о деньгах:

К. И. Чуковский «Муха – цокотуха», Г. Х. Андерсен «Огниво», «Серебряная монета».

Сказки о рекламе:

Народные сказки «Лиса и козёл», Г. Х. Андерсен «Новое платье короля», Ш. Перро «Кот в сапогах», С. Михайлов «Как старик корову продавал».

Также мною проводились интеллектуальные игры по формированию финансовой грамотности у детей. Например, «Что? Где? Когда?» для воспитанников старших и подготовительных к школе группам. В процессе игры дошкольники сталкивались с нестандартными заданиями во время игры, стимулировали их умственную активность, положительно влияли на развитие способности систематизировать накопление знания и использовать их для решения поставленных задач.  

Необходимо обучить ребенка так, чтобы он не только знал цену труду и деньгам, но и умел копить. В этом случае на помощь приходит копилка. Копилки учат ребенка ставить цели, стремится к их исполнению и бережно относиться к деньгам. Именно поэтому в рамках ДОУ была организована выставка детско-родительского творчества «Копилка моей мечты» из бросового материала. Дети и родители поддержали идею, стали приносить копилки, сделанные своими руками, совместно с детьми. Выставка пополнилась различными экспонатами по форме и цвету, из различных материалов из дерева, из бумаги, металла, пластика. В свою копилку каждый ребенок опустил монетку, на счастье.

В рамках конкурса «Педагогический дебют» на уровне ДОУ мною была проведена непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной к школе группе по экономическому воспитанию дошкольников «Денежные истории». Вспомнили историю возникновения денег. На занятии дети учились понимать назначение денег, представление о денежной единице. Был показать путь преображения денежной единицы от товара до современных денег. Так же были проведены дидактические игра, такие как «На что можно обменять?», «Профессии».

Совместно с педагогами создали мини-музей «Путешествие в прошлое денег». Создание мини-музея «Путешествие в прошлое денег» для формирования у воспитанников интереса к истории возникновения денег и формирование устойчивого интереса к приобретению новых знаний по финансовой грамотности.  

Вместе с детьми участвовали в различных конкурсах таких как, «Второй Региональный семейной олимпиаде НСО по финансовой грамотности», «Всероссийская викторина «Время знаний». Основы финансовой грамотности», «7 Всероссийский конкурс «Ты гений» конкурс рисунков «Путешествие в страну финансов», «7 Всероссийский профессиональный конкурс «Гордость России» номинация: «Основы финансовой грамотности».

И в заключении хочется сказать, экономическое воспитание - это актуальное направление в современной дошкольной педагогике. И это не дань моде, а возможность с раннего детства приобщить детей к миру финансов и его закономерностям. Задача педагога – на доступном уровне рассказать ребенку о сложных понятиях, проявить творческий и индивидуальный подход. Для этого воспитатель выбирает интересные и эффективные формы занятий, включающие игровой компонент и разные виды деятельности!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

«Игровые средства по формированию предпосылок финансовой грамотности как компонента функциональной грамотности и экономического воспитания у детей старшего дошкольного возраста»

quot;Комплект игровых обучающих ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"...

Рабочая программа «Азбука юного финансиста» по финансовой грамотности в рамках примерной парциальной программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» МДОУ «Центр развития ребенка «Дубравушка» - детск

1.1.1. Цель и задачи Программы.Цель Программы: совершенствование образовательного процесса в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка «Дубравушка» ...

Формирование предпосылок финансовой грамотности в условиях дошкольного учреждения.

Воспитание финансовой грамоности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано....

«Современные игровые образовательные технологии в формировании предпосылок финансовой грамотности у дошкольников в условиях реализации ФОП ДО».

Тема заседания «Формирование предпосылок финансовой грамотности в контексте содержания ФОП ДО»....

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО СТУПЕНЯМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО СТУПЕНЯМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»...