«Игровые средства по формированию предпосылок финансовой грамотности как компонента функциональной грамотности и экономического воспитания у детей старшего дошкольного возраста»
учебно-методический материал по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)
"Комплект игровых обучающих ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_rabota-tsibizova_2.docx | 31.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное учреждение дополнительного
профессионального образования Самарской области
«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Итоговая работа
по курсу повышения квалификации по ИОЧ
на тему:
«Комплект игровых обучающих ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
время обучения:
с 11.10.2021 по 15.10.2021г.
Выполнила:
Цибизова Мария Андреевна
Должность: воспитатель
Место работы:
МБДОУ Детский сад 180
г.о. Самара
Самара
2021
Комплект игровых обучающих ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Игровые обучающие ситуации (с литературным персонажем) |
1.Раздел «Труд» |
ИОС «Магазин стройматериалов» (ИОС с литературным персонажем) |
Материалы: карточки «Деньги», стройматериалы и инструменты, ценники, вывеска на магазин. |
Цель: закреплять представления детей о разных видах труда и профессий. |
Игровые правила: дети делятся на две команды и выполняют задания. |
Ход ИОС: воспитатель в роли литературного героя Медведя из сказки «Теремок» вводит детей в ИОС: Медведь так хотел подружиться с животными, которые жили в теремка, что после его визита теремок развалился. Пришлось строить новый дом, поехав в магазин стройматериалов. Дети делятся на две команды. Первая команда помогает Медведю (воспитателю) выбирать инструменты и материалы, вспоминают профессии (продавец, дизайнер, строитель, инженер, прораб и т.д.) и инструменты (лопата, шпатель, дрель, пила и т.д.). Вторая команда перевозит строй материалы на место стройки ( профессии: шофер, грузчик, каменщик, маляр и т.д.) и строят новый теремок. |
Результат: После работы дети обсуждают, какие виды труда и профессий они усвоили, закрепили понятия: товар, услуги. Дают нравственную оценку жителям теремка, хорошо ли они поступили. У детей закрепились знания о различных видах профессий. |
Игровые обучающие ситуации (путешествие) |
2.Раздел «Деньги» |
ИОС «Ярмарка народных игрушек» (ИОС путешествие) |
Оборудование: вывеска «Ярмарка», столики (лотки), костюмы скомороха, народные игрушки (хохлома, гжель, филимоновская, дымковская, жостовская), игрушечные деньги. |
Цель: формирование умений совершать процесс купли-продажи. |
Игровые правила: у каждого лотка с игрушками стоит продавец (ребенок), который зазывает покупателей к своему товару. Дети (покупатели) вместе с педагогом подходят к каждому продавцу и узнают о понравившееся товаре (цена-качество). Продавец должен описать свой товар и назвать цену игрушки. |
Ход ИОС: ребенок в костюме скомороха зазывает детей на ярмарку. Воспитатель вместе с детьми отправляются в путешествие (музыкальный зал оформлен в виде лотков с разными игрушками хохлома, гжель, филимоновская, дымковская, жостовская). Педагог с детьми подходят к каждому продавцу и рассматривают товары. Дети, которым понравилась игрушка начинает разговор с продавцом на предмет покупки. Каждый ребенок должен выбрать себе игрушку и договориться о цене с продавцом (дорого-дешевле). |
Результат: умеют совершать покупки, используя слова дороже, дешевле. |
Игровые обучающие ситуации (игрушки-аналоги) |
3.Раздел «Покупаем –продаем» |
ИОС «Поход в магазин» (ИОС игрушки-аналоги) |
Материалы: вывеска, игрушки-аналоги «деньги», карточки «список покупок», игрушки-аналоги. |
Цель: формировать умение у детей составлять список покупок и совершать покупки, закреплять у детей представления о товаре, расширить представление о понятие «долг». |
Игровые правила: дети делятся на две подгруппы и получают задание соотнести количество имеющихся «денег» со стоимостью товара. |
Ход ИОС: Кот Матроскин (воспитатель) открывает магазин молочной продукции и просит помочь детей продать продукты. Дети деляться на две команды: 1 команда – дети помогают Коту Матроскин у в продаже молочной продукции в его магазине. Дети раскладывают молочную продукцию на витрины магазина. 2 команда - Дети-покупатели. Воспитатель предлагает детям составить список покупок из игрушек-аналогов «Товар» и раздает аналоги «Деньги». Дети совершают покупки в магазине ориентируясь на свои списки, но у одного мальчика не хватило денег на покупку йогурта и он попросил в долг у друга. |
Результат: у детей сформировано умение совершать покупки по списку, умение выходить из проблемных ситуаций, закрепили представление о понятии «долг». |
Игровые обучающие ситуации (с литературным персонажем) |
4.Раздел «Реклама» |
ИОС «Где лучше провести отпуск: на курорте или в Простоквашино» (ИОС с литературным персонажем) |
Материалы: иллюстрации, открытки курортов и пейзажей деревни, предварительный просмотр мультфильма «Простоквашино», видеофильмы о видах рекламы. |
Цель: расширить у детей представление о рекламе и умение создавать рекламу (рекламный слоган). |
Игровые правила: дети делятся на две команды и выполняют задания. |
Ход ИОС: Почтальон Печкин (воспитатель) просит помочь определиться, где лучше провести отпуск: на курорте или в деревне «Простоквашино». Дети делятся на две команды. Воспитатель предлагает каждой команде картинки и открытки, на которых изображены курорт или деревня, дети должны прорекламировать места отпуска. Воспитатель помогает (приводит примеры). После обсуждения команды представляют по очереди свои варианты слоганов. В завершении игры дети садятся на стульчики и обсуждают какие варианты рекламы им понравились, приходят к выводу, что очень многое зависит от рекламы. Помогают выбрать место отдыха для Почтальона Печкина. |
Результат: у детей появился положительный интерес к рекламе, сформировано представление о рекламе и умение рекламировать товар. |
Примеры.
ИОС с игрушками-аналогами
- «Поход в магазин», «Деньги будущего», «Деньги: какие они были и какие стали», «Русская ярмарка», «Магазин «Детский мир» и д.р.
ИОС «Деньги получили – ерунды накупили»
Цель: формирование представлений о важности планирования покупок, разумного подхода к покупкам и трате денег.
Материалы: игрушки аналоги товаров, таблички с рекламой, табличка с названием «Супермаркет Дюймовочка», аналоги монет (условные деньги).
Ход ИОС.
Воспитатель делит детей на условные семьи, каждая семья получает по пять монет на покупки и отправляется в супермаркет. На столе с табличкой «супермаркет» раскладываются карточки лицевой стороной, где нарисована только упаковка товара.
Ведущий предупреждает, что, делая покупки, члены семьи должны советоваться и ориентироваться на упаковку и рекламу.
Члены семьи, не переворачивая карточки, кладут их в сумку (пакет, коробочку и пр.). Каждая покупка имеет цену в одну монету. Истратив все деньги, семьи возвращаются на свои места и вскрывают упаковки (переворачивают карточки). На обратной стороне каждой карточки указано, что за товар купили. Все вместе подводят итог, правильно ли так тратить деньги.
Девиз данной ИОС: «Мы не учим, а создаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения».
Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами.
ИОС «Кто как работает?»
Цель. Воспитывать уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым героям сказок.
Материалы. Игрушки: солнышко, облако. Черный ящик. Макет лесенки, которая состоит из пяти ступеней; рисунки сказочных героев: Золушка, Буратино, старая баба из сказки Пушкина, Крит, Кот в сапогах, Маугли, Котигорошко, Кривенька Уточка, Золотая Рыбка, Наф-Наф, Бабка, Лисичка-сестричка и др.
Ход ИОС.
Воспитатель показывает черный ящик, солнышко и облако. Просит помочь разобраться, каких же сказочных героев больше - трудолюбивых или ленивых? На доске (листе ватмана) нарисована лесенка, детям по очереди предлагается достать из черного ящика рисунок с изображением сказочного героя.
Знакомим с правилами игры: если появится солнышко, всех трудолюбивых героев нужно разместить на верхней ступеньке. А как только солнышко изменится облаком, к игре приобщаются дети, у которых на рисунках изображены ленивые герои. Их нужно расположить на нижние ступени. Дети доказывают правильность своего выбора.
Воспитатель руководит игрой, помогает детям определить, какие пословицы и поговорки подходят тем или иным сказочным героям:
«Так работает, что даже весь день на солнышке лежит».
«Хочешь, есть калачи - не лежи на печи».
Дети рассказывают о том, что трудолюбивых героев в сказках больше.
После окончания игры проводится, дискуссия можно ли помочь ленивым героям сказок стать трудолюбивыми и как это сделать.
ИОС «Где можно взять товар?» ИОС «Магазин игрушек» (откуда берутся товары в магазине, как приобрести товар, какие бывают магазины)
ИОС «Ярмарка» (учить детей рассказать о своём товаре и привлечь покупателя –первичное представление о рекламе товара)
ИОС по мультфильму про Незнайку. (Незнайка пробовал разные занятия, но у него ничего не получалось. Почему?)
ИОС по сказке «Петушок и два мышонка» (раскрыть понятия: труд и лень).
Игровые обучающие ситуации типа путешествий.
ИОС «Путешествие в банк»
Цель: показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем – потом тратим».
Ход ИОС:
Презентация «Путешествие в банк». Обсуждение с детьми как в банках зарабатывают на денежных операциях, на процентах хранении денег. Предложите детям создать в семье свой «мини-банк». Пусть ребенок в семье отвечает за сбор и хранение мелочи. Он должен напоминать всем членам семьи, чтобы они «сдавали монеты в банк», освобождая от них карманы.
Предложите обсудить, на какое семейное дело собираются данные монеты в «мини-банке» – например, на покупку соковыжималки или настольной игры. Это должно быть что-то для общего пользования, чтобы ребенок чувствовал гордость за подготовку такой важной для семьи покупки. Договориться о том, что какой-то небольшой процент от имеющихся в «мини-банке» денег будет отдаваться ему лично за работу банкиром – например, 3% или 5%.
ИОС путешествие «Совместные покупки» (для детей и родителей).
Цель: показать принципы финансового планирования и разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности.
Ход ИОС:
Воспитатель дает рекомендации родителям: регулярно совершайте совместные походы в магазин. Дайте ребенку возможность самому выбирать товар из вашего списка. Предложите ребенку подсчитывать на калькуляторе стоимость всех товаров, которые вы складываете в корзину, а также проверять срок хранения продуктов на упаковках. Обсудите, почему стоимость похожих товаров отличается: из-за величины упаковки, например, или она разная у каждого из производителей.
На первом этапе предлагайте ему найти конкретный товар на полке и довезти его до кассы, затем выгрузить на ленту, после чего сложить в пакет. На следующем этапе можно дать более сложное поручение, например, выбрать все для собственного завтрака. Со временем вы увидите, когда ребенок готов выполнять самостоятельные несложные покупки.
Результаты обсуждаются в группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ПРО ЭКОНОМИКУ» Программа дополнительного образования по экономическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
В статье предлагается решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте в русле совершенствования нравственного воспитания, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует отн...
Учебно-тематический план по экономическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
Учебно-тематический план составлен на 1 учебный год. Начинается обучение детей с 3 недели сентября по май. В начале и в конце обучения проводится диагностика знаний и умений детей на начало и конец уч...
Консультация для воспитателей на тему: "Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством экономического воспитания"
Консультация для воспитателей...
Викторина по экономическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.
Викторина по экономическому воспитанию....
Консультация на тему: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством экономического воспитания»
Зачем и как заниматься с детьми экономикой. Консультация полезна для работников дошкольных учреждения и для родителей вопитанников....
Картотека сюжетно-ролевых и дидактических игр по экономическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.
Картотека сюжетно-ролевых и дидактических игр по экономическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект занятия по познавательному развитию. Ознакомление с миром природы. Тема: формирование основ экономического воспитания у детей старшего дошкольного возраста "Экспериментальная лаборатория"
Материал и оборудование: белые халаты-2 детских,1 взрослый; различные изделия из стекла; стакан- пластмассовый, бумажный, керамический; разноцветные стеклянные шарики; трубочки; карточки для игры, инт...