Формирование предпосылок финансовой грамотности в условиях дошкольного учреждения.
материал

Ключникова Мария Андреевна

Воспитание финансовой грамоности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo.docx18.63 КБ
PDF icon rmo_prez_pptx_wecompress.com_.pdf2.95 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида №6 "Сказка" Барабинского района Новосибирской области.

Формирование предпосылок финансовой грамотности в условиях дошкольного учреждения.

Воспитатель:

Ключникова М. А.

2022г.

Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

         Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.

Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

 Взаимосвязь финансового образования и нравственного воспитания очень важна. Процесс ознакомления детей с деньгами должен учитывать две стороны проблемы: знание о деньгах и воспитание правильного отношения к ним. Правильно – это когда происхождение денег, материальный достаток и благосостояние в сознание ребенка связывается с трудом. Ценность представляют только честно заработанные деньги.

 Исследования некоторых ученых подтверждают важность и необходимость формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Никто так обстоятельно и разносторонне не обсуждал проблему денег, как А.С. Макаренко. Он прямо говорил: деньги — это средство воспитания, и с ними необходимо знакомить уже в дошкольном возрасте.

 Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных житейских ситуациях, творчески действовать, а значит - строить новую жизнь более организованно, разумно, интересно.

Основы финансовой грамотности начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле – продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на

житейском уровне.

К сожалению, в дошкольных учреждениях обучению вопросам финансовой грамотности уделяется мало внимания, грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте ограничивается использованием в игровой деятельности аналогов купюр и банковских карт.

Ребёнок осваивает и познаёт мир через игру, поэтому обучение, осуществляемое с помощью игры, для дошкольника естественно. В работе с детьми, я широко использую дидактические, настольно-печатные игры, в которых закрепляем полученные знания. Дети знакомятся с составом монет. Игра «Денежное домино» формирует у детей бережное отношение к монетам, умению их правильно использовать, закрепляет состав числа; «Помоги Буратино найти монету» - дети знакомятся с составом монет, их хранениями, правильным использованием. Настольно-печатная игра «Миллионер» раскрывает для детей смысл вложения денег на хранение и использование их сберегательным банком.

Сделать экономику понятной помогли сюжетно – дидактические игры, в которых дети, играя в профессии, постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике («Кем быть?», «Кому что нужно?», «Семейный бюджет», «Обмен», «Маленькие покупки»).

Сделать экономику понятной помогают нам сюжетно-ролевые игры. Так играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно обучаются экономике. В сюжетно-ролевой игре дети учатся планировать свою деятельность, действовать сообща, договариваться. Что особенно важно, у них появляется интерес к новым современным профессиям. Сюжетно-ролевая игра помогает делать экономику понятной через моделирование реальных жизненных ситуаций. Вниманию многих экономических явлений, понятий, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка. («Магазин», «Банк», «Парикмахерская»).

Немаловажную роль в формировании элементарных экономических представлений у детей имеют игры-путешествия. Например, в игре «Путешествие в мир профессий» мною были организованы в игровой форме наблюдения за трудом людей разного рода профессий в детском саду, для того, чтобы дети самостоятельно смогли убедиться, за выполнение какой работы работники получают заработную плату.

В своей работе по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников использую метод проблемных ситуаций.

Формы организации проблемного обучения: проблемный вопрос («Как вы думаете, почему всем зайчатам хватит конфет в магазине?»), проблемная задача («Папа сегодня получил зарплату, и вся семья решила пойти в магазин, но денег выделили только на одну крупную покупку. Маме нужна стиральная машина, папе нужна зимняя резина на машину (зима же приближается), сыну нужен сноуборд, а дочке коньки. На какую покупку лучше потратить деньги?»).

Чтобы заинтересовать дошкольника, задача должна быть актуальной и представлять реальную ситуацию, которая стимулирует проявление разнообразных эмоций (сочувствие, удивление, радость, гнев и пр.) Главным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы ребёнку захотелось найти на него ответ.

    Большое внимание в работе уделяю чтению. В сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуации, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки. Любая сказка: народная, авторская обучает и воспитывает. Т.е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал. По средствам обыкновенной сказки, переложив ее на современный лад мы формируем экономическое образование детей. И в народных, и в авторских сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуации, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки. Нами были прочитаны следующие произведения:

Сказки, отражающие труд людей:

«Теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь», А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде», К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К. И. Чуковский «Федорино горе».

Сказки о потребностях и возможностях:

Народные сказки «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как коза избушку построила», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К. И. Чуковский «Телефон»

Сказки о бартере:

Народные сказки: «Лисичка со скалочкой», В. Катаев «Дудочка и кувшинчик».

Сказки о деньгах:

К. И. Чуковский «Муха – цокотуха», Г. Х. Андерсен «Огниво», «Серебряная монета».

Сказки о рекламе:

Народные сказки «Лиса и козёл», Г. Х. Андерсен «Новое платье короля», Ш. Перро «Кот в сапогах», С. Михайлов «Как старик корову продавал».

Так же проводились интеллектуальные игры по формированию финансовой грамотности у детей «Что? Где? Когда?» для воспитанников старших и подготовительных к школе группам.

В рамках ДОУ была проведена выставка «Копилок» из бросового материала.

Было проведено открытые занятия, на тему «Денежные истории».

Вместе с детьми участвовали в различных конкурсах таких как, «Второй Региональный семейной олимпиаде НСО по финансовой грамотности», «Всероссийская викторина «Время знаний». Основы финансовой грамотности», «7 Всероссийский конкурс «Ты гений» конкурс рисунков «Путешествие в страну финансов», «7 Всероссийский профессиональный конкурс «Гордость России» номинация: «Основы финансовой грамотности».

Совместно с педагогами создали мини музей «Путешествие в прошлое денег».

И в заключении хочется сказать, экономическое воспитание - это актуальное направление в современной дошкольной педагогике. И это не дань моде, а возможность с раннего детства приобщить детей к миру финансов и его закономерностям. Задача педагога – на доступном уровне рассказать ребенку о сложных понятиях, проявить творческий и индивидуальный подход. Для этого воспитатель выбирает интересные и эффективные формы занятий, включающие игровой компонент и разные виды деятельности!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Эссе Актуальность проблем формирования предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

Деньги нужны даже для того, чтобы без них обходиться.                          Оноре де Бальзак...

Методические рекомендации для воспитателей Формирование предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Методические рекомендации для воспитателейФормирование предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста...

"Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста"

Статья посвящена проблеме развития предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Обозначены этапы технологии формирования предпосылок финансовой грамотности. Представлены педагогиче...

Сообщение для воспитателей «Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна на...