Педагогический проект по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе "Семейный бюджет. Доход-расход"
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

татьяна зильберт
•Расширение экономического кругозора дошкольника; формирование основ финансовой грамотности у детей подготовительной к школе группе через игровую деятельность, сформировать у детей понятие семейный бюджет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе

"Семейный бюджет. Доход-расход"

Сроки проведения проекта: 11.11.2024 г. -15.11.2024 г.

Актуальность...........................................................................................................

Цель и задачи...........................................................................................................

Тип проекта..............................................................................................................

Вид проекта..............................................................................................................

Участники проекта..................................................................................................

Интеграция образовательных областей................................................................

Предполагаемый результат проекта.....................................................................

Этапы реализации проекта.....................................................................................

План реализации проекта.....................................................................................

Бережливость может считаться

дочерью благоразумия,

сестрою умеренности и матерью свободы.

Сэмюэл Смайлс

Актуальность:

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, отражающее интерес педагогической и родительской общественности к глобальной социальной проблеме, неотделимой от развития ребенка с первых лет его жизни. Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне. Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком.

Многие семьи сталкиваются с проблемой нехватки денег и неправильного расходования семейного бюджета. В семейной экономике нет экспертов.

Каждая семья самостоятельно рассчитывает свои денежные средства и нередко в этом случае расходы превышают доходы.

Семейный бюджет – одно из слагаемых благополучия семейной жизни.

Проблема расходования семейного бюджета является неотъемлемой частью государственного бюджета. Он является основой благосостояния всего государства и отражает уровень развития экономики.

В семейной экономике необходимо грамотно соотносить доходы и расходы. А чтобы грамотно использовать свои доходы семья должна правильно распределить свой бюджет, продумать все затраты и покупки.

Дети с дошкольного возраста должны знать, что жить надо по средствам, тратить нужно меньше, чем зарабатывается. Чем раньше ребенок узнает о роли денег в семейной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Постановка проблемы: помочь детям подготовительного к школе возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Цель проекта: расширение экономического кругозора дошкольника; формирование основ финансовой грамотности у детей подготовительной к школе группе через игровую деятельность, сформировать у детей понятие семейный бюджет.

Задачи:

1. Создать условия для финансового образования детей в подготовительной к школе группе;

2. Образовательные: закрепить представления детей об экономических понятиях: труд и продукт труда, деньги, бюджет; формировать умение выделять слова и действия, относящиеся к экономике; познакомить детей с понятием «бюджет», составными элементами семейного бюджета; с понятием доход, расход; дать представление о том, что деньги оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением; обогащать словарный запас.

3. Развивающие: способствовать развитию детской познавательной инициативы; развивать интерес детей к экономике; умение рассуждать, высказывать свои предположения, делать выводы; развивать мыслительные операции анализа и синтеза, логическое мышление, связную речь, память.

4.Воспитательные: воспитывать представления о таких нравственных категориях, как экономность, бережливость и честность, благотворительность; воспитывать любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности; воспитывать нравственные качества разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи.

5. Обогатить знания родителей по экономическому воспитанию детей; обучение родителей основам экономических знаний через консультации, рекомендации.

Тип проекта: информационно- практико- ориентированный.

Вид проекта: познавательный, групповой, краткосрочный.

Участники проекта: педагоги группы, дети и их родители.

Интеграция образовательных областей: 

Социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие.

Основные формы реализации проекта: 

- игровые (сюжетно-ролевые игры, игровые упражнения, игровые приёмы, интерактивные);

- словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием, пояснение, решение проблемных ситуаций);

- наглядные (наблюдение, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций);

- практические

Планируемые результаты: 

1.Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.

2.Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий.

3.Воспитанники подмечают в литературных произведениях простейшие экономические явления.

4. У детей формируются представления об экономических понятиях: труд и продукт труда, деньги, семейный бюджет, реклама. Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества.

5. Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей и начинают взаимодействовать с детьми в сфере личных финансов.

1этап – Подготовительный:

- изучение методической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта;

- подбор художественной литературы по выбранной тематике;

- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта;

- создание развивающей среды по теме (изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр).

- информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Семейный бюджет. Доход-расход»; анкетирование; рекомендации; беседы: «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?».

2 этап – Практический:

Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, беседы, решение проблемных ситуаций, игровые ситуации, дидактические игры «Хочу-Надо», «Полезные и вредные расходы», «Что можно а что нельзя купить за деньги», «Доход-Расход», сюжетно-ролевая игра: «Магазин», «Супермаркет», «Банкомат» работа с наглядно дидактическими пособиями. Чтение художественной литературы: А.Романова «Чудеса в кошельке», С.Михалков «Как старик корову продавал» пословиц, поговорок, сказок по финансовой грамотности, продуктивная деятельность.

3 этап – Заключительный:

Подведение итогов реализации проекта в форме беседы «Устами младенца».

Детям задавались вопросы:

Понять откуда берутся деньги в семье;

Что такое доход;

Что такое расход;

Куда эти деньги тратятся;

Какие бывают виды расходов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ по формированию финансовой грамотности в подготовительной к школе группе «Финансовый - знайка» срок реализации проекта - один учебный год

Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. Через игровую форму, через интересный и познавательны...

Презентация для представления на VI Фестивале успешных педагогических практик "Проект по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе с детьми с ОВЗ"

Вашему вниманию предоставлена обзорная презентация к проекту по финансовой грамоте "проект по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе с деттьми ОВЗ"...

Конспект ООД по познавательному развитию (финансовая грамотность) в подготовительной к школе группе «Обучение Буратино финансовой грамотности»

Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....

конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе "Школа экономики для малышей"

Путешествие в школу финансов для малышей с интересными заданиями, проведением опытов с монетой и банкнотой....

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе «Семейный бюджет».

Цель: Познакомить детей с понятием «семейный бюджет», «доход», «расход». С некоторыми составляющими семейного бюджета: зарплатой, пенсией, стипендией....

Проект по формированию финансовой грамотности в подготовительной к школе группе «Юный финансист»

Формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных представлений по финансовой грамотности через проектную деятельность....