Проект образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Я, сказка, экономика»
проект по основам финансовой грамотности (младшая группа)

Карпухина Ольга Евстахиевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekonomika.docx34.25 КБ

Предварительный просмотр:

Проект образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Я, сказка, экономика»

Продолжительность проекта: 10 дней.

Цель проекта:

образовательная:

- ввести ребенка в мир элементарных представлений об экономических процессах и объектах;

- учить быть экономными и бережливыми;

- дать представление о ресурсах, которые нужны человеку, о том, как и для чего они используются;

- дать представление о производителях и продукте труда; о том, как этот продукт труда превращается в товар;

- формировать у детей начальные представления о финансовых категориях (деньги, цена,

стоимость, средства); с действиями, связанными с этими понятиями;

- учить разрешать проблемные экономические ситуации, обосновывать свои решения;

- пополнять знания детей о профессии продавца и врача; используя примеры сказочных героев;

- вызвать у детей желание использовать свой жизненный опыт во время игровой деятельность;

 

развивающая:

- развивать умение разрешать жизненные ситуации; развивать умение ориентироваться в мире товаров, выбирать товар в соответствующем магазине;

- развивать интерес к разным профессиям;

- развивать у детей желание активно участвовать в трудовых действиях вместе со взрослыми;

- развивать творческие способности;

- развивать умение получать удовольствие от процесса и результатов своей деятельности; - развивать умение реализовать в практической деятельности приобретенные знания и способности (в игре, труде, художественной деятельности).

 

социализирующая:

- создавать все условия для реализации познавательной и социальной активности детей;

- способствовать обогащению опыта общения ребенка как со взрослыми так и со сверстниками;

- развивать самооценку и самоконтроль;

- уметь применять личностные знания и умения в работе над проектом;

 

воспитательная:

- воспитывать интерес к экономическим знаниям через все виды деятельности;

- воспитывать личностные качества, связанные с экономической деятельностью (трудолюбие, бережливость, экономность, рациональность);

- воспитывать бережное отношение к результатам человеческого труда;

- воспитывать чувство удовлетворения конечным результатом работы.

 

Характеристика проекта:

• по доминирующей деятельности: поисково-информационный;

• по продолжительности: средней продолжительности;

• по количеству участников: коллективный;

• по характеру контактов: в пределах группы.

База реализации: дошкольные образовательные учреждения

Участники и соучастники проекта: дети, родители, воспитатели.

Психолого-педагогическое проектирование деятельности детей младшего дошкольного возраста по теме «Я, сказка, экономика»

Продолжительность цикла – 10 дней.

 

Виды деятельности

Содержание работы

Мотивационный. 1 день

Проектное занятие (ознакомление с окружающим, развитие речи, художественная литература, рисование)

Тема. Знакомство с гномом Экономом.

Цель: помочь детям познакомиться друг с другом; выявить, что их объединяет, какие способности и интересы у каждого; понимать потребности в дружеских отношениях, потребности в образовании, чтобы познать новое, открывать для себя мир и преобразовывать его; воспитывать положительные отношения к окружающим.

Материал: лист бумаги с изображением гнома, цветные карандаши, сюжетные и предметные картинки.

Методы и приемы: сюрпризный момент, беседа, рассмотрение сюжетных и предметных картинок, решение ситуаций: Есть друзья герои сказок? рассказы детей о своем друге, Если у вас есть друзья , то вы счастливый человек?, рисование.

 

Игровая деятельность

Дидактические игры: «Кто на кого похож?», «Хорошо или плохо?», «Помоги героям».

Подвижные игры: «Найди себе пару», «Зайчик серый умывается», «Кто быстрее».

Настольно-печатная игра: «Составь целое из частей».

 

Трудовая деятельность

 

Во время одевания на прогулку, помогать друг другу застёгивать пуговицы или завязывать шнурки.

 

Работа вне занятий

Чтение и обсуждение произведения – российская народная сказка «Снегурочка» (дать детям понятие о том, что дети – это большое богатство и радость для родителей).

 

Поисково-исследовательская работа

Чтобы вы придумали или сделали, если бы имели палочку-выручалочку?

Наблюдение за играми старших детей.

 

Индивидуальная работа

«Это – я!» (выражение состояния в рисунке, когда ребенку весело и хорошо).

 

Работа с родителями

 

Анкетирование: Что такое семейная экономика?

 

Информационный. 2 день

Проектное занятие (ознакомление с окружающим, развитие речи)

 

 

Тема. Потребности жителей страны Веселых Человечков.

Цель: учить различать представления детей о количестве потребностей, жизненно важных для человека; о товарах и услугах, о потребителях и изготовителях товаров и услуг, упражнять в умении оценивать важность потребностей для человека; обогащать словарь словами: товар, потребитель, потребности; воспитывать положительное отношение к экономике, умение выслушивать мнение других.

Материал: предметные картинки об одежде, транспорте.

Методы и приемы: сюрпризный момент, проблемные ситуации: В чем нуждается человек? В чем нуждается растение, дерево? В чем нуждается транспорт?, рассказ воспитателя об истории с мистером Винтиком, помощь малышей девочке Капельке.

 

Работа вне занятия

Провести с малышами беседу: «Из чего делают одежду?»

 

Игровая деятельность

.

Дидактические игры: «Что лишнее?» «Что нужно для работы?» «Кто хозяин этой вещи?» «Кто больше назовет?»

Подвижные игры: «Подоляночка» «Воробьи и автомобили»

Сюжетно-ролевая игра: «Маленькая швея»

Строительно-конструктивная игра: «Офисное сооружение»

Наблюдение

 

Экскурсия-рассмотрение комнаты швеи. Нужна ли в садике такая профессия? Зачем?

Трудовая деятельность

 

Предложить девочкам постирать одежду для кукол, а мальчикам помыть машинки.

Индивидуальная работа

 

Развитие связной речи при решении жизненных ситуаций.

Поисково-исследовательская работа

 

Рассматривание лоскутов ткани. Можно ли сшить без ткани одежду? Бывает ли бумажная одежда?

 

Работа с родителями

 

Предложить родителям вместе с детьми изготовить семейное дерево.

Маме с дочкой пошить одежду кукол для игры в саду.

Информационный. 3 день

 

Проектное занятие (развитие речи, математика)

 

 

Тема. Страна игрушек.

Цель: закрепить знание детей о жизни дошкольников в детском саду (есть много игрушек, игр; дети играют дружно, делятся своими игрушками), обратить внимание малышей на то, что игрушки изготавливают люди, игрушки стоят дорого, чтобы их купить, родителям надо много работать; упражнять в умении внимательно слушать вопросы, давать четкие ответы, считать предметы и ориентироваться в окружающей среде группы; воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Материал: картина из серии «Поделись игрушкой», сюжетные картинки из серии «Дети играют», игрушки, игрушечная сорока-белобока, конверт.

Методы и приемы: сюрпризный момент, проблемная ситуация: Как появились игрушки? Из чего они сделаны? Игра «Моя любимая игрушка», рассказы детей, игра «Сколько?».

Индивидуальная работа

 

Провести работу с детьми, отсутствовавшими на предыдущем этапе.

 

Игровая деятельность

 

Дидактические игры: «Один - много», «Узнай и скажи», «Кто больше назовет?»

Подвижные игры: «Найди и промолчи», «У медведя у бора», «Хитрая лиса», «Мой веселый звонкий мяч».

Строительно-конструктивная игра: «Наша игровая площадка».

Настольно-печатные игры: Лото, Мозаика.

Трудовая деятельность

 

Предложить детям навести порядок во всех игровых зонах. Обратить внимание на игрушки, которые не пригодны для дальнейшего использования.

В магазин машина привезла коробки. Что в них может быть? Как с коробками обращается грузчик? Почему?

Работа вне занятий

 

Чтение стихов А. Барто «Игрушки» (развивать память, желание самостоятельно декламировать знакомое стихотворение).

Работа с родителями

Изготовление поделок из бумаги и оформление выставки: «Вместе родители и дети»

Информационный. 4 день

Проектное занятие (развитие речи, ознакомление с окружающим, художественная литература)

 

Тема. Профессии наших родителей.

Цель: продолжать учить малышей различать и верно называть профессии; дать понятие о том, что человек работает для общего блага и за свой труд получает заработную плату; ознакомить малышей с новой профессией - предприниматель; формировать представление об этике отношений; воспитывать уважение к деловым людям, наследовать их ответственное отношение к делу.

Материал: серии картинок «Кем быть?», произведение В. Маяковского «Кем быть?».

Методы и приёмы: сюрпризный момент, рассмотрение картинок, игра «Правильно назови», рассказ воспитателя о новой профессии, рассказы детей о профессиях их родителей, проблемные ситуации: Как человек получает профессию? Что он за труд получает?, чтение отрывков из произведения.

Наблюдение

 

За трудом дворника. Как бы было вокруг, если бы не было дворников? (воспитывать у малышей уважение к людям этой профессии).

Поисково-исследовательская деятельность

Выявить у детей то, что у каждого лучше всего получается.

Игровая деятельность

Дидактические игры: «Что кому нужно для работы?», «Маленькие хозяева…», «Кем быть?».

Сюжетно-ролевая игра: «Магазин» (развивать умение исполнять роли продавца и покупателя).

Подвижные игры: «Медведь и пчелы», «Пастух и стадо», «Охотники и зайцы», «Нить и игла».

Работа вне занятия

Книжная больница (учить подклеивать поврежденные страницы книг; обращать внимание на бережное отношение к книгам).

 

Индивидуальная работа

Отработка выразительности речи, движений, жестов, мимики персонажей сказки «Варежка».

Работа с родителями

Провести беседу - консультацию «Рассказываем о том, что имеем.»

Информационный. 5 день

 

Проектное занятие (художественная литература, рисование)

 

 

Тема. Подарок деду.

Цель: побуждать малышей к желанию рассказывать самостоятельно в ролях знакомую сказку, упражнять в умении отгадывать сказки по предложенным отрывкам; развивать артистичность, выразительность речи; воспитывать желание самостоятельно и красиво украсить подарок в форме перчатки.

Материал: атрибуты-шапочки для народной сказки «Варежка», сюжетные картинки, тонированный разным цветом прямоугольный лист с скрытой формой варежки, краски, вода, салфетки.

Методы и приемы: сюрпризный момент, игра «Отгадай, что за сказка», театрализация сказки. Проблемные ситуации: Если бы дедушка не потерял перчатку, то как бы было зверям? Как мы можем помочь деду, чтобы у него была не одна пара варежек? Куда мы денем лишнее количество варежек? Нетрадиционное рисование пальчиком. Отправка товара в магазин.

Поисково-исследовательская работа

 

Учить малышей выделять ошибки героев сказок: «Гуси-лебеди», «Колобок», «Волк и семеро козлят»

Игровая деятельность

Дидактические игры: «Хозяйка», «Хорошо или нет?», «Магазин одежды», «Угадай».

Подвижные игры: «Зайцы и волк», «Лиса в курятнике»

Строительно-конструктивная игра: «Магазин лисички»

Трудовая деятельность

Изготовление из цветной бумаги закладок для книг.

Наблюдение

Экскурсия в магазин (определить его назначение).

Индивидуальная работа

Развивать связную речь при решении жизненных ситуаций.

Работа с родителями

Порекомендовать, как можно чаще, читать ребенку книги, вместе с ним рассматривать иллюстрации, оценивать поступки героев.

Информационный. 6 день

Проектное занятие (математика, художественная литература)

 

 

 

Тема. Магазин посуды.

Цель: обогатить словарь детей словами-названиями предметов посуды: тарелка глубокая, тарелка мелкая, ложка столовая, ложка чайная, стакан, чашка, хлебница; закрепить понятие «один-много»; упражнять в умении ориентироваться в пространстве: слева, справа, спереди, сзади; ввести понятие «средства»; воспитывать бережное отношение к посуде.

Материал: игрушечная и обычная посуда, цифры, предметные картинки с изображением посуды, иллюстрации к сказке «Три медведя»

Методы и приемы: сюрпризный момент, проблемная ситуация: Для чего нужна посуда? Кто ею пользуется? Что было бы, если бы люди не имели посуды?

Упражнение «Правильно назови», игра «Что где стоит?», чтение сказки, обсуждение сюжета, игра «Помоги медведям купить посуду»

Игровая деятельность

 

Дидактические игры: «Любимые блюда», «Вместе с мамой на кухне», «Волшебный мешочек».

Игра на развитие сенсомоторики: «Бачки мёда для медведя».

Подвижные игры: «День-ночь», «Кто быстрее?», «У медведя в бору».

Трудовая деятельность

 

Воспитание культурно-гигиенических навыков: совершенствовать навыки аккуратности, правильно держать ложку и пользоваться вилкой и ножом.

Наблюдение за трудом помощника воспитателя.

 

Почему нужно мыть посуду, убирать в групповых комнатах? (формировать понятие о влиянии санитарного состояния помещения на здоровье).

Работа вне занятия

 

Лепка: «Посуда» (самостоятельный выбор объекта для лепки (чашка с блюдцем, тарелки глубокая и мелкая, набор ложек и вилок); закрепление знакомых приёмов лепки.

Индивидуальная работа

 

С малоактивными детьми проводить диагностику знаний.

Работа с родителям

 

Предложить разрешить ребенку самостоятельно купить в магазине продукт питания.

Репродуктивный, 7 день

Проектное занятие (развитие речи, ознакомление с окружающим)

 

 

Тема: Полечим медвежонка Мишку.

Цель: дать детям представление и знания о профессии врача, его обязанностях и важном значении для человека; обратить внимание малышей на пользу и вредность лекарств; воспитывать желание ухаживать и заботиться о больном, заинтересованность в профессии врача.

Материалы: игрушечный медведь, одежда врача, шкатулка с лекарствами.

Методы и приемы: сюрпризный момент, проблемная ситуация: Заболел Мишка, что делать? Кто поможет?, беседа о профессии врача, игра «Что нужно для работы?» проблемная ситуация: Как лечить грипп?

Наблюдение

 

 

Экскурсия в аптеку (дать представление о назначении данного заведения и важность для людей)

Игровая деятельность

Дидактические игры: «Телефон доверия», «Что лишнее?», «Помоги героям», «Подбери картинку»

Подвижные игры: «Лиса в курятнике», «Сделай фигуру», «Кот и мыши»

Строительно-конструктивная игра: «Офисные сооружения»

Сюжетно-ролевая игра: «Больница»

Трудовая деятельность

 

«Чтобы чистоплотным выглядеть, надо за собой ухаживать».

Театрализованная деятельность

 

Формировать умение передавать характерные признаки с помощью мимики, походки, движений во время игры-драматизации «Игрушечная больница»

Индивидуальная работа

 

С малоактивными детьми провести настольно-печатную игру «Домино»

Работа с родителями

 

Обратить внимание родителей на распределение семейного бюджета.

Обобщающий. 8 день

Проектное занятие (развитие речи, математика)

 

Тема. Большие и маленькие деньги.

Цель: дать детям понятие о том, что ничего нельзя купить без денег; распространить представление о российской национальной валюте; учить решать арифметические ребусы, задачи; воспитывать бережное отношение к деньгам, навыки поведения в магазине.

Материал: таблицы, цифры, игрушки, валюта: копейки и рубли (бумажные и металлические).

Методы и приемы: сюрпризный момент, рассмотрение национальной валюты, проблемная ситуация: Что было бы, если бы у людей не было денег? Почему взрослые не позволяют детям играть копейками?, решение арифметических задач, игра «Купи продукты на обед»

Игровая деятельность

Дидактические игры: «Сколько?», «Свари борщ», «Помоги героям», «Кто хозяин этой вещи?»

Настольно-печатная игра: «Лесной магазин» (знакомство с правилами игры)

Подвижные игры: «Чье звено быстрее?», «Найди, где спрятано», «Гуси-лебеди», «Найди пару»

 

Наблюдение

 

Рассмотрение и сравнение разных валютных единиц.

Трудовая деятельность

 

Упражнять в умении выполнять функции организатора, осуществлять взаимоконтроль.

Творческий. 9 день

Проектное занятие (математика, конструирование)

 

 

Тема: Новогодние украшения.

Цель: учить ребят составлять один целый узор из 4 частей, опираясь на образец; продолжать учить выкладывать предмет (ракету), используя геометрические фигуры; продолжать учить понимать и использовать термины «товар» и «деньги»; поощрять малышей к изготовлению самостоятельного товара; закрепить умение склеивать полоски бумаги в кольцо друг в друга; воспитывать желание быть экономически развитыми; создавать товар и оценивать его результат.

Материал: предметные картинки с изображением животных, разрезанные на 4 части; геометрические фигуры; разноцветные полоски, кисточка, клей; атрибуты к сри «Магазин».

Методы и приемы: сюрпризный момент: на столе из геометрических фигур выкладывают ракету, игра «Из частей сделай целое», решение логических задач, изготовление разноцветных гирлянд.

Игровая деятельность

 

Дидактические игры: «Любимые блюда», «Оцени поступок», «Сказочный магазин», «Раскодируй слово».

Подвижные игры: «Карусели», «У медведя в бору» (выявить умение организовывать игру и соблюдать правила,)

Сюжетно-ролевая игра: «Магазин игрушек» (выяснить игровые навыки детей)

Наблюдение

В утренние часы, для развития творческого воображения, наблюдать за окружающим. Какие возникают чувства? Провести минутку любования.

Поисково-исследовательская работа

 

Выявление у детей знаний о товаре и услугах для удовлетворения потребностей человека.

Театрализованная деятельность

 

Формирование умения передавать характерные признаки героев сказки «Колобок», с помощью мимики, осанки, движений, походки.

Индивидуальная работа

 

Развивать внимание, память и связную речь при решении жизненных ситуаций.

Работа вне занятия

 

Составление пазлов «В мире сказок»

Работа с родителями

 

Предложить родителям вместе с детьми изготовить семейное дерево.

Рефлексивно-оценочный. 10 день

Праздник «День сказки»

 

 

Цель: учить детей передавать интонации, обобщать знания детей о сказках (герои, содержание); развивать смекалку, воображение, фантазию, творческие способности, дикцию, тембр речи, воспитывать любовь и интерес к сказкам; создавать эмоциональное, радостное настроение.

Материал: выставка книг-сказок; работы детей по рисованию, лепке, аппликации; сказочная карусель, дидактические игры, разные виды театров, шапочки сказочных героев.

Методы и приемы: бабушка-сказочница; эпизоды сказок; волшебный клубок; дидактические игры: «Помогите сказочным героям», «Кто лишний?»; задача «Сказочный герой превратился...», «Спой песенку», «Оживи вещи», «Придумай концовку»

Проектное занятие (математика, рисование)

 

 

Тема: Маленькие бизнесмены.

Цель: дать детям понятие об обязанностях и правах человека в бизнесе, вызвать у малышей желание придумать свою фирму и обыграть сюжет игры; закрепить умение считать, различать и называть цифры; ориентироваться в понятиях «услуги» и «товар»; развивать фантазию при рисовании своей визитной карточки.

Материал: цифры, сюжетные картинки о профессиях взрослых, цветные карандаши, лист бумаги.

Методы и приемы: сюрпризный момент, игра «Кто это?», игра «Сколько стоит этот товар?», рисование визитки, обмен картами, проблемная ситуация: Для чего человеку нужен бизнес?

Игровая деятельность

Вспомнить с детьми, какие игры им больше всего понравились и запомнились, какие новые считалки запомнили и игры изучили, в какие игры играли часто и самостоятельно, хотели бы еще поиграть, в какие игры научили родителей и друзей.

Поисково-исследовательская работа

 

 

Рассмотреть игрушки.Обнаружить из какого материала они сделаны. Как следует с ними обращаться? Какие игрушки опасны? Почему?

Индивидуальная работа

 

«Это счастливый человек!» (выражение в рисунке)

Трудовая деятельность

 

Выучить с детьми правило: «Каждой вещи-своё место» (воспитание бережного отношения к предметам, игрушкам, играм).

Самостоятельно-художественная деятельность

 

Изготовление и оформление папок для деловых бумаг.

Работа с родителями

 

Поблагодарить родителей, которые оказали помощь на протяжении проекта: решали ребусы, изучали игры, решали жизненные ситуации, создавали фирмы вместе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА « ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКЕ КОЛОБОК» (с использованием игровых технологий)

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ  ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  « ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКЕ КОЛОБОК»(с использованием игровых технологий) Цель совм...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Игра-драматизация по русской народной сказке «Теремок»

Создание благоприятных условий творческой активности у детей посредством театрализованной деятельности....

Конспект образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие». Лепка из бумажного теста по мотивам сказки «Колобок» Изготовление пальчикового театра.

Конспект образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста  «Художественно-эстетическое развитие».Лепка из бумажного теста по мотивам сказки «Колобок&raqu...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста «Путешествие с Кроликом»

Математика, особенно для детей младшего возраста должна быть занимательной. Игра это основная деятельность ребёнка, особенно младшего возраста. Поэтому я стараюсь проводить ее в игравой форме....

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по теме «Театрализованная деятельность как средство речевого развития младших дошкольников» «В гостях у Сказки…»

Программное содержание: развитие связной диалогической речи, активизация словаря, интонационной выразительности речи, памяти, внимания, умение использовать мимику и жесты для изображения героев с...