Финансовая грамотность
проект по основам финансовой грамотности

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost_proekt.docx400.08 КБ

Предварительный просмотр:

Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дудинский детский сад комбинированного вида «Рябинка»

 

 

ПРОЕКТ

 

по формированию финансовой грамотности в подготовительной к школе группе комбинированной направленности

«ЮНЫЙ ФИНАНСИСТ»

 

 

 

 

 

Авторы проекта: воспитатели:

Киселева И.В.

Агаева Е.А

Учитель-логопед:

Посыпайко Е.И.

Дудинка - 2024

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Содержание

страница

Введение

3

1.

Актуальность проекта

3

2.

Цель и задачи проекта

5

3.

Участники проекта

5

4.

Этапы реализации проекта:

6

4.1

1этап – Организационный;

6

4.2

  1. этап – Практический;

6

4.3

  1. этап – Заключительный

6

5.

Предполагаемые результаты

6

6.

Реализация проекта

7

Литература

8

Приложение 1

Итоговое мероприятие «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФИНАНСОВ»

         

Введение

            «Нажить много денег – храбрость,  

сохранить их – мудрость,

а умело   расходовать – искусство»

                                                                                                                А. Бертольд

Проект по формированию финансовой грамотности «Юный финансист» включает:

  • актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость;
  • цели и задачи с детьми в рамках предложенного проекта;
  • сроки и этапы реализации проекта;
  • планируемые мероприятия в рамках проекта;  
  • ожидаемые результаты после реализации проекта;
  • заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.

 

Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).

Проект по формированию финансовой грамотности «Юный финансист» разработан в целях финансового просвещения детей подготовительной к школе группе в рамках комплексно-тематического планирования образовательной деятельности.

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.

Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.

Данный проект реализован с воспитанниками подготовительной к школе группе комбинированной направленности «Пчелки».

 

1. Актуальность

Всех здравомыслящих родителей волнует будущее их детей. Однако необходимо помнить, что это самое будущее начинает складываться в детстве, а, следовательно, зависит от воспитания. Финансовое будущее — не исключение.

Финансовая жизнь семьи с ее кризисами, взлетами и рутиной не должна быть для детей чем-то посторонним и непонятным. Они должны знать, откуда берутся деньги, одежда и еда, какую часть из семейных расходов можно выделять на развлечения.

Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле – продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне. Как научить ребенка жить по средствам и разумно распоряжаться своим «состоянием», должны ли дети иметь карманные деньги и должны ли они отчитываться – вот нерешенные вопросы для многих взрослых.

Воспитать дошкольника социально адаптированной личностью, умеющей ценить результаты труда взрослых, особенно близких ему людей, непосредственно проявляющих заботу о нем, ценить блага детства и быть разумным потребителем этих благ, не просто.

В настоящее время педагоги ориентируются на формирование у детей уже к 4 -7 годам элементарных знаний о мире финансов и экономики, однако, на практике взрослые зачастую не имеют конкретных методических рекомендаций и литературы, которые помогали бы им в воспитании человека, умеющего мыслить финансово- экономическими категориями.

Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.  

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Финансовая грамотность — это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.

 

Постановка проблемы:

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

 

2. Цель и задачи проекта.

Цель проекта:  

  • формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных представлений по финансовой грамотности через проектную деятельность.

 

Задачи: 

Образовательные 

  • Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
  • Познакомить с элементарными экономическими понятиями: «деньги», «товар», «банк», потребность», «зарплата», «кредит», «карта» и др.;
  • Расширять знания детей об истории возникновения денег;
  • Расширять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать коммуникативные качества детей;
  • Расширять представления о профессиях, связанных с финансами;
  • Учить детей сравнивать, анализировать и соотносить потребности и возможности.

Развивающие 

  • Развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности;  
  • Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
  • Развивать         умение         творчески         подходить         к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий;
  • Расширить представление детей о необходимости рационально использовать деньги;
  • Способствовать развитию внимания, логического мышления.

Воспитательные 

  • Воспитывать эмоционально положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера;
  • Воспитывать основы финансовой культуры;
  • Воспитывать у детей умение применять на практике в жизни полученные знания         по         финансовой         грамотности,         понимать         и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей;
  • Воспитывать у детей уважение к людям, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги;
  • Воспитывать социально – нравственные качества личности: бережливость, честность, трудолюбие.

 

3. Участники проекта:

  • дети подготовительной группы комбинированной направленности;
  • воспитатели группы;
  • учитель-логопед;
  • родители.

Сроки реализации проекта 

Проект краткосрочный. Срок реализации - одна неделя (с11 по 17 октября 2021 года) в подготовительной к школе группе комбинированной направленности «Пчелки».

 

Тип проекта 

  • информационно - ориентированный

 

4. Этапы проекта:

4.1. Организационный – 1 этап:

  • Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
  • Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Юный финансист».
  • Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
  • Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
  • Создание развивающей среды по теме.

 

4.2 Практический – 2 этап:  

Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя и учителя-логопеда с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность. Изготовление книги по финансовой грамотности.

 

4.3 Заключительный – этап:  

Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры совместно с родителями «Путешествие в страну финансов».

 

5. Предполагаемые результаты

В конце реализации проекта планируется сформировать у детей следующие понятия и представления:

  • деньги не появляются сами собой, а зарабатываются. Развитие духовно богатой личности ребенка, как активного участника проекта.
  • сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
  • стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).
  • деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
  • финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
  • твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
  • не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
  • финансы – это интересно и увлекательно.

На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Совместная работа педагога и семьи даёт хорошие результаты и способствует более серьёзному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей:

  • Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
  • Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
  • Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.

-       Пополнение РППС.

6. Реализация проекта 

День недели

Направления работы

Ответственный

Понедельник

  • Беседа, эксперименты - «Знакомство с деньгами»;
  • презентация «Откуда деньги к нам пришли»

Учитель-логопед: Посыпайко Е.И.

Вторник

НОД по финансовой грамотности дошкольников «Деньги и их значение»    

Воспитатель:

Агаева Е. А.

Среда

  • Игровая деятельность «Кошелек и его друзья»;
  • Домашнее задание - раскрасить листики для создания книжки-сказки

Учитель-логопед: Посыпайко Е.И.

Четверг

Квест- игра  «Путешествие в сказочную страну Экономию»

Воспитатель:

Киселева И.В

Пятница

  • Консультация для родителей

«Финансовая грамотность детей.

Дайте ребенку знания о деньгах»

 Чтение художественной литературы

 Чтение пословиц и поговорок, сказок «Приключение Буратино, «Муха – Цокотуха», «Как старик корову продавал», «Жадный мельник», «Кот в сапогах», «Добрый жаворонок», «Скупой» и др., отгадывание загадок

 Дидактические и сюжетно -  ролевые игры

 Дидактические игры «Кто кем работает?», «Можно и нельзя купить», «Разложите товар», «Что важнее?», «Хочу и надо», «Товар или услуга», «Где живут деньги?»

«Мы - художники», «Доход – расход»

Сюжетно - ролевые игры «Магазин», «Аптека»,

«Рынок», «Банк», «Семья. Все зарабатывают деньги».

Работа с лэпбуком по финансовой грамотности.

Организованная образовательная

деятельность

Картотека ООД по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

Работа воспитателей 

Практическая деятельность

Изготовление атрибутов к СРИ (банкомат, сейф, деньги, ноутбук), лэпбук по финансовой грамотности

Работа с родителями

Анкета для родителей

«Финансовая грамотность детей»

 

«Рекомендации для родителей по экономическому воспитанию»

Практическое задание для родителей

Изготовление стойки «Касса».

Пополнение РППС. Изготовление атрибутов для игр (кошельки, визитницы, банковские карты).

Совместная деятельность родителей и детей

Просмотр мультфильмов

Фиксики «Как делают деньги», «Азбука денег тетушки Совы», «Смешарики. Финансовая грамотность – благородное дело», «Трое из Простоквашино»,«Как старик корову продавал», «Муха – Цокатуха» и др.

 Викторина по экономическому воспитанию

 «Путешествие в страну финансов»

 

Работа с социальными партнерами

 Краеведческий музей

 Выставка «Деньги. Вчера, сегодня» Презентация «Из истории денег»

 

 

 

Литература:

1.Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений /Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников».

2."Методические рекомендации. Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. ФГОС ДО"/Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников».

3.Сборник игр по организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Играем вместе» Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю.Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия:Занимательные финансы. Азы для дошкольников».

4.Советы родителям: говорите с детьми о финансах Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников»  

5.Художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Читаем, обсуждаем»/Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников».

6. Интернет ресурсы.

 

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»

Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»

Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»

Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....