«Эффективные педагогические практики по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста: формирование предпосылок финансовой грамотности»
учебно-методический материал по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)
Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое
образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой
культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая
творчество и воображение).
В дошкольном воспитание под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Лукоморье»
городского округа город Михайловка Волгоградской области»
структурное подразделение «Солнышко» .
«Эффективные педагогические практики по экономическому воспитанию детей
дошкольного возраста: формирование предпосылок финансовой грамотности»
г. Михайловка
2023г.
ВВЕДЕНИЕ:
Актуальность
Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое
образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой
культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая
творчество и воображение).
В дошкольном воспитание под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.
Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений, начиная с дошкольного возраста. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.
Цель: формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через взаимодействие с семьёй.
Задачи:
- сформировать элементарные экономические знания у родителей;
- содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения;
- развивать умения подмечать простейшие экономические явления.
Условия применения:
Работа по развитию финансовой грамотности дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы. По этому, мы разработали данный буклет работы с родителями. Данный буклет может использоваться как в индивидуальном порядке, так и на консультациях или родительских собраниях.
Основная часть
Методическая разработка.
Первое, что важно помнить, обдумывая стратегию «финансового» воспитания ребенка - это идею о взаимосвязи общего стиля воспитания и частных вопросов.
1. Анкетирование родителей «Мой ребенок и финансовая грамотность» - 07.11.23г.
2. Буклет «Финансовая грамотность дошкольника» - 15.11.23г.
3. Памятка «Советы родителям по финансовому воспитанию детей» - 22.11.23г.
4. Родительское собрание «Уроки финансовой грамотности в семье» - 29.11.23г.
Анкета для родителей
«Мой ребенок и финансовая грамота»
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопросы анкеты «Мой ребенок и финансовая грамота».
1.Как Вы относитесь к введению в группе нового образовательного курса по финансовой грамотности?
- считаю его необходимым, так как данный курс соответствует взглядам, потребностям и интересам ребенка;
- положительно;
- отрицательно;
- не готов оценить значимость курса.
2.Как Вы думаете, с какого возраста нужно обучать детей экономике и финансам?
- до 3-х лет;
- в старшем дошкольном возрасте;
- в школе;
- не вижу необходимости в таком обучении.
3.Знает ли ваш ребёнок, что такое экономика?
- Да
- Нет
4.Нужно ли детей знакомить с экономикой?
- Да.
- Нет.
5.Прививаете ли вы ребёнку первоначальные экономические навыки в быту?
- Да
- Нет
6.Знает ли ваш ребёнок, что такое потребности?
- Да
- Нет
7. Знает ли Ваш ребенок о деньгах (что такое «деньги», какие они бывают (например, копейки, рубли), откуда берутся деньги, кто их зарабатывает в вашей семье и т.п.?
- Да
- Нет.
8.Нужно ли детям рассказывать о деньгах?
- Да
- Нет.
9.Как Вы относитесь к желанию детей иметь копилку?
- Положительно.
- Отрицательно.
10.Должны ли дошкольники иметь карманные деньги?
- Да.
- Нет.
11.Даете ли Вы ребенку деньги (например, чтобы он расплатился в магазине или, чтобы мог самостоятельно что-то купить)?
- Да
- Нет.
12.Замечаете ли вы интерес у ребенка к домашней работе?
- Да.
- Нет.
13.Как ребенок относится к труду?
- Охотно принимается за дело.
-Неохотно принимается за дело.
14.Имеет ли ребенок постоянные обязанности дома?
- Да.
- Нет.
15.Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих покупок?
- Да.
- Нет.
16.Знают ли дети профессии родителей?
- Да.
- Нет.
17.Знает ли ребенок на, что тратятся деньги?
-- Да.
- Нет.
18.Рассказываете ли вы ребенку, откуда берутся деньги?
- Да.
- Нет.
19.Формируете ли вы у ребенка основы финансовой грамотности? (Например, объясняете ему, что не можете купить слишком дорогую игрушку, или что родители ходят на работу, чтобы зарабатывать деньги)?
- Да.
- Нет.
20.Считаете ли вы необходимым привитие ребенку основ финансовой грамотности? Если нет, то почему?
- Да.
- Нет.
21.Готовы ли Вы вместе с детьми участвовать в обучающей программе по изучению финансовой грамоты?
- готовы;
- не готовы;
- возможно.
Спасибо за сотрудничество!
Памятка Советы финансового воспитания
- Говорите на равных!
Территория денег – территория взрослого открытого диалога. У нас приятно оберегать ребенка от всех финансовых тем и связанных с этим переживаний. При детях не обсуждают уровень оплаты, стоимость жизни, стоимость целей. Но при этом мы ждем, что ребенок с пониманием отнесется к нашим «я не могу позволить себе купить все сразу», «мы не печатаем деньги». Перестаньте бегать от серьезных разговоров – обсудите финансовые планы семьи, возможности и правила распределения ресурсов. Это будет более убедительно, чем «я так сказал, не могу купить и все». К тому же разговор про взрослую жизнь увлечет ребенка в ваше совместное путешествие за финансовыми знаниями.
- Личный пример!
Следующий важный момент – личный пример. Если вы будете рассказывать ребенку, о том, как важно разумно и бережно расходовать ресурсы, иметь цели и настойчивость в движении к ним, разделать нужное и желаемое. Но сами никогда там не делали, у вас нет порядка в ваших финансовых планах, вы не всегда последовательны в движении к ним – толку от разговоров будет мало. Придется начать с себя и гармонизировать сначала свою жизнь. Будьте сами финансово грамотными.
- Нет негативным эмоциям!
Нет, негативным эмоциям. Был ли у кого-то из вас негативный опыт обращения с деньгами? Возможно, рынок обманул ваши ожидания? Неудачно вложили деньги? Такое возможно и неизбежно будет случаться. При этом если у вас, когда-то где-то что-то не получилось, рынок обманул ваши ожидания — это не повод формировать у ребенка негативное отношение к деньгам. Никогда не наказывайте деньгами, и не поощряйте ими. Деньги это всего лишь средство реализации наших планов и относиться ним нужно ровно и продуманно.
- Сделайте процесс живым и интересным!
Формируя у ребенка основы разумного финансового поведения не нужно читать ему вместо сказок «Экономика» на ночь или рассказывать о финансовых инструментах. Проводите опыты и эксперимент. Нарисуйте вместе личный финансовый план вашего ребенка. Путь он поделиться с вами планами на будущее – где он будет жить, кем будет работать, на чем ездить, как отдыхать – отличная основа для обсуждения здоровых финансовых привычек. Проводите наглядные расчеты – сравните сколько «Хочу сейчас киндер - сюрпризов» умещается в покупке «Желанной игрушки». Делайте покупки вместе по списку – ребенок будет учиться разделять желаемое и необходимое. Вместе подводите ежемесячный аудит семейного бюджета. Накопите на что-нибудь – наблюдайте, как прирастает ваше богатство. Устройте конкурс на «самый оригинальный способ экономии». Купите ценную бумагу в режиме реального времени следите за ее поведением. Есть много способов сделать процесс живым и интересным.
- Дайте право на собственные ошибки!
Для того чтобы ребенок мог испытать на практике полученные знания, ему нужны личные деньги и право на собственные ошибки. Путь лучше он в 7 лет спустит все на шоколадки и поймет, что так на велосипед не накопить! Чем в свои 40 поймет, что если каждый день прожигать жизнь, то ничего нажить не удастся. Карманные деньги крайне важны в финансовом воспитании. Сколько стоит давать на карманные расходы? Ровно столько, сколько нужно ребенку и комфортно вам регулярно выделять из бюджета. Обязательно обсудите с ребенком, на что он может тратить карманные деньги, чтобы вы оба честно понимали правила игры. Начинать можно с небольших сумм на баловство, и по мере роста умений ребенка и его взросления можно увеличивать зону его ответственности и поле для экспериментов.
Конспект родительского собрания
"Уроки финансовой грамотности в семье"
Цель: познакомить родителей (законных представителей) с принципами финансового воспитания.
Обладание «имуществом» развивает в людях чувство ответственности за него, и это совсем не плохой путь к развитию самостоятельности мышления.
Отсюда вытекают принципы финансового воспитания:
1.Соблюдать гарантии неприкосновенности частной собственности.
Тем, что принадлежит ребенку, может распоряжаться только он сам. Причем, это относится не только к деньгам, но и к игрушкам, книжкам и т.д. То есть, если данная вещь принадлежит ребенку - нельзя ругать его за то, что он вздумал ее подарить кому-то, или обменять, или просто испортил. Только осознание последствий своего поступка может в дальнейшем удержать ребенка от неверного шага. Иными словами, пусть лучше поймёт, что зря
подарил другу новенький самосвал, чем лет через 20- что опрометчиво расстался с автомобилем или квартирой.
2. Принять все убытки заранее. Никакой опыт не бывает бесплатным.
Задать себе вопрос: согласны ли «потерять» энную сумму сейчас, когда многое поправимо,
чем столкнуться с необратимой ситуацией в дальнейшем? Принять, что любые курсы усовершенствования работают за плату.
Помните, что с нами ребенок учится, имея «страховку» - которой у
него, возможно, не будет в дальнейшем. Поэтому пусть он при нас совершит
как можно больше ошибок! Наша задача здесь и сейчас – не ругать и укорять,
а разбирать эти случаи с чисто исследовательской целью. Когда ребенок поймет, что мы хотим ему помочь, он будет прислушиваться к нашим советам
3. Всегда объяснять, почему потратить деньги можно именно таким образом.
В покупке важна не она сама, а обсуждение вокруг нее – возможные варианты, соотношение качества и стоимости, ее влияние на отношения с другими. Это приучает ребенка выбирать,
а значит, анализировать существующие альтернативы. Советоваться с ним и при совместных (или только наших!) покупках. Польза двойная: можно будет увидеть, каков ход его мыслей, что для него является критерием успешности покупки («как у всех», «как ни у кого», «очень дешево», «выглядит дорого», «все ахнут» и т.д.) и получить иной взгляд со стороны.
4. Четко соблюдать договоренность: никаких «дополнительных» финансовых вливаний, если ребенок нерационально распорядился первичной суммой; всегда надо отдавать обещанное, в противном случае – не обещать невыполнимого. Самая распространенная ошибка родителей –
компенсация утерянного (неправильно потраченного) ребенком.
5. Обязательно определять систему финансирования ребенка.
Чем раньше он получит в свои руки деньги, тем лучше! (Оптимально с 3-х лет). Ведь для
того, чтобы научиться чему-то, (ну, например, выращивать цветы, разговаривать по телефону и т.д.) надо делать это как можно чаще. Навык формируется при непосредственном действии
и его многократном повторении!
Система финансового обучения ребенка в семье.
На основании вышеизложенных принципов разработана система финансового обучения ребенка. Главный тезис: Карманные деньги -это те средства, распоряжаться которыми ребенок может по своему усмотрению. Всегда надо помнить, что это не способ поощрения, а средство развития определенных навыков, своеобразный инструмент - такой же, как нож или вилка (для еды), молоток (для забивания гвоздей), лейка (для поливки цветов). Надо напоминать ребенку почаще, что деньги -это средство для получения чего-то, а не цель сама по себе. (Многие дети мечтают стать богатыми, лучше, если они будут мечтать иметь деньги, чтобы построить
корабль, открыть школу, путешествовать и т.д.) Обязательно надо интересоваться, куда потрачены деньги или оплачены ли необходимые расходы. Однако нельзя настаивать на полном отчете о личных тратах –надо уважать тайны ребенка, его возможные промахи. Если он потратил свои деньги «не так» - надо объяснить, как надо (или как сделали бы вы) и почему
именно так. Не надо жалеть ребенка, если он ошибся (не так потратил, обсчитался и т.д.). Лучше обсудить, почему так получилось, что он не учел, посочувствовать, никогда не предлагать финансовую компенсацию, ограничиться психологической. Если потерял - никогда не ругать, иначе он будет бояться «связываться с деньгами». Сказать просто, что с вами такое
тоже бывало, и не раз.
Система штрафов - что-то вроде деловой игры, когда убытки хоть и не смертельные, но весьма неприятные. Такая игра может послужить неплохой диагностической процедурой для ребенка. Это покажет, насколько он готов к материальной ответственности за свои действия, насколько внимателен, самостоятелен и справедлив к потребностям других.
Обычно первое упоминание о штрафах возникает в случае, когда вы даете ребенку деньги в долг. Если вы дали ребенку денег в долг –обязательно требуйте возврата всей суммы в срок. Сразу надо оговорить штрафные проценты (пени) и не стесняться настаивать на их выплате. Пусть ребенок поймет, что за невыполненные обязательства надо платить.
Итак, что же дает детям система самостоятельного распоряжения деньгами? По материалам Золотаревой А.В. это:
- умение считать (в прямом арифметическом смысле: складывать, умножать, делить и т.д.);
- знание о соотношении стоимости вещей (услуг);
- умение выбирать (между двумя «хочется», между нужным и необходимым, хорошим и плохим и т.д.). Умение выбирать развивает мышление и способности анализировать;
- умение отказываться (от менее нужного, от некачественного, от менее ценного — и соответственно определять приоритеты);
- повышение самооценки, чувства собственного достоинства. Как любой навык (знание, умение) -новый опыт прибавляет уверенности («Я сам что-то решаю»). Мера
психологической зрелости – то мера ответственности. Познание себя. Иногда дети с удивлением обнаруживают, что они не так добры, как о себе думали; не так беспомощны, как предполагали — все это ведет к рефлексии;
- познание других. Чем раньше ребенок осознает, что денежные отношения иногда являются «лакмусовой бумажкой» и для дружбы, и для любви, тем меньше ошибок и провокаций совершит он в дальнейшем. Уважение интересов других -тоже важно. Осознав, как иногда трудно лишиться части своей собственности, не будет претендовать на собственность другого (в том числе и на вашу);
- радость благотворительности, безвозмездной помощи другим. Это важно! Можно даже предложить ребенку пожертвовать часть его средств на добрые дела и посмотреть, как он к этому отнесется (хороший тест для родителей - кого же мы вырастили? Что нас ждет в
старости?);
- возможность проявить себя «на равных» в отношениях с родителями (заключение договоров, одалживание, возможность «скинуться» на общее дело и т.д.). Здесь -база для становления субъектности ребенка;
- знакомство с основными финансовыми понятиями - «долговое обязательство», «кредит», «договор», «расписка» и т.д. Современному человеку наряду со знанием компьютера и иностранного языка сегодня также необходимы начальные знания в финансовой сфере. Рынок есть рынок... К тому же не исключен вариант, что обучение отношениям с деньгами станет для ребенка первой ступенькой в выборе сферы профессиональной деятельности;
- умение просчитывать свои действия, видеть последствия того или иного решения.
Анализируя все вышеизложенное, можно сделать объективный вывод о необходимости
планомерного экономического воспитания детей.
Рассмотренный вариант наглядно показывает целесообразность применения игр с использованием экономических моментов не только в дошкольных учреждениях, но и в семье.
Список литературы:
- «Сборник методических разработок по финансовой грамотности у детей 5-7 лет» Е.Ю.Назаренко и С.В.Высоцкой.
Материалы-к-ФОРМЕ-3-Высоцкая.pdf - Яндекс Документы (yandex.ru)
- Интернет ресурс
12-romanenok_plan_raboty_s_roditel-po_finansovoj_g.pdf - Яндекс Документы (yandex.ru)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт на тему: "Экономическое воспитание детей дошкольного возраста средствами сказки"
« Экономическое воспитание старших дошкольников»? Да, безусловно, ведь вся страна пришла в движение, заговорили о рыночной экономике, об экономической революции, о пользе рекламы, об отношениях произв...
Педагогический опыт на тему: "Экономическое воспитание детей дошкольного возраста средствами сказки"
laquo; Экономическое воспитание старших дошкольников»? Да, безусловно, ведь вся страна пришла в движение, заговорили о рыночной экономике, об экономической революции, о пользе рекламы, об...
Семинар , проект: "Город профессий" создание условий для формирования у детей дошкольного возраста основ по финансовой грамотности и систематизации знаний о профессиях.
Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимо...
Педагогический проект «Эффективные практики гражданско- патриотического воспитания детей дошкольного возраста на тему: Быть здоровым здоровым - это модно!
Проект краткосрочный, возраст воспитанников 4-5 лет,внедрённый. Цель проекта: воспитать у детей интерес к своему здоровью, желание поддерживать его разными видами деятельности. Конечный продукт п...
Мастер-класс для педагогов ДОУ ««Освоение начальных экономических представлений посредством игровой деятельности. Формирование предпосылок финансовой грамотности»
Мастер-класс для педагогов ДОУ«Освоение начальных экономических представлений посредством игровой деятельности. Формирование предпосылок финансовой грамотности» .Здравству...