Выступление по теме: «Эффективные педагогические практики работы с детьми младшего дошкольного возраста по формированию правового самосознания».
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Круглый стол по теме:
«Актуальные аспекты организации правового просвещения в образовательных организациях»
Выступление по теме:
«Эффективные педагогические практики работы с детьми младшего дошкольного возраста по формированию правового самосознания».
Воспитатель МБДОУ
детский сад «Рябинка»
Борисова Т. А.
Дорогобуж
2019
(слайд 1 «Тема выступления»
Младший дошкольный возраст – от двух до четырех лет – очень важный период в становлении и развитии личности ребёнка, начальный этап формирования правового самосознания. (слайд 2).
Элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения и отношения к окружающим – этот опыт, ляжет в основу дальнейшего нравственного развития и определит фундамент, на котором будет строиться жизненная позиция будущего взрослого человека.
Воспитание правового сознания необходимо начинать с привития ребёнку элементарных норм морали.
Я хочу процитировать слова В. А. Сухомлинского:(слайд 3)«Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу — в результате будет зло, ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать». (слайд 4)
Многим знакома простая схема: ребёнок, с его особенностями характера, находится в центре, на него оказывают воздействие семья, педагоги и ближайший социум. Исходя из современных условий, я выделила бы отдельно ещё один источник воздействия – ТВ и интернет. (слайд 5)
Современный ребёнок 2-3 лет, если сравнивать его с детьми такого же возраста, рождёнными 10-15 лет назад, имеет лучшее представление и обладает более совершенными навыками в работе с современными средствами информатизации.
На практике мне пришлось столкнуться с одним очень показательным случаем, когда малыш двух лет, плохо идущий на контакт, не способный назвать собственное имя, при этом чётко воспроизводит фразу: «окей, гугл, мультики».(слайд 6)
От того, как получится убедить родителей в том, что непосредственного общение с мамой или папой заменить ничем невозможно, зависит первый успех в нелёгком труде по формированию первичных представлений малыша о себе и своём месте в окружающем мире.
(слайд 7)С этой целью я разработала и провела цикл родительских собраний-практикумов, где в процессе непосредственного общения, опираясь на реальные ситуации из жизни воспитанников группы, обратила внимание взрослых на важность и значимость совместных усилий детского сада и семьи в вопросах воспитания подрастающего поколения.
Регулярные индивидуальные беседы, (слайд 8)консультации в родительском уголке, привлечение родителей к реализации совместных детско-родительских проектов и т. д. позволили мне привлечь внимание родителей к педагогическому процессу в целом и к маленьким победам своих детей в частности.
(слайд 9) Вместе мы разработали единые требования к процессу воспитания детей в семье и ДОУ. В группе еженедельно ведётся отчёт о произошедших событиях и успехах детей.
(слайд 10)Личность педагога является следующим после родителей источником получения модели поведения и образцом для правильного формирования жизненных ценностей.
(слайд 11) Первое правило, которого я всегда придерживаюсь в работе с детьми, гласит: воспитание – это не навязывание ребёнку каких-то ценностей и манер поведения, это работа взрослого над собой, над своим характером, образом жизни, привычками и т. д.
Не зря говорят:(слайд 12)«НЕ НАДО бояться, что дети нас НЕ СЛЫШАТ – надо БОЯТЬСЯ того, что они за нами ВНИМАТЕЛЬНО НАБЛЮДАЮТ и всему УЧАТСЯ на нашем ПРИМЕРЕ – и ХОРОШЕМУ и ПЛОХОМУ».
Если вы рассказываете детям, о том, что нужно быть вежливым, выполнять определённые правила и т.д., но сами при этом не соблюдаете данные требования, результата это не принесёт. Только самовоспитание и самоконтроль, причём ежесекундный, – вот залог успеха.
Помимо личного примера, конечно, очень важны и другие аспекты, которые эффективно призваны помочь педагогу в процессе формирование моральных качеств личности младших дошкольников. (Слайд13) Такими средствами являются разнообразные виды детской деятельности: общение, самообслуживание и элементарный труд, игра, музыкально-художественная и познавательно-исследовательская деятельность, чтение художественной литературы.
В своей практике главным методом эффективного воспитания детского самосознания на всех возрастных этапах считаю игру.(слайд 14)
Игра – это универсальное средство воспитания, удивительный феномен нашего существования. Во-первых, это самый близкий, понятный и естественный для ребёнка вид деятельности. Игра помогает педагогу обучать, воспитывать, понимать индивидуальность ребёнка и даже увидеть результаты своих усилий.
(слайд 15)В моей копилке есть коллекция игр для успешной адаптации ребёнка к условиям детского сада. Эти игры помогают временно отвлечь малыша от эмоциональных переживаний, раскрепостить его, освоить элементарные навыки самообслуживания и установления контакта с незнакомыми людьми.
(слайд 16) На этапе формирования самостоятельности, в период так называемого кризиса «Я сам!», очень эффективное воздействие на малыша оказывают игры с песком и крупным конструктором, а также игры-инсценировки на мотив известных сказок и стихов.
(слайд 17) В игре ребёнок начинает осознавать свои первые успехи и неудачи, учится контактировать со сверстниками, проявляет свою индивидуальность и самостоятельность.
Игра учит, воспитывает и развивает, но как сделать так, чтобы этот процесс стал системой, с её периодичностью и последовательностью, а не отдельными эпизодами из жизни ребёнка?
Несмотря на то, что я специализируюсь на творчестве и изобразительной деятельности, решила, что на данном этапе в группе более эффективным подходом, с точки зрения решения актуальных проблем воспитания, будет организация кружковой работы не по изобразительной, а по театрализованной деятельности дошкольников. (СЛАЙД 18)
Благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т. д.), театрализованная деятельность позволяет успешно формировать социальные навыки поведения.
С помощью сказки ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Кроме этого, занятия в рамках данной кружковой работы не только не противоречат возрастным особенностям детей, но и позволяют систематизировать процесс работы по воспитанию детского самосознания и самовыражения.
Работа в кружке «Каруселька» ведётся около полугода, и уже заметны первые результаты: (слайд 19) дети стали более внимательными друг к другу, чаще проявляют навыки сострадания и взаимопомощи, учатся замечать нарушения в поведении ровесников и постепенно начинают предлагать свои варианты решения тех или иных возникающих споров.
Конечно, впереди ещё долгий путь по формированию у детей устойчивого самосознания и выработке собственной позиции в отношении тех или иных вопросов, но хочется надеяться, что все мои старания принесут только положительные результаты.(слайд 20)
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
художественно - творческая деятельность с детьми младшего дошкольного возраста - основа формирования художественной культуры человека
Данная статья раскрывает значение ИЗО деятельности для младших дошкольников, как деятельности, направленной на развитие эстетического отношения человека к действительности. Именно в этом возрасте, с п...
Методическая разработка недельного планирования психолого – педагогической работы с детьми младшего дошкольного возраста по теме «Здоровое питание – залог здоровья»
Всем известно, что питание в жизни каждого из нас, а особенно в жизни ребенка, играет особо важную роль. Правильное питание и тщательно подобранный рацион является залогом не только отличного самочувс...
«Инновационные формы работы с детьми младшего дошкольного возраста по формированию математических представлений»
Современное общество живет в мире постоянного умножения потока информации, которая каждые несколько лет практически удваивается....
Содержание психолого-педагогической работы с детьми младшего дошкольного возраста
Для вас, родители, сделала выписку из образовательной программы ДОУ...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Праздник Мурки»
Интегрированное педагогическое мероприятие...
Игровые практики с детьми младшего дошкольного возраста, с использованием фрутокрышечек.
Игра – это особый вид деятельности дошкольников, а так же средство для умственного и нравственного развития и воспитания. Именно в игре со сверстниками или старшими детьми воспитанники обо...
Конспект педагогического занятия с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений
Конспект разработан для старших дошкольников и предназначен для ознакомления воспитателям ДОУ. Конспект направлен на развитие у детей элементарных математических представлений....