Познавательно - практический проект «Юные финансисты» в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5 до 7 лет
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Создание необходимой мотивации для повышения финансовой грамотности у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_fg_yunye_finansisty_hairova.docx | 26.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 56 «Искорка»
Познавательно - практический проект «Юные финансисты»
в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5 до 7 лет
«Лесовичок»
Воспитатели:
Рудак Е.Ю.
Хаирова И.А.
г. Сургут, 2023 г.
Пояснительная записка
Актуальность проекта:
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, отражающее интерес педагогической и родительской общественности к глобальной социальной проблеме, неотделимой от развития ребенка с первых лет его жизни. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.
К сожалению, в дошкольных учреждениях обучению вопросам финансовой грамотности уделяется мало внимания, грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте ограничивается использованием в игровой деятельности аналогов купюр и банковских карт.
Человек, уверенный в своем финансовом будущем, чувствует себя гораздо спокойнее, планируя свое будущее, поэтому и следует знакомить дошкольников с навыками грамотного пользования средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни.
Очень важен для детей пример родителей. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы приобрести то, что хочется, нужно потрудиться и заработать на это деньги. Дети должны знать о потребностях своей семьи, научиться жить по средствам, тратить меньше, чем зарабатывается.
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем держать себя в рамках имеющихся средств и аккуратно вести свой бюджет.
На первый план ставится формирование нравственных понятий: честности, обязательности, умения подчинять свои желания возможностям, законопослушности, взаимопомощи и пр.
Постановка проблемы
Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
- Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
- Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
- Совершенствовать коммуникативные качества детей;
- Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
- Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
- Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
- Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях (покупка в магазине, плата за проезд и т. д.).
Участники проекта:
- дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет);
- воспитатели группы;
- родители.
Сроки реализации проекта: краткосрочный (октябрь - ноябрь)
Вид проекта: познавательный, краткосрочный, групповой.
Этапы проекта:
1этап – Организационный:
- изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
- информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Обучение финансовой грамотности».
- подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
- Создание развивающей среды по теме.
2 этап – Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов (Уроки тетушки совы), презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.
3 этап – Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Путешествие по стране Экономика»
Ожидаемые результаты
- Дети понимают и ценят окружающий предметный мир. Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие . Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях.
контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.
- Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей и начинают взаимодействовать с детьми в сфере личных финансов.
- Педагоги получат педагогический опыт по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.
Перспективное планирование
Наименование деятельности | Задачи |
Беседа с детьми «Что такое потребности?» Дидактическая игра «Давай положим в корзинку» Беседа с детьми «Потребности семьи» НОД «Путешествие в страну Экономика» Дидактическая игра «Что угодно для души» Чтение сказки «Колосок» Беседа «Профессии моих родителей» Рисование «Моя будущая профессия» Сюжетно-ролевая игра «Кафе» Чтение художественной литературы. К. И. Чуковский «Муха-Цокотуха» Просмотр мультфильма про Незнайку. (Незнайка пробовал разные занятия, но у него ничего не получалось.Почему?) НОД «В гостях у мышат Умника и Торопыжки» Беседа «Деньги» Дидактическая игра «Нужные покупки» Беседа «Бюджет» Мероприятие с родителями. Создание фото газеты «Наша семья трудится» Консультация для родителей «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?» Мероприятие с родителями. Изготовление коллажа «Продовольственная корзина» Анкетирование родителей «Мой ребенок и финансовая грамотность» Презентация «Деньги разных стран» Аппликация «Придумай свои деньги» Лепка из соленого теста «Товары для игры «Магазин» Сюжетно-ролевая игра «Магазин» Просмотр мультфильма: «Смешарики. Азбука финансовой грамотности». Чтение Е. Пермяк «Для чего руки нужны» Чтение сказки «Как старик корову продавал» | Познакомить детей с понятиями: «потребности», «товары», «услуги» Учить определять, от чего зависят потребности. Закрепить у детей представления о товаре. Уточнить значение слов «потребности» и «желания», установить различия в значении этих слов. Закрепить сформированные представления о потребностях; научить различать потребности и желания; определить в чём нуждается каждая семья; формировать умение принимать решения сообща, воспитывать взаимопонимание. Научить выделять главное направление использования денег людьми. Закрепить понятие о семейных доходах, семейном бюджете. Расширять знания о производителях товаров и услуг Упражнять детей в решении экономических задач. Помочь детям понять, что такое «потребность» и «полезность» товара. Раскрыть понятия: труд и лень Создать условия для воспитания уважительного и доброго отношения к труду родителей, людям разных профессий. Содействовать в выборе будущей профессии, формировать художественные навыки. Развивать и обогащать сюжет игры в «кафе»; Подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов; Учить выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом; Учить подбирать предметы и атрибуты для игры. Учить детей слушать воспитателя внимательно, понимать содержание прочитанного, развивать у детей интерес к экономическим знаниям, отзывчивость, воспитывать понятие о деньгах, об их значении и умении их потратить. Создать положительный (привлекательный) образ образованного человека. Формировать у детей первичные элементарные экономические представления; обобщать знания о потребностях человека. Познакомить с понятием «деньги». 1. Закрепить представление о том, что деньги мы используем, чтобы обменять на товар. 2. Продолжать учить выбирать товар, согласно возможностям (на имеющуюся сумму денег). Сформировать представление о том, что такое «бюджет», «доход», «расход». Способствовать созданию благоприятных условий в семье для формирования экономического мышления, осознания детьми жизненной важности качеств, имеющих экономическую основу.
Повышать уровень педагогической и финансовой культуры родителей. Научить родителей помочь ребенку сформировать позитивное отношение к труду и деньгам. Приобщить родителей к совместной работе по экономическому воспитанию. Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей. Развивать семейное творчество и сотрудничество семьи и педагогов. Содействовать финансовому просвещению детей дошкольного возраста. Определить, насколько родители заинтересованы в обучении их детей основам финансовой грамоты и формирования у них навыков рационального экономического поведения. Познакомить детей с деньгами разных стран. Развивать творчество, выдумку, закрепить знания о том, для чего нужны деньги. Формировать навыки лепки, закрепить знания о том, что качественные и привлекательные товары стоят дороже. Закрепить знания детей по теме: «Супермаркет»; закреплять знания о деньгах; продолжать формировать интерес детей к игре; воспитывать уважение к труду взрослых. Способствовать правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию. Формировать умение понимать и ценить окружающий предметный мир, уважать людей, умеющих хорошо и честно трудиться. Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений. |
Список литературы:
1. Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А. А. Бокарев//Финансы. -2010-№9.-С. 3-6.
2. Жуйкова Т. П., Кокухина А. А. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 821-823.
3. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практикаа. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012.-106 с.
4. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» для дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с.
5. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий/Под ред.Е.А. Курака. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 80 с.
6. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебное пособие: СПб, 2001.-130с.
7. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.-256с.
8. Шорыгина, Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации.-М.:ТЦ Сфера, 2009.- 96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект «История пуговицы» в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (подготовительная группа)
«Вы можете стать кем угодно, и никто не заметит этого.Но, если, у Вас отсутствует пуговица, каждый обратит...
Экологическая викторина "Юный эколог" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Данный материал может быть полезен для педагогов ДОУ. Викторина поможет сформировать у детей и их родителей систему экологических знаний и представлений....
Конспект итоговой открытой образовательной деятельности по социально -нравственному и познавательному развитию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности ( для детей с тяжелыми нарушениями речи ).Тема:"Хлеб всему голова."
Закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола во времена наших предков и в современном мире....
Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...
Проект «Волшебный мир книги» группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
Проект «Волшебный мир книги» Актуальность проекта: В настоящее время не секрет, что интерес к книге, к чтению, вхождение в книж...
Познавательно - практический проект в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи от 6 до 7 лет «Юные финансисты»
Познавательно - практический проект в группекомпенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи от 6 до 7 лет«Юные финансисты»...