Экологическая викторина "Юный эколог" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Квартина Альбина Владимировна

Данный материал может быть полезен для педагогов ДОУ. Викторина поможет сформировать у детей и их родителей систему экологических знаний и представлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение       детский сад «Тополек» г.Волгодонска

МБДОУ ДС «Тополек» г.Волгодонска

Викторина «Юный эколог»

Авторы: Учитель-логопед Квартина Альбина Владимировна

Воспитатель Тарасова Татьяна Юрьевна

Волгодонск, Ростовская область

2019 год

Экологическая викторина «Юный эколог»

Введение

Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни; многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Непосредственная близость объектов природы дает возможность показать ребенку, как взаимодействуют человек и окружающая среда, как они зависят друг от друга.

Сезонные изменения в природе отражаются и на развитии интеллектуальных способностей. Живя в гармонии с природой, дети быстрее развиваются, формируется эмоциональная сфера, растут когнитивные способности.

Актуальность

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры, но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с экологической культурой, формирование у детей и их родителей системы экологических знаний и представлений, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни; многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Непосредственная близость объектов природы дает возможность показать ребенку, как взаимодействуют человек и окружающая среда, как они зависят друг от друга.

Сезонные изменения в природе отражаются и на развитии интеллектуальных способностей. Живя в гармонии с природой, дети быстрее развиваются, формируется эмоциональная сфера, растут когнитивные способности.

Цель:

Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему.

Задачи:

Образовательные:

Активизировать и обогащать лексический словарь по темам «Весна», «Экология».

Учить устанавливать причинно-следственные связи о закономерности природных явлений, животного и растительного мира.

Совершенствовать навыки описательной, объяснительно-доказательной сторон речи.

Развивающие:

Активизировать словарь по темам «Весна», «Экология» через использование мнемотехники.

Развивать умение понимать связи между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных, птиц.

Развивать умение связно излагать свои мысли.

Продолжать учить детей разгадывать загадки.

Совершенствовать координацию движений.

Воспитательные:

Воспитывать интерес, бережное, эмоционально-положительное отношение к природе.

Контингент участников мероприятия

 Группа детей (14 человек) старшего дошкольного возраста (5-6 лет), педагоги группы, родители.

Материально-техническое обеспечение:

  • наличие необходимого проекционного оборудования (проектор, экран);
  • наличие аудиотехники;
  • наличие множительной и копировальной техники. 

Кадровое обеспечение:

№ п/п

ФИО сотрудника

Должность, образование

Функционал специалиста в конкурсной работе (руководитель, разработчик, эксперт и т. д.)

1

Квартина Альбина Владимировна

Учитель-логопед

Высшее

Разработчик

2

Тарасова Татьяна Юрьевна

Воспитатель

Среднее специальное

Разработчик

Предварительная работа:

  • Подбор иллюстративного материала по темам: «Экологическое воспитание», «Животный мир наших лесов», «Времена года»;
  • Подбор художественной литературы по темам: «Экологическое воспитание», «Животный мир наших лесов», «Времена года»;
  • Подбор дидактических игр по тематике викторины;
  • Оформление уголка «Мир природы» в группе.

Работа с родителями:

  • Консультация для родителей «Экологическое воспитание в семье»; «Экологическое воспитание детей в ДОУ»;
  • Побуждение к выполнению совместной работы с детьми «Кормушка для птиц».

Работа с детьми:

  • Беседы с детьми по темам: «Весна в жизни зверей»; «Растительный мир леса»; «Животный мир леса»; «Люди – друзья природы»; «Жалеть нужно уметь»; «Удивительное вокруг»; «Лес: любить, беречь и не бояться»;
  • Наблюдения в природе на прогулках;
  • Ведение дневников наблюдений;
  • Разучивание пословиц, игр, стихотворений.

Содержание викторины «Юный эколог»

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята! Сегодня в наш детский сад пришло письмо от феи леса. (Слайд 2) «Дорогие ребята, мне сказали, что в вашем детском саду есть знатоки природы. Я хотела бы лично убедиться в этом. Готовы ли вы пройти испытания и доказать, что готовы носить звание Юный эколог?

(Ответы детей)

Только зная законы и тайны природы, вы сможем стать её верными друзьями и помощниками».

Поможет нам определить, готовы наши дети или нет, компетентное жюри: (Представить членов жюри).

Учитель-логопед: Чтобы начать испытание давайте разделимся на две команды. На столе лежат эмблемы (Приложение 1), подходите по очереди и берите одну эмблему, так вы узнаете название своей команды.

- У нас две команды: «Экологический патруль», и «Зеленые спасатели». Победит та команда, которая действительно хорошо знает жизнь природы и умеет правильно себя вести в природе и оберегать её. 

Итак,   мы начинаем нашу викторину.

Рубрика: «Времена года. Пришла весна» (Слайд 3)

     Задание №1: Блиц-опрос.

1. Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет, когда это бывает? (зимой)

     Назовите времена года?

     После какого времени года наступает весна?

     Назовите 4 весенних признака.

2. Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает? (весной)

     Назовите весенние месяцы.

     Назовите еще 4 весенних признака.

     Какое время года наступит после весны?

Задание №2: Д/И "Что сначала, что потом" (Приложение 2)

Ребята, на ваших столах лежат карточки, разложите их по порядку, от начала до конца и расскажите, что на них изображено.

Задание № 3: Д/И «Зашифрованные пословицы» (Слайд 4, 5)

Внимание на  экран, здесь зашифрованы пословицы о весне.

  1. Сколько проталинок - столько жаворонков.
  2. Увидел грача - весну встречай.

Какие пословицы о весне вы еще знаете?

В: Да, действительно, о весне вы знаете много, теперь проверим ваши знания о животных, растениях и птицах.

Рубрика: «Мир животных» (Слайд 6)

     Задание № 4: Вопросы и ответы.

1. -Что делает ёж зимой? (спит)

- Кто был летом рыжий, а зимой становится серый? (белка)

-Лось теряет рога каждую зиму? (да)

- Ястреб хищная птица? (да)

-Кукушка хорошая мама? (нет)

2. - Страус самая большая птица на земле? (да)

-Ёж ест грибы? (нет)

- Камень относится к живой природе(нет)

-Кувшинка растет в лесу? (нет)

- Клёст выводит птенцов зимой? (да).

Задание № 5: Музыкальная пауза.

Отгадай животное и изобрази его, послушав музыку.

Задание № 6: «Загадки».

1. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит (Ёж)

      Зимой спит, летом ульи ворошит (медведь)

2. Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадёт (лиса)

 Маленькие ножки, боится кошки, живет в норке, любит корки (мышка)

     Задание № 7: Д/И « Кто здесь лишний и почему?»

  1. (Слайд 7) - белка (травоядная)

          ( Слайд 8) - дятел (зимующий)

  1. (Слайд 9) - жаворонок (перелетный)

          (Слайд 10) - лиса (не спит зимой)

Задание № 8: Д/И «Угадай от кого объявление»

- Мы получили лесную газету. Но почему- то животные забыли под ней подписаться, ваша задача догадаться от кого объявление.

Тому, кто найдёт мой хвост,

Оставьте его себе на память.

Я успешно выращу новый. (Ящерица)    (Слайд 11)

Прошу разбудить меня весной.

Приходить лучше с мёдом. (Медведь)   (Слайд 12)

Из птенцов за короткое время

Сделаю птиц высокого полёта.

Прошу учесть, что занятия

Провожу ночью. (Сова)      (Слайд 13)

Добрым, но одиноким птицам помогу обрести семейное счастье.

Высиживайте моих птенцов.

Материнских чувств не испытывала и испытывать не буду.

Желаю счастья в личной жизни. (Кукушка).    (Слайд 14)

У-л: Молодцы, ребята о животных вы тоже многое знаете. Но фее леса так же важно понять, знаете ли вы как нужно беречь и охранять природу, а самое главное умеете ли вы это делать.

Рубрика: «Экология» (Слайд 15)

Задание №9 Д/И "Разрезные картинки" (Приложение 3)

У вас на столе картинка. Её необходимо собрать и объяснить.

Какие еще разрешающие правила поведения в природе знает команда …

Какие еще запрещающие правила поведения в природе знает команда …

Задание № 10 П/И "Рассортируй мусор"

Всем известно, что мусор загрязняет природу, чтобы уменьшить вред от мусора, его перерабатывают, предлагаем вам помочь, разобрать мусор (бумага, стекло, металл).

 Подведение итогов членами жюри и награждение победителей.

Жюри:  Ребята, вы все молодцы, справились со всеми заданиями! Мы отправим ответное письмо фее леса, в котором напишем, что вы все достойны быть юными экологами. (Слайд 16)

В: Давайте будем помнить, что наша планета - это общий дом. Давайте бережно относиться ко всему, что нас окружает, будь то былинка, букашка или зверь.

У-л: Будьте добры друг к другу и не причиняйте зла ни природе, ни людям!

Вручение призов (Приложение 1)

Выводы, результаты мероприятия

В результате проведения викторины, в целом у детей произошло повышение уровня экологической культуры согласно их возрастным и индивидуальным возможностям. Викторина позволила создать условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны и тем самым повысить уровень экологической культуры детей, участвующих в мероприятии. Следовательно,  можно сделать вывод, что используемые нами активные методы и формы в экологическом образовании старших дошкольников являются эффективными.

Заключение

Существование целого ряда экологических проблем в нашей стране диктует необходимость проведения работы по экологическому образованию с детьми старшего дошкольного возраста. Ведь именно этот возраст является одним из важнейших этапов формирования личности, ее ценностной ориентации в окружающем мире, в этот период закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям. В экологическом образовании дошкольников применяются самые разнообразные формы и методы организации, выбор их зависит от воспитательно-образовательных задач, программного материала и возраста детей, а также от местных условий и природного окружения.

Активные формы и методы неразрывно связаны друг с другом. Их совокупность образует определенный вид занятий, на которых осуществляется активное обучение. Активные методы обучения - методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Суть активных методов обучения состоит в том, чтобы обеспечить выполнение детьми тех задач, в процессе решения которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками. Активные методы обучения являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения детей в учебно-познавательную деятельность. Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения. Викторина является одним из наиболее эффективных активным методом обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста 6-го года жизни Тема «К нам весна шагает…».

Выволняя игровые упражнения, воспитанники закрепляют знания о весне,   расширяют, уточняют словарь, развивают связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, творческое воображение...

Итоговое занятие по экологическому воспитанию и формированию целостной картины мира в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Прогулка по весеннему лесу.

Занятие может быть полезно воспитателям ДОУ общеразвивающих детских садов, а так же воспитателям групп компенсирующей направленности для детей с ТНР....

Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».

на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми  нарушениями речи»Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической р...

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...

КООД по развитию фонетико - фонематической стороны речи у детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи .

Образовательная область: речевое развитие.Тема: «Звуки Н – Нь. Буква Н»Цель:  развитие фонетико-фонематической стороны речи детей 5-6 летЗадачи:Коррекционно-образовательные: поз...