Проект по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Формула процветания»
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Многие из нас общаются с деньгами, не задумываясь об этом. Есть деньги – тратят. Нет денег – ищут, где взять, зарабатывают. Итак, немало людей думают, что "зарабатывать-тратить" деньги – это есть общение с ними. Это совсем не так, друзья!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formula_protsvetaniya.docx | 19.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Формула процветания»
Есть две вещи в сообществе людей, относительно которых существует больше всего заблуждений. Это Любовь и Деньги. Именно в этих двух вещах человек нуждается больше всего. И совершенно естественно, что именно они стали объектами наибольших искажений.
Что делает человека счастливым? Грамотное понимание сущности любви. А что делает человека процветающим? Грамотное понимание назначение денег, разумное выстраивание с ними отношений.
Многие из нас общаются с деньгами, не задумываясь об этом. Есть деньги – тратят. Нет денег – ищут, где взять, зарабатывают. Итак, немало людей думают, что "зарабатывать-тратить" деньги – это есть общение с ними. Это совсем не так, друзья!
В настоящее время мы все прекрасно понимаем, что мир ждет новых людей, которые возьмут на себя ответственность за свою жизнь и за то, что происходит в мире. Наступает эпоха индивидуальной ответственности. Поэтому перед образовательными учреждениями стоит важная задача – как подготовить детей к жизни в современном мире, как вырастить гражданина с осознанным отношением к своей жизни, к собственному финансовому благополучию, благополучию своей семьи и государства.
Многие заблуждения формируются с детства, поэтому очень важно, начиная с дошкольного возраста формировать правильный образ жизни, закладывать позитивные жизненные установки.
Изучая материал по формированию финансовой грамотности у детей, нашла много интересной информации : проекты, книги, игры, картотеки, сказки. Казалось, что все уже наработано.
И тут встреча с книгой «Тайны дороги процветания» Татьяны Зинкевич – Евстегнеевой. Вроде бы тоненькая книга, но насколько глубокий и содержательный материал. Именно это книга вдохновила на проект «Формула процветания».
Это исследовательский проект, суть которого через маленькие открытия, подвести детей к осознанному понимаю из чего складывается «Формула процветания». А формула проста, чем больше ты делаешь пользы миру, тем выше твое благосостояние.
Главная цель нашего проекта «Формула процветания» сломать устаревшие и негативные стереотипы, связанные с деньгами и сформировать новые позитивные установки.
Продолжительность проекта три месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Работу построили по двум блокам.
1 блок: «Где взять деньги»
В этом блоке основными темами для исследования мы взяли: «Что такое деньги»; «Какие бывают деньги»; «От куда приходят деньги»; «Как делают деньги»; «Какие изменения происходили с ними в ленте времени»; «Все ли можно купить за деньги»; «Где лучше хранить деньги»; «Что на них изображено»; «Что такое мировая валюта»; эксперимент «Преимущество купюр и монет»; «Секреты успеха Скруджа Магдака»; «Зачем нужна реклама»; «Зачем нужны банки», «Зачем люди ходят на работу».
Знакомство с профессиями происходило через игры: «Кто что производит»; «Кто предоставляет услуги»; «Сказочные предприниматели»; «Какими качествами должен обладать предприниматель»; «Как построить бизнес».
Все свои открытия дети закрепляли в продуктивной деятельности. Они побывали в роли художников – дизайнеров, когда придумывали свои купюры; чеканщиками, когда изготавливали монеты и пробовали делать монеты из разных материалов; рекламадателями, когда придумывали рекламные плакаты для разных предметов в группе; сотрудниками фирмы по изготовлению кошельков.
Вместе с детьми был сконструирован макет банка, дети с удовольствием устанавливали в нем сигнализацию, расставляли охрану.
2 блок: «Куда направить деньги»
В этом блоке мы ищем ответы на следующие вопросы: «Из чего складываются доходы»; «Какие бывают расходы»; «Зачем нужен бюджет»; «Что наносит нам ущерб»; «Кто такие меценаты»; «Как научиться понимать язык пользы»; «Что такое благотворительность»; «Кто такие вирусы безденежья»; «Нужное и полезное», «Почему родители не могут купить все, что вы хотите».
Исследовательская деятельность проводились как с группой детей, так и индивидуально. Для индивидуальных исследований была сформирована рабочая тетрадь по формированию
предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
В проекте очень интересным оказался метод эмпатии, когда детям предлагалось вжиться в образ денег. Именно этод метод помог детям понять, что деньги больше, чем бумажка. Отвечая на вопросы: «Чему бы ты обрадовался, если бы был денежкой; из-за чего бы огорчился; к каким людям хотелось бы приходить; к кому вообще никогда не пошел; какого бы отношения ты к себе хотел», дети пришли к удивительным выводам. Оказывается и деньги в чем – то нуждаются. Например, в бережливом отношении; хотят, чтоб их тратили с пользой; что деньги любят порядочных и честных людей; любят тех, кто с любовью выполняет свою работу, у кого красивые цели. А еще им совсем не нравится приходить к злым, жадным, нечестным людям.
Проект ориентирован на развитии познавательной активности у детей, любознательности, на расширение кругозора о себе и окружающем мире. Рассматривая купюры и собирая денежные пазлы, дети узнают о разных городах и их достопримечательностях.
Рассматривая купюры и монеты разного наминала осваивают математические операции. Игры «Киоск», «Магазин», «Банк» помогают освоить навыки счета и вычитания.
Так же темой для бесед и обсуждения становились музыкальные произведения – песни из мультфильмов.
“Делай деньги, делай деньги, а остальное все дребебедень”. Очень поучительная композиция из мультфильма “Остров сокровищ”, не мене поучительными являются и другие музыкальные композиции: песня Кощея, мультфильм «Три котенка» с песней «Деньги – лепесточки», песня разбойников из мультфильма «Бременские музыканты».
Для закрепления материала по темам и блокам были разработаны игры: «Банк», «Бюджет», «Какие бывают расходы», «Мировая валюта», «Лента времени. История денег».
Особенность этих игр в том, что они построены на методе моделирования. Мне очень нравится этот метод, так как, благодаря ему, дети легко усваивают материал. В основе моделирования лежит принцип замещения, когда реальный предмет замещается условным символом.
Ключевыми словами проекта являются польза и благо. Поэтому каждый блок, каждый вопрос рассматривался в этом направлении. И снова открытие, оказывается, деньги прекрасно понимают язык пользы и им хочется, чтобы их вкладывали во благо.
Есть такой интересный метод библиотерапия, одна из целей, которых помочь сформировать новые ценности. Знакомство с биографией достойных исторических личностей помогает сформировать определенные ориентиры, появляется пример на кого можно равняться. Поэтому знакомство с темой меценатства и выдающимися меценатами России помогает заложить достойные ориентиры. Учитывая, что в настоящее время телевизионные передачи не способствуют формированию высоких идеалов.
Совместно с родителями создали альбом «Меценаты».
Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей. Чтобы повысить информированность родителей и привлечь их к сотрудничеству были разработаны ежемесячные информационные спецвыпуски газеты «Процветайка», которые включали информацию для родителей, финансовые сказки и задания для детей.
С этой же целью была запущена интерактивная игра на сайте детского сада, где дети вместе с родителями, выполняя задания, пополняли свой багаж знаний по финансовой грамотности.
Уметь ставить дерзкие цели, добиваться их, планировать и организовывать свой день, мечтать – это те качества, которым нужно помогать формироваться. Приобретение копилок стало хорошим стимулирующим средством для того, чтобы дети задумались о своих желаниях, потребностях; о том есть ли у них мечта; стала поводом задуматься, о чем мечтают другие люди, как люди идут к своей мечте.
Когда не знаешь, что ждет твоих воспитанников в будущем, нужно учить тому, что пригодится во все времена.
Контакт с собой, понимание своих чувств, ценностей дает возможность перестать быть объектом манипуляций. Знание своих ценностей повышает устойчивость в жизни, становится опорой при принятии решений. Для формирования системы ценностей проводились живые беседы: «Что для меня важно», «Что я как человек хочу», «Как я хочу прожить
свою жизнь».
Хорошим подспорьем стала и игра «Вирусы безденежья».
И как финальное осознание – что есть ценности больше, чем деньги. Это семья, близкие, отношения с людьми. Вот оказывается, почему не все обеспеченные люди удовлетворены и счастливы в жизни.
К каким еще выводам мы пришли в процессе проекта? Вот они:
1. Деньги пришли к человечеству на помощь. Они пришли с миссией защиты принципа справедливости при взаимных расчетах между людьми.
2. Деньги любят «бережливое отношение», которое проявляется, когда человек, прежде чем потратить деньги, задается вопросом: «Какую пользу принесут деньги в этом случае?»
3. Деньги любят тех, кто работает с радостью и любовью.
4. Деньги любят красивые и достойные цели.
5. Деньги очень огорчаются, когда их тратят на пустые дела и заботы.
6. Деньги очень огорчаются, когда человек зарабатывает деньги бесчестным путем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека сказок по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Со сказочными героями в мир экономики»
Картотека сказокпо формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Со сказочными героями в мир экономики»...
«Комплект игровых образовательных ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
В данный комплект входят игровые обучающие ситуации с литературными персонажами, с игрушками аналогами и типа путешествий. Комплект разделен на разделы: 1. Труд, 2. Деньги, 3. Покупаем-продаем, 4. Рек...
Комплект игровых образовательных ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Автором разработаны ИОС по финансовой грамотности для работы с детьми старшего дошкольного возраста в помощь педагогам....
Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район Познавательный проектпо фор...
Проект «Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).Проект по формированию основ финансовой грамо...
Познавательный краткосрочный групповой проект по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «МОНОПОЛИЯ «МАГНИТ»
СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспорт проекта ……………………………………………………&hell...
Приказ or 01.09.2022.№ 346 Об апробации инновационного образовательного проекта "Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста" в МАДОУ ДС № 41 "Росинка"
quot;Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"...