Картотека сказок по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Со сказочными героями в мир экономики»
картотека по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Григорьева Нина Ивановна

Картотека сказок по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Со сказочными героями в мир экономики» Сказка «Как коза избушку построила» Цели: ознакомление детей с потребностью в безопасности и сохранении здоровья; развивать умение добиваться намеченной цели. (сказка, раскрывающиеся потребности и возможности их удовлетворения) Краткое содержание. Коза с козлятами ушла от старухи - горюхи в лес. Долго не могла найти место для своей избушки. Яблоня, елка, дуб, осина, шиповник не разрешили ей построить дом под своими ветками. Боялись, что их плоды и шипы поранят маленьких козлят. Березка разрешила козе построить избушку под своими ветками. Экономические категории: потребности, возможности. Вопросы: почему коза решила строить дом? Какой потребностью это было вызвано? Для чего коза с козлятами ушла от старухи-горюхи? Почему деревья отказали козе? Какая опасность угрожала козлятам? Почему коза принимала советы деревьев? Где коза построила дом? Социально-нравственные качества: усердие, заботливость. Ответственность, настойчивость. Вопрос: Какие качества помогли козе найти место для избушки и построить ее? Вывод: коза ушла от старухи-горюхи в лес, чтобы козлятки росли крепкими и здоровыми. Только ее усердие, целеустремленность помогли найти место под березой, построить хороший дом, обеспечить покой и безопасность и сохранить здоровье козлят. Сказка «Терем-теремок» (сказки, отражающие труд людей) (русская народная сказка) Цели: формирование понимания необходимости труда, значимости разделения домашних обязанностей между всеми жителями теремка; вызвать эмоционально положительное отношение к дружбе, взаимовыручке сказочных героев. Краткое содержание. Стоит в поле теремок. Прибежала к нему мышка-норушка и стала в нем жить. Потом к ней попросились жить: лягушка-квакушка, ежик без головы и ножек, петушок-золотой гребешок. Вот они все в теремке живут, песни поют. Мышка-норушка там зерно толчет, лягушка пироги печет, а петух на подоконнике играет на гармонике, серый ежик теремок сторожит. Шел мимо медведь, захотелось ему в теремке пожить. Влез на крышу, затрещал теремок, упал на бок и развалился. Еле-еле успели из него звери выскочить. Попросил медведь у них прощения и предложил построить новый, большой теремок. Стали звери бревна носить, доски пилить – новый теремок строить. Получился он лучше прежнего. Экономические категории: труд, разделение труда, польза, выгода. Вопросы: Какими видами труда занимались жители теремка? Как ты думаешь, почему каждый занимался одним (своим) делом? Как был восстановлен теремок? Социально-нравственные качества: трудолюбие, заботливость, умение дружить, готовность к взаимовыручке. Вопросы: Как жилось зверям в теремке? Почему они помогали друг другу? Для чего нужно разделение труда? Есть ли разделение труда в твоей семье? Как вели хозяйство жители теремка? «Хаврошечка». (русская народная сказка) Цель: формирование положительного отношения к людям, качественно выполняющим любую работу. Краткое содержание. Была Крошечка-Хаврошечка сиротой, работала в людях: она и ткала, и пряла, и прибирала, и за все отвечала. Заморили ее работой, а хозяйские дочери ничего не делали. Помогала Крошечке-Хаврошечке только корова: то холста ей соткет, то пряжу спрядет, то полотно побелит и в трубы скатает. Хозяйка узнала, что корова помогает Крошечке-Хаврошечке, и заставила хозяина зарезать корову, чтобы Крошечка-Хаврошечка трудилась сама. Из косточек коровы выросло яблонька. Проезжал мимо богатый человек, попросил сестер сорвать ему яблочко. Смогла его достать только Крошечка-Хаврошечка, и вышла она замуж за этого человека. Стала она в добре поживать, лиха не знать. А хозяева остались ни с чем. Экономические категории: труд, обязанности. Вопросы: Почему Крошечка-Хаврошечка жила в чужих людях? Какую работу она выполняла по дому? Чем были заняты хозяйские дочери? Каким образом коровка помогала Хаврошечке? Какие пословицы о труде вы знаете? Социально-нравственные качества: трудолюбие, чувство справедливости, готовность помочь умение дружить, верность слову. Вопросы: Кого из героев можно назвать трудолюбивыми? Ленивыми? Чем понравилась Хаврошечка доброму молодцу? А вам? Как восторжествовала справедливость? Вывод: плохо быть сиротой, жить в чужих людях. На всю семью Крошечка-Хаврошечка трудилась. Помогала ей только коровка в работе, даже после смерти помогла ей, удачно выдала за муж. Хозяева со своими дочками остались ни с чем: и коровы нет, и работницы лишились. Почему говорят: «Человек трудолюбивый - самый счастливый?». «Мужик и медведь» (сказка, показывающие быт, традиции народа, особенности ведения народного хозяйства) (русская народная сказка) Цели: формирование представлений о характере труда сельского жителя; развивать умение предвидеть результат труда, смекалку. Краткое содержание. Посеял мужик репу. Пришел к нему медведь и говорит, что «заломает» его. Мужик попросил не трогать его. Когда урожай созреет, то он разделит его с медведем: корешки себе возьмет, а вершки – ему. Репа сочная выросла. Пришло время урожай делить. Мужик отдал медведю ботву, а репу положил на воз и в город продавать поехал. Распробовал медведь невкусную ботву и понял, что мужик его обманул. На другой год мужик посеял на том же месте рожь. Поехал жать, а медведь его дожидается и говорит, что больше он не даст себя обмануть – на этот раз он возьмет корешки, а мужику отдаст вершки. Корешки не пришлись медведю по вкусу. С тех пор меж ними вражда. Экономические категории: труд, выгода, товар, договор (уговор), прибыль. Вопросы: Чем занимался мужик в поле? Каким образом он поделил урожай? Зачем мужик повез репу в город? Почему мужик посеял на следующий год рожь? Какую работу выполнял мужик: нужную (важную) или нет? Социально-нравственные качества: трудолюбие, расчетливость, смекалка, чувство справедливости. Вопросы: Как мужик сохранил урожай? Какое качество помогло мужику обмануть медведя? Справедливо ли поступил мужик с медведем? Вывод: благодаря своему труду и смекалке мужик остался с урожаем репы и ржи, получил товар и прибыль. Медведь трудиться не любил и остался с невкусными вершками и корешками. «Муха-Цокотуха» (сказка, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы») К. И. Чуковский Цели: формирование представлений о рациональной трате денег при совершении покупок, развивать умение рассчитывать, предвидеть выгоду; воспитывать чувство сострадания к героям сказок, терпящим бедствия. Краткое содержание. Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. Пошла Муха на базар и купила самовар. Пригласила друзей к чаю. Приходили к ней гости – тараканы, букашечки, блошки, бабушка пчела. Бабочка-красавица, приносили ей подарки. Веселились, пили, ели. Вдруг откуда ни возьмись появился Паук и хотел погубить Муху. Все гости испугались, по углам по щелям разбежались, никто не откликнулся на просьбу о помощи. Вдруг откуда-то летит маленький Комарик, подлетает к Пауку, саблю вынимает и ему на всем скаку голову срубает. Муху за руку берет и предлагает выйти за него замуж. Веселится народ – Муха замуж идет за лихого, удалого, молодого Комара. Экономические категории: покупка, выгода, базар. Вопросы: Почему Муха-Цокотуха купила самовар? Почему Комар спас Муху? Социально-нравственные качества: доброта, смелость – трусость. Вопросы: Для чего Муха пригласила гостей? Почему Комар не испугался Паука? Вывод: Муха была хорошей хозяйкой. Когда нашла денежку, то рационально истратила ее – купила самовар, да такой, который долго служить будет ей и ее друзьям. Смелый Комар женился на красавице Мухе да в приданое получил самовар и много друзей. Он действовал бескорыстно, но в результате оказался в выигрыше.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_skazok.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека сказок

по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

«Со сказочными героями в мир экономики»

Сказка «Как коза избушку построила»  

       Цели: ознакомление детей с потребностью в безопасности и сохранении здоровья; развивать умение добиваться намеченной цели.

(сказка, раскрывающиеся потребности и возможности их удовлетворения)

Краткое содержание. Коза с козлятами ушла от старухи - горюхи в лес. Долго не могла найти место для своей избушки. Яблоня, елка, дуб, осина, шиповник не разрешили ей построить дом под своими ветками. Боялись, что их плоды и шипы поранят маленьких козлят. Березка разрешила козе построить избушку под своими ветками.
Экономические категории: потребности, возможности.
Вопросы: почему коза решила строить дом?
Какой потребностью это было вызвано?
Для чего коза с козлятами ушла от старухи-горюхи?
Почему деревья отказали козе?
Какая опасность угрожала козлятам?
Почему коза принимала советы деревьев?
Где коза построила дом?
Социально-нравственные качества: усердие, заботливость. Ответственность, настойчивость.
Вопрос:
Какие качества помогли козе найти место для избушки и построить ее?
Вывод: коза ушла от старухи-горюхи в лес, чтобы козлятки росли крепкими и здоровыми. Только ее усердие, целеустремленность помогли найти место под березой, построить хороший дом, обеспечить покой и безопасность и сохранить здоровье козлят.

 Сказка «Терем-теремок»

(сказки, отражающие труд людей)

(русская народная сказка)

Цели: формирование понимания необходимости труда, значимости разделения домашних обязанностей между всеми жителями теремка; вызвать эмоционально положительное отношение к дружбе, взаимовыручке сказочных героев.

Краткое содержание. Стоит в поле теремок. Прибежала к нему мышка-норушка и стала в нем жить. Потом к ней попросились жить: лягушка-квакушка, ежик без головы и ножек, петушок-золотой гребешок.

Вот они все в теремке живут, песни поют. Мышка-норушка там зерно толчет, лягушка пироги печет, а петух на подоконнике играет на гармонике, серый ежик теремок сторожит. Шел мимо медведь, захотелось ему в теремке пожить. Влез на крышу, затрещал теремок, упал на бок и развалился. Еле-еле успели из него звери выскочить. Попросил медведь у них прощения и предложил построить новый, большой теремок. Стали звери бревна носить,

доски пилить – новый теремок строить. Получился он лучше прежнего.

Экономические категории: труд, разделение труда, польза, выгода.

Вопросы: 

Какими видами труда занимались жители теремка?

Как ты думаешь, почему каждый занимался одним (своим) делом?

Как был восстановлен теремок?

Социально-нравственные качества: трудолюбие, заботливость, умение дружить, готовность к взаимовыручке.

Вопросы: 

Как жилось зверям в теремке?

Почему они помогали друг другу?

Для чего нужно разделение труда?

 Есть ли разделение труда в твоей семье?

Как вели хозяйство жители теремка?

«Хаврошечка». 

(русская народная сказка)

Цель: формирование положительного отношения к людям, качественно выполняющим любую работу.

Краткое содержание. Была Крошечка-Хаврошечка сиротой, работала в людях: она и ткала, и пряла, и прибирала, и за все отвечала. Заморили ее работой, а хозяйские дочери ничего не делали. Помогала Крошечке-Хаврошечке только корова: то холста ей соткет, то пряжу спрядет, то полотно побелит и в трубы скатает. Хозяйка узнала, что корова помогает Крошечке-Хаврошечке, и заставила хозяина зарезать корову, чтобы Крошечка-Хаврошечка трудилась сама. Из косточек коровы выросло яблонька.

Проезжал мимо богатый человек, попросил сестер сорвать ему яблочко. Смогла его достать только Крошечка-Хаврошечка, и вышла она замуж за этого человека. Стала она в добре поживать, лиха не знать. А хозяева остались ни с чем.

Экономические категории: труд, обязанности.

Вопросы:

Почему Крошечка-Хаврошечка жила в чужих людях?

Какую работу она выполняла по дому?

Чем были заняты хозяйские дочери?

Каким образом коровка помогала Хаврошечке?

Какие пословицы о труде вы знаете?

Социально-нравственные качества: трудолюбие, чувство справедливости, готовность помочь умение дружить, верность слову.

Вопросы:

Кого из героев можно назвать трудолюбивыми? Ленивыми?

Чем понравилась Хаврошечка доброму молодцу? А вам?

Как восторжествовала справедливость?

Вывод: плохо быть сиротой, жить в чужих людях. На всю семью Крошечка-Хаврошечка трудилась. Помогала ей только коровка в работе, даже после смерти помогла ей, удачно выдала за муж. Хозяева со своими дочками остались ни с чем: и коровы нет, и работницы лишились.

Почему говорят: «Человек трудолюбивый - самый счастливый?».

«Мужик и медведь»

(сказка, показывающие быт, традиции народа, особенности ведения народного хозяйства) 

(русская народная сказка)

Цели: формирование представлений о характере труда сельского жителя; развивать умение предвидеть результат труда, смекалку.

Краткое содержание. Посеял мужик репу. Пришел к нему медведь и говорит, что «заломает» его. Мужик попросил не трогать его. Когда урожай созреет, то он разделит его с медведем: корешки себе возьмет, а вершки – ему. Репа сочная выросла. Пришло время урожай делить. Мужик отдал медведю ботву, а репу положил на воз и в город продавать поехал. Распробовал медведь невкусную ботву и понял, что мужик его обманул. На другой год мужик посеял на том же месте рожь. Поехал жать, а медведь его дожидается и говорит, что больше он не даст себя обмануть – на этот раз он возьмет корешки, а мужику отдаст вершки. Корешки не пришлись медведю по вкусу. С тех пор меж ними вражда.

Экономические категории: труд, выгода, товар, договор (уговор), прибыль.

Вопросы: 

Чем занимался мужик в поле?

Каким образом он поделил урожай?

 Зачем мужик повез репу в город?

Почему мужик посеял на следующий год рожь?

 Какую работу выполнял мужик: нужную (важную) или нет?

Социально-нравственные качества: трудолюбие, расчетливость, смекалка, чувство справедливости.

Вопросы: 

Как мужик сохранил урожай?

Какое качество помогло мужику обмануть медведя?

Справедливо ли поступил мужик с медведем?

Вывод: благодаря своему труду и смекалке мужик остался с урожаем репы и ржи, получил товар и прибыль. Медведь трудиться не любил и остался с невкусными вершками и корешками.

«Муха-Цокотуха»

 (сказка, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы»)

К. И. Чуковский

Цели: формирование представлений о рациональной трате денег при совершении покупок, развивать умение рассчитывать, предвидеть выгоду; воспитывать чувство сострадания к героям сказок, терпящим бедствия.

Краткое содержание. Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. Пошла Муха на базар и купила самовар. Пригласила друзей к чаю. Приходили к ней гости – тараканы, букашечки, блошки, бабушка пчела. Бабочка-красавица, приносили ей подарки. Веселились, пили, ели. Вдруг откуда ни возьмись появился Паук и хотел погубить Муху. Все гости испугались, по углам по щелям разбежались, никто не откликнулся на просьбу о помощи. Вдруг откуда-то летит маленький Комарик, подлетает к Пауку, саблю вынимает и ему на всем скаку голову срубает. Муху за руку берет и предлагает выйти за него замуж. Веселится народ – Муха замуж идет за лихого, удалого, молодого Комара.

Экономические категории: покупка, выгода, базар.

Вопросы:

Почему Муха-Цокотуха купила самовар?

Почему Комар спас Муху?

Социально-нравственные качества: доброта, смелость – трусость.

Вопросы: 

Для чего Муха пригласила гостей?

 Почему Комар не испугался Паука?

Вывод: Муха была хорошей хозяйкой. Когда нашла денежку, то рационально истратила ее – купила самовар, да такой, который долго служить будет ей и ее друзьям. Смелый Комар женился на красавице Мухе да в приданое получил самовар и много друзей. Он действовал бескорыстно, но в результате оказался в выигрыше.


                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека сказок по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста   «Со сказочными героями в мир экономики»

Картотека сказокпо формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Со сказочными героями в мир экономики»...

«Комплект игровых образовательных ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

В данный комплект входят игровые обучающие ситуации с литературными персонажами, с игрушками аналогами и типа путешествий. Комплект разделен на разделы: 1. Труд, 2. Деньги, 3. Покупаем-продаем, 4. Рек...

Комплект игровых образовательных ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Автором разработаны ИОС по финансовой грамотности для работы с детьми старшего дошкольного возраста в помощь педагогам....

Особенности организации занятий по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Особенности организации занятий по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста...

Картотека сказок по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Картотека сказок по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста  " Со сказочными героями в мир экономики"...

Картотека дидактических игр по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

В игры можно играть как с одним ребенком, так и с несколькими детьми. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по фор...

Буклет по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста "Сказочный путь к экономическому воспитанию"

Буклет по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста "Сказочный путь к экономическому воспитанию"Важная роль в экономическом воспитании детей отвод...