Картотека дидактических игр по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
картотека по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Дубовая Екатерина Алексеевна

В игры можно играть как с одним ребенком, так и с несколькими детьми. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний.  В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr.docx24.71 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Методические рекомендации.

В игры можно играть как с одним ребенком, так и с несколькими детьми. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний.  В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.

Материал: Для проведения игр необходимо подготовить карточки (картинки) «Товары», «Деньги», «Список покупок», «Корзинка покупок».

1. Карточки «Товары» предлагаю составить из 5 категорий:

– продукты (как полезные, так и вредные), на усмотрение педагога, знакомые детям; овощи, фрукты, ягоды; игрушки; одежда, обувь;

– непродовольственные товары (например: мыло, зубная паста, расческа, карандаши, альбом и прочее).

На каждой карточке товаров с обратной стороны должна быть указана стоимость: для детей старшей группы от 1 до 10 (цифрой и точками), для детей подготовительной к школе группы от 1 до 20 (цифрами).

2. Карточки «Деньги» предлагаю сделать двух видов: монеты и банкноты: с лицевой стороны цифрами, с обратной стороны точками, допускается использование счетных палочек Кьюизенера.

3. Карточки «Список покупок» с готовыми списками покупок, которые могут состоять из товаров, как разных категорий, так и одной категории (например, продукты).

Карточки – игровые поля «Корзинки покупок». На эти игровые поля, в зависимости от условий игры, выкладываются карточки «Товары».

1. «Что продается в магазине?».

Цель: формирование у детей представления о товаре.

Задачи: познакомить детей с понятием «товар»; сформировать представление о том, что каждый товар имеет свою стоимость.

Ход игры: раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Спросить, чтобы они хотели купить, и есть ли у них возможность это сделать (хватит ли у них «денег» на покупку товара).

2. «Давай положим в корзинку».

Цель: закрепление у детей представления о товаре.

Задачи: продолжать формировать у детей представление о товаре; учить выбирать товары по необходимости; формировать умение соотносить количество имеющихся «денег» со стоимостью «товара».

Ход игры: раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Каждому играющему дать задание, купить в магазине…

– продукты для завтрака, подарок на день рождения другу, продукты для супа и т.п.

3. «Какой товар лишний?».

Цель: закрепление у детей понятия «товар».

Задачи: продолжать формировать у детей представление о товаре; учить выбирать товары по необходимости; формировать умение соотносить количество имеющихся «денег» со стоимостью «товара».

Ход игры: раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Каждый играющий выбирает то, что хотел бы купить. Предложить каждому ребенку выбрать тот товар, без которого он может обойтись. Почему?

4. «Что забыли положить в корзинку?».

Цель: формирование представления у детей о «категории товара».

Задачи: познакомить детей с понятием «категория товара»; формировать умение добавлять в корзинку товары из заданной категории.

Ход игры: у каждого ребенка игровое поле «Корзинка покупок» с одним или несколькими товарами определенной категории. Предложить детям «купить» еще товар из данной категории. На первом этапе предлагаем «корзинку покупок» с 3-4 товарами. Когда у детей сформируется представление о категории товара, предлагаем «корзинку покупок» с одним товаром.

5. «Все по полочкам».

Цель: закрепление понятия «категория товара».

Задачи: закрепить понятие «категория товара»; формировать умение выкладывать товар на нужные полки («отделы» магазина).

Ход игры: предложить ребенку роль «продавца» и разложить товар по категории. Сначала предлагать карточки с 2-3 категориями товара.

Усложнение: ребенок самостоятельно определяет, какие «отделы» будут в магазине, и отбирает нужные карточки.

6. «Путаница».

Цель: закрепление понятия «категория товара».

Задачи: закрепить понятие «категория товара»; формировать умение определять «категорию товара».

Ход игры: пришли в магазин, где все «отделы» перепутались. Детям предлагается исправить ошибки и разложить товары по категориям.

7. «Что угодно для души».

Цель: формирование у детей понятия «потребность» и «полезность» товара.

Задачи: помочь детям понять что такое «потребность» и «полезность» товара.

Ход игры: предложить детям из имеющихся картинок положить в корзинку товары, которые захотят купить в магазине: сам ребенок, когда он голоден; семья, которая ждет гостей; мама, выбирающая подарок для дочки; папа, желающий купить спортивную одежду для ребенка и т.п.

8. «Что сколько стоит».

Цель: познакомить с понятием «цена».

Задачи: дать представление о том, что каждая вещь имеет свою стоимость (или цену). Цена зависит от качества товара, производителя, сезона продажи (зимой овощи и фрукты дороже).

Ход игры: отобрать карточки с товарами, стоимостью до 10 рублей. Покупатель выясняет, сколько стоит товар, а продавец определяет цену каждого товара (либо по числам, либо по точкам, если не знает цифр).

Вариант: выложить на полки товар с одинаковой стоимостью.

9. «Давай поменяемся».

Цель: познакомить детей с понятием «обмен».

Задачи: закрепить представление о цене товара; дать представление о том, что товары одной ценовой категории могут иметь разную полезность; дать представление о том, что стоимость одного товара может быть такой же, как стоимость нескольких других товаров вместе.

Ход игры: раздать детям корзинки и предложить наполнить их товарами разной стоимости (от 1 до 10 руб.). Далее предлагаем поменять ненужный товар (или несколько товаров) на другой (или несколько других), но с условием, что стоимость обмена будет одинакова.

10. «Деньги»

Цель: познакомить с понятием «деньги».

Задачи: дать представление о том, что деньги мы используем, чтобы обменять на товар; продолжать учить выбирать товар, согласно возможностям (на имеющуюся сумму денег); закреплять понятие «потребность» и «полезность».

Ход игры: Ребенок-продавец выкладывает товары по категориям. Дети-покупатели выбирают товары согласно имеющимся деньгам. Продавец проверяет правильность покупки.

11. «Нужные покупки»

Цель: закрепить представление детей о деньгах.

Задачи: закрепить представление о том, что деньги мы используем, чтобы обменять на товар; продолжать учить выбирать товар, согласно возможностям (на имеющуюся сумму денег); закрепить представления детей о категориях товаров; закреплять понятие «потребность» и «полезность».

Ход игры: Ребенок-продавец выкладывает товары по категориям. Дети-покупатели выбирают товары согласно имеющимся деньгам. Продавец проверяет правильность покупки.

12. «Много - мало».

Цель: познакомить детей с понятием «спрос».

Задачи: дать представление детям о том, что такое «спрос»; закрепить представление о «потребности»; продолжать формировать умение «приобретать» товары по необходимости и полезности; продолжать формировать умение выбирать товар на заданную сумму денег.

Ход игры: предложить ребенку отобрать карточки товаров, которые захочет приобрести:  семья, состоящая из мамы, дочки и бабушки; семья, состоящая из мамы, папы и сына; семья, состоящая из папы, мамы, дочки и четырех сыновей; семья, живущая на Крайнем Севере; семья, живущая на юге и т.п.

13. «Дорого – дешево».

Цель6 познакомить с понятиями «дороже/дешевле».

Задачи: дать представление детям о том, что товары имеют разную стоимость; учить выделять характеристики товаров и выбирать то, что ему нужно; закреплять умение классифицировать товары по стоимости (самые дешевые, самые дорогие); закрепить умение находить товары дешевле (дороже).

Ход игры:

  1. Предлагая ребенку пары карточек, определить, какой товар дешевле, какой дороже.
  2. Предложить детям выбрать карточки с самыми дешевыми товарами, с самыми дорогими товарами.
  3. Предложить выложить ряд товаров по возрастанию стоимости, от самого дешевого до самого дорогого.

14. «Потребность – возможность».

Цель: дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях.

Задачи: дать представление детям о понятии «ресурсы», сформировать представления детей о понятии «возможности», закреплять умение детей делать покупки на заданную сумму денег.

Ход игры: перед детьми разложены товары с категории «продукты». У детей определенные суммы «денег» на руках. Задание: ждем гостей. Что мы можем купить для угощения на имеющиеся деньги. Разложены товары с категории «игрушки». Задание: Света нас пригласила на день рождение. Какой подарок мы сможем купить на имеющиеся деньги. Задания можно придумывать по своему усмотрению и исходя из интересов детей.

15. «Запланированная покупка».

Цель: сформировать у детей понятие «список покупок».

Задачи: учить детей следовать запланированному «списку покупок»; продолжать формировать умение приобретать товары на заданную сумму денег.

Ход игры: каждому ребенку дается карточка «Список покупок» и предлагается собрать по нему товары в корзинку. Со временем, когда дети научатся действовать в соответствии «списка покупок», для поддержания интереса можно ограничивать время сбора или собирать на скорость (кто быстрее).

16. «Запланированная покупка - 2».

Цель: формировать умение у детей составлять «список покупок».

Задачи:

  1. Учить детей составлять «Список покупок».
  2. Закреплять умение детей следовать составленному «списку покупок».
  3. Продолжать формировать умение приобретать товары на заданную сумму денег.

Ход игры: предлагаем детям составить «список покупок» для определенного события и собрать в корзинку: день рождения; поездка на пикник; приготовление завтрака (обеда, ужина); отправляемся в путешествие; ждем гостей и т.п.

17. «Что откуда берется?»

Цель: дать детям представление о производстве товаров.

Задачи: сформировать представление у детей о том, что такое «производство» товаров; закрепить представление о ресурсах.

Ход игры: предложить ребенку карточки с изображением различных продуктов и фруктов. Что можно съесть сразу, а что нужно приготовить? Предложить карточки с изображением вещей. Из чего сделаны? Можно ли самим сделать такое? И т.д.

18. «Бюджет».

Цель: познакомить с понятием «бюджет».

Задачи:  сформировать представление о том, что такое «бюджет», сформировать представление о том, что такое «доход», сформировать представление о том, что такое «расход», закреплять умение составлять «список покупок» и следовать ему, закреплять умение использовать для покупок заданную сумму денег.

Ход игры: выдать каждому ребенку сумму, которую ему нужно будет потратить на определенную цель. Цели могут быть различные – продукты для завтрака, для семейного торжества, подарки друзьям к Новому году и т.д.

19. «Сдача».

Цель: формирование умения делать первичные экономические расчеты.

Задачи: учить делать первичные экономические расчеты, определять общую сумму покупки, формировать умение давать сдачу, закреплять умение классифицировать товар по категориям, закреплять умение формировать «список покупок», не превышающий возможностей.

Ход игры: у каждого ребенка определенная сумма «денег». Каждый ребенок составляет «список покупок» и отправляется в магазин. При покупке товаров определяет общую сумму. Ребенок-продавец дает сдачу, ребенок-покупатель проверяет ее.

Усложнение: когда дети освоят первичные экономические расчеты, предложить вариант выдачи чека. Ребенок-продавец, обозначая символами или начальными буквами купленный товар и его стоимость, а потом и общую сумму, прописывает чек.

20. Экономическая игра для детей «Магазин»

Цель: ознакомление с принципами финансового планирования и разумных покупок.

Задачи: расширять представление детей о том, что такое магазин; дать новое понятие «товар»; продовольственные и промышленные товары, цена; объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности; разновидности магазинов; закрепить знания детей о том, для чего нужны деньги; воспитывать культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем.

Ход  игры

В. Ребята, мы очень много с вами знаем об истории возникновения денег: как они появились, что использовали раньше вместо денег, какие сейчас существуют деньги в разных странах.

Воспитатель повторяет и закрепляет с детьми уже знакомый материал на тему: «Деньги и история их возникновения».

В. А что же такое магазин? (Ответы детей.) Правильно, это то место, где люди совершают покупки. Что можно купить в магазине? (Ответы детей.) Кто знает, как можно одним словом назвать все то, что продается в магазине? (Товар.) Значит, товар – это все то, что продается в магазине.

Отгадайте загадку:

Угадай, как то зовется,

Что за деньги продается.

Это не чудесный дар,

А просто-напросто… (Товар.)

Назовите продовольственные товары, т.е. товары, которые можно купить в магазине и употреблять в пищу. (Хлеб, молоко, яйца, конфеты и т. д.)

А теперь попробуйте назвать промышленные товары (одежда, обувь, головные уборы и т. д.). (Ответы детей.)

Значит, товары у нас бывают какие? (Продовольственные и промышленные.)

Подумайте, ребята, что нужно иметь покупателю и что нужно знать для того, чтобы купить товар. (Иметь деньги, знать цену.) А что же такое цена? (Это то, сколько стоит товар.) Всегда ли цена на товар одинаковая? (Нет.) Значит, товары бывают дешевые и дорогие.

Скажите, выгодно ли покупателю покупать дешевый товар? А выгодно ли продавцу продавать дешевый товар?

Значит, цена влияет на то, сколько можно купить товара. (Дешевой продукции – много, дорогой – мало.)

Какой товар покупали бы вы – дешевый или дорогой? Почему?

Ребята, с одной стороны, это правильно, когда вы экономите деньги, покупая дешевый товар, и у вас еще остаются деньги на другую покупку. Это хорошо.

Но может ведь быть и такая ситуация. Например, в магазине продается обувь.

– одна пара обуви стоит дешево, но качество у него не очень хорошее, т. е. она не так удобна. Нет гарантии, что она будет служить долго. К тому же, в продаже есть эта обувь только больших размеров.

– Вторая пара обуви стоит дороже, но она очень удобна и практична. Эта пара обуви произведена известной фирмой, из качественных материалов ее качество гарантировано.

Какую бы обувь вы купили – ту, что дешевле, но низкого качества или ту, что дороже, но более качественную? (Ответы детей.)

Необходимо обратить внимание детей на то, что дешевый товар покупать хорошо, но важно обращать внимание и на качество продукции. Иногда, как видите, есть смысл купить дорогую, но более качественную вещь.

В. Мы уже с вами выяснили, что есть продовольственные товары, а есть промышленные товары. А какие у нас бывают магазины? (Овощной, хлебный, колбасный, рыбный – магазины продовольственных товаров; мебельный, обувной, «Одежда» и т. д. – магазины промышленных товаров.)

Как же называются люди, которые работают в магазине и продают товары? (Продавцы.) А те, кто покупают эти товары? (Покупатели.)

В чем заключается работа продавца в магазине? Например, в продовольственном магазине? А в магазине, где продают ленты, пуговицы, ткани? А в обувном магазине? (Ответы детей.) Хотели бы вы стать продавцом в магазине? (Ответы детей.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Цель: знакомство воспитанников старших и подготовительных групп с основами финансовой грамотности на доступном уровне с помощью игры...

"Картотека дидактических игр по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста".

Мы предлагаем Вам подборку дидактических игр по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста....

Картотека дидактических игр по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Знакомство воспитанников старших и подготовительных групп с основами финансовой грамотности на доступном уровне с помощью игры...

Картотека дидактических игр по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Картотека дидактических игр по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности для детей старшего дошкольного возраста.

В качестве средства формирования основ экономической культуры мы использовали дидактические игры. Предлагаемые дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности разработаны для детей ста...

Картотека дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности для детей старшего дошкольного возраста.

Картотека дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности для детей старшего дошкольного возраста....