«Путешествие в сказочную страну денег »
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Методическая разработка представлена в форме конспекта образовательной деятельности на тему: «Путешествие в сказочную страну денег».
В современных условиях изменилась жизнь человека, от человека настоятельно требуют качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 32.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Территориальный отдел главного управления образования
администрации города по Октябрьскому району города
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №322 «Морозко»______________
660130, г. Красноярск, ул. Гусарова, 31, тел.246-47-79, mbdou.322@yandex.ru
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПО ТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Конспект образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста
«Путешествие в сказочную страну денег »
Автор – составитель:
Марченко Светлана Анатольевна, воспитатель МБДОУ № 322
Красноярск – 2020
АННОТАЦИЯ
Методическая разработка представлена в форме конспекта образовательной деятельности на тему: «Путешествиевсказочную страну».
В современных условиях изменилась жизнь человека, от человека настоятельно требуют качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности.
Сегодня одним из приоритетных направлений педагогики является задача развития творчества. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах.
Дошкольник в силу своей возрастной специфики - искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Педагоги давно заметили эту особенность. Поэтому стремление к повышению качества подготовки детей к школе привело к созданию увлекательных для малышей средств и форм обучения.
Одним из инструментов для достижения основ финансовой грамотности выступает ТРИЗ технология.Эта система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность экономических знаний, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление.Опыт, представленный в разработке, может быть полезен педагогам дошкольных образовательных учреждений, а также специалистам дошкольного образования.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.
Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р, содержит определение финансовой грамотности как результата процесса финансового образования, который, в свою очередь, определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения финансового благосостояния. Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов. Именно теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г. С. Альтшуллера, ее подходы, алгоритмы и методы, помогает активизировать такие качества мышления: как гибкость, подвижность, системность.
ТРИЗ – аналог карты для путешественника, сориентирует, поможет в решении нестандартных задач в различных областях деятельности, которые ожидают нас каждый день. Теория призвана повлиять и на эмоциональную составляющую личности, поскольку позволяет видеть мир в ярких красках и смело заменить насущное понятие «проблема» на подобное, но иное по звучанию «задача».
ТРИЗ представляет собой обобщённый опыт изобретательства и изучения законов развития науки и техники.Но в результате своего развития ТРИЗ вышла за рамки решения изобретательских задач в технической области, и сегодня используется также в нетехнических областях (бизнес, искусство, литература, педагогика, политика и др.). Данная разработка может использоваться педагогами ДОУ как практический материал для развития детей старшего дошкольного возраста.
Путешествие в сказочную страну.
Цель:создать условия для финансового просвещения и экономического восприятия детей старшего дошкольного возраста через внедрение элементов ТРИЗ.
Задачи:
Образовательные:
- создать условия, расширяющие область поиска решения проблемы;
- познакомить детей с деньгами, откуда пришли, какие сейчас и какие будут в будущем;
- способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях.
Развивающие:
- развивать умение определять жизненно важные потребности человека;
- развивать логическое мышление, память, внимание, связную речь, умение объяснять принятые решения.
Воспитательные:
- воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в команде, учитывать другое мнение, сообща принимать решения.
Активизация словаря: Монеты, купюры, банкноты, банковская карта.
Материал и оборудование:Купюры и монеты, мультимедийная установка, презентация «Волшебный телевизор», потребности в жизни: вода, еда, одежда. Танграм геометрических фигур, прямоугольный листбумаги.
Ход мероприятия:
Дети находятся в группе, звенит колокольчик,воспитатель предлагает собраться и встать в круг.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороватьсяне лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
Доброе утро!!!!!
-Ребята, предлагаю вам отправиться в путешествие в сказочную страну.
- А на каком транспорте мы с вами отправимся? (Ответы детей: на машине, на автобусе, на ракете…) Выбираем, на чём отравимся.
- Садимся в транспорт, по мнению детей, и отправляемся в путешествие.
- Ребята, чтобы отправиться в путешествие нужно говорить: не «Полный вперёд», а наоборот:«Стоп машина».
- Дети изображают корабль (либо другой /выбранный ими/ вид транспорта) и сначала говорят вслух:
«Стоп машина,
Стоп машина,
Стоп машина,
Стоп»
- И так несколько раз повторяем вместе.
- А сейчас мы усложним задание: нужно сказать вслух только «Стоп машина…», остальные два раза про себя,ипоследнее слово «стоп»- все вместе. Мы посмотрим с вами, получится ли у нас так же всем вместе в одно время сказать слово «стоп»?
Дети выполняютзадание.
- Какие вы молодцы, у нас все получилось, мы с вами настоящая команда.
- Вотмы попали с вами в сказочную страну, посмотрите, что вы видите необычного здесь?(Ответ детей: какие-то конверты).
- Что же в них, давайте посмотрим? Дети берут конверты(каждый берет по конверту и садится на ковер) и смотрят.
- Какие у вас конверты, что в них лежит? (Ответы детей: в конвертах лежат: круг, квадрат, треугольник и т. д).
- Ребята,а как можно одним словом это назвать? (Ответ детей: геометрические фигуры).
-Совершенно верно, геометрические фигуры.
У воспитателя тоже конверт в руках, но там не геометрические фигуры.
- Ребята, а у меня на конверте что - то здесь написано, хотите узнать? (Ответ детей: Да)
- Воспитатель зачитывает загадку:
Это что за очень странный,
Человечек деревянный?
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
(Буратино)
- Для чего же у нас геометрические фигуры? Как вы думаете? (Ответы детей: собрать Буратино из геометрических фигур,...)
5. Игра «Да- Нет»
- Дети, посмотрите на мимику лица Буратино, что вы видите? (Ответ детей: он грустный).
-Да, ребята, он грустный.
- Как вы думаете почему?
- Посмотрите, на доске расположена картинка из сказки. Предлагаю вам посмотреть на нее (папа Карло дает Буратино монетку).
-Расскажите, что здесь нарисовано? (Ответ детей: папа Карло дает Буратино монетку.)
- Кто помнит, для чего папа Карло дал ему монетку? Какое задание надо было выполнить Буратино?(Ответ детей:Он дал для того, чтобы Буратино купил азбуку.)
- Совершенно верно, а у нашего Буратино есть монетка? (Ответ детей: нет)
- Как вы думаете, а где она?
Воспитатель выслушивает варианты ответов детей (не взял, потерял…..)
-Он потерял монету, которую ему дал папа Карло. Предлагаю вам поиграть в игру «Маша растеряша».Кто из вас будет, «Машей растеряшей»? (Выбираем ребенка. Объясняем правила игры.)
- Маша растеряша встает в середину круга и задает вопрос.
- «Я потерял монетку! Как я сейчас куплю азбуку?»(Ответы детей: Попрошу у друга на время Азбуку. Возьму в библиотеке. Возьму деньги из своей копилкии т.д.)
- Ребята!Может, мы создадим свою монету для Буратино? (Ответ детей: Да)
- Игра «Морфологический анализ» (ящик)
- Ребята, кто знает, откуда появились деньги? (Ответ детей: не знаем, с прошлого)
- Предлагаю вам заглянуть в волшебный телевизор, и узнать с помощью системного оператора прошлое и будущее денег; определить, из чего делают деньги и кто выпускает банкноты. Какие в настоявшее время деньги.
- Включается монитор, появляется системный оператор.
- Ребята, как вы думаете, какие будут деньги в будущем? (Ответы детей)
- Динамическая пауза:
Будем денежку считать,
Один, два, три, четыре, пять.
(шагаем на месте)
Будем денежку считать,
(разжимаем и сжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом,
(пальцы в кулак отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живем.
Третья монетка – одежду купить.
(отгибаем средний палец)
На четвертую монетку купиместь и пить.
(отгибаем указательный палец)
Ну, а пятую пока (зажимаем большой палец)
Спрячем на дне кошелька.
Буратино задает вопрос:
- Ребята, а зачем нужны деньги? (Ответы детей)
- Ребята,есть такое волшебное слово- потребность, происходит от слова –требуется.На что мы можем потратить заработанные деньги.(Экран, презентация картинок с изображением потребительской корзины.)
- Игра «Рассказы по картинке»
- Я вам предлагаю назвать все предметы жизненно необходимые для человека.Для этого вам надо свернуть листочек бумаги, и сделать «Подзорнуютрубу»,посмотреть в него и выбрать по одному объекту.
- Что выбираем из картинок? (Ответы детей)
Воспитатель выставляет картинки на магнитную доску, затем дети составляют рассказ.
- Значит, родители зарабатывают деньги для чего? (Ответы детей)
- Ну вот,ребята, нам пора возвращаться домой.
«Раз, два, три,транспорт нас домой вези!», дети изображают транспорт, на котором прилетели/приехали.
Вот мы с вами и дома!
- Воспитатель берет интервью у детей:
-Где были?
- Что интересного произошло?
- Что больше всего понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по лепке из соленого теста "Путешествие в сказочную страну"
Конспект занятия по лепке из соленого теста в средней группе...
Путешествие в сказочную страну
В своём занятии по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста мы отправляемся в путешествие ,где встречаемся с разными сказочными персонажами ,тем самым закрепляя изученнные ране...
Презентация. Путешествие по сказочной стране "Лукоморье"
Творчество детей - рисование (подготовительная группа)...
Путешествие в сказочную страну. №2. Рисование сказочной страны.
1. Развить речь ребенка с помощью:Пересказыаание сказок;Рассказыаание сказок от третьего лица;Группового рассказыаание сказок;Сочинения сказок. 2. Выявить и поддержать творческие способности....
Путешествие в сказочную страну. №3. Сказка в нарисованной стране.
1. Развить речь ребенка с помощью:Пересказыаание сказок;Рассказыаание сказок от третьего лица;Группового рассказыаание сказок;Сочинения сказок. 2. Выявить и поддержать творческие способности....
Путешествие в сказочную страну. №4. Первое сказочное путешествие
Сказкотерапия.1. Развить речь ребенка с помощью:Пересказыаание сказок;Рассказыаание сказок от третьего лица;Группового рассказыаание сказок;Сочинения сказок. 2. Выявить и поддержать творческие сп...
Путешествие в сказочную страну. №5. Второе сказочное путешествие
Сказкотерапия.1. Развить речь ребенка с помощью:Пересказыаание сказок;Рассказыаание сказок от третьего лица;Группового рассказыаание сказок;Сочинения сказок. 2. Выявить и поддержать творческие сп...