«Путешествие в сказочную страну денег »
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Марченко Светлана Анатольевна

Методическая разработка представлена в форме конспекта образовательной деятельности на тему: «Путешествие в сказочную страну денег».

В современных условиях изменилась жизнь человека, от человека настоятельно требуют качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx32.53 КБ

Предварительный просмотр:

Территориальный отдел главного управления образования

администрации города по Октябрьскому району города

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №322 «Морозко»______________

660130, г. Красноярск, ул. Гусарова, 31, тел.246-47-79, mbdou.322@yandex.ru

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПО ТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Конспект образовательной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста

«Путешествие в сказочную страну денег »

Автор – составитель:

 Марченко Светлана Анатольевна, воспитатель МБДОУ № 322

Красноярск – 2020

АННОТАЦИЯ

Методическая разработка представлена в форме конспекта образовательной деятельности на тему: «Путешествиевсказочную страну».

В современных условиях изменилась жизнь человека, от человека настоятельно требуют качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности.

Сегодня одним из приоритетных направлений педагогики является задача развития творчества. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах.

Дошкольник в силу своей возрастной специфики - искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Педагоги давно заметили эту особенность. Поэтому стремление к повышению качества подготовки детей к школе привело к созданию увлекательных для малышей средств и форм обучения. 

Одним из инструментов для достижения основ финансовой грамотности выступает ТРИЗ технология.Эта система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность экономических знаний, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление.Опыт, представленный в разработке, может быть полезен педагогам дошкольных образовательных учреждений, а также специалистам дошкольного образования.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.

Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р, содержит определение финансовой грамотности как результата процесса финансового образования, который, в свою очередь, определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения финансового благосостояния. Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов. Именно теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г. С. Альтшуллера, ее подходы, алгоритмы и методы, помогает активизировать такие качества мышления: как гибкость, подвижность, системность.

ТРИЗ – аналог карты для путешественника, сориентирует, поможет в решении нестандартных задач в различных областях деятельности, которые ожидают нас каждый день. Теория призвана повлиять и на эмоциональную составляющую личности, поскольку позволяет видеть мир в ярких красках и смело заменить насущное понятие «проблема» на подобное, но иное по звучанию «задача».

ТРИЗ представляет собой обобщённый опыт изобретательства и изучения законов развития науки и техники.Но в результате своего развития ТРИЗ вышла за рамки решения изобретательских задач в технической области, и сегодня используется также в нетехнических областях (бизнес, искусство, литература, педагогика, политика и др.). Данная разработка может использоваться педагогами ДОУ как практический материал для развития детей старшего дошкольного возраста.

Путешествие в сказочную страну.

Цель:создать условия для финансового просвещения и экономического восприятия детей старшего дошкольного возраста через внедрение элементов ТРИЗ.

Задачи:

Образовательные:

- создать условия, расширяющие область поиска решения проблемы;

- познакомить детей с деньгами, откуда пришли, какие сейчас и какие будут в будущем;

- способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях.

Развивающие:

   - развивать умение определять жизненно важные потребности человека;

   - развивать логическое мышление, память, внимание, связную речь, умение объяснять принятые решения.

Воспитательные:

   - воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в команде, учитывать другое мнение, сообща принимать решения.

Активизация словаря: Монеты, купюры, банкноты, банковская карта.

Материал и оборудование:Купюры и монеты, мультимедийная установка, презентация «Волшебный телевизор», потребности в жизни: вода, еда, одежда.  Танграм геометрических фигур, прямоугольный листбумаги.

Ход мероприятия:

Дети находятся в группе, звенит колокольчик,воспитатель предлагает собраться и встать в круг.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороватьсяне лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнется.

Доброе утро!!!!!

-Ребята, предлагаю вам отправиться в путешествие в сказочную страну.

- А на каком транспорте мы с вами отправимся? (Ответы детей: на машине, на автобусе, на ракете…) Выбираем, на чём отравимся.

- Садимся в транспорт, по мнению детей, и отправляемся в путешествие.

- Ребята, чтобы отправиться в путешествие нужно говорить: не «Полный вперёд», а наоборот:«Стоп машина».

- Дети изображают корабль (либо другой /выбранный ими/ вид транспорта) и сначала говорят вслух:

«Стоп машина,

Стоп машина,

Стоп машина,

Стоп»

- И так несколько раз повторяем вместе.

- А сейчас мы усложним задание: нужно сказать вслух только «Стоп машина…», остальные два раза про себя,ипоследнее слово «стоп»- все вместе. Мы посмотрим с вами, получится ли у нас так же всем вместе в одно время сказать слово «стоп»?

Дети выполняютзадание.

- Какие вы молодцы, у нас все получилось, мы с вами настоящая команда.

- Вотмы попали с вами в сказочную страну, посмотрите, что вы видите необычного здесь?(Ответ детей: какие-то конверты).

- Что же в них, давайте посмотрим? Дети берут конверты(каждый берет по конверту и садится на ковер) и смотрят.

- Какие у вас конверты, что в них лежит? (Ответы детей: в конвертах лежат: круг, квадрат, треугольник и т. д).

- Ребята,а как можно одним словом это назвать? (Ответ детей: геометрические фигуры).

-Совершенно верно, геометрические фигуры.

У воспитателя тоже конверт в руках, но там не геометрические фигуры.

- Ребята, а у меня на конверте что - то здесь написано, хотите узнать? (Ответ детей: Да)

- Воспитатель зачитывает загадку:

Это что за очень странный,

Человечек деревянный?

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

(Буратино)

- Для чего же у нас геометрические фигуры? Как вы думаете? (Ответы детей: собрать Буратино из геометрических фигур,...)

5. Игра «Да- Нет»

- Дети, посмотрите на мимику лица Буратино, что вы видите? (Ответ детей: он грустный).

-Да, ребята, он грустный.

-  Как вы думаете почему?

- Посмотрите, на доске расположена картинка из сказки. Предлагаю вам посмотреть на нее (папа Карло дает Буратино монетку).

-Расскажите, что здесь нарисовано? (Ответ детей: папа Карло дает Буратино монетку.)

- Кто помнит, для чего папа Карло дал ему монетку? Какое задание надо было выполнить Буратино?(Ответ детей:Он дал для того, чтобы Буратино купил азбуку.)

- Совершенно верно, а у нашего Буратино есть монетка? (Ответ детей: нет)

- Как вы думаете, а где она?

Воспитатель выслушивает варианты ответов детей (не взял, потерял…..)  

-Он потерял монету, которую ему дал папа Карло. Предлагаю вам поиграть в игру «Маша растеряша».Кто из вас будет, «Машей растеряшей»? (Выбираем ребенка. Объясняем правила игры.)

- Маша растеряша встает в середину круга и задает вопрос.

- «Я потерял монетку! Как я сейчас куплю азбуку?»(Ответы детей: Попрошу у друга на время Азбуку. Возьму в библиотеке. Возьму деньги из своей копилкии т.д.)

- Ребята!Может, мы создадим свою монету для Буратино? (Ответ детей: Да)

- Игра «Морфологический анализ» (ящик)

- Ребята, кто знает, откуда появились деньги? (Ответ детей: не знаем, с прошлого)

- Предлагаю вам заглянуть в волшебный телевизор, и узнать с помощью системного оператора прошлое и будущее денег; определить, из чего делают деньги и кто выпускает банкноты. Какие в настоявшее время деньги.

- Включается монитор, появляется системный оператор.

- Ребята, как вы думаете, какие будут деньги в будущем? (Ответы детей)

 - Динамическая пауза:

Будем денежку считать,

Один, два, три, четыре, пять.

(шагаем на месте)

Будем денежку считать,

(разжимаем и сжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом,

(пальцы в кулак отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живем.

Третья монетка – одежду купить.

(отгибаем средний палец)

На четвертую монетку купиместь и пить.

(отгибаем указательный палец)

Ну, а пятую пока (зажимаем большой палец)

Спрячем на дне кошелька.

Буратино задает вопрос:

- Ребята, а зачем нужны деньги? (Ответы детей)

- Ребята,есть такое волшебное слово- потребность, происходит от слова –требуется.На что мы можем потратить заработанные деньги.(Экран, презентация картинок с изображением потребительской корзины.)

- Игра «Рассказы по картинке»

- Я вам предлагаю назвать все предметы жизненно необходимые для человека.Для этого вам надо свернуть листочек бумаги, и сделать «Подзорнуютрубу»,посмотреть в него и выбрать по одному объекту.

- Что выбираем из картинок? (Ответы детей)

Воспитатель выставляет картинки на магнитную доску, затем дети составляют рассказ.

- Значит,  родители зарабатывают деньги для чего? (Ответы детей)

- Ну вот,ребята, нам пора возвращаться домой.

«Раз, два, три,транспорт нас домой вези!», дети изображают транспорт, на котором прилетели/приехали.

Вот мы с вами и дома!

- Воспитатель берет интервью у детей:

 -Где были?

- Что интересного произошло?

- Что больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по лепке из соленого теста "Путешествие в сказочную страну"

Конспект занятия по лепке из соленого теста в средней группе...

Путешествие в сказочную страну

В своём занятии по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста мы отправляемся в путешествие ,где встречаемся с разными сказочными персонажами ,тем самым закрепляя изученнные ране...

Презентация. Путешествие по сказочной стране "Лукоморье"

Творчество детей - рисование (подготовительная группа)...

Путешествие в сказочную страну. №2. Рисование сказочной страны.

1. Развить речь ребенка с помощью:Пересказыаание сказок;Рассказыаание сказок от третьего лица;Группового рассказыаание сказок;Сочинения сказок. 2. Выявить и поддержать творческие способности....

Путешествие в сказочную страну. №3. Сказка в нарисованной стране.

1. Развить речь ребенка с помощью:Пересказыаание сказок;Рассказыаание сказок от третьего лица;Группового рассказыаание сказок;Сочинения сказок. 2. Выявить и поддержать творческие способности....

Путешествие в сказочную страну. №4. Первое сказочное путешествие

Сказкотерапия.1. Развить речь ребенка с помощью:Пересказыаание сказок;Рассказыаание сказок от третьего лица;Группового рассказыаание сказок;Сочинения сказок. 2. Выявить и поддержать творческие сп...

Путешествие в сказочную страну. №5. Второе сказочное путешествие

Сказкотерапия.1. Развить речь ребенка с помощью:Пересказыаание сказок;Рассказыаание сказок от третьего лица;Группового рассказыаание сказок;Сочинения сказок. 2. Выявить и поддержать творческие сп...