Дополнительная образовательная программа «Путешествие в страну Предпринимательства»
рабочая программа по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Кривенко Людмила Николаевна

Дополнительная образовательная программа

«Путешествие в страну Предпринимательства» 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma._puteshestvie_v_stranu_predprinimatelstva.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная программа

«Путешествие в страну Предпринимательства»

СОДЕРЖАНИЕ

1.  ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………………………………...……2

     1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………..……....2

     1.2. Планируемые результаты освоения программы……………………………………………..3

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ………………………………………………….………………...4

     2.1. Учебно-тематический план I-II года обучения………………………….……..………….....4

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ……………………………………………………...…………..7

     3.1. Методическое обеспечение………………………………………………………………..…..7

     3.2. Материально-техническое обеспечение………………………………………….……..…....8

     3.3. Список литературы….……………………………………………….………………….……..8


1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Программа «Путешествие в страну Предпринимательства» разработана для детей старшего дошкольного возраста и рассчитана на два года обучения. Программа направлена на обучение детей азам экономики, финансовой грамотности и предпринимательства, формирование у них экономических представлений.

Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях.

Ребенок с малых лет соприкасается с такими понятиями, как деньги, вещи, труд, стоимость, предпринимательство. Именно поэтому проблема экономического воспитания стала актуальной уже применительно к дошкольному возрасту. В процессе экономического воспитания у детей формируются такие качества личности как трудолюбие, бережливость, деловитость, предпринимательство, равноправные, партнерские отношения в детском коллективе, чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам. Осознаются правила их честного зарабатывания. Решение экономических задач осуществляется в процессе формирования навыков сотрудничества, а также в единстве с трудовым и нравственным воспитанием, что находит выражение в поступках и поведении детей.

Данная программа разработана на основе авторской программы А.Д.Шатовой «Тропинка в экономику». Для детей 5-7 лет. ФГОС.-М.: Вента-Графф с использованием системы работы по экономическому воспитанию дошкольников на основе сказки, игры, игровой, проблемной ситуации, разработанной А.А.Смоленцевой.

Новизна программы заключается в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения. Решение проблемы экономического, финансового и предпринимательского воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле формирования здорового интереса к деньгам, совершенствования навыков сотрудничества взрослого и ребенка, ребенка со сверстниками, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результату человеческого труда и человеку.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что формирование экономической культуры приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, формирует представления о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается активный словарь, развиваются навыки сотрудничества ребенка со сверстниками, ребенка с взрослым, приобретаются такие качества, как умения продуктивно работать в малых подгруппах, командах, доводить начатое дело до конца, развивается чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, возникает здоровый интерес к деньгам и понимание их целевого назначения.

Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.

Основным средством формирования экономической культуры и предпринимательской грамотности у детей 5-7 лет является игровая и проектная деятельность.

Целью программы является формирование начал экономической, финансовой культуры и азов предпринимательства в процессе развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • развивать экономическое сознание и финансовую грамотность, предпринимательские способности;
  • развивать интеллектуальные и творческие способности детей через овладение действием наглядного моделирования;
  • познакомить детей с теоретической основой экономических наук, предпринимательской деятельностью (через ознакомление с наиболее доступными экономическими понятиями, знакомство с современными рыночными отношениями, предпринимательской деятельностью);
  • формировать умения применять экономические знания в конкретных условиях, элементарных экономических расчетах, рациональном использовании доступных материальных ценностей;
  • способствовать развитию умений соизмерять собственные потребности с материальными возможностями своей семьи;
  • познакомить воспитанников с профессиями экономического профиля;
  • формировать навыки общения со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности.

Отличительной особенностью данной программы является игровая составляющая. Игры познавательного характера экономической направленности проводятся с применением компьютерных технологий, используются в совместной деятельности с взрослым, в индивидуальной работе, в досугах, развлечениях, театрализованной, экспериментальной и проектной деятельности, в самостоятельной и игровой деятельности, в работе с родителями.

Основными формами реализации программных задач являются: игра, наблюдение, экспериментирование, беседы, решение проблемных ситуаций, соревнования, экскурсии, викторины, инсценировки сказок и чтение художественной литературы (рассказы с экономическим содержанием, народный фольклор: пословицы, поговорки, сказки).

По данным психологов, именно в старшем дошкольном возрасте происходит скачок в становлении личности, ее базовых оснований, и именно этот период является наиболее благоприятным для экономического воспитания. Поэтому участниками реализации программы являются дети 5-7 лет (воспитанники старшей - подготовительной групп).

Срок реализации программы 2 года. Объем курса 36 учебных часа. Первый год обучения – 18 часов, второй год обучения – 18 часов.

Два раза в год проводится педагогическая диагностика, с целью построения индивидуальных маршрутов развития воспитанников.

Данная программа может быть использована педагогическими работниками ДОУ, Центров дополнительного образования.

1.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Ожидаемые результаты. В ходе реализации задач экономического воспитания предполагается, что дети приобретут:

  • необходимый минимум экономических, финансовых и предпринимательских знаний (о рациональном использовании времени, о трудовой деятельности, о деньгах);
  • экономические умения и навыки (умение соизмерять уровень удовлетворения своих потребностей с материальными возможностями, умение организовывать свою работу с наименьшими затратами времени, сил и средств);
  • представления о содержании деятельности людей некоторых профессий, о производстве, о том, как получают профессию;
  • экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, аккуратность);
  • стимулирование социальной активности старших дошкольников в ходе совместной деятельности с взрослым, ребенка со сверстником.

Мониторинг усвоения экономических и предпринимательских знаний осуществляется в начале и в конце учебного года каждой возрастной группы, используются такие формы обследования как блиц-опрос, беседы с детьми, викторины, проекты, анкетирование родителей.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Учебно-тематический план

1-й год обучения (дети 5-6 лет)

Тема

Задачи

Содержание

Кол-во часов

Раздел 1. «Труд-продукт-товар»

Когда продукт труда превращается в товар

Знакомство детей с понятием «товар», с операциями купли-продажи;

Знакомство с экономическими категориями: купля-продажа, обмен, торговля, прибыль;

Формирование понимания, что каждый товар имеет свою цену;

Формирование понимания зависимости между качеством товара и его ценой;

Знакомство с экономическими категориями: качество, цена, продажа;

Воспитание уважения к результатам труда людей, бережного отношения ко всему, что дается детям для игр и забав;

Формирование понимания того, что доброе отношение к окружающим людям вызывает ответную доброту и благодарность.

Понятие «товар».

Процесс изготовления товара (посуды, бумаги, книг и т.п.);

Пословицы и поговорки о труде и результатах труда;

Чтение художественной литературы «Федорино горе», «Вкусный хлеб»;

Игры «Продукция», «Супермаркет»; игровая ситуация «Желанная покупка»

1

Ценность и украшение товара – его качество

1

Товар. Продавцы товара

1

Товар и бережное отношение к нему

1

Раздел 2. «Реклама»

Что такое реклама

Дать знания о рекламе как средстве сообщения информации о товарах, продуктах, всего, что нужно людям для их повседневной жизни; о их месте продажи

Воспитывать интерес к рекламе, рекламной деятельности

Расширить представления о рекламе как информации, содержащей привлекательное сообщение для покупателей

экономические категории: реклама, привлекательность

Рассматривание рекламных газет, иллюстраций;

Чтение рекламных текстов, рассказ воспитателя об особенностях содержания этих текстов (положительная оценка достоинств товара, призыв приобрести товар, адрес, где его можно купить);

чтение отрывка из книги Э.Успенского «Бизнес крокодила Гены» о рекламе; Сюжетно-дидактическая игра «Реклама»; игровые ситуации «Рекламное агентство»; чтение и беседа с детьми по сказке Ш.Перро «Кот в сапогах».

Рисование рекламных листовок

1

Кто делает рекламу?

1

Распространители рекламы

1

Сказочный рекламный агент

1

Если бы у меня было собственное дело

1

Играем в рекламу

1

Раздел 3. «Деньги»

Деньги и цена

Дать понятие о деньгах как о средстве купли-продажи;

Знакомство с экономическими категориями: деньги, монеты, купюры, достоинство денег

воспитываем интерес к деньгам как к культурно-историческому явлению

Рассказ педагога о том, как появились деньги, что такое деньги, о заменителях денег;

Рассказ педагога о деньгах, как о культурно-историческом явлении и средстве купли-продажи, демонстрация внешнего вида денег, понятия «купюры», «монеты», покупательная способность денег в зависимости от их достоинства;

Сюжетно-ролевые игры: «Покупки», «Идем за покупками»

1

Сколько заработал – столько купил

1

«Хочу и надо»

1

Покупательная сила денежных знаков

1

Монетный двор

1

Раздел 4. «Мир профессий»

У каждого человека должно быть интересное дело

Закрепление понятия «профессия»;

Воспитывать уважение к людям разных профессий, пробуждать интерес и желание знать о содержании их деятельности;

Воспитание уважения к профессиям близких им людей;

Формировать представление о необходимости и важности труда, о том, что любая профессия украшает человека

Рассказ педагога о разнообразии профессий, беседы с детьми о профессиях их родителей, бабушек, дедушек (Все профессии нужны, все профессии важны», «Кем я буду, когда вырасту»);

Игры «Назови профессию», «Угадай профессию»;

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Супермаркет», «Поликлиника» и т.д.

1

Почему все взрослые работают

1

«Профессии»

1

Итого

18

2-й год обучения (дети 6-7 лет)

Тема

Содержание

Виды деятельности

Кол-во часов

Раздел 1. «Труд-продукт-товар»

Товар-цена

Знакомство детей с понятием «товар», с операциями купли-продажи;

Знакомство с экономическими категориями: купля-продажа, обмен, торговля, прибыль;

Формирование понимания, что каждый товар имеет свою цену;

Формирование понимания зависимости между качеством товара и его ценой;

Знакомство с экономическими категориями: качество, цена, продажа;

Воспитание уважения к результатам труда людей, бережного отношения ко всему, что дается детям для игр и забав;

Формирование понимания того, что доброе отношение к окружающим людям вызывает ответную доброту и благодарность.

Рассказ педагога о производстве товаров, об изделиях;

Сюжетно-ролевая игра «Рынок»;

Викторина «Из какой книги товар?»;

Проблемная ситуация «Какие бывают товары?»

1

Какие бывают товары

1

Игровое занятие «Где? Что? Почем?

1

Обмен товаров, купля-продажа

1

Раздел 2. «Реклама»

Реклама

Продолжаем знакомить детей с новым социальным явлением – реклама;

Закрепляем знания о том, что реклама бывает разной: печатная, телевизионная, уличная и т.д.;

Учить детей составлять рекламу самостоятельно, в виде рисунков, стихов и т.д.

Беседа с детьми, рассматривание содержания рекламных листков и буклетов;

Чтение неоконченного рассказа «Пришла Маша в магазин игрушек…», придумывание конца рассказа;

Пробуем придумать рекламу своего предприятия;

придумываем рекламу вместе с родителями

1

Кто работает в рекламном агентстве

1

Играем в рекламу

1

Раздел 3. «Деньги»

Бюджет семьи

Знакомство с экономическими категориями: обмен, убытки, выгода, деньги;

Дать понятие о деньгах как о средстве купли-продажи;

Знакомство с экономическими категориями: деньги, монеты, купюры, достоинство денег

воспитываем интерес к деньгам как к культурно-историческому явлению;

Знакомство дошкольников с понятием «бюджет семьи»;

Знакомство с экономическими категории: бюджет, зарплата, пенсия, стипендия;

Формировать представление о том, что деньги, потраченные разумно, могут стать источником дохода, прибылью;

Воспитывать бережное отношение к деньгам, уважительное отношение к родителям

Рассказ педагога о том, как появились деньги, что такое деньги, о заменителях денег;

Рассказ педагога о деньгах, как о культурно-историческом явлении и средстве купли-продажи, демонстрация внешнего вида денег, понятия «купюры», «монеты», покупательная способность денег в зависимости от их достоинства;

Чтение сказки «Бобовое зернышко»;

Игры: «Знакомство с денежными знаками», «Обмен»;

Игра «Если бы я был(а) папой, мамой»

1

Бюджет семьи, доход, расход

1

Знакомство детей с понятием «деньги»

1

Игровое занятие «денежные знаки»

1

Деньги счет любят

1

О том, как правильно деньгами распоряжаться

1

Чем лучше качество, тем дороже вещь

1

Откуда у людей берутся деньги

1

Сбережения (накопления)

1

Раздел 4. «Мир профессий»

«Профессии»

Воспитывать уважение к людям разных профессий, пробуждать интерес и желание знать о содержании их деятельности;

Воспитание уважения к профессиям близких им людей;

Формировать представление о необходимости и важности труда, о том, что любая профессия украшает человека;

Знакомство с профессией предпринимателя, с содержанием работы

Рассказ педагога о разнообразии профессий, беседы с детьми о профессиях их родителей, бабушек, дедушек;

Экскурсии, встречи с интересными людьми; Сюжетно-ролевые игры: «Банк», «Универсам», «Я предприниматель» и т.д.

1

Предприниматель – интересная профессия

1

Итого

18

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Методическое обеспечение программы

Методика проведения занятий предусматривает освоение теоретического материала (словесные методы: беседы, обсуждения, рассказы, чтение литературы; наглядные методы: демонстрация, рассматривание иллюстраций и др.) и практические работы для закрепления теоретической информации (упражнения, занимательные задачи, познавательные игры, проекты, инсценировки сказок, театральная деятельность, рисование и др.), самоанализ и анализ.

В педагогическом процессе используются различные технологии обучения:

  • групповые технологии (формирование коммуникабельности, организаторских способностей, умений работать в коллективе);
  • игровые технологии (освоение новых знаний на основе применения знаний, умений и навыков на практике, в сотрудничестве);
  • технологии проектного обучения (постановка проблемы, формирование темы, защита выполненной работы);
  • технологии дифференцированного обучения (создание индивидуальных образовательных траекторий учащихся с разным уровнем познавательных способностей);
  • технология проблемного обучения.

Ведущим видом деятельности в возрасте 5-7 лет является игра. Поэтому программа предусматривает - активное использование игровых приёмов. В образовательном процессе используются игровые технологии, обучение в сотрудничестве, коллективная творческая деятельность.

3.2. Материально-техническое обеспечение программы

  1. Дидактические и сюжетно-ролевые игры: «Назови профессию», «Супермаркет», «Автосалон», «Угадай профессию», «О ком я говорю», «Подбери то, что тебе нужно для работы», «Гипермаркет», «Реклама», «Знакомство с денежными знаками», «Обмен» и др.
  2. Интерактивный программно-аппаратный комплекс, Интерактивная доска, ноутбук.
  3. Художественная литература данной тематики (Э.Успенского «Бизнес крокодила Гены». Ш.Перро «Кот в сапогах» и др.).
  4. Рекламные буклеты, листовки, газетные объявления.
  5. Буклеты с изображением товаров и игрушек.

3.3. Список литературы и Интернет-ресурсов

Список литературы для детей и родителей

  1. Кнышова Л.В., Меньшикова О.И. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом. М.: Педагогика-Пресс, 1996 г.
  2. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2006.
  3. Успенский Э., Агрон И. Бизнес крокодила Гены. М.: Самовар, 1993 г.
  4. Фесюкова Л.Б., Гехт А.Э. Хочу быть предприимчивым. Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста, 2004 г.
  5. Шведова И.Ф. Экономическая азбука для детей и взрослых. Издательство «East - West East-West», 1992 г.

Список использованной литературы

  1. Безруких М.Н. Профессии. Маленькая энциклопедия для дошкольников. М.: Ювента, 2001 г.
  2. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику. СПб.: Детство-пресс, 2002 г.
  3. Шатова А.Д. «Тропинка в экономику». Для детей 5-7 лет. ФГОС.-М.: Вента-Графф, 2015 г.
  4. Шатова А.Д. Деньги. Маленькая энциклопедия для дошкольников. М.: Ювента, 2003 г.
  5. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005 г.
  6. Экономическое воспитание дошкольников: примерная программа/под ред. Е.А. Курак. М.: ТЦ Сфера, 2002 г.
  7. https://finagram.com
  8. http://www.maam.ru/obrazovanie/zanyatiya-po-ekonomike/page4.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа"Путешествие в страну детства"

Дети от природы наделены яркими способностями, но взрослым нужно как можно раньше создать максимально благоприятные условия для их развития. Эта программа дает возможность развития у детей танце...

Программа "Путешествия по Радужной стране". Совместная работа педагога-психолога и воспитателей. Старшая/подготовительная группа группа.

Проект предназначен для детей 5-7 лет. Цель: сохранение и укрепление психического здоровья детей. Профилактика эмоциональных расстройств.Задачи: Развитие эмоционального интеллекта детей: умения раз...

Аннотация на авторскую программу «Путешествие Гномика в страну Экономика»

Аннотация на авторскую программу «Путешествие Гномика в страну Экономика»...

Дополнительная образовательная программа "Путешествие цветных ладошек"

В дополнительной образовательной программе «Путешествие цветных ладошек» (далее – Программа) определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, предусмотрено формирование н...

Дополнительная образовательная программа «Фантазии бумажной страны» (конструирование из бумаги методом оригами) для детей старшего дошкольного возраста

Цель программы – развитие мелкой моторики ребенка с тяжелыми нарушениями речи средствами конструирования из бумаги методом искусства оригами.Отличительной особенностью данной дополнительной обра...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие по дороге творчества»

Дополнительная общеобразовательная программа -дополнительная общеразвивающая программа "Путешествие по дороге творчества"...