Дополнительная образовательная программа «Путешествие в страну Предпринимательства»
рабочая программа по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Дополнительная образовательная программа
«Путешествие в страну Предпринимательства»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma._puteshestvie_v_stranu_predprinimatelstva.doc | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа
«Путешествие в страну Предпринимательства»
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………………………………...……2
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………..……....2
1.2. Планируемые результаты освоения программы……………………………………………..3
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ………………………………………………….………………...4
2.1. Учебно-тематический план I-II года обучения………………………….……..………….....4
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ……………………………………………………...…………..7
3.1. Методическое обеспечение………………………………………………………………..…..7
3.2. Материально-техническое обеспечение………………………………………….……..…....8
3.3. Список литературы….……………………………………………….………………….……..8
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Программа «Путешествие в страну Предпринимательства» разработана для детей старшего дошкольного возраста и рассчитана на два года обучения. Программа направлена на обучение детей азам экономики, финансовой грамотности и предпринимательства, формирование у них экономических представлений.
Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях.
Ребенок с малых лет соприкасается с такими понятиями, как деньги, вещи, труд, стоимость, предпринимательство. Именно поэтому проблема экономического воспитания стала актуальной уже применительно к дошкольному возрасту. В процессе экономического воспитания у детей формируются такие качества личности как трудолюбие, бережливость, деловитость, предпринимательство, равноправные, партнерские отношения в детском коллективе, чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам. Осознаются правила их честного зарабатывания. Решение экономических задач осуществляется в процессе формирования навыков сотрудничества, а также в единстве с трудовым и нравственным воспитанием, что находит выражение в поступках и поведении детей.
Данная программа разработана на основе авторской программы А.Д.Шатовой «Тропинка в экономику». Для детей 5-7 лет. ФГОС.-М.: Вента-Графф с использованием системы работы по экономическому воспитанию дошкольников на основе сказки, игры, игровой, проблемной ситуации, разработанной А.А.Смоленцевой.
Новизна программы заключается в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения. Решение проблемы экономического, финансового и предпринимательского воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле формирования здорового интереса к деньгам, совершенствования навыков сотрудничества взрослого и ребенка, ребенка со сверстниками, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результату человеческого труда и человеку.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что формирование экономической культуры приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, формирует представления о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается активный словарь, развиваются навыки сотрудничества ребенка со сверстниками, ребенка с взрослым, приобретаются такие качества, как умения продуктивно работать в малых подгруппах, командах, доводить начатое дело до конца, развивается чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, возникает здоровый интерес к деньгам и понимание их целевого назначения.
Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.
Основным средством формирования экономической культуры и предпринимательской грамотности у детей 5-7 лет является игровая и проектная деятельность.
Целью программы является формирование начал экономической, финансовой культуры и азов предпринимательства в процессе развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- развивать экономическое сознание и финансовую грамотность, предпринимательские способности;
- развивать интеллектуальные и творческие способности детей через овладение действием наглядного моделирования;
- познакомить детей с теоретической основой экономических наук, предпринимательской деятельностью (через ознакомление с наиболее доступными экономическими понятиями, знакомство с современными рыночными отношениями, предпринимательской деятельностью);
- формировать умения применять экономические знания в конкретных условиях, элементарных экономических расчетах, рациональном использовании доступных материальных ценностей;
- способствовать развитию умений соизмерять собственные потребности с материальными возможностями своей семьи;
- познакомить воспитанников с профессиями экономического профиля;
- формировать навыки общения со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности.
Отличительной особенностью данной программы является игровая составляющая. Игры познавательного характера экономической направленности проводятся с применением компьютерных технологий, используются в совместной деятельности с взрослым, в индивидуальной работе, в досугах, развлечениях, театрализованной, экспериментальной и проектной деятельности, в самостоятельной и игровой деятельности, в работе с родителями.
Основными формами реализации программных задач являются: игра, наблюдение, экспериментирование, беседы, решение проблемных ситуаций, соревнования, экскурсии, викторины, инсценировки сказок и чтение художественной литературы (рассказы с экономическим содержанием, народный фольклор: пословицы, поговорки, сказки).
По данным психологов, именно в старшем дошкольном возрасте происходит скачок в становлении личности, ее базовых оснований, и именно этот период является наиболее благоприятным для экономического воспитания. Поэтому участниками реализации программы являются дети 5-7 лет (воспитанники старшей - подготовительной групп).
Срок реализации программы 2 года. Объем курса 36 учебных часа. Первый год обучения – 18 часов, второй год обучения – 18 часов.
Два раза в год проводится педагогическая диагностика, с целью построения индивидуальных маршрутов развития воспитанников.
Данная программа может быть использована педагогическими работниками ДОУ, Центров дополнительного образования.
1.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Ожидаемые результаты. В ходе реализации задач экономического воспитания предполагается, что дети приобретут:
- необходимый минимум экономических, финансовых и предпринимательских знаний (о рациональном использовании времени, о трудовой деятельности, о деньгах);
- экономические умения и навыки (умение соизмерять уровень удовлетворения своих потребностей с материальными возможностями, умение организовывать свою работу с наименьшими затратами времени, сил и средств);
- представления о содержании деятельности людей некоторых профессий, о производстве, о том, как получают профессию;
- экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, аккуратность);
- стимулирование социальной активности старших дошкольников в ходе совместной деятельности с взрослым, ребенка со сверстником.
Мониторинг усвоения экономических и предпринимательских знаний осуществляется в начале и в конце учебного года каждой возрастной группы, используются такие формы обследования как блиц-опрос, беседы с детьми, викторины, проекты, анкетирование родителей.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Учебно-тематический план
1-й год обучения (дети 5-6 лет)
Тема | Задачи | Содержание | Кол-во часов |
Раздел 1. «Труд-продукт-товар» | |||
Когда продукт труда превращается в товар | Знакомство детей с понятием «товар», с операциями купли-продажи; Знакомство с экономическими категориями: купля-продажа, обмен, торговля, прибыль; Формирование понимания, что каждый товар имеет свою цену; Формирование понимания зависимости между качеством товара и его ценой; Знакомство с экономическими категориями: качество, цена, продажа; Воспитание уважения к результатам труда людей, бережного отношения ко всему, что дается детям для игр и забав; Формирование понимания того, что доброе отношение к окружающим людям вызывает ответную доброту и благодарность. | Понятие «товар». Процесс изготовления товара (посуды, бумаги, книг и т.п.); Пословицы и поговорки о труде и результатах труда; Чтение художественной литературы «Федорино горе», «Вкусный хлеб»; Игры «Продукция», «Супермаркет»; игровая ситуация «Желанная покупка» | 1 |
Ценность и украшение товара – его качество | 1 | ||
Товар. Продавцы товара | 1 | ||
Товар и бережное отношение к нему | 1 | ||
Раздел 2. «Реклама» | |||
Что такое реклама | Дать знания о рекламе как средстве сообщения информации о товарах, продуктах, всего, что нужно людям для их повседневной жизни; о их месте продажи Воспитывать интерес к рекламе, рекламной деятельности Расширить представления о рекламе как информации, содержащей привлекательное сообщение для покупателей экономические категории: реклама, привлекательность | Рассматривание рекламных газет, иллюстраций; Чтение рекламных текстов, рассказ воспитателя об особенностях содержания этих текстов (положительная оценка достоинств товара, призыв приобрести товар, адрес, где его можно купить); чтение отрывка из книги Э.Успенского «Бизнес крокодила Гены» о рекламе; Сюжетно-дидактическая игра «Реклама»; игровые ситуации «Рекламное агентство»; чтение и беседа с детьми по сказке Ш.Перро «Кот в сапогах». Рисование рекламных листовок | 1 |
Кто делает рекламу? | 1 | ||
Распространители рекламы | 1 | ||
Сказочный рекламный агент | 1 | ||
Если бы у меня было собственное дело | 1 | ||
Играем в рекламу | 1 | ||
Раздел 3. «Деньги» | |||
Деньги и цена | Дать понятие о деньгах как о средстве купли-продажи; Знакомство с экономическими категориями: деньги, монеты, купюры, достоинство денег воспитываем интерес к деньгам как к культурно-историческому явлению | Рассказ педагога о том, как появились деньги, что такое деньги, о заменителях денег; Рассказ педагога о деньгах, как о культурно-историческом явлении и средстве купли-продажи, демонстрация внешнего вида денег, понятия «купюры», «монеты», покупательная способность денег в зависимости от их достоинства; Сюжетно-ролевые игры: «Покупки», «Идем за покупками» | 1 |
Сколько заработал – столько купил | 1 | ||
«Хочу и надо» | 1 | ||
Покупательная сила денежных знаков | 1 | ||
Монетный двор | 1 | ||
Раздел 4. «Мир профессий» | |||
У каждого человека должно быть интересное дело | Закрепление понятия «профессия»; Воспитывать уважение к людям разных профессий, пробуждать интерес и желание знать о содержании их деятельности; Воспитание уважения к профессиям близких им людей; Формировать представление о необходимости и важности труда, о том, что любая профессия украшает человека | Рассказ педагога о разнообразии профессий, беседы с детьми о профессиях их родителей, бабушек, дедушек (Все профессии нужны, все профессии важны», «Кем я буду, когда вырасту»); Игры «Назови профессию», «Угадай профессию»; Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Супермаркет», «Поликлиника» и т.д. | 1 |
Почему все взрослые работают | 1 | ||
«Профессии» | 1 | ||
Итого | 18 |
2-й год обучения (дети 6-7 лет)
Тема | Содержание | Виды деятельности | Кол-во часов |
Раздел 1. «Труд-продукт-товар» | |||
Товар-цена | Знакомство детей с понятием «товар», с операциями купли-продажи; Знакомство с экономическими категориями: купля-продажа, обмен, торговля, прибыль; Формирование понимания, что каждый товар имеет свою цену; Формирование понимания зависимости между качеством товара и его ценой; Знакомство с экономическими категориями: качество, цена, продажа; Воспитание уважения к результатам труда людей, бережного отношения ко всему, что дается детям для игр и забав; Формирование понимания того, что доброе отношение к окружающим людям вызывает ответную доброту и благодарность. | Рассказ педагога о производстве товаров, об изделиях; Сюжетно-ролевая игра «Рынок»; Викторина «Из какой книги товар?»; Проблемная ситуация «Какие бывают товары?» | 1 |
Какие бывают товары | 1 | ||
Игровое занятие «Где? Что? Почем? | 1 | ||
Обмен товаров, купля-продажа | 1 | ||
Раздел 2. «Реклама» | |||
Реклама | Продолжаем знакомить детей с новым социальным явлением – реклама; Закрепляем знания о том, что реклама бывает разной: печатная, телевизионная, уличная и т.д.; Учить детей составлять рекламу самостоятельно, в виде рисунков, стихов и т.д. | Беседа с детьми, рассматривание содержания рекламных листков и буклетов; Чтение неоконченного рассказа «Пришла Маша в магазин игрушек…», придумывание конца рассказа; Пробуем придумать рекламу своего предприятия; придумываем рекламу вместе с родителями | 1 |
Кто работает в рекламном агентстве | 1 | ||
Играем в рекламу | 1 | ||
Раздел 3. «Деньги» | |||
Бюджет семьи | Знакомство с экономическими категориями: обмен, убытки, выгода, деньги; Дать понятие о деньгах как о средстве купли-продажи; Знакомство с экономическими категориями: деньги, монеты, купюры, достоинство денег воспитываем интерес к деньгам как к культурно-историческому явлению; Знакомство дошкольников с понятием «бюджет семьи»; Знакомство с экономическими категории: бюджет, зарплата, пенсия, стипендия; Формировать представление о том, что деньги, потраченные разумно, могут стать источником дохода, прибылью; Воспитывать бережное отношение к деньгам, уважительное отношение к родителям | Рассказ педагога о том, как появились деньги, что такое деньги, о заменителях денег; Рассказ педагога о деньгах, как о культурно-историческом явлении и средстве купли-продажи, демонстрация внешнего вида денег, понятия «купюры», «монеты», покупательная способность денег в зависимости от их достоинства; Чтение сказки «Бобовое зернышко»; Игры: «Знакомство с денежными знаками», «Обмен»; Игра «Если бы я был(а) папой, мамой» | 1 |
Бюджет семьи, доход, расход | 1 | ||
Знакомство детей с понятием «деньги» | 1 | ||
Игровое занятие «денежные знаки» | 1 | ||
Деньги счет любят | 1 | ||
О том, как правильно деньгами распоряжаться | 1 | ||
Чем лучше качество, тем дороже вещь | 1 | ||
Откуда у людей берутся деньги | 1 | ||
Сбережения (накопления) | 1 | ||
Раздел 4. «Мир профессий» | |||
«Профессии» | Воспитывать уважение к людям разных профессий, пробуждать интерес и желание знать о содержании их деятельности; Воспитание уважения к профессиям близких им людей; Формировать представление о необходимости и важности труда, о том, что любая профессия украшает человека; Знакомство с профессией предпринимателя, с содержанием работы | Рассказ педагога о разнообразии профессий, беседы с детьми о профессиях их родителей, бабушек, дедушек; Экскурсии, встречи с интересными людьми; Сюжетно-ролевые игры: «Банк», «Универсам», «Я предприниматель» и т.д. | 1 |
Предприниматель – интересная профессия | 1 | ||
Итого | 18 |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Методическое обеспечение программы
Методика проведения занятий предусматривает освоение теоретического материала (словесные методы: беседы, обсуждения, рассказы, чтение литературы; наглядные методы: демонстрация, рассматривание иллюстраций и др.) и практические работы для закрепления теоретической информации (упражнения, занимательные задачи, познавательные игры, проекты, инсценировки сказок, театральная деятельность, рисование и др.), самоанализ и анализ.
В педагогическом процессе используются различные технологии обучения:
- групповые технологии (формирование коммуникабельности, организаторских способностей, умений работать в коллективе);
- игровые технологии (освоение новых знаний на основе применения знаний, умений и навыков на практике, в сотрудничестве);
- технологии проектного обучения (постановка проблемы, формирование темы, защита выполненной работы);
- технологии дифференцированного обучения (создание индивидуальных образовательных траекторий учащихся с разным уровнем познавательных способностей);
- технология проблемного обучения.
Ведущим видом деятельности в возрасте 5-7 лет является игра. Поэтому программа предусматривает - активное использование игровых приёмов. В образовательном процессе используются игровые технологии, обучение в сотрудничестве, коллективная творческая деятельность.
3.2. Материально-техническое обеспечение программы
- Дидактические и сюжетно-ролевые игры: «Назови профессию», «Супермаркет», «Автосалон», «Угадай профессию», «О ком я говорю», «Подбери то, что тебе нужно для работы», «Гипермаркет», «Реклама», «Знакомство с денежными знаками», «Обмен» и др.
- Интерактивный программно-аппаратный комплекс, Интерактивная доска, ноутбук.
- Художественная литература данной тематики (Э.Успенского «Бизнес крокодила Гены». Ш.Перро «Кот в сапогах» и др.).
- Рекламные буклеты, листовки, газетные объявления.
- Буклеты с изображением товаров и игрушек.
3.3. Список литературы и Интернет-ресурсов
Список литературы для детей и родителей
- Кнышова Л.В., Меньшикова О.И. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом. М.: Педагогика-Пресс, 1996 г.
- Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2006.
- Успенский Э., Агрон И. Бизнес крокодила Гены. М.: Самовар, 1993 г.
- Фесюкова Л.Б., Гехт А.Э. Хочу быть предприимчивым. Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста, 2004 г.
- Шведова И.Ф. Экономическая азбука для детей и взрослых. Издательство «East - West East-West», 1992 г.
Список использованной литературы
- Безруких М.Н. Профессии. Маленькая энциклопедия для дошкольников. М.: Ювента, 2001 г.
- Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику. СПб.: Детство-пресс, 2002 г.
- Шатова А.Д. «Тропинка в экономику». Для детей 5-7 лет. ФГОС.-М.: Вента-Графф, 2015 г.
- Шатова А.Д. Деньги. Маленькая энциклопедия для дошкольников. М.: Ювента, 2003 г.
- Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005 г.
- Экономическое воспитание дошкольников: примерная программа/под ред. Е.А. Курак. М.: ТЦ Сфера, 2002 г.
- https://finagram.com
- http://www.maam.ru/obrazovanie/zanyatiya-po-ekonomike/page4.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа"Путешествие в страну детства"
Дети от природы наделены яркими способностями, но взрослым нужно как можно раньше создать максимально благоприятные условия для их развития. Эта программа дает возможность развития у детей танце...
Программа "Путешествия по Радужной стране". Совместная работа педагога-психолога и воспитателей. Старшая/подготовительная группа группа.
Проект предназначен для детей 5-7 лет. Цель: сохранение и укрепление психического здоровья детей. Профилактика эмоциональных расстройств.Задачи: Развитие эмоционального интеллекта детей: умения раз...
Аннотация на авторскую программу «Путешествие Гномика в страну Экономика»
Аннотация на авторскую программу «Путешествие Гномика в страну Экономика»...
Дополнительная образовательная программа "Путешествие цветных ладошек"
В дополнительной образовательной программе «Путешествие цветных ладошек» (далее – Программа) определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, предусмотрено формирование н...
Дополнительная образовательная программа «Фантазии бумажной страны» (конструирование из бумаги методом оригами) для детей старшего дошкольного возраста
Цель программы – развитие мелкой моторики ребенка с тяжелыми нарушениями речи средствами конструирования из бумаги методом искусства оригами.Отличительной особенностью данной дополнительной обра...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие по дороге творчества»
Дополнительная общеобразовательная программа -дополнительная общеразвивающая программа "Путешествие по дороге творчества"...