Презентация опыта работы на педагогических чтениях "ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"
методическая разработка по основам финансовой грамотности

Шишигина Ирина Николаевна

Последние годы вопросы финансовой грамотности населения стали чрезвычайно актуальными, особенно в современных условиях расширения использования финансовых услуг, усложнения и появления новых и трудных для понимания финансовых инструментов. Обеспечение личной финансовой безопасности становится важным фактором экономического благополучия людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_na_pedagogicheskie_chteniya_mbdou_no_27.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

Шишигина Ирина Николаевна

Лифанская Татьяна Александровна

МБДОУ № 27

dou27kansk@mail.ru

ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Ключевые слова: финансовая грамотность, игровая деятельность, диагностика.

Актуальность. Последние годы вопросы финансовой грамотности населения стали чрезвычайно актуальными, особенно в современных условиях расширения использования финансовых услуг, усложнения и появления новых и трудных для понимания финансовых инструментов. Обеспечение личной финансовой безопасности становится важным фактором экономического благополучия людей.

 Актуальность опыта состоит в том, чтобы посредством игр обучить детей основам финансовой грамотности, максимально полно использовать интерес детей, чтобы войти в мир экономики, расширить их представления об окружающем  мире и о финансовых потребностях.

Новизна педагогического опыта заключается в применении системы методов, средств и приемов формирования финансовой грамотности дошкольников посредством игровой деятельности.

Ведущая педагогическая идея нашего опыта заключается в создании оптимальных условий для формирования финансовой грамотности у воспитанников посредством игровой деятельности.

Начиная  работу по формированию основ финансовой грамотности с дошкольниками, у нас, педагогов,  возникали вопросы: в данном направлении разработано немало разных авторских парциальных программ, но почему же актуальность данного вопроса на сегодняшний день не исчезает, а обозначается  наиболее остро?  И объяснений по этому поводу существует очень много, например,  недостаточно уделяется внимания этой проблеме, либо знакомим детей, но эпизодически. 

Ведущим видом детской деятельности является игра.  Это одна из основных форм формирования основ финансовой грамотности.

Прежде, чем приступить к работе по финансовой грамотности дошкольников,   нами была проведена диагностика, разработанной на основе программы экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Тропинка в экономику» с детьми старшего дошкольного возраста по  определению  у них уровня  имеющихся знаний по данной теме, в ходе которой выяснилось, что  32% детей испытывали трудности  в представлении об экономических понятиях. Всего 32 % детей имели представление о производителях товаров и услуг; 34% детей не имели знаний о деньгах, рынке и цене. 

С учетом всего этого и более успешного решения задач  нами была определена цель: 

Цель такой работы не только расширять экономический кругозор дошкольника, но и дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность через игровую деятельность.

Начав работу по формированию финансовых представлений у детей, мы наметили задачи:

  • проанализировать особенности образовательных игр, выстроить систему работы по их организации;
  • научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и их разумного использования;
  • научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.).

 Итак, первое, что мы сделали, это с помощью бесед попытались донести до детей, что:

  • деньги не появляются сами собой, а зарабатываются. Как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.
  • объяснили, что сначала зарабатываем, а потом тратим. Например: «Что такое супермаркет», «Кто где работает?».
  • деньги любят счет, поэтому приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать.
  • финансы нужно планировать. В ходе которых у детей формируются и закрепляются определенные экономические представления.

Сделать экономику понятной помогают дидактические игры.

В целях достижения оптимального результата мы в работе с детьми используем разные игры: театрализованные "В гостях у Гнома-эконома и Лесовика-расходовика", интеллектуальные "Знатоки финансовой грамотности", "По дорогам финансовой грамотности", дидактические, сюжетно-ролевые. Игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию основ финансовой грамотности.

В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки», «Услуги и товары», «Мини-банк», «Магазин» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений,  приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дидактические игры не только помогают раскрыть и закрепить какие-то финансовые понятия или действия, но и помогают объяснить, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается.

  Если дети будут чётко понимать, что деньги зарабатываются трудом, что каждая вещь или продукт имеют стоимость, они быстрее осознают устройство взрослого мира, здесь помогают сюжетно-ролевые игры. Так, играя в профессии "Кассир", "Продавец", "Почтальон", дети постигают смысл труда, воспроизводя трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. В игровой деятельности подводим детей к тому, что любой товар имеет свою цену. Одни товары - дорогие, другие стоят меньше (дешевле). Это дети узнают при проведении таких игр, как «Семья», «Магазин», «Маленькие покупки», во время которых они производят и покупают товары и услуги, устанавливают цены на них, пользуются «деньгами» или банковскими картами.

Организация игрового экономического центра предоставляет возможность детям действовать самостоятельно. Для мотивации детей к играм в центре «Юный финансист» совместно с детьми изготавливаем пособия своими руками: кошельки способом оригами, денежные банкноты, пластиковые карты.

Благодаря помощи родителей наш центр пополнился лэпбуками «Профессии», «Веселый банкир» и пособиями из бросового материала: «Банкомат», «Касса». Только совместная работа дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к формированию экономического мышления у детей.  

На практике применяем наиболее популярные сегодня квест-игры. Игры в виде квестов - это достаточно хороший инструмент, позволяющий воспитывать и развивать личность ребенка. У ребенка формируется инициатива как часть творческой личности. В течении года были проведены такие квесты как: "Академия финансов", где дети знакомились с такими понятиями как: "бюджет", "доход", "расход".

Полученные положительные данные на конец 2022-2023 учебного года указывают на то, что после целенаправленной работы, у детей повысился интерес к современной социально-экономической стороне жизни людей.

Дети научились:

- разбираться в значении основных  экономических и финансовых понятий;

- четко осознавать, что труд - основа жизни, любой труд - это хорошо, плохо - сидеть без дела;

- знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда;

- понимать, что бережливость и экономия - это разумное решение к расходам.

Подводя итог, можно сказать, что подобранные игры помогли детям усвоить несложные экономические понятия (труд, потребности, товар и т.д.), позволили не только обучить, но и воспитать дружелюбие и отзывчивость , дух взаимопомощи и сотрудничества, в значительной мере обогатили словарный запас детей экономическими терминами.  

Перспектива:

      Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности дальнейшей разработки кружковой деятельности "Я финансист", направленного на формирование финансовой грамотности, познавательной активности детей

Литература

  1. Методические рекомендации для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников, Москва, 2019
  2. Стахович, Л.В. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений /Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - 2-е изд.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019
  3. Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал. Занятия и игры / авт.-сост. Г.П. Поварницина, Ю.А.Киселева – изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель.
  4. Шатова, А. Д. Дошкольник иэкономика / А. Д. Шатова. Программа. – М. Просвещение, 2005

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников

Сюжетно-ролевая игра «Торговый центр»Возрастная группа: подготовительнаяЦель: учить детей в ходе игры рационально использовать денежные средства при приобретении товара.Задачи:-совершенств...

«Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников в условиях игровой деятельности»

Цель опыта работы - показать важность обучения дошкольников финансовой грамотности. Рассказать, с какого возраста нужно учить ребенка распоряжаться деньгами и отвечать за свои решения, ...

Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников через разные виды игр.

Работа по формированию финансовой грамотности разделена на блоки:1 блок – «Потребности» 2 блок – «Труд»3 блок - «Товар»4 блок – «Деньги...

Презентация на тему: "Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников в условиях игровой деятельности"

Представление опыта работы по формированию основ финансовой грамотности старших дошкольников в условиях игровой деятельности....

Конспект ООД по формированию основ финансовой грамотности старших дошкольников «Копеечка к копеечке – рубль набегает»

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе, целью которого является формирование у дошкольников понимания зачем надо копить и сберегать деньги....

Выступление на тему: «Культурные практики как средство формирования основ финансовой грамотности старших дошкольников»

В данной статье раскрывается понятие о культурных практиках, их значении для развития у дошкольников самостоятельности и творчества и более подробно остановлено внимание на культурных практиках к...