«Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников в условиях игровой деятельности»
статья по математике (старшая, подготовительная группа)
Цель опыта работы - показать важность обучения дошкольников финансовой грамотности. Рассказать, с какого возраста нужно учить ребенка распоряжаться деньгами и отвечать за свои решения, на каких ступенях развития стоит говорить о финансах. Методическая разработка строится на основе дидактической игры. Она является центральным приемом обучения дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Описание педагогического опыта
Тема: «Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников в условиях игровой деятельности»
Чтоб не стало дитя, лишь беспомощным ртом-
Приучай его с детства заниматься трудом,
Чем он раньше познает, как хлеб достаётся-
Тем полезней ему будет в жизни потом!..
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Современные дети участвуют в покупках в магазине, в 4-7 лет детям могут разрешить иметь карманные деньги. При этом я заметила, что дети не знают цену деньгам. Многие родители жалуются на то, что дети ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи педагогов в решении этих проблем. Разработанная мною система работы с дошкольниками по формированию финансовой грамотности позволит решить данную проблему.
Новизна опыта состоит в использовании игровой деятельности способствующей формированию финансовой грамотности у дошкольников. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Выбор темы объясняется необходимостью повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении. Острой потребностью воспитывать дошкольников полноценно развитой личностью, гармонично сочетающей в себе интеллектуальные и нравственные качества. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Она включает и экономическую (финансовую) культуру. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Что такое финансы? Финансы – определенные экономические отношения, возникающие в момент движения денег, когда происходит их передача или перечисление наличным, или безналичным путем. Финансовая грамотность – это умение управлять финансовыми потоками (доходами и расходами), грамотно распределять деньги, то есть жить по средствам и правильно приумножать имеющийся капитал. Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение), воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Исследования, посвященные проблеме экономического образования и воспитания, имеют неоднозначное решение. Такие исследователи как П.Р. Атутов, С.Я. Батышев, Ю.К. Васильев, Н.В. Кулакова, рассматривают как одну из частей трудового воспитания. Указанные авторы отмечают, что экономическое образование и воспитание проявляется в подготовке детей к школе, жизни и труду и становится одним из необходимых условий его гражданской, трудовой и нравственной зрелости. Некоторые исследователи рассматривают данную проблему как синтез трудового, нравственного и идейно-политического воспитания, а потому оно не может считаться самостоятельным направлением.
В дошкольной педагогике проблема экономического воспитания и обучения рассматривалась как составная часть трудового воспитания. Об этом свидетельствуют работы таких исследователей как Р.С. Буре, Л.С. Дзинтерс, И.В. Житко, Л.М. Казарян, Л.В. Крайновой, Л.Я. Мусатовой, В.Г. Нечаевой и др.
Процесс изучения основ финансовой грамотности должен обеспечить тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, способствовать становлению ценностных жизненных ориентиров дошкольников.
Анализ программно-методических документов для дошкольных учреждений, таких как Курак Е.А. «Экономическое воспитание дошкольников», примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий. Смоленцевой А.А. «Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников», «Знакомим дошкольников с экономикой посредством сказок» показывает: с детьми дошкольного возраста в этом направлении целенаправленная система работы пока не сложилась. В качестве предпосылок экономического воспитания необходимо выделить доступные детям знания из области экономики и качества деятельности, которые постепенно станут личностными.
Раннее приобщение детей к экономике, содержание экономического воспитания рассматривается как дополнение к содержанию программ для дошкольников.
Для формирования у детей основ финансовой грамотности и систематизации знаний был разработан проект «Первые уроки царицы Экономики» (Приложение 1), который решал следующие задачи:
- Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.
- Дать простые экономические знания.
- Сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам.
- Научить, как обращаться с деньгами: накапливать, тратить, вкладывать и т.д.
- Развивать познавательный интерес дошкольников к вопросам
финансовой грамотности и применению этих знаний на практике. - Повышать обоснованность финансовых решений, принимаемых при планировании семейных бюджетов.
- Формировать положительное отношение к государственным и муниципальным финансам, бюджетному и налоговому законодательству.
- Обучать дошкольников правильно управлять своим поведением на основе первичных представлений о мире финансов.
- Определять разницу между "хочу" и "надо".
- Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.
Цель моей работы - не только расширять экономический кругозор дошкольника, но и дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность.
Основная задача моя, как воспитателя в процессе изучения основ финансовой грамотности – применять различные формы, методы и способы для раскрытия финансовых понятий, а также закреплять полученные знания на протяжении всего периода обучения в дошкольной образовательной организации.
Поэтому моя работа с детьми построена на основе игр экономической направленности с детьми дошкольного возраста.
Игра является основным видом деятельности, в которой ребенок без труда осваивает социальный мир. Поэтому именно игра взята мною как основной метод приобщения детей к миру финансов. Моя работа по данному направлению началась с одной игры, которою мне пришлось придумать и сделать для детей самой - «Маленький покупатель». Т.к. дети не смогли во время игрового задания на занятии соотнести цену товара и наличие денег. На наш взгляд игра является наиболее успешной культурной практикой для развития ребенка-дошкольника. Поэтому я подобрала серию игр для детей старшего дошкольного возраста по формированию финансовых представлений. В своей работе я использую такие игры: «Маленький покупатель», «Груша-яблоко», «Размен», «Кто кем работает?», «Кто, как работает?», «Услуги и товары», «Мини-банк», «Совместные покупки», «Самостоятельная покупка», «Таблица расходов», «Магазин цветов», «Семья», «Магазин», «Маленькие покупки», «Доходы семьи Экономистов», «Доходы семьи крокодила Гены», «Какие бывают расходы». (Приложение 2)
В играх «Ярмарка», «Дороже - дешевле», дети узнали новые термины: цена, стоимость, обмен, товар, дороже-дешевле. Интереснее стала игра «Рынок». Дети поняли, что рынок отличается от магазина, и во время игры пытаются снизить цену, соотнося ее с количеством денег. Заметив попытки детей нарисовать понравившуюся им рекламу, я поддержала это желание. Сначала дети рисовали знакомые им рекламы, затем стали придумывать свои на разные темы: «Менеджмент», «Бюро находок», «Все работы хороши» и другие.
В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом, о хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Центральная идея – бережливость, «я – бережливый ребёнок». Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров взрослых (родителей) и носят ритуальный характер. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т. п.).
Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но, если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, - они окажутся бесполезными. Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определённой последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми. Бесконечные наставления, назидания напоминают дождь, падающий на почву, в которую не брошены зерна.
На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей по экономическому воспитанию дошкольников. К ним относятся:
- информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и дома (буклеты) (Приложение 4);
- участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы);
- создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях; организация семейных клубов в целях обеспечения сотрудничества детского сада с семьей.
Свою работу по обучению детей финансовой грамотности я начала с опроса родителей. Результат анкетирования среди родителей показал, что большинство 72% считают ещё рано внедрять в образовательный процесс финансовое воспитание, 24% считают, что эта тема детям не интересна, 6% ещё не думали об этом. На самом деле многие родители не понимают насколько важно приобщить ребенка к финансовой грамотности ещё с детства, ведь это полезный и правильный путь подготовки ребенка к жизни, его приспособленности к обществу. Ведь современные дети участвуют в покупках в магазине, в 4-7 лет детям могут разрешить иметь карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки. Решить данную проблему позволила разъяснительная работа с родителями. Мною были проведены с родителями: деловая игра «Азбука финансов» (Приложение 5), беседы, консультации, оформлен для них информационный уголок. Это позволило родителям повысить уровень знаний об использовании финансовой грамотности в условиях детского сада, использовать полученные детьми знания и умения на практике, в кругу семьи. Родители помогали создавать предметно-развивающую среду, делали дидактические игры по финансовой грамотности. Родители приняли участие в итоговом мероприятие: мастер-классе для родителей «Сюжетно – ролевая игра «Супермаркет» (Приложение 3)
Включение в образовательный процесс работы по формированию финансовой грамотности помогло родителям понять, что взаимопомощь семьи и детского сада необходимое условие для полной реализации возможности ребенка. Опыт показывает, что только совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей. Совместная деятельность детей, воспитателей и родителей сплотила коллектив.
Обязательным условием формирования основ финансовой грамотности является самостоятельная деятельность в познавательном уголке. Поэтому я в группе создала уголок финансов. В этой зоне есть настольные, дидактические игры, раскраски с экономической направленность: монета, банкомат, валюта, пластиковые карты и т.д.; книги «Денежные сказки», «Азбука бережливости для дошкольников»; «Обучающие сказки», Ситуационные задачи по финансовой грамотности для дошкольников «Рассуждалки». В группе собрана аудиотека сказок по финансам, есть магнитофон, серия видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы». Создан альбом для детского художественного творчества из комплекта «Финансовый грамотей». С детьми мы оформили альбом «Наши рекламы». Изготовили лэпбук «Первые уроки царицы Экономики». Чтение художественных произведений, которые представлены в уголке книги, нередко переходит в драматизацию, сюжетную игру, театрализацию, поэтому на оснащение данного уголка тоже уделялось большое внимание.
Я считаю, что успешное решение задач по формированию экономической грамотности старших дошкольников через игровую деятельность возможно только при тесном сотрудничестве всех субъектов педагогического процесса (педагогов, детей, родителей), применении комплекса средств, методов, форм, создании предметно-развивающей среды, дает возможность получить положительный результат в моей педагогической деятельности.
Проведя диагностику в конце года, я убедилась, что после целенаправленной работы по формированию финансовой грамотности возросло количество детей, отнесенных к высокому и среднему уровню сформированности знаний. Представленные результаты свидетельствуют о положительной динамике сформированности экономического мышления (дети стали соотносить возможности и желания в играх при покупках, сравнивать цены, выбирать товар, а иногда и отказывать себе в покупке).
Группа | Начало года (%) | Конец года (%) |
подготовительная 2017-2018 уч. г. | Высокий- Средний-13 (56%) Низкий-10 (44%) | Высокий-12 (52%) Средний-10 (44%) Низкий-1 (4%) |
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод: что дидактические игры являются эффективным средством формирования основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Создание условий и игровая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников
Сюжетно-ролевая игра «Торговый центр»Возрастная группа: подготовительнаяЦель: учить детей в ходе игры рационально использовать денежные средства при приобретении товара.Задачи:-совершенств...
Перспективный план работы по формированию основ финансовой грамотности старших дошкольников на 2 года
перспективный план по финансовой грамотности дошкольников...
Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников через разные виды игр.
Работа по формированию финансовой грамотности разделена на блоки:1 блок – «Потребности» 2 блок – «Труд»3 блок - «Товар»4 блок – «Деньги...
Презентация на тему: "Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников в условиях игровой деятельности"
Представление опыта работы по формированию основ финансовой грамотности старших дошкольников в условиях игровой деятельности....
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Презентация содержит информацию о трех проектах по финансовой грамотности1 проект: Окружающий мир каак результат труда людей2 проект: Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны3 проект: По...
Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников через игровую деятельность.
Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников через игровую деятельность. Презентация....
статья «Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников в условиях игровой деятельности»
В статье раскрывается важность развития финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности....