Конспект занятия «Идем в музей центрального банка»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Розанова Марина Сергеевна
Конспект педагогического мероприятия по формированию основ финансовой грамотности для детей 6-7 лет «Идем в музей центрального банка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_idem_v_muzey_tsentralnogo_banka.docx35.84 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный центр финансовой грамотности ГАОУ ДПО «КГИРО»

Конспект

педагогического мероприятия

с детьми подготовительной  группы (6-7 лет)

 по социально-коммуникативному развитию на тему:

«Идем в музей центрального банка»

Подготовила

воспитатель МБДОУ №77 «Родничок» г. Калуги

НСП «Лучик»

Розанова Марина Сергеевна

Первая квалификационная категория

                                                               Калуга, 2024

Аннотация к методической разработке занятия на тему:

«Идем в  музей центрального банка»

Выбор темы объясняется необходимостью повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении. Знания в области «Финансовой грамотности» для современного человека, являются неотъемлемой частью его жизни, профессионального развития и качества жизни.

В современном мире финансовая независимость и благополучие человека остаются основными показателями его успешности и профессионализма.

Занятие «Идём в музей центрального банка» проводилось с детьми старшего дошкольного возраста.  В занятие отражены методы и приёмы, используемые в работе по финансовой грамотности (проблемные ситуации «Найди по описанию», д/ игра «»Надо» или «Хочу», Лента - история появления денег, с/р игра «Троллейбус» и др.)  Все задачи реализуются через игровые ситуации.

Разнообразие оборудования и материалов, использованных мной на занятии, позволило сохранить познавательный интерес детей на протяжении всего времени.

Занятие в форме экскурсии в музей для детей было интересным, познавательным и увлекательным мероприятием, они принимали активное участие в решении возникающих проблем и ситуаций.  

 Игра «Хочу и надо» знакомит детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Учит определять разницу между «хочу» и «надо». Формирует первичные экономические представления.

Данное педагогическое мероприятие имеет практическую значимость и может быть интересным и полезным, для использования в работе педагогов в воспитании  у  дошкольников основ финансовой грамотности.

Конспект

педагогического мероприятия с детьми средней группы (4-5 лет)

по социально-коммуникативному развитию на тему:

«Безопасная дорога в детский сад»

Цель: создание условий для формирования основ финансовой грамотности  у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:  расширять и закреплять знания детей об истории возникновения денег; продолжать  знакомить с понятиями «монета», «валюта», «купюра»;  

Развивающие: развивать  логическое мышление при решении проблемных ситуаций, умение анализировать, обобщать, сравнивать.  

Воспитательные: воспитывать эмоционально-положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера.

Средства обучения:

- Телефон со сканером, ноутбук.

- Оборудование: мольберты (стенды),  изображения денег разных стран и российских, изображения старинных денег (чашуйки, копейки, банкноты и др.), видеоролик «Как появились деньги», проездные билеты, карточки для дидактической игры «Надо-хочу», косынка и конверт с логотипом центрального банка, пригласительные билеты в музей.

        Предварительная  работа:

Беседа на тему: «Банки России», « История Центрального банка в Калуге», Разучивание пословиц, поговорок о деньгах, просмотр презентации «Банки, чем они занимаются», сюжетно-ролевые игры «Банк», «Магазин», рассматривание иллюстраций с изображением денежных знаков.

                                                                                 Ход НОД

Организационный момент

(Воспитатель обращает внимание детей  на конверт и косынку с логотипом Центрального банка.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите,  что мне   сегодня  доставил курьер. Как вы думаете? От кого этот конверт? (дети рассматривают косынку и конверт, рассуждают, если затрудняются, воспитатель обращает внимание на логотип и загадывает загадку)

Воспитатель: Я вам подскажу загадкой:

В этом доме все бывают,

сразу бланки заполняют,

вносят в кассу платежи.

Что это за дом, скажи?

- Правильно ребята, это банк. Значит,  курьер доставил нам эти предметы из Центрального банка Калуги.

Воспитатель: Давайте откроем конверт и посмотрим, что в нем (открывают конверт и находят в нем пригласительные билеты в Музей денег).

Воспитатель: Ребята, хотите посетить музей  (дети соглашаются)

Воспитатель: Вы же знаете, что Центральный банк Калуги находится на улице Ленина, а это значит, что идти до него пешком  очень далеко.  Как мы можем попасть в банк?

Дети: На автобусе или троллейбусе.

Воспитатель: Правильно ребята, предлагаю поехать в музей на троллейбусе. Что нужно,  чтобы ехать в общественном транспорте?

Дети: Билеты

Воспитатель: А где можно взять их?

Дети: Купить

Воспитатель: Правильно, но чтобы купить билет, что нужно?

Дети: Деньги.

Д/и «Деньги»

Воспитатель предлагает детям из множества денежных знаков выбрать  современные  деньги,  которыми они могут оплатить проезд. В результате у каждого ребенка появляются деньги (у кого-то монеты, у кого-то купюры).

Рассматривают сначала  монеты.

Воспитатель: Ребята, кто знает, как называется такая денежка?

Дети: Монета

 Воспитатель: Правильно, монеты. Какая монета?

( Дети называют признаки монет)

Дети:  Круглая, металлическая, звенит.

Воспитатель: Как можно назвать эти деньги?

Дети: Купюры.

Воспитатель: А какие они?

Дети:  Бумажные, прямоугольные, шуршат.

( Демонстрируют шуршание  купюрой)

Воспитатель: Ребята, теперь у вас у всех есть чем оплатить билет, предлагаю отправиться в  поездку.

С/р игра «Троллейбус»

Дети входят в троллейбус покупают у кондуктора билет и занимают места в салоне.

Воспитатель: Ребята, пока мы с вами едем, предлагаю вспомнить правила поведения в музее.  

Дети: Не говорить громко, не толкаться, не трогать экспонаты руками и др.

Воспитатель: Вот мы и приехали, еще нужно пройти пешком, чтобы оказаться в банке.  (выходят из троллейбуса)

Физминутка

Мы по улице идем,

Не спешим, не отстаем. (маршируют)

Будем мы внимательны

в дороге обязательно. (останавливаются)

Мы дорогу переходим,

Влево - вправо дружно смотрим: (повороты головой влево-вправо)

мы у банка (руки вперед), здесь нас ждали,  (руки разводят в стороны)

Ну  и  мы не опоздали.

Основная часть

        

Воспитатель: Ребята, посмотрите, нас у входа уже встречает сотрудник банка.  ( Детей встречает взрослый, одетый в строгий костюм,  с косынкой с логотипом банка, дети здороваются)

Воспитатель: Как вы думаете, как мы можем узнать, что это именно работник банка?

 Дети: Строгая форма одежды, бейдж, косынка с логотипом.

Сотрудник банка: Добрый день ребята,  мы действительно отправляли с курьером вам пригласительные билеты в наш Музей денег, мы вам очень рады, но у нас произошло происшествие. В нашем музее проводился ремонт, и рабочие перепутали все экспонаты. Может вы нам поможете все расставить по своим местам? (дети соглашаются)

(Входят в музей на столе лежать картинки старинных денег:  чашуйки, копейки и др.)

Проблемная ситуация: сотрудник банка указывает на пустующую экспозицию.

Сотрудник банка: Мы с вами находимся в первом зале, где располагается коллекция денежных знаков и ценных бумаг, вы видите, что некоторые экспозиции пусты,  но  на них есть  куаркод, может быть он поможет нам узнать,  какие экспонаты разместить  тут.  (наводят телефон на куаркод и получают голосовую информацию)

Информация об экспонате:

Здесь представлены средневековые  русские монеты-«чешуйки», которые изготавливались из расплющенной серебрянной проволоки. Это прозвище было дано монетам коллекционерами из-за внешнего сходства с рыбьей чешуей. Другое их название — «проволочные деньги».

(Сотрудник банка предлагает среди экспонатов найти деньги  похожие по описанию, дети находят изображение «чешуек» и прикрепляют на стенд)

(Дети подходят к следующей экспозиции. С помощью куаркода слушают инофрмацию об экспонате)

Информация об экспонате:

         Основной денежный оборот на Руси ограничивался металлическими деньгами из серебра и меди.  Но было у металлических денег одно неудобство - тяжелы, особенно медные. И поэтому  в 18 веке императрица  Екатерина II подписала указ о бумажных денежных знаках, которые можно менять в банках на золото. В числе этих бумажных  банкнот самой известной является экспонат — денежный знак достоинством в 100 рублей 1910 года с изображением Екатерины II, который получил в народе ласковое прозвание «Катенька» или «Катеринка».

(Сотрудник банка предлагает среди экспонатов найти деньги  похожие по описанию, дети находят изображение  100 рублей  и прикрепляют на стенд)

(Переходят к следующей экспозиции. Слушают информацию об экспонате)

Информация об экспонате:

На этой экспозиции представлена редкая монета -10 копеек чеканки 1942 года. Чеканить монету это значит выбивать на поверхности изображения, узоры.

Из рубля делали мелкие монеты- «денги». Для этого рубль нагревали вытягивали в проволоку, рубили на мелкие куски, и чеканили монету ( ставили клеймо) Из одного рубля получалось 200 монет. На такой серебряной деньге изображался всадник с копьём в руках, поэтому такую монету стали называть копейка. Копейка имела неправильную форму, а размер  с арбузное семечко.

(Дети ищут экспонат похдходящий по описанию и прикрепляют на стенд  и пеходят в следующий зал)

Сотрудник банка: Ребята, а это совсем новая экспозиция, которую мы хотим оформить в нашем музее, она будет посвящена современным деньгам, которыми мы пользуемся сейчас.

(На столе лежат изображения денег разных стран.  Посмотрите,  сколько здесь разных купюр. Рассматривают юань – денежная единица Китая,  турецкая лира - денежка Турции и т.п.) 

Сотрудник банка:  Ребята деньги других стран называют валютой. А как называются российские деньги.

Дети: Рубли

Сотрудник банка: Выберите из денежных купюр разных стран наши российские рубли.  

(Дети выбирают знакомые им российские деньги и прикрепляют на стенд. Сотрудник музея обращает внимание на банковскую карту.

Сотрудник банка: Ребята, а вы знаете, что это такое?

 Дети:  что это банковская карта.

Сотрудник банка:  Верно ребята, банковская карта – это современные деньги,  с помощью карты мы можем расплатиться в магазине, в автобусе и еще много где.  Давайте тоже поместим  ее на нашу экспозицию.

Сотрудник банка: Вот наша новая экспозиция «Современные деньги» тоже готова благодаря вам, ребята.  Я хочу вас поблагодарить за помощь и пригласить вас посмотреть мультфильм «Как появились деньги».

(Просмотр мультфильма)

Заключительная часть

Сотрудник банка:  Ребята,  пока вы смотрели мультфильм, у меня возникла идея, давайте украсим вход в наш музей летной, на которой будет показана история появления денег  от начала  до сегодняшних дней.

Дети на ленту  раскладывают деньги в порядке их появления.

1. Ракушки - это были первые деньги.

2. Мех

3. Монеты (чешуйки)

4.. Бумажные купюры (старинные)

5 Современные российские рубли.

6. Банковская карта.

(Сотрудник банка благодарит детей и дарит им в знак благодарности шоколадные монетки).

Воспитатель: Ребята,  нам пора возвращаться в детский сад.

С/р игра «Троллейбус» 

Дети садятся в троллейбус.

Воспитатель: Пока мы едем,  давайте  с вами поиграем в игру «Хочу» или «Надо».

Д/и «Хочу» или «Надо»

Воспитатель показывает предметы, дети отвечают, что  «надо» – необходимо для жизни сейчас, а что может подождать – «хочу».

Воспитатель: Ребята вот мы с вами в детском саду. Вам понравилось наше путешествие?

(Дети делятся впечатлениями)

Приложение 1

 Мультфильм «Как появились деньги». https://psv4.userapi.com/s/v1/d/fuG5dx_j7jSfPn0EmnGj88ckz-rMTcWnX4fGy2UdUUbd5I2jHKfOVQRdoiEfNuWSVHU9ZbfIpIHGSzAw6a2QQ1pUKw8T9bcAHotKNDa1z6jWWuhyP_wBww/Kak_poyavilis_dengi_Istoria_deneg_Finansovaya_gramotnost_dlya_detey.mp4

Д/и «Хочу» или «Надо»

Цель: показать детям, что расходы бывают обязательные (основные) и необязательные (не основные). Научить детей определять значимость и важность предмета.

Материалы: карточки,  символизирующие основные и не основные расходы (одежда, дом, продукты питания, игрушки,  шоколад, ноутбук, книги, велосипед  и т.д.)

Литература.

  1. Программа  «Азы финансовой культуры для дошкольников» Л.В. Стахович ОО ИЗДАТЕЛЬСТВО ВИТА- ПРЕСС.2019
  2. МЕетодические рекомендации «Азы для дошкольников» Л.В. Стахович ОО ИЗДАТЕЛЬСТВО ВИТА- ПРЕСС.2019
  3. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа, методические рекомендации, конспекты занятий с детьми 5-7 лет. Вентана Граф, М., 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия НОД в старшей группе "Банка варения для Карлосона"

Учить детей составлять композицию из аппликативных элементов на основе объединяющего образа. Показать рациональный способ вырезывания из бумаги, сложенной гармошкой или дважды пополам (ленточная аппли...

Конспект занятия "Идем в магазин"

Познакомить детей с различнми профессиями...

Конспект занятия "Идем в магазин"

Познакомить детей с различными профессиями...

Конспект занятия по аппликации: «Овощи в банке».

Закрепить название, характерные особенности овощей; закрепить представления детей о заготовке овощей на зиму; закреплять навыки работы с ножницами, клеем; учить создавать несложную композицию на листе...

Конспект занятия по аппликации "Овощи в банке"

Аппликация в старшей группе "Овощи в банке"...

Конспект занятия "Идем дорогою добра"

Цель: Формировать у детей представления о доброте, как важном качестве человека; формирование у детей основ экологической культуры.Задачи: •Образовательные: расширение знаний детей о...

план- конспект занятия по аппликации "Овощи в банке"

план конспект занятия по аппликиции  в младшей группе на тему "Овощи в банке"...


 

Комментарии

Пинкас Людмила Николаевна

Конспект очень понравился, интересный и познавательный! Спасибо! Буду использовать в своей работе.