Нод по финансовой грамотности детей подготовительной к школе группы "Магазин"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr_finansirovanie.docx | 566.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №18 р.п. Мухен муниципального района имени Лазо
Хабаровского края
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по финансовой грамотности на тему: «Магазин»
для детей подготовительной к школе группы
Составила и провела:
Цыкина Ольга Борисовна,
Воспитатель
подготовительной группы
2024г.
Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с элементарными экономическими понятиями: «деньги», «товар», «банк», «зарплата», «карта», «пенсия»,
«стипендия» и др.
- Расширять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать коммуникативные качества детей;
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности;
- Расширить представление детей о необходимости рационально использовать деньги;
Воспитательные:
- Воспитывать основы финансовой культуры;
- Воспитывать социально – нравственные качества личности: бережливость, честность, трудолюбие.
Предварительная работа:
1. Беседы:
-Что лучше - копить или тратить?
- Совместное составление правил обращения с деньгами.
- «Осторожно - деньги!», составление рассказов на тему.
- «Кем работает моя мама».
2. Чтение художественной литературы:
- Чтение пословиц и поговорок;
- сказок «Приключение Буратино, «Муха – Цокотуха», «Как старик корову продавал», «Жадный мельник», «Кот в сапогах», «Добрый жаворонок», «Скупой» и др. ,
- отгадывание загадок.
3. Дидактические и сюжетно - ролевые игры:
- Дидактические игры «Кто кем работает?», «Можно и нельзя купить», «Разложите товар», «Товар или услуга», «Где живут деньги?» «Доход – расход».
- Сюжетно - ролевые игры «Магазин», «Аптека», «Рынок», «Банк», «Семья».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам придут гости. Чтобы встретить гостей, нужно купить угощения. Где мы можем их купить? (в магазине).
Воспитатель: Правильно, всё необходимое мы купим в магазине. Предлагаю сейчас всем вместе отправиться в магазин.
Дети «идут в магазин».
Воспитатель: Дети, можем ли мы сейчас в магазине взять всё, что нам необходимо? (нет).
Воспитатель: Почему? (просто так мы не можем взять всё, что захотим. За товар нужно заплатить деньги).
Воспитатель: Правильно, совершенно верно. Ну, тогда, доставайте свои деньги и будем делать покупки.
Проблемная ситуация – денег у детей нет.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Давайте встанем в круг и каждый скажем, для чего нам нужны деньги.
Воспитатель: Ребята, денег у нас нет. А у кого есть деньги? (родители, бабушка, дедушка и т. д.).
Воспитатель: Откуда берутся деньги в семье?
Родители – получают зарплату (они каждый день ходят на работу и получают за это зарплату)
Зарплата — это деньги, полученные за работу, за месяц, за неделю, за один день. Кроме родителей, кто является членом семьи?
Бабушка и дедушка – получают пенсию (пожилые люди уже не могут работать, но им необходимо покупать продукты, оплачивать коммунальные услуги, проезд, покупать лекарство – поэтому государство платит им пенсию)
Могут ли дети приносить в бюджет семьи деньги?
Большие дети, окончившие школу, обучающиеся в училищах, институтах, получают стипендию.
Брат или сестра – стипендия (если старший брат или сестра учатся в институте или в колледже, то они получают стипендию)
Детские пособия – государство поддерживает семьи, в которых есть дети и выплачивает детские пособия (мама кроме зарплаты получает ещё детские пособия)
Зарплата, пенсия, стипендия, пособия. А как одним словом назвать все эти деньги? (семейный бюджет)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько мы перечислили способов, как пополняется семейный бюджет.
Как одним словом можно назвать поступление всех денежных средств? (доход).
Д/игра «Доход – расход»
Воспитатель: Ребята, сложите в мешочек картинки, на которых изображена ситуация, приносящая доход семье.
Дети складывают.
На столе остались картинки.
Воспитатель: Ребята, почему эти картинки вы не положили в мешочек? (на картинках изображено, на что мы тратим деньги, т. е. расход).
Воспитатель: Ребята, вот пришли мы с вами в магазин. Денег нет. Как правильно поступить? Послушайте варианты:
- начать плакать и уговаривать маму;
- попросить денег на покупку у бабушки;
- подождать, когда мама получит зарплату;
- попробовать заработать самим.
Воспитатель: Давайте сегодня представим, что мы взрослые и можем сами заработать деньги для того, чтобы купить угощения. Давайте закроем глаза, посчитаем в обратном порядке от 10 до 0.
Дети закрывают глаза.
Воспитатель: Молодцы. Найдите себе пару по цифре и стол.
Дети на карточках находят цифру на задней стороне (по 2 одинаковых, делятся по парам и находят стол с такой же цифрой.
За каждое правильно выполненное задание ребёнок получает 1 рубль.
Первое практическое задание: «Подсчитайте семейный бюджет»
Воспитатель: Папа зарабатывает 4 рубля. Мама зарабатывает 3 рубля. Бабушка с дедушкой — пенсию 2 рубля. Сестра стипендию 1 рубль.
Выложите нужное число. (Дети выполняют математическое вычисление и получают число 10)
Второе практическое задание: Дети выбирают конверт с заданиями.
1–й вариант. Дети должны расположить карточки по мере возрастания цены на товар.
2–й вариант. Дети должны найти два разных товара по одинаковой цене.
3–й вариант. Дети с помощью знаков больше меньше и равно определяют, какой из товаров «дороже», а какой «дешевле».
4–й вариант. Детям надо выбрать карточки с товарами первостепенной потребности и сказать, почему именно этот товар нужно купить в первую очередь.
Третье задание: «Доход, расход».
- Те деньги, которые мы зарабатываем и вкладываем в семейный бюджет, называются (доход, а то, что мы тратим на определённые нужды, называется (расход).
- Я начну говорить, а вы мне отвечайте: доход или расход
1. Родители получили зарплату. (доход)
2. Бабушка заболела (расход).
3. Потеряли кошелёк… (расход).
4. Нашли клад (доход).
5. Купили новую игрушку (расход).
6. Заплатили за воду… (расход).
7. Получили вознаграждение (доход).
8. Отправились в путешествие (расход)
Четвёртое практическое задание: «Найди российские деньги».
Воспитатель: Молодцы. Все справились с заданием. Ребята вы, когда-нибудь, делали покупки самостоятельно?
Воспитатель: А за покупками, в магазин, с чем ходят?
- Посмотрите сколько у меня разных денег. Помогите мне определить с какими мне деньгами можно идти в наши магазины.
Ответы детей (дети рассматривают деньги разных стран и находят наши российские рубли)
- Как называются наши деньги? (Рубль).
Воспитатель: Ой, почему среди денег оказалась ракушка? соль? мех?
Воспитатель: Совершенно верно. Это древняя денежка. Ракушку, соль и меха использовали как средство обмена. Ребята, а какие деньги появились раньше металлические или бумажные?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, металлические. А вы знаете, как называют металлические деньги, по-другому?
Воспитатель: Правильно они называют монетами. А бумажные деньги называются? (купюрами). А как вы думаете, какие деньги удобнее монеты или купюры?
Воспитатель: А может мы это проверим? Давайте пройдем в мини лабораторию. Напомните мне правило – как надо вести себя в лаборатории? Встаньте так, чтобы было удобно всем. Зачем мы пришли сюда? чтобы узнать, что удобней монеты или купюры.
- как настоящие исследователи мы результаты опытов будем записывать в карту, которая находится на доске.
- Посмотрите на оборудование. Что же мы возьмем вместо настоящей купюры, для эксперимента?
-Сначала разомнем наши пальчики.
«Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка - одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим, есть, и пить (отгибаем указательный палец)
Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец, в кулак, согнув все пальцы).
Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.
Монета круглая, а банкнота …
Банкнота бумажная, а монета …
Монета звенит, а банкнота …
Монета металлическая, а банкнота…
1. Эксперимент: Давайте попробуем сжать в одном кулаке монетку в другом бумагу. Что произошло? (помялась, не помялась). Теперь давайте попробуем порвать. (бумага мнётся, рвется; монета нет.)
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Воспитатель: Правильно монета лучше. Она не мнётся и не рвется. На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.
2. Эксперимент: Что будем дальше? Посмотрите в карту.
Воспитатель: Отлично. Кладите бумагу в воду. Что происходит?
Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт?
Воспитатель: А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? отметьте в нашей карте.
ВЫВОД плюс монетке.
А теперь поделитесь на пары, чтобы у вас была и монета, и купюра.
3 Эксперимент: Давайте определим, что тяжелее монета или купюра.
Воспитатель: Давайте опытным путём проверим. Возьмите на ладошки монету и купюру – бумажку. Что тяжелее?
- Может, подуем?
- Что происходит с монетой?
- А что происходит с купюрой?
- Какой вывод сделаем? Что легче?
ВЫВОД Что выигрывает? Ставим плюсик.
4 Эксперимент
Воспитатель : Положите купюру и монету в кошельки. (купюры в один кошелёк, монеты в другой) Потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке?
Дети: Проверяют. ВЫВОД.
Воспитатель: Посмотрите в карту. Кто выигрывает?
Воспитатель: А что значит ничья?
Воспитатель: Совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем?
Воспитатель: Вы правы, нужны нам и монеты и купюры. Ребята, а какое средство оплаты может быть в кошельке? Что кроме денег можно использовать при оплате?
Воспитатель: Спросим гостей, а удобно ли пользоваться картой?
(Дети спрашиваю гостей удобно ли им пользоваться картой.)
Воспитатель: Молодцы! За проделанную работу все получаете по монетке.
Воспитатель: Давайте подсчитаем, сколько вы заработали монет за сегодняшний день. Теперь вы можете смело идти в магазин и купить то, что вы захотите. Сначала рассмотрите товар, определите вместе с напарником, что бы вам хотелось купить и хватит ли у нас на всё это денег. Каждый товар имеет свою цену. Обратите внимание, в нашем магазине есть товар с разными ценами. Почему? Как вы считаете? (два яблока красное яблоко 5 рублей, зелёное 2) Как считаете, по какой цене лучше покупать товар, за меньшую, или за большую цену? Почему? Да, конечно за меньшую цену, потому что так мы экономим, сохраняем часть наших денег. Тогда определим, по какой цене будем покупать, и сколько мы сэкономим.
Проводится игра «Магазин» после покупок дети выполняют вычисления, и объясняют свой выбор и как им удалось сэкономить.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, за что садик платит деньги?
Ответы детей (За воду, свет, телефон, вывоз мусора).
Воспитатель: Какой вклад мы можем внести в экономику детского сада?
Ответы детей (Нужно экономно расходовать воду, свет, беречь имущество, одежду, книги, мебель).
Воспитатель: Правильно, а как это сделать?
Ответы детей (Выключать свет, когда он не нужен, не включать быстро воду, не ломать игрушки, не рвать книги).
Воспитатель: Если вы это будете делать, то вам удается сэкономить деньги детского сада. Ребята нам пора возвращаться обратно в группу, беремся за руки, закрываем глаза и считаем от 0 до 10.
Итог. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, а что нельзя купить за деньги?
Ответы детей
Воспитатель: Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Многое в жизни нужно уметь беречь. Бережливость – это не просто умение экономить, но и умение жить. Молодцы! Мы сегодня хорошо работали, и у меня для вас сюрприз. (Достаю из копилки шоколадные монетки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД ФЭМП и финансовой грамотности в подготовительной к школе группе «Магазин школьных принадлежностей»
В подготовительной к школе группе (6-7 лет) большое внимание уделяется формированию элементарных математических представлений. В последнее время, в рамках ФГОС ДОО в изучение вводятся вопросы финансов...
ПРОЕКТ по формированию финансовой грамотности в подготовительной к школе группе «Финансовый - знайка» срок реализации проекта - один учебный год
Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. Через игровую форму, через интересный и познавательны...
Конспект ООД по познавательному развитию (финансовая грамотность) в подготовительной к школе группе «Обучение Буратино финансовой грамотности»
Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....
Дополнительная образовательная программа по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе «Финансовая азбука»
Содержание:Пояснительная записка……………………………………………………&helli...
конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе "Школа экономики для малышей"
Путешествие в школу финансов для малышей с интересными заданиями, проведением опытов с монетой и банкнотой....
Конспект НОД по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе для детей с ТНР Тема: «Путешествие с Монеткой по стране Финансов»
Цель: повышение финансовой грамотности дошкольников.-закреплять понятия: труд, профессии, экономия, товар, услуга, семейный бюджет-содействовать повышению уровня знаний в области финансовой грамотност...
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в сфере трудового воспитания (финансовая грамотность) в подготовительной к школе группе № 6 «Путешествие в Школу экономики»
Как правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине), что товар в магазине – это результат труда многих людей, поэтому он стоит денег...
- Мне нравится (1)