Проект "Азбука финансовой грамотности"
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Пекина Олеся Викторовна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_fin_grammot.docx97.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 56»

Проект

 «Азбука финансовой грамотности»

Подготовительная группа

Составили воспитатели группы:

Пекина О.В.

Подольская О.М

Содержание

1.Актуальность

2. Нормативно правовое обеспечение проекта.

3.Обоснование значимости проекта

4.Цель и задачи проекта.      

5.Предполагаемые результаты проекта.

6. Основная идея проекта

7.Основные принципы

8.Методы формирования финансовой компетентности

9.Этапы реализации проекта

10.Перспективный план по работе с детьми  по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников

11. Перспективный план по работе с родителями

Список литературы

Приложение

Актуальность

          Современные дети встречаются с экономическими отношениями находясь в самом раннем возрасте. Дети, в большинстве своем, регулярно вместе с родителями посещают магазины, при них совершаются покупки, дети видят обмен товаров на деньги. Дети познают что такое «твое», «наше» и «не наше», «чужое», как при покупке предмет, вещь становится «нашей». Таким образом у детей рано начинают формироваться положительное отношение к деньгам и отрицательное к их отсутствию.

         В этом возрасте уже возникает необходимость просвещать ребенка в вопросах «Откуда берутся деньги?», «Как и кто их зарабатывает?», «На что их можно потратить?», «Как и где, хранить денежные средства, чтобы их не потерять?»  Правильное понимание ребенком этих основных вопросов способствует его финансовой грамотности,  продуманному, рациональному расходованию денег, стимулирует воспитанию таких качеств как бережливость, рачительность. При обучении экономической грамотности, на первый план необходимо выдвигать нравственные понятия: ответственность, обязательность, законопослушность, умение подчинять свои желания объективным возможностям и необходимым потребностям других людей. Ребенку необходимо знать какая финансовая обстановка в семье в настоящее время. Есть ли возможность купить желаемую игрушку сегодня  или необходимо подождать, а купить лекарство для другого члена семьи. Таким образом у ребенка формируются первичные экономические знания, на бытовом уровне.

     К сожалению финансовой грамотности почти не обучают в дошкольных образовательных учреждениях. А грамотное отношение к собственным деньгам, опыт пользования финансовыми продуктами способствует накоплению первичных знаний и финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Человек, который в курсе как зарабатывать и  правильно управлять своими деньгами, уверен в своей жизни. Наши дети достойны того, чтобы получить основы финансовой грамотности и стать успешными людьми.

    Данный проект, отвечая требованиям ФГОС ДО, способствует познавательному развитию дошкольников, социально-коммуникативному развитию, речевому развитию, художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста. Актуальность проекта в том, чтобы максимально полно использовать интерес детей к экономической и финансовой деятельности, обеспечивая необходимое наполнение их интеллекта достаточной информацией. в соответствии с их возрастом.

Постановка проблемы:

Помочь детям дошкольного возраста ориентироваться в таких экономических понятиях, как:  доход семьи, деньги, товар, расходы, потребности, планирование, экономия и др.

Тип проекта: информационно – ориентированный, групповой

Вид проекта: долгосрочный.

Сроки реализации: сентябрь 2023-апрель2024 г.

Участники проекта: дети дошкольного возраста 6-7 лет (подготовительная группа), воспитатели группы, родители (законные представители). 

Место реализации: МКДОУ «Детский сад № 56»

 

Нормативно правовое обеспечение проекта.

  • Проект распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении Национальной стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на период 2017-2023 гг.;
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2011 г. № 180-р «О реализации Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»» в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской федерации»;
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
  • «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.№1155;

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН2.4.1.3049-13 утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05. 2013 г. №26). 

Риски:

  • Трудность привлечения родителей  к участию мероприятия проекта.

  Предупреждение рисков:

  • Разработка стратегий и тактики привлечения родителей к совместной деятельности.
  • Высокий уровень подготовленности мероприятий, которые привлекают, зазывают, заинтересовывают родителей.
  • Изготовление наглядных пособий своими руками с привлечением родителей.

Цель проекта: создание условий для формирования у дошкольников предпосылок финансовой грамотности, как условия успешной социализации в современном обществе.

Задачи проекта:

  • Формировать предпосылки финансовой грамотности у дошкольников, посредством разнообразных видов детской деятельности.
  • Сформировать у детей понимание взаимосвязи между экономическими и этическими категориями (труд, товар, деньги, цена, стоимость) и нравственными понятиями (бережливость, честность, экономность, щедрость)
  • Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.);
  • Применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях
  • Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
  • Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность.
  • Вовлекать родителей в образовательный процесс как первых учителей в ознакомлении с миром профессий, приобретении финансовых и социальных знаний и понятий.
  • Создать плодотворное партнерское взаимодействие с участниками проекта.

Предполагаемые результаты проекта.

Для детей: Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности. Планируется сформировать у детей следующие понятия и представления:

-деньги не появляются сами собой, а зарабатываются;

-сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить;

-стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник);

-деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине);

-финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде);

-твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности);

-не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь);

-финансы – это интересно и увлекательно.

-Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.

-Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.

-Пополнение РППС.

Для родителей:

- участие родителей в совместной продуктивной деятельности; повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам.

Проект разработан с учетом  следующих принципов:

  • от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;
  • принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
  • принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс;
  • принцип доступности;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип прочности;
  • принцип целенаправленности;
  • принцип новизны;
  • принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка

Методы формирования финансовой компетентности

          Методы формирования финансовой компетентности можно представить четырьмя группами: методы, повышающие познавательную активность; методы, повышающие эмоциональную активность; методы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности; методы коррекции и уточнения представлений детей о мире.

         Методы, повышающие познавательную активность:

• сравнение;

• метод вопросов;

• метод повторения;

• решение логических проблем;

• экспериментирование и опыты.

          Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний о мире:

• игровые;

• сюрпризы и моменты новизны.

          Методы, способствующие установлению связи между разными видами

деятельности:

• перспективное планирование.

         Методы коррекции и уточнения представлений детей о мире:

• индивидуальная беседа,

• сравнительный анализ,

• оценка,

• разъяснение,

• воображаемая ситуация,

• совместный поиск выхода из ситуации,

• проигрывание положительных ситуаций,

• обсуждение способа действия,

• прием опосредованного воздействия.

         Одним из ведущих методов обучения является – игра. Игра дает ребенку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него

действительности» (А. Н. Леонтьев).

        Таким образом, процесс формирования финансовой грамотности у детей

старшего дошкольного возраста осуществляется в ходе проекта различными

методами, средствами и приемами, а также их сочетанием.

Основные формы реализации проекта:

  • Изготовление картотеки, сюжетно – ролевых, дидактических игр и сказок по формированию у детей финансовой  грамотности.
  •  Создание банка ссылок  из серии «Ералаш».
  • Групповая выставка «Коллекция  редких купюр и монет разных стран», выставка «Российские деньги»

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный этап

1. Подбор и изучение необходимой литературы.

2. Составление плана работы с детьми и родителями.

3.Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозируемый результат

4.Подбор материалов, атрибутов для игровой деятельности, дидактических игр, иллюстрированного материала, художественной литературы по теме.

5. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе необходимой для реализации проекта.

6. Прогнозирование ожидаемых результатов.

2. Основной этап.

Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность. Изготовление игрового развивающего альбома на липучках по финансовой грамотности.

План мероприятий по реализации проекта

«Азбука финансовой грамотности»

п/п

Мероприятия

Сроки

Участники, ответственные

1.

Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал».

Беседа «Как деньги попадают в наш дом»

НОД «Почему взрослые работают»

https://rutube.ru/video/7c70906916f6f376d2f699f846dfc507/

Дидактическая игра «Совместные покупки»

Сентябрь

Дети подготовительной группы, воспитатели

2.

Чтение произведения А. Романова «Чудеса в кошельке».

Беседа «Откуда берутся деньги и на что тратятся»

НОД «Путешествие в страну экономика»

Создание игрового развивающего альбома на липучках «Бюджет семьи»

Сюжетно – ролевая игра «Семейный бюджет»

октябрь

Дети подготовительной группы, воспитатели

3.

Конструирование из бумаги в технике оригами с элементами рисования «Кошелек»

- Просмотр мультфильма «Золотая антилопа».

Театрализованное представление по произведению К.И. Чуковского «Муха - цокотуха»

Дидактическая игра «Мои потребности»

Сюжетно-ролевая игра «Доверяй - но проверяй»

Ноябрь

Дети подготовительной группы, воспитатели

4.

Чтение сказки А. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино».

Виртуальная экскурсия в супермаркет «За покупками в магазин»

https://nsportal.ru/node/6655238

Дидактическая игра «Доходы и расходы»

Сюжетно – ролевая игра «Хочу купить – надо купить»»

Декабрь

Дети подготовительной группы, воспитатели

5.

Просмотр мультфильма «Азбука финансовой грамотности со смешариками»

 Беседа на тему «История денег в России»

Виртуальная экскурсия в отделение ПАО Сбербанка России

https://rutube.ru/video/879435372b23d881ac93269c68fcb5ed/

НОД Изобразительная деятельность (рисование) на тему «Моя копилка»

Сюжетно – ролевая игра «Экономика»

Январь

Дети подготовительной группы, воспитатели

6.

Сюжетно – ролевая игра «Сначала зарабатываем, а потом тратим»

Просмотр видеофильма «Деньги разных стран»

https://rutube.ru/video/e72a8fc4ecb5cefdd6610be4f9eeffd1/

Изготовление игрового развивающего альбома на липучках «Финансовая грамотность»

Изобразительная деятельность (лепка) на тему «Монета»

Февраль

Дети подготовительной группы, воспитатели

7.

Отгадывание загадок на тему «Старинные монеты»

Ситуативная беседа «Если заболела Юля, где мы купим ей пилюли»

Просмотр видеоролика по ОБЖ на тему «Твои деньги бывают объектом чужого интереса»

https://rutube.ru/video/35bb0c7da9ad6d020234de0e36aa1385/

Настольная игра «Размен»

Изготовление лепбука «Деньги мира»

Март

Дети подготовительной группы, воспитатели

8.

Беседа на тему «Пластиковая карта, и как её применить»

Игра – викторина «Мы, ребята деловые»

Изготовление материала по ФЭМП «Коллекция монет» (размещение коллекции монет в групповой комнате).

Физкультурное развлечение «В поисках золотых монет»

Апрель

Дети подготовительной группы, воспитатели, инструктор по физ. культуре

Работа с родителями

- Проведение консультаций, оформление папок передвижек,  буклетов на тему «Роль семьи в формировании финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

- Викторина с родителями «Мы ребята деловые»

- Экскурсия в отделение ПАО Сбербанка России г.Зимы

- Совместное творчество с детьми  «Моя копилка»

- Создание подборок произведений о деньгах, профессиях, труде.

- Изготовление материала по ФЭМП «Коллекция монет» (размещение коллекции монет в групповой комнате).

- Создание РППС совместно с родителями

- Организовать детские копилки, (как можно накопить, и как потратить)

3. Завершающий этап.

1. Подведение итогов в реализации проекта

2. Презентация проекта

4 этап.  Продукт проектной деятельности

1. Создание  игровых развивающих альбомов на липучках «Финансовая грамотность»

2. Создание подборки  загадок, сказок, мультфильмов и т.д 

3. Картотека дидактических игр по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста.

4. Создание видеофильма «Ералаш»

5. Изготовление материала по ФЭМП «Коллекция монет» (размещение коллекции монет в групповой комнате).

Список литературы:

1.Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. - Волгоград: Учитель, 2008г.- 169 с.

2.Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.

3.Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Витапресс, 2016.

4.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации образовательного

процесса в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание, 1995.

5. Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная

концепция / Под ред. В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005.

6. Стахович Л.В. Обучающий комплект «Азы финансовой культуры».- М. ВИТА-ПРЕСС, 2019.

7. Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // СПб.: Свое издательство, 2015.39

8. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф»

9. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015.

10. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»

Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»

Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»

Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....