Использование современных игровых технологий в процессе формирования основ финансовой грамотности у детей 5-7 лет
учебно-методическое пособие по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Гавва Розалия Тальгатовна

ФГОС нацеливает нас  на необходимость  создать условия для организации дополнительной образовательной  деятельности  с воспитанниками на базе дошкольного учреждения. 
Наиболее эффективно решить эти задачи в ДО могут игровые технологии. Существует множество игровых технологий. Наиболее перспективной, на наш взгляд, является технология «Путешествие по реке времени», предложенная Надежной Александровной Коротковой.

Технология носит инновационный характер, в процессе адаптации её к решению вопросов обучения финансовой грамотности мы использовали нетрадиционные игровые методы и приемы, а так же опирались на Примерную парциальную образовательную программу «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок  финансовой грамотности», разработанную Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Банком России.        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statfinansy.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

                                                         

Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы ставит задачу перед образованием: сформировать у детей дошкольного возраста первоначальную осведомленность, знания, умения и поведенческие модели, которые необходимы для принятия успешных финансовых решений в будущем и финансового благосостояния личности в целом. Это обуславливает необходимость внедрения новых форм организации познавательной деятельности с воспитанниками.

В свою очередь ФГОС нацеливает нас  на необходимость  создать условия для организации дополнительной образовательной  деятельности  с воспитанниками на базе дошкольного учреждения. 
Наиболее эффективно решить эти задачи в ДО могут игровые технологии. Существует множество игровых технологий. Наиболее перспективной, на наш взгляд, является технология «Путешествие по реке времени», предложенная Надежной Александровной Коротковой.

Технология носит инновационный характер, в процессе адаптации её к решению вопросов обучения финансовой грамотности мы использовали нетрадиционные игровые методы и приемы, а так же опирались на Примерную парциальную образовательную программу «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок  финансовой грамотности», разработанную Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Банком России.        

Цель разработки аналогового наглядно-дидактического пособия «Река времени» -   помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста. Основной задачей является - помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества: понимать и ценить окружающий предметный мир; уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества»; признавать авторитетными качества человека-хозяина;  освоить временные отношения, представления об историческом прошлом.      

Новизна использования пособия заключается в комбинации элементов традиционных методов организации познавательной  деятельности детей  и нетрадиционных -  исследовательских методов, а также приемов интерактивного обучения (ИТ-игротека, виртуальная библиотека, онлайн-мастерская). Практическая значимость пособия заключается: во-первых, в  его многофункциональности и вариативности. Данное пособие помогает реализовать речевую и познавательную   активность ребёнка в рамках предметной, игровой, познавательной, двигательной и художественно-эстетической деятельности. Вариативность использования обеспечивают съемные наборы  дополнительного материала. Во-вторых, процесс работы с пособием включает в себя практически все направления работы по обучению дошкольников основам финансовой грамоты: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».

Наглядно-дидактическое пособие «Река времени»  - это полотно размером 60х180 см, на котором полосой синего цвета во всю длину обозначена река. Вдоль «реки времени» намечаются несколько делений, к примеру: «древность» - «старина» - «наши дни». «Древность» – это эпоха древнего мира первобытных людей; «старина» – мир средневековья и чуть позже, «наши дни» - современный мир.  Пособие выполнено из экологически безопасных материалов: фетра и дерева в спокойной цветовой гамме. К пособию- панно прилагается шкатулка, где хранятся карточки в цветных конвертах в соответствии с темами и временными отрезками: «Деньги», «Реклама», «Банки», «Профессии». предметами по изучаемым темам, это могут быть орудия труда, бросовый материал для рекламных буклетов, банкноты. Дополнительно к пособию разработаны методические рекомендации, сборники практического материала по темам, которые включают в себя дидактические игры и задания, ребусы, загадки, литературный материал,  упражнения.

С целью обеспечения интерактивного диалога и  управления в режиме реального времени объектами, процессами, представляющими образовательные ситуации, была разработана ИТ-игротека «Река времени». На главной странице представлены темы игр-путешествий, которые дублируют темы, используемые в работе с панно. Каждый из четырех разделов представлен не только познавательными рассказами героини, но и  дополнительными материалами для закрепления полученных знаний. В этом разделе представлены: мини-игры «Подбери предмет по профессии» и «Экскурсия в банк», мультфильмы, загадки, ребусы,  видеогайд «Рекламное агентство».  

Проявить свои творческие способности, дети могут, посетив раздел «Реклама»,  где примут участие в мастер-классе по созданию рекламного буклета из бросового материала.

Возможности одновременного применения полотна «Река времени» и ИТ-пособия можно использовать в викторинах, квест-играх  и на итоговых занятиях по изучению финансовой грамотности.

Таким образом, применение в работе наглядно-дидактического пособия «Река времени» служит не только формированию и закреплению у детей основных экономических понятий, умений и навыков, но и способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности детей, учит детей самостоятельному поиску, открытию и усвоение нового, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» / Сайт «Финансовая культура» – электронный ресурс: https://fincult.info/upload/iblock/dc5/economich_vospitanie_doshkolnikov _02.pdf .

2. Сборник методических материалов к примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» / Сайт «Финансовая культура» – электронный ресурс: https://fincult.info/upload/iblock/829/sbornik_metod_materialov_doshkol niki.pdf.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район   Познавательный проектпо фор...

Формирование основ финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности

Здравствуйте, уважаемые слушатели.  Слайд № 1Я представляю Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетом по познавательно – р...

Отчет на конец года по обучению финансовой грамотности детей старшей группы «Пчелки». Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по средствам экономического воспитания»

Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделим...

«Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Большинство современных детей не знают цену деньгам, не ценят и не берегут свои вещи, игрушки, требуют дорогих подарков.Многие родители ищут помощи в решении этих проблем у воспитателей, которые могут...

План самообразования «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС».

Низкая финансовая грамотность в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться ...

Использование цифровых технологий в процессе формирования основ функциональной грамотности дошкольников

 В связи с требованиями ФГОС ДО и реализацией национального проекта "Образование", одной из актуальных задач современного образования является формирование функционально грамотны...

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

         В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование ...