Использование современных игровых технологий в процессе формирования основ финансовой грамотности у детей 5-7 лет
учебно-методическое пособие по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
ФГОС нацеливает нас на необходимость создать условия для организации дополнительной образовательной деятельности с воспитанниками на базе дошкольного учреждения.
Наиболее эффективно решить эти задачи в ДО могут игровые технологии. Существует множество игровых технологий. Наиболее перспективной, на наш взгляд, является технология «Путешествие по реке времени», предложенная Надежной Александровной Коротковой.
Технология носит инновационный характер, в процессе адаптации её к решению вопросов обучения финансовой грамотности мы использовали нетрадиционные игровые методы и приемы, а так же опирались на Примерную парциальную образовательную программу «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности», разработанную Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Банком России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statfinansy.docx | 19.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы ставит задачу перед образованием: сформировать у детей дошкольного возраста первоначальную осведомленность, знания, умения и поведенческие модели, которые необходимы для принятия успешных финансовых решений в будущем и финансового благосостояния личности в целом. Это обуславливает необходимость внедрения новых форм организации познавательной деятельности с воспитанниками.
В свою очередь ФГОС нацеливает нас на необходимость создать условия для организации дополнительной образовательной деятельности с воспитанниками на базе дошкольного учреждения.
Наиболее эффективно решить эти задачи в ДО могут игровые технологии. Существует множество игровых технологий. Наиболее перспективной, на наш взгляд, является технология «Путешествие по реке времени», предложенная Надежной Александровной Коротковой.
Технология носит инновационный характер, в процессе адаптации её к решению вопросов обучения финансовой грамотности мы использовали нетрадиционные игровые методы и приемы, а так же опирались на Примерную парциальную образовательную программу «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности», разработанную Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Банком России.
Цель разработки аналогового наглядно-дидактического пособия «Река времени» - помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста. Основной задачей является - помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества: понимать и ценить окружающий предметный мир; уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества»; признавать авторитетными качества человека-хозяина; освоить временные отношения, представления об историческом прошлом.
Новизна использования пособия заключается в комбинации элементов традиционных методов организации познавательной деятельности детей и нетрадиционных - исследовательских методов, а также приемов интерактивного обучения (ИТ-игротека, виртуальная библиотека, онлайн-мастерская). Практическая значимость пособия заключается: во-первых, в его многофункциональности и вариативности. Данное пособие помогает реализовать речевую и познавательную активность ребёнка в рамках предметной, игровой, познавательной, двигательной и художественно-эстетической деятельности. Вариативность использования обеспечивают съемные наборы дополнительного материала. Во-вторых, процесс работы с пособием включает в себя практически все направления работы по обучению дошкольников основам финансовой грамоты: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».
Наглядно-дидактическое пособие «Река времени» - это полотно размером 60х180 см, на котором полосой синего цвета во всю длину обозначена река. Вдоль «реки времени» намечаются несколько делений, к примеру: «древность» - «старина» - «наши дни». «Древность» – это эпоха древнего мира первобытных людей; «старина» – мир средневековья и чуть позже, «наши дни» - современный мир. Пособие выполнено из экологически безопасных материалов: фетра и дерева в спокойной цветовой гамме. К пособию- панно прилагается шкатулка, где хранятся карточки в цветных конвертах в соответствии с темами и временными отрезками: «Деньги», «Реклама», «Банки», «Профессии». предметами по изучаемым темам, это могут быть орудия труда, бросовый материал для рекламных буклетов, банкноты. Дополнительно к пособию разработаны методические рекомендации, сборники практического материала по темам, которые включают в себя дидактические игры и задания, ребусы, загадки, литературный материал, упражнения.
С целью обеспечения интерактивного диалога и управления в режиме реального времени объектами, процессами, представляющими образовательные ситуации, была разработана ИТ-игротека «Река времени». На главной странице представлены темы игр-путешествий, которые дублируют темы, используемые в работе с панно. Каждый из четырех разделов представлен не только познавательными рассказами героини, но и дополнительными материалами для закрепления полученных знаний. В этом разделе представлены: мини-игры «Подбери предмет по профессии» и «Экскурсия в банк», мультфильмы, загадки, ребусы, видеогайд «Рекламное агентство».
Проявить свои творческие способности, дети могут, посетив раздел «Реклама», где примут участие в мастер-классе по созданию рекламного буклета из бросового материала.
Возможности одновременного применения полотна «Река времени» и ИТ-пособия можно использовать в викторинах, квест-играх и на итоговых занятиях по изучению финансовой грамотности.
Таким образом, применение в работе наглядно-дидактического пособия «Река времени» служит не только формированию и закреплению у детей основных экономических понятий, умений и навыков, но и способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности детей, учит детей самостоятельному поиску, открытию и усвоение нового, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» / Сайт «Финансовая культура» – электронный ресурс: https://fincult.info/upload/iblock/dc5/economich_vospitanie_doshkolnikov _02.pdf .
2. Сборник методических материалов к примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» / Сайт «Финансовая культура» – электронный ресурс: https://fincult.info/upload/iblock/829/sbornik_metod_materialov_doshkol niki.pdf.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район Познавательный проектпо фор...
Формирование основ финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности
Здравствуйте, уважаемые слушатели. Слайд № 1Я представляю Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетом по познавательно – р...
Отчет на конец года по обучению финансовой грамотности детей старшей группы «Пчелки». Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по средствам экономического воспитания»
Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделим...
«Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
Большинство современных детей не знают цену деньгам, не ценят и не берегут свои вещи, игрушки, требуют дорогих подарков.Многие родители ищут помощи в решении этих проблем у воспитателей, которые могут...
План самообразования «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС».
Низкая финансовая грамотность в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться ...
Использование цифровых технологий в процессе формирования основ функциональной грамотности дошкольников
В связи с требованиями ФГОС ДО и реализацией национального проекта "Образование", одной из актуальных задач современного образования является формирование функционально грамотны...
Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование ...