«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ
консультация
Как и какие методы и приемы использовать при знакомстве детей с финансовой грамотностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
finansovaya_gramotnost.docx | 18.63 КБ |
Предварительный просмотр:
«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ
В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др., так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.). Все формы носят интегративный характер, позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников.
Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Игра - одна из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности. Тематика таких игр может быть очень разнообразной: «Мы идём в магазин», «Шаги к успеху», «Занять и одолжить», «Копим и сберегаем», «Выбираем самое важное», игра-соревнование «Мои домашние обязанности», «Супермаркет» и пр.
Беседы-обсуждения, чтение (художественная литература, пословицы, художественные приемы (загадки) могут быть использованы при реализации всех образовательных областей. Чтение является основной формой восприятия художественной литературы. Беседы-обсуждения – одна из форм работы с детьми, которая помогает детям закрепить знания по разным темам. Примерные темы: труд – основа жизни, работать и зарабатывать, как придумали деньги, какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся, как деньги попадают к нам в дом, как складывается стоимость товара, реклама, долги, тратим разумно, экономим, все по плану, жадность и пр.
Тематические стенды, фотовыставки с наглядным и консультативным материалом по различным вопросам. Например: «Советуют специалисты», «Школа для родителей», «Учимся бережливости», «Деньги будущего», «Деньги: какие они были и какие стали» и др.
В обучении дошкольников финансовой грамотности могут быть использованы следующие современные технологии.
Проектная деятельность позволяет детям самостоятельно или совместно с взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. С помощью проектов дети осваивают новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов. Примерные темы проектов, позволяющих формировать основы финансовой грамотности дошкольника: «Копейка - рубль бережёт», «Юный финансист», "Финансовые знания -залог успеха".
Ситуационные задачи – обучение на примере разбора конкретной ситуации. Развитие ребенка-дошкольника предполагает организацию включения его в череду разнообразных, меняющихся ситуаций, которые позволяют узнавать что-то новое о людях, семье, обществе, мире экономики и финансов. Ребенок учится предвидеть последствия собственного поведения, анализировать причины того или иного развития событий, что активизирует у ребенка познавательный интерес и формирует определенный опыт.
Образовательные ситуации можно разделить на следующие виды: ситуации морального выбора; ситуации общения и взаимодействия; проблемные ситуации; игровые ситуации; практические ситуации по интересам детей и др.
Технология «Ситуация месяца» включает диагностику знаний и умений детей в начале «Ситуации», использование на занятиях наглядного материала, активизацию прошлого опыта детей в различной форме: викторины; беседы; драматизацию и др. Такие темы, как «Мой дом – детский сад», «Таинственный остров», «Я живу в … (название населенного пункта)», могут быть адаптированы для изучения основ финансовой грамотности.
Мастерская в первую очередь является формой организации продуктивной деятельности, однако в силу ярко выраженного интегративного характера позволяет развивать двигательную (мелкую моторику, социально-коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность, речевое и физическое развитие. Такая работа может стать более эффективной, если привлекать к участию в ней родителей.
Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания. Происходит интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое и физическое развитие. Примерами викторины могут быть: «Разумные траты сказочных героев», «Угадай профессию», «Угадай вид труда» и пр.
Театрализованные интерактивные мини-постановки (обучающие сказки) имеют особое значение для социализации и развития дошкольника. Эта форма может успешно использоваться для закрепления пройденных понятий: работать и зарабатывать, деньги, желания и потребности, тратить, расходовать, экономить, беречь, откладывать, копить, сберегать, план, планировать, занимать, долг и пр.
Теория решения изобретательских задач. Умелое использование воспитателем приемов и методов данной технологии позволяет развить у дошкольников творческое воображение, диалектическое мышление, учит их мыслить системно с пониманием происходящих процессов. Исходным положением данной концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения.
Моделирование. Одним из наиболее перспективных методов освоения финансовой грамотности является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Этот метод открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в интеллектуальном развитии ребенка, в том числе и в ознакомлении с окружающим миром.
Для изучения основ финансовой грамотности важное значение имеют средства обучения:
Демонстрационные - применяемые взрослыми;
Раздаточные – используемые детьми;
Визуальные - для зрительного восприятия;
Аудиальные - для слухового восприятия;
Аудиовизуальные - зрительно-слухового восприятия;
Естественные – натуральные;
Искусственные - созданные человеком;
Реальные – существующие;
Виртуальные - не существующие, но возможные.
При знакомстве с финансовой грамотностью, организации сюжетно-ролевых игр можно использовать макеты объектов, предметов, связанных с данной темой, например, магазин "Пятёрочка", зданий банков и т. д. У многих педагогов есть значимая практика в данном направлении.
Педагогам ДОУ рекомендуется активно внедрять и использовать средства, носящие интерактивный характер в диалоговом режиме, как взаимодействие ребенка и соответствующего средства обучения, поскольку наличие обратной связи значительно повышает эффективность изучения. Интеграция должна осуществляться гармонично, объединяя различные предметы для того, чтобы внести целостность в познание дошкольником окружающего мира, в том числе его экономической и финансовой областей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Консультация для педогогов ДОУ "Основы финансовой грамотности"...
Проект «Организация и проведение комплекса мероприятий (образовательных событий) для повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
Национальная стратегия повышения финансовой грамотности населения на 2017-2023гг. определяет приоритеты, цели и задачи, основные направления и способы их эффективного решения во всех сферах, в том чис...
Консультация для педагогов "Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"
В качестве средств формирования основ экономической культуры целесообразно использоание дидактических игр. Главной особенностью игр является то, что заданияя предлагаются в игровой форме....
Конспект ООД по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста "Приключения Буратино в школе финансовой грамотности"
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, смекалка, трудолюбие,...
Сборник методического и консультационного материала для педагогов по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста
В сборник методических разработок по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста входит цикл консультаций, сценарии мастер-классов, деловых игры для педагогов ДОО. Методичес...
Отчет на конец года по обучению финансовой грамотности детей старшей группы «Пчелки». Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по средствам экономического воспитания»
Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделим...
Технологическая карта НООД в подготовительной к школе группе Образовательная область: Познавательное развитие Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Квест-игра по финансовой грамотности «В поисках клада».
Технологическая карта к занятию в подготовительной группе...