Творческая группа "Азбука финансов"
учебно-методический материал по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Можаева Ирина Владимировна

Цель:

Формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;

- раскрыть взаимосвязь понятий: трудпродукт (результат труда) – деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;

- сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами;

- подготовить принятию своих первых финансовых решений;

- обогатить словарный запас и познакомиться с понятиями (трудиться, работать, зарабатывать, деньги, доходы, покупать, тратить, расходовать, копить, сберегать, одалживать, отдавать, планировать, экономить).

 

Воспитательные:

- стимулировать интерес к изучению мира финансов;

- сформировать положительную мотивацию к формированию финансовой культуры;

- способствовать повышению ответственности и самоконтроля.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorch_gr_azbuka_finansov.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая группа создана для совместной деятельности с детьми 6 – 7 летнего возраста и их родителями.

Тема: "Азбука финансов"

Авторы:

Воспитатели подготовительной группы «Знайки» - Казакова В.В.,  Можаева И.В.

Актуальность работы творческой группы: 

Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка – товарно-денежным отношениям. Ребенок-дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в торговых предприятиях, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги, товары, продукты, цены, дешево, дорого, экономить и т.п. Поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно этот возраст является продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психических особенностей личности, как ответственность, сила воли, которые необходимы для формирования финансово-грамотного человека.

Формирование финансовой культуры ограничено возрастными особенностями и психическим развитием дошкольников. В этот период дети не готовы к правильному восприятию финансово-экономических ценностей. Учитывая это, целесообразно сделать акцент на нравственные стороны, необходимые для финансового воспитания: уважение к своему и чужому труду, честность, справедливость, бережливость, ответственность, чувство долга, взаимопомощь.

Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Содержание работы творческой группы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Цель: 

Формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;

- раскрыть взаимосвязь понятий: труд – продукт (результат труда) – деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;

- сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами;

- подготовить принятию своих первых финансовых решений;

- обогатить словарный запас и познакомиться с понятиями (трудиться, работать, зарабатывать, деньги, доходы, покупать, тратить, расходовать, копить, сберегать, одалживать, отдавать, планировать, экономить).

Воспитательные:

- стимулировать интерес к изучению мира финансов;

- сформировать положительную мотивацию к формированию финансовой культуры;

- способствовать повышению ответственности и самоконтроля.

Участники: дети подготовительной группы «Знайки», воспитатели, родители.

Результат:

  • Усвоение детьми знаний основных экономических и финансовых понятий, соответствующих возрасту.
  • Создание единого инновационного пространства по теме.
  • Освоение начальных навыков обращения с деньгами, планирования.
  • Заложение нравственно-этических привычек (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.)..

Содержание реализации работы группы:

Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:

  • Создание центра «Финансы».
  • Организация образовательного пространства в группе по ознакомлению с финансовой культурой.
  • Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к изучению финансовой грамотности

.

Для реализации работы творческой группы рекомендуется использовать следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:

  • Игровые (игры, игровые упражнения, игровые приемы, интерактивные театральные мини-постановки и др.);
  • Словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);
  • Наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);
  • Практические (исследование, экспериментирование и др.).

План – схема реализации работы творческой группы «Азбука финансов»

Месяц

Тема

Содержание работы

Сентябрь

«Труд. Работать и зарабатывать».

«Все работы хороши, выбирай на вкус».

Беседа «Труд-основа жизни. Зарабатывать – получать вознаграждение за труд».

Игра-соревнование «Мои домашние обязанности», «Вот так заработали!».

Фотовыставка «Трудиться полезно и почетно».

Чтение: Г. Ладонщиков «Миша-мастер», «Домашние дела», Н. Носов «На горке», сказка «Золотая монета».

Беседа «Профессии. Продукты труда: товары и услуги».

Игры: «Что создается трудом», «Как продукт труда в товар превращается».

Викторины: «Угадай профессию», «Услуга или товар?».

Чтение: В. Сухомлинский «Пекарь и портной», Е. Пермяк «Птичьи домики», «Филя».

Октябрь

«Как придумали деньги и какие они бывают».

«Как деньги попадают к нам и где они живут».

Беседа «Деньги – мера оценки труда», «Виды денег», «Изготовление денег».

Игра «Нарисуем деньги для нашей группы».

Чтение: «Муха-Цокотуха», Л. Стаханович «Где живут денежки», сказка «Хранители бюджета».

Беседа «Труд и доходы», «Заработная плата. пенсия», «Денежку бережем (кошельки, копилки, сейфы, банки и пр.).

Игра: «Как потопаешь, так и полопаешь», «Денежкин домик».

Чтение: сказка «Трудовые деньги», сказка «Где живут денежки?».

Ср/и «Мы идем в банк».

Ноябрь

«Потребности и желания».

«Где покупают и продают разные товары».

Исследование «Что необходимо человеку для жизни».

Игра: «Выбираем самое важное».

Чтение: рассказ «Про капризного Артема».

Беседа «Торговые предприятия: магазин, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки».

Игра «Где что купить?».

Ср/и «Мы идем за покупками».

Декабрь

«Стоимость и цена товара. Выгодно-невыгодно».

«Тратим разумно, экономим».

Беседа «Товар-стоимость-цена. Как формируется цена?».

Игра «Сколько это стоит?», «Выбираем: дорого-дешево».

Чтение: Ш. Галиев «Три копейки на покупку», сказка «Как старик корову продавал», «Что за птица?».

Беседа «Деньги зарабатываются трудом», «Бережливый человек всегда богаче».

Игра «Деньги получил – ерунды накупил», «Открываем бутербродную, закупаем товар».

Викторина «Разумные траты сказочных героев».

Чтение: И. Ревю «Бережливая птица», басня «Муравей и пшеничное зерно»

Январь

«Копим и сберегаем».

«Занимаем и одалживаем».

Беседа «Зачем надо копить, сберегать?».

Игра «Копим и сберегаем».

Чтение «Мишкина копилка».

Творчество «Наша мастерская» - посильный ремонт игрушек, книжек, изготовление поделок.

Беседа «Что значит занимать? Что значит одалживать?».

Игра «Занять и одолжить».

Чтение: «Притча о королевском изумруде».

Февраль

«Долги».

«Заплати долг скорее, так будет веселее».

Беседа «Долги: денежные и долги – невыполненные обещания».

Обсуждение поговорки «Долги к земле придавили».

Чтение В. Осеевой «Долг».

Беседа «Долг платежом красен».

Обсуждение пословиц «Умей взять, умей и отдать!», «Бери да помни! Не штука занять, штука отдать», «В долг брать легко, а отдавать тяжело».

Март

«Все по плану! Ставим цели».

«Сделал дело – гуляй смело».

Беседа «Что такое план? Как его составить?», «Учимся организовывать время».

Игра «План на следующий день», «Наши цели».

Чтение Л. Стахович «План».

Беседа «Подводим итоги. Анализируем поступки».

Игра «Сделал дело – гуляй смело».

Ситуационные задачи «Все по плану!».

Апрель

«Хочу купить все! Наше богатство».

«Жадность».

Беседа «не все продается, не все покупается», «Вечные ценности».

Игра «Что нельзя купить?»

Конкурс проектов «Наше богатство».

Чтение: сказка «Бедные и богатые», рассказ «Как Валюша бабушке сон покупала», сказка «Ум и богатство».

Беседа «Что такое жадность?», «Что такое щедрость?».

Чтение: В. Сухомлинский «Жадные друзья», А. Яков «Жадина», Т. Казырина «Жадина», Э. Мошковская «Жадина».

Май

«Наша мастерская»

«Русская ярмарка»

Творческо-трудовая деятельность: изготовление товаров для ярмарки.

Беседа «Ярмарка и ее атрибуты».

Конкурс проектов «Этой ярмарки краски».

Продукт: праздник «ЯРМАРКА».

Работа с родителями.

1. Анкетирование родителей.

2. Консультации: «Что означает для ребенка быть финансово грамотным?», «Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности?», «Когда стоит разговаривать с ребенком о деньгах?», «Ребенок и карманные деньги».

3. Ознакомление родителей с уголком «Азбука финансов» в ДОУ.

4. Наглядная информация.

5. Обмен опытом.

Ожидаемые результаты.

У детей сформированы следующие понятия и представления:

  1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
  2. Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
  3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).
  4. Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
  5. Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
  6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
  7. Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
  8. Финансы – это интересно и увлекательно.

Список литературы

1.Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А. А. Бокарев//Финансы. -2010-№9.-С. 3-6.

2.Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. -2010---С. 42.

3. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012.-106 с.

4. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с.

5. Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Азы финансовой культуры для дошкольников. – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2020. – 32с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Азбука финансов" (обучение финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста)

Программа предназначена для обучения основам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста....

Заметки для родителей "Дети и финансы"

Заметки для родителей "Дети и финансы"...

Игровое занятие «Путешествие в сказочную страну Финансов»

Технологическая картаПродолжительность занятия – 30 минутИгровое занятие Тема: «Путешествие в сказочную страну Финансов» Цель:  содействие финансовому просвещению и воспитан...

Как подружиться с финансами?

Как подружиться с финансами?...

Квест-игра по Финансов грамотности в старшей группе "Путешествие в страну финансов"

Формирование первичных  экономических представлений и компетенций; правильное отношение к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию.Развивающие: развивать экономическое мышл...

Iэтап «Семейные финансы» Всероссийской просветительской эстафеты «Мои финансы»

Мероприятия с детьми в рамках I этапа «Семейные финансы» Всероссийской просветительской эстафеты «Мои финансы»....

Иформационно - исследовательский, долгосрочный, групповой, творческий проект «Азбука финансов»

В современном и динамичном мире одной из важнейших категорий является категория товарно-денежных отношений. Но незнание основным населением базовых принципов функционирования рыночной экономики являет...