Творческая группа "Азбука финансов"
учебно-методический материал по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Цель:
Формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
- раскрыть взаимосвязь понятий: труд – продукт (результат труда) – деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;
- сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами;
- подготовить принятию своих первых финансовых решений;
- обогатить словарный запас и познакомиться с понятиями (трудиться, работать, зарабатывать, деньги, доходы, покупать, тратить, расходовать, копить, сберегать, одалживать, отдавать, планировать, экономить).
Воспитательные:
- стимулировать интерес к изучению мира финансов;
- сформировать положительную мотивацию к формированию финансовой культуры;
- способствовать повышению ответственности и самоконтроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorch_gr_azbuka_finansov.docx | 25.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческая группа создана для совместной деятельности с детьми 6 – 7 летнего возраста и их родителями.
Тема: "Азбука финансов"
Авторы:
Воспитатели подготовительной группы «Знайки» - Казакова В.В., Можаева И.В.
Актуальность работы творческой группы:
Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка – товарно-денежным отношениям. Ребенок-дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в торговых предприятиях, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги, товары, продукты, цены, дешево, дорого, экономить и т.п. Поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно этот возраст является продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психических особенностей личности, как ответственность, сила воли, которые необходимы для формирования финансово-грамотного человека.
Формирование финансовой культуры ограничено возрастными особенностями и психическим развитием дошкольников. В этот период дети не готовы к правильному восприятию финансово-экономических ценностей. Учитывая это, целесообразно сделать акцент на нравственные стороны, необходимые для финансового воспитания: уважение к своему и чужому труду, честность, справедливость, бережливость, ответственность, чувство долга, взаимопомощь.
Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Содержание работы творческой группы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Цель:
Формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
- раскрыть взаимосвязь понятий: труд – продукт (результат труда) – деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;
- сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами;
- подготовить принятию своих первых финансовых решений;
- обогатить словарный запас и познакомиться с понятиями (трудиться, работать, зарабатывать, деньги, доходы, покупать, тратить, расходовать, копить, сберегать, одалживать, отдавать, планировать, экономить).
Воспитательные:
- стимулировать интерес к изучению мира финансов;
- сформировать положительную мотивацию к формированию финансовой культуры;
- способствовать повышению ответственности и самоконтроля.
Участники: дети подготовительной группы «Знайки», воспитатели, родители.
Результат:
- Усвоение детьми знаний основных экономических и финансовых понятий, соответствующих возрасту.
- Создание единого инновационного пространства по теме.
- Освоение начальных навыков обращения с деньгами, планирования.
- Заложение нравственно-этических привычек (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.)..
Содержание реализации работы группы:
Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:
- Создание центра «Финансы».
- Организация образовательного пространства в группе по ознакомлению с финансовой культурой.
- Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к изучению финансовой грамотности
.
Для реализации работы творческой группы рекомендуется использовать следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:
- Игровые (игры, игровые упражнения, игровые приемы, интерактивные театральные мини-постановки и др.);
- Словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);
- Наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);
- Практические (исследование, экспериментирование и др.).
План – схема реализации работы творческой группы «Азбука финансов»
Месяц | Тема | Содержание работы |
Сентябрь | «Труд. Работать и зарабатывать». «Все работы хороши, выбирай на вкус». | Беседа «Труд-основа жизни. Зарабатывать – получать вознаграждение за труд». Игра-соревнование «Мои домашние обязанности», «Вот так заработали!». Фотовыставка «Трудиться полезно и почетно». Чтение: Г. Ладонщиков «Миша-мастер», «Домашние дела», Н. Носов «На горке», сказка «Золотая монета». Беседа «Профессии. Продукты труда: товары и услуги». Игры: «Что создается трудом», «Как продукт труда в товар превращается». Викторины: «Угадай профессию», «Услуга или товар?». Чтение: В. Сухомлинский «Пекарь и портной», Е. Пермяк «Птичьи домики», «Филя». |
Октябрь | «Как придумали деньги и какие они бывают». «Как деньги попадают к нам и где они живут». | Беседа «Деньги – мера оценки труда», «Виды денег», «Изготовление денег». Игра «Нарисуем деньги для нашей группы». Чтение: «Муха-Цокотуха», Л. Стаханович «Где живут денежки», сказка «Хранители бюджета». Беседа «Труд и доходы», «Заработная плата. пенсия», «Денежку бережем (кошельки, копилки, сейфы, банки и пр.). Игра: «Как потопаешь, так и полопаешь», «Денежкин домик». Чтение: сказка «Трудовые деньги», сказка «Где живут денежки?». Ср/и «Мы идем в банк». |
Ноябрь | «Потребности и желания». «Где покупают и продают разные товары». | Исследование «Что необходимо человеку для жизни». Игра: «Выбираем самое важное». Чтение: рассказ «Про капризного Артема». Беседа «Торговые предприятия: магазин, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки». Игра «Где что купить?». Ср/и «Мы идем за покупками». |
Декабрь | «Стоимость и цена товара. Выгодно-невыгодно». «Тратим разумно, экономим». | Беседа «Товар-стоимость-цена. Как формируется цена?». Игра «Сколько это стоит?», «Выбираем: дорого-дешево». Чтение: Ш. Галиев «Три копейки на покупку», сказка «Как старик корову продавал», «Что за птица?». Беседа «Деньги зарабатываются трудом», «Бережливый человек всегда богаче». Игра «Деньги получил – ерунды накупил», «Открываем бутербродную, закупаем товар». Викторина «Разумные траты сказочных героев». Чтение: И. Ревю «Бережливая птица», басня «Муравей и пшеничное зерно» |
Январь | «Копим и сберегаем». «Занимаем и одалживаем». | Беседа «Зачем надо копить, сберегать?». Игра «Копим и сберегаем». Чтение «Мишкина копилка». Творчество «Наша мастерская» - посильный ремонт игрушек, книжек, изготовление поделок. Беседа «Что значит занимать? Что значит одалживать?». Игра «Занять и одолжить». Чтение: «Притча о королевском изумруде». |
Февраль | «Долги». «Заплати долг скорее, так будет веселее». | Беседа «Долги: денежные и долги – невыполненные обещания». Обсуждение поговорки «Долги к земле придавили». Чтение В. Осеевой «Долг». Беседа «Долг платежом красен». Обсуждение пословиц «Умей взять, умей и отдать!», «Бери да помни! Не штука занять, штука отдать», «В долг брать легко, а отдавать тяжело». |
Март | «Все по плану! Ставим цели». «Сделал дело – гуляй смело». | Беседа «Что такое план? Как его составить?», «Учимся организовывать время». Игра «План на следующий день», «Наши цели». Чтение Л. Стахович «План». Беседа «Подводим итоги. Анализируем поступки». Игра «Сделал дело – гуляй смело». Ситуационные задачи «Все по плану!». |
Апрель | «Хочу купить все! Наше богатство». «Жадность». | Беседа «не все продается, не все покупается», «Вечные ценности». Игра «Что нельзя купить?» Конкурс проектов «Наше богатство». Чтение: сказка «Бедные и богатые», рассказ «Как Валюша бабушке сон покупала», сказка «Ум и богатство». Беседа «Что такое жадность?», «Что такое щедрость?». Чтение: В. Сухомлинский «Жадные друзья», А. Яков «Жадина», Т. Казырина «Жадина», Э. Мошковская «Жадина». |
Май | «Наша мастерская» «Русская ярмарка» | Творческо-трудовая деятельность: изготовление товаров для ярмарки. Беседа «Ярмарка и ее атрибуты». Конкурс проектов «Этой ярмарки краски». |
Продукт: праздник «ЯРМАРКА».
Работа с родителями.
1. Анкетирование родителей.
2. Консультации: «Что означает для ребенка быть финансово грамотным?», «Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности?», «Когда стоит разговаривать с ребенком о деньгах?», «Ребенок и карманные деньги».
3. Ознакомление родителей с уголком «Азбука финансов» в ДОУ.
4. Наглядная информация.
5. Обмен опытом.
Ожидаемые результаты.
У детей сформированы следующие понятия и представления:
- Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
- Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
- Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).
- Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
- Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
- Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
- Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
- Финансы – это интересно и увлекательно.
Список литературы
1.Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А. А. Бокарев//Финансы. -2010-№9.-С. 3-6.
2.Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. -2010---С. 42.
3. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012.-106 с.
4. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с.
5. Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Азы финансовой культуры для дошкольников. – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2020. – 32с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Азбука финансов" (обучение финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста)
Программа предназначена для обучения основам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста....
Заметки для родителей "Дети и финансы"
Заметки для родителей "Дети и финансы"...
Игровое занятие «Путешествие в сказочную страну Финансов»
Технологическая картаПродолжительность занятия – 30 минутИгровое занятие Тема: «Путешествие в сказочную страну Финансов» Цель: содействие финансовому просвещению и воспитан...
Как подружиться с финансами?
Как подружиться с финансами?...
Квест-игра по Финансов грамотности в старшей группе "Путешествие в страну финансов"
Формирование первичных экономических представлений и компетенций; правильное отношение к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию.Развивающие: развивать экономическое мышл...
Iэтап «Семейные финансы» Всероссийской просветительской эстафеты «Мои финансы»
Мероприятия с детьми в рамках I этапа «Семейные финансы» Всероссийской просветительской эстафеты «Мои финансы»....
Иформационно - исследовательский, долгосрочный, групповой, творческий проект «Азбука финансов»
В современном и динамичном мире одной из важнейших категорий является категория товарно-денежных отношений. Но незнание основным населением базовых принципов функционирования рыночной экономики являет...