Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников.
статья по основам финансовой грамотности
Современные дети сталкиваются с огромным объемом информации, им непросто ориентироваться в окружающей действительности, трудно понять происходящие экономические процессы. Финансова грамотность направлена на развитие общих компетенций ребенка, необходимых для успешного принятия грамотных и взвешенных решений, связанных с деньгами в будующем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fin_gramotnost_doshkolnikov.docx | 17.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников.
Малыши очень рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, экономической информацией на бытовом уровне. У дошкольника возникают вопросы: почему мне не купили игрушку? что значит дорого? что такое зарплата? Современные дети сталкиваются с огромным объемом информации, им непросто ориентироваться в окружающей действительности, трудно понять происходящие экономические процессы.
Финансовая грамотность в дошкольном возрасте предполагает воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, трудолюбия, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.
Т.о. финансовая грамотность – это развитие общих компетенций ребенка, для успешного принятия грамотных и взвешенных решений, связанных с деньгами в будущем.
С 1 сентября 2023 года, в соответствии с Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования», дошкольные образовательные учреждения начали работать по новой Федеральной образовательной программе – ФОП ДО.
Согласно «П. от 3 до 4 лет» ФОП ДО развитие финансовой грамотности относится к области социально-коммуникативного развития. В данной области основными задачами образовательной деятельности в сфере трудового воспитания являются:
- развивать интерес к труду взрослых в ДОО и в семье, формировать представления о конкретных видах хозяйственно-бытового труда, направленных на заботу о детях и трудовые навыки;
- воспитывать бережное отношение к предметам и игрушкам как результатам труда взрослых.
Согласно «П. от 4 до 5 лет» ФОП ДО развитие финансовой грамотности относится к области социально-коммуникативного развития. В данной области основными задачами образовательной деятельности в сфере трудового воспитания являются:
- формировать представления об отдельных профессиях взрослых на основе ознакомления с конкретными видами труда;
-воспитывать уважение и благодарность взрослым за их труд, заботу о детях; вовлекать в простейшие процессы хозяйственно-бытового труда;
Согласно «П. от 5 лет до 6 лет» ФОП ДО развитие финансовой грамотности относится к области социально-коммуникативного развития. В данной области основными задачами образовательной деятельности в сфере трудового воспитания являются:
- формировать представления о профессиях и трудовых процессах; воспитывать бережное отношение к труду взрослых, к результатам их труда;
- знакомить детей с элементарными экономическими знаниями, формировать первоначальные представления о финансовой грамотности.
Согласно «П. от 6 лет до 7 лет» ФОП ДО развитие финансовой грамотности относится к области социально-коммуникативного развития. В данной области основными задачами образовательной деятельности в сфере трудового воспитания являются:
- развивать ценностное отношение к труду взрослых;
- формировать представления о труде как ценности общества, о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий;
- формировать элементы финансовой грамотности, осознания материальных возможностей родителей (законных представителей), ограниченности материальных ресурсов;
Т.о. видим, что непосредственное формирование основ финансовой грамотности начинается со старшего возраста.
Основным принципом включения основ финансовой грамотности у детей в образовательную деятельность является интеграция содержания программы в основных видах активности воспитанников.
При формировании основ ранней финансовой грамотности необходимо использовать возможности РППС. Предметно-пространственная экономическая среда должна включать предметы, отражающие содержание различных сфер экономики (производственно-технологической, юридической, товарно-денежной, нравственно-этической и др.).
В соответствии с этим можно выделить зоны:
-информационную (произведения художественной литературы экономического содержания);
-занимательно-экономическую (кроссворды, лабиринты, головоломки, экономические задачи, ребусы и др.);
-деятельностно-игровую (дидактические игры, предметы-игрушки для организации сюжетно-ролевых игр, таких как «Банк», «Магазин», «Рекламное агентство» и др.).
Образовательная деятельность по направлению ранней финансовой грамотности может разворачиваться не только в форме, регламентированной образовательной и совместной образовательной деятельности, но и продолжаться в самостоятельной деятельности дошкольников в специально организованной развивающей среде.
Варианты объектов РППС по финансовой грамотности могут быть деньги, нарисованные детьми; картотека загадок; книги художественные и научно-популярные, комиксы; аудиотека; альбом: пословицы и поговорки в картинках; медиатека из презентаций; медиатека интерактивных игр; медиатека мультфильмов; альбомы об одной профессии или нескольких схожих профессиях; карточки о профессиях; дидактические игры; кроссворды; ребусы; книги художественные и научно-популярные, комиксы; лабиринты тематические; игры-путешествия; банковские карты; ненастоящие деньги; банкомат; металлические устаревшие деньги; альбом «Эволюция денег»; атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
Для изучения основ финансовой грамотности решающее значение имеют средства обучения. Общепринято их деление на:
демонстрационные (применяемые взрослыми) и раздаточные (используемые детьми);
визуальные (для зрительного восприятия);
аудиальные (для слухового восприятия);
аудиовизуальные (для зрительно-слухового восприятия);
естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком);
реальные (существующие) и виртуальные (не существующие, но возможные) и др.
Рекомендуется активно внедрять и использовать средства, носящие интерактивный характер, поскольку наличие обратной связи значительно повышает эффективность изучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников
Сюжетно-ролевая игра «Торговый центр»Возрастная группа: подготовительнаяЦель: учить детей в ходе игры рационально использовать денежные средства при приобретении товара.Задачи:-совершенств...
Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность
Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность...
«Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников в условиях игровой деятельности»
Цель опыта работы - показать важность обучения дошкольников финансовой грамотности. Рассказать, с какого возраста нужно учить ребенка распоряжаться деньгами и отвечать за свои решения, ...
Перспективный план работы по формированию основ финансовой грамотности старших дошкольников на 2 года
перспективный план по финансовой грамотности дошкольников...
Методическая разработка по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников - "В гостях у Королевы Финансии".
Сценарий квест-игры по финансовой грамотности для дошкольников "В гостях у Королевы Финансии"....
Доклад "Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников"
Для формирования у дошкольников основ финансовой грамотности поставила следующие задачи:создать условия для формирования элементарных экономических знаний, научить понимать и ценить окружающий п...
Методические рекомендации для работников ДОО по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников
Цель методической разработки: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности....