Квест - игра по ознакомлению детей с финансовой грамотностью "Волшебный сундучок"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_kvest_-_igra.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

физического развития детей №18 «Подснежник»

Технологическая карта

«Квест - игры «Волшебный сундучок»

в подготовительной группе.

Составила воспитатель Потехина С.В.

Г.Канск, 2024год.

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные: 

- обогащать знания детей о семейном бюджете, о деньгах;

-формировать первичные экономические понятия: финансы, экономия, доходы, расходы, банк, бюджет общество, государство;

- учить решать проблемные ситуации;

- расширять словарь детей по данной теме.

Развивающие: 

- способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи;

- способствовать формированию коммуникативных отношений;

- содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения;

- развивать способность самостоятельно принимать решение.

Воспитательные: 

- способствовать воспитанию нравственных качеств, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию;

- воспитывать любознательность, уважение к людям разных профессии, формировать дружеские отношения детей в игре.

Оборудование, дидактический материал: посылка, воздушный шарик, конверты, купюры рублей разного достоинства, монеты, кошельки, сделанные руками детей, разрезные монетки для игры, сундучок с сокровищами (шоколадные монетки), настольная игра «Шестеренки»; картинки с изображением товаров и услуг, мяч, музыкальный центр.

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Методы, формы, приёмы, возможные виды деятельности.

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей.

Вводно организационный, 1 мин.

Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи.

Игра «Милый друг» (с колокольчиком).

«Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева –друг и справа – друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся»

Услышав звон колокольчика дети подходят в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу.

Мотивационно – побудительный, 2 мин.

Способствовать формированию коммуникативных отношений, содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности.

Игра «Горячо – холодно».

Дидактическая игра «Найди настоящую купюру».

Воспитатель приносит почтовое извещение и предлагает найти посылку.

Воспитатель открывает посылку и из нее вылетает шарик с привязанным письмом.  

Воспитатель читает письмо, «Здравствуйте, ребята, я приготовил вам подарок, но его найти вам помогут мои подсказки и задания. Желаю удачи! Ваш друг, богатый Бобрёнок»

- Ребята, вы хотите узнать, что приготовил для вас богатый Бобрёнок?

-а как вы думаете, что же это за подарок?

Дети ищут посылку от богатого Бобрёнка.

-да, хотим!

- мы думаем, что это конфеты, мороженное, игрушки и т.д. (дети называют предполагаемые варианты)

Актуализация,

4 мин.

Обогащать знания детей о деньгах.

Развивать экономическое, логическое мышление, кругозор.

-ребята, здесь в посылке есть загадка, которая поможет вам найти подарок. 

«Бывают они медные, блестящие, бумажные,

Но для любого из людей, поверьте, очень важные!»

-Совершенно верно, это «деньги».

Дидактическая игра «Найди настоящую купюру» (в конвертах в посылке лежат денежные знаки - рубли, напечатанные на обычной бумаге. Среди них есть настоящие деньги номиналом сто рублей).

-ребята, внимательно посмотрите и выберите купюру, на которую что-то можно купить в магазине и объясните почему?

-ребята, Бобрёнок предлагает отгадать ещё одну загадку «Первую подсказку в группе вы найдете, если  мою схему правильно поймете» (детям предлагается карта группы, где находится следующая станция с подсказкой).

- это деньги!

- сто рублей настоящие, на них можно купить различный товар, а остальные деньги не настоящие, они поддельные, они фальшивые и т.д.

Дети рассматривают карту, определяют где находится следующая станция с заданием.

Расширение

имеющихся

представлений, 5 мин.

Обогащать знания детей о семейном бюджете, о деньгах.

Загадка.

Игра «Сосчитай семейный бюджет»

-«Куда деть деньги,

Куда – нет:

Так составляется …бюджет».

-Ребята, скажите, а что такое семейный бюджет?

-  правильно, ребята, семейный бюджет – это сумма всех доходов и расходов семьи за определённый период времени.

С точки зрения экономики бюджет включает в себя источники доходов и расходы.

- Когда мы получаем деньги, как это называется? Правильно, это доход.
Доходы семьи – это поступления денежных средств в семью из разных источников.

- Когда тратим?

- Расходы – затраты денежных средств на товары и услуги.

Таким образом, бюджет – это своеобразный план семьи.

Давайте мы с вами подсчитаем семейный бюджет:

«Папа зарабатывает 5 монет. Мама зарабатывает 3 монеты. Бабушка  получает пенсию 2 монеты».

-Это доходы семьи.

А сейчас давайте посчитаем расходы: заплатить за квартиру – 2 монеты, на питание – 3 монеты, заплатить за садик – 1 монета, купить одежду – 2 монеты. прочие расходы – 1 монета.

-это деньги, которые зарабатывают родители,  

-это деньги семьи, мамы и папы, которые они получают на работе и т.д. 

-доход,

- когда мы что то покупаем, то это называется расход.

Дети считают монеты, которые родители и бабушка вносят в семейный бюджет (всего 10).

Дети считают расходы семьи и выясняют, что осталась 1 монета.

Ситуация выбора, 1 мин.

Развивать способность самостоятельно принимать решение.

Ребята, подумайте, что бы вы сделали: потратили монету на развлечения или отложили ее в копилку для более важных покупок. Кто из вас решил потратить монету, возьмите серебряную монету и положите в свой кошелек. Кто решил положить монету в копилку – возьмите золотую монету.

Ребята самостоятельно делают выбор и кладут в свой кошелёк выбранную монету.

Динамическая

пауза, 2 мин.

Развивать двигательные навыки, умение бросать и ловить мяч. Закреплять полученные знания, правильно отвечать на вопрос.

Игра с мячом «Доходы и расходы»

Воспитатель бросает детям по очереди мяч и называет какое либо действие, а дети должны назвать, доход это или расход.
- Папа получил зарплату.
- Заболела бабушка.
- Мама выиграла приз.
- Сестра потеряла кошелек.
- Заплатили за квартиру.
- Сын получил стипендию.
- Купили телевизор.

- Бабушка получила пенсию.
- Брат порвал куртку.

- Сестра выиграла деньги в лотерею.

- Подарили деньги на день рождения.

-доход

-расход

-доход

-расход

-расход

-доход

-расход

-доход

-расход

-доход

-доход.

Ситуация выбора, 1 мин.

Развивать способность самостоятельно принимать решение.

«У вас есть копилка с деньгами. Скоро у мамы день рождения. Вы возьмете деньги из копилки и купите подарок или сделаете подарок своими руками, при этом сохраните свои сбережения».

-Кто решил купить подарок – возьмите серебряную монету, а кто изготовить своими руками – золотую и положите в свой кошелек.

Ребята самостоятельно делают выбор и кладут в свой кошелёк выбранную монету.

Расширение

имеющихся

представлений, 5 мин.

Формировать первичные экономические понятия: профессии, общество, государство.

Звучит отрывок из песни «Я, ты он, она – вместе целая страна. Вместе – дружная семья. В слове мы, сто тысяч Я».

Игра «Шестеренки»

(на игре наклеены картинки с профессиями врача, учителя, военного, космонавта, машинка скорой помощи, полиции, пожарная машина).

Игра «Кто что делает?»

-Ребята, о чем поется в этой песне?

-правильно, ребята, а скажите, как называется наша страна?

-Да, наша страна – Россия.  Россия – это государство, в котором мы живем.

-Ребята, мы с вами живем в обществе, где все взаимосвязано. Все люди учатся, работают, дети ходят в детский садик.

-Ребята посмотрите внимательно на игру и представьте, что эти шестеренки – это наше общество.  Каждый имеет свою профессию. Самая большая шестеренка – это президент. Все шестеренки взаимосвязаны между собой. Если убрать одну, то перестанут вращаться и все остальные. Так и люди все связаны друг с другом, все имеют разные профессии очень нужные для других людей.

-ребята, я буду называть профессию, а вы скажите, что делает этот человек.

«Врач, учитель, водитель,

пекарь, продавец, швея,

 повар, фотограф, художник,

 почтальон, парикмахер,

пожарный».

-ребята, скажите, что надо делать, чтобы получить хорошую профессию?

- в песне поётся о том, что на земле живет много людей, и мы как одна большая семья.

-наша страна называется Россия.

Дети рассматривают картинки с профессиями, крутят шестерёнки.

-врач– лечит людей,

-учитель – учит детей в школе,

-водитель – возит пассажиров и грузы,

-пекарь – печет хлеб,           -продавец – продает товары в магазине,

-швея – шьёт одежду;

- повар – готовит пищу;

 -фотограф – делает фотографии;

-художник – рисует картины;

 -почтальон – разносит письма, газеты, журналы

-парикмахер – делает причёски;

-пожарный – тушит пожар. – чтобы получить профессию надо хорошо учиться, много читать, много знать.

Расширение

имеющихся

представлений,

5 минут.

Дидактическая игра  «Назови правильно».

- ребята, вы знаете, что кто-то продает на товары, а кто-то оказывает услуги. Товары бывают разные: дорогие и дешевые по цене, большие и маленькие, съедобные и несъедобные: игрушки, мороженое, торты, книги, одежда – всё это называется «товар». Существуют разные учреждения - они оказывают услуги, которыми мы пользуемся.

- Услуги – это работа, которую выполняют люди, чтобы нам с вами было лучше жить.

 Например, в парикмахерской ничего не продают, там нас подстригают, моют голову, красят волосы – это услуги, которыми мы с вами пользуемся.

-сейчас я буду показывать вам картинки, а вы должны сказать товар это или услуга  «Игрушки, парикмахерская, одежда, почта, кукла, мастерская  (ремонт одежды, обуви, замена каблуков, замков), книга, школа, фломастеры.

- Игрушки – это товар,

- Парикмахерская (стрижка, покраска, маникюр, мытьё головы) – это услуга,

- одежда – товар,

- почта (пересылка писем, открыток, телеграмм, разноска журналов, газет)- услуга,

- кукла – это товар

- мастерская (ремонт одежды, обуви, замена каблуков, замков) – услуга,

- книга – товар,

-школа – там учат, воспитывают, дают знания – услуга,

- фломастеры – это товар.

Ситуация выбора, 1 мин.

Развивать способность самостоятельно принимать решение.

-Ребята, представьте, что вы сломали свою любимую игрушку. Как вы поступите? Попросите маму купить новую игрушку или постараетесь починить ту, которая сломалась?

- Кто попросит купить новую игрушку – возьмите серебряную монету, кто постарается починить сломанную – возьмите золотую и положите в свой кошелёк.

Ребята самостоятельно делают выбор и кладут в свой кошелёк выбранную монету.

Заключительный этап. Рефлексия,

3 мин.

Способствовать воспитанию нравственных качеств, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию.

Игра «Мне сегодня понравилось...»

-ребята, вы очень хорошо справились со всеми заданиями. А сейчас давайте посчитаем. Сколько у вас золотых монет, а сколько серебряных. Интересно, кто из вас стал таким же богатым, как Бобрёнок, а кому еще придется подумать над своими решениями и сделать правильный выбор (выдается схема, где отмечен клад).

А вот и сундучок с монетами, которыми с нами поделился Бобрёнок.

-ребята, вам понравилось наше занятие? Теперь вы знаете, как правильно расходовать деньги?

Дети подсчитывают, сколько золотых и серебряных монет они положили в свою копилку. Делятся своими впечатлениями.

Ответы детей.

Дети сидят в кругу, и продолжают фразу «Мне сегодня понравилось…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект квест-игры по ФЭМП в подготовительной группе «Волшебный сундучок»

Дети выполняют простые арифметические задачи. Упражняются в  счете в пределах 15. Закрепляют понятия: выше-ниже, шире-уже, дляннее-короче. Учатся работать в команде....

Конспект квест-игры по ФЭМП в подготовительной группе «Волшебный сундучок»

Дети выполняют простые арифметические задачи. Упражняются в  счете в пределах 15. Закрепляют понятия: выше-ниже, шире-уже, дляннее-короче. Учатся работать в команде....

Конспект квест-игры по ФЭМП в подготовительной группе «Волшебный сундучок»

Программное содержание:Обучающие задачи:Продолжать учить составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр.Закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ.Упраж...

Квест - игра для педагогов ДОУ по финансовой грамотности «Финансовый гений»

Деловая квест - игра для педагогов «Финансовый гений» была разработана и проведена в целях совершенствования знаний педагогов ДОУ по формированию финансовой грамотности у дошкольников. В п...

Конспект квест- игры для детей по финансовой грамотности "Сундучок с секретом"

Конспект квест-игры для детей по финансовой грамотности "Сундучек с секретом"...

Конспект квест-игры по ФЭМП в подготовительной группе «Волшебный сундучок»

Программное содержание: Обучающие задачи: • Упражнять детей в выполнении арифметических действий, в сравнении чисел.• Продолжать учить выполнять простые арифметические задачи...

Конспект сюжетно-ролевой игры по ознакомлению детей с финансовой грамотностью на тему «Открытие торгового центра «Апельсин»

Конспект сюжетно-ролевой игры по ознакомлению детей с финансовой грамотностью   на тему «Открытие торгового центра «Апельсин»  Актуальность сюжетно-ролевой ...