Педагогический совет "Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников"
методическая разработка по основам финансовой грамотности

В данный момент мы находимся в таком периоде развития нашего общества, когда педагогу постоянно приходится овладевать новыми знаниями и умениями. Услышав громкое название «Финансовая грамотность дошкольников», многие думают: «Это еще зачем? Стоит ли торопить время? Дошкольников еще рано знакомить с экономическими понятиями. Ведь впереди школа, там всему и научат».Тема педсовета выбрана не случайно, так как Стратегия повышения финансовой грамотности в РФ на 2017-2023 г. г., утверждённая распоряжением правительства РФ, содержит определение финансовой грамотности, в том числе и дошкольников.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический совет № 4

от 30.03.2023г.

Тема: «Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста»

Цель: Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в вопросах экономического воспитания дошкольников, посредством эффективного применения современных технологий.

Задачи:

  1. Расширить знания о значении финансовой грамотности; актуализировать и расширить знания педагогов в области экономики и финансовой грамотности.
  2. Развить потребность к самостоятельному получению знаний, самосовершенствованию, саморазвитию. Развивать речь, мышление, память, коммуникативные навыки, творческие способности; умение работать в коллективе;
  3. Развить умения правильно анализировать и своевременно использовать опыт окружающих в финансовой сфере. Создать положительный образ финансово грамотного человека

Рабочий план

  1. Анализ выполнения решений педагогического совета № 3 от 08.02.2023г.

                                      Ответственный: заведующий МДОУ Бабанина Л.А.

  1. Актуальность, цели и задачи финансовой грамотности в МДОУ.

                                      Ответственный: старший воспитатель Штанева О.В.

  1. Современные технологии формирования финансовой грамотности у дошкольников.

                                      Ответственный: старший воспитатель Штанева О.В.

  1. Аналитическая справка по итогам тематической проверки «Организация работы по формированию финансовой грамотности»

                                      Ответственный: старший воспитатель Штанева О.В.

  1. Экономическая викторина.

                                      Ответственный: старший воспитатель Штанева О.В.

  1. Итоги педсовета. Решения.

 

Ход педсовета:

  1. Анализ выполнения решений педагогического совета № 3 от 08.02.2023г.

(слово заведующего МДОУ Бабаниной Л.А.)

  1. Актуальность, цели и задачи финансовой грамотности в МДОУ.

Актуальность

В данный момент мы находимся в таком периоде развития нашего общества, когда педагогу постоянно приходится овладевать новыми знаниями и умениями. Услышав громкое название «Финансовая грамотность дошкольников», многие думают: «Это еще зачем? Стоит ли торопить время? Дошкольников еще рано знакомить с экономическими понятиями. Ведь впереди школа, там всему и научат».

Тема нашего сегодняшнего педсовета выбрана не случайно, так как Стратегия повышения финансовой грамотности в РФ на 2017-2023 г. г., утверждённая распоряжением правительства РФ, содержит определение финансовой грамотности, в том числе и дошкольников.

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются: воспитание у ребёнка бережливости, деловитости, формирование правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности.

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне. Дети как губка, впитывают впечатления, знания, стили поведения взрослых, окружающих их.

Поэтому как стихийное, так и специально организованное обучение и воспитание во многом определяет особенности психического, физического и интеллектуального развития ребенка.

Правильно организованное окружающее воспитательное пространство служит источником полноценного развития, в процессе которого у малышей с помощью педагогов, родителей складываются необходимые качества и свойства личности.

Цели и задачи финансовой грамотности в МДОУ

Основной цель реализации курса «Основы ФГ в детском саду»– формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у старших дошкольников.

На уровне ДОО преподавание ОФГ позволяет решать следующие задачи,
зафиксированные во ФГОС ДО:
         1. «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».
(постепенное погружение ребенка в современный мир финансово-экономических отношений общества способствует развитию его потенциала как субъекта отношений со взрослыми и миром взрослых, где финансовые отношения играют значимую роль)

2. «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».
( мир личных и семейных финансов наиболее эффективно позволяет дошкольнику осваивать социокультурные ценности, принятые в обществе правила и нормы поведения в интересах человека, семьи, общества. Ребенок начинает понимать, что его интересы и потребности не всегда могут быть реализованы из-за отсутствия материальных возможностей и финансовых средств в семье).
         3. «Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности».
(особое место в познании ребенком социального мира занимают наблюдение и общение, которые берут на себя существенную нагрузку в социализации личности ребенка).
         4. «Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней – дошкольного и начального общего образования».
(поскольку в школах РФ повсеместно внедряются программы обучения финансовой грамотности, то дошкольным организациям следует включить в образовательную деятельность основы финансовой грамотности, чтобы обеспечить преемственность программ при переходе ребенка из детского сада в начальную школу).
         5. «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» 

(эффективная педагогическая деятельность ДОО по изучению основ финансовой грамотности возможна только в том случае, если в этот процесс активно включаются родители)

        На уровне развития каждого ребенка следует выделить следующие основные образовательные задачи изучения основ финансовой грамотности:

- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни, сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;

- заложить основы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам; подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги;

- дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления; обогатить словарный запас дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;

- подготовить к принятию своих первых финансовых решений, способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения;

- стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам; положить начало формированию финансово-экономического мышления;

- сформировать умение рационально организовывать свою трудовую деятельность;

- содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника

        

Формирование основ финансовой грамотности реализуется через все образовательные области:

  1. Социально-коммуникативное развитие - предпосылки ФГ решаются активно в рамках нравственно-трудового воспитания и обеспечивает формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. Это, конечно же, знакомство детей с новыми профессиями, и формирование у них понятия о качестве труда, зарабатывании денег.

2. Познавательное развитие осуществляется через исследование ребенком себя и мира вокруг, включая финансовую и социальную сферу. Оно предполагает развитие интересов детей, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира и основных понятиях (деньги, экономия, сбережения и пр.), ФЭМП (многие экономические понятия и категории невозможно рассматривать вне математики - ознакомление с денежными знаками и единицами; знакомство с ценами вещей; различение, сопоставление, сравнение предметов по цене, выраженной в цифровом обозначении, арифметические задачи)

3. Речевое развитие - важнейший элемент социализации ребенка в мире финансовых отношений взрослых и предполагает владение речью как средством

общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, знакомство с детской литературой и понимание текстов различных жанров.

4. Художественно-эстетическое развитие очень важно в процессе изучения ОФГ и предполагает формирование эстетического отношения к окружающему миру, включая сферы труда, общественной жизни, быта.

5. Физическое развитие - совершенствование двигательной деятельности детей и формирование основ здорового образа жизни через физминутки, пальчиковые игры, зрительные гимнастики, подвижные игры.

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами образовательной программы по основам финансовой грамотности и может реализовываться в различных видах деятельности.

Интегративный подход обеспечивает целостность и системность педагогического процесса.

        Изучение дошкольниками основ финансовой грамотности должно быть ограничено определенным перечнем базовых финансово-экономических понятий.

Перечень базовых финансово-экономических понятий

Труд, работа, профессия, продукт труда, товар, услуга

Деньги, монета, купюра, доход, заработок, заработная плата

Личный бюджет, карманные деньги, семейный бюджет, домашнее хозяйство

Сбережения, копилка, кошелек, сейф

Покупка, цена, продажа, обмен, расходы, покупатель, продавец, выгодно, невыгодно, дорого, дёшево

Долг, должник, заем

План, экономия

Потребность, капризы, желание, возможность

Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки

Подарок, реклама

Богатство, бедность, жадность, щедрость

3.Современные технологии формирования финансовой грамотности у дошкольников.

Современные технологии по формированию финансовой грамотности

- метод проблемных ситуаций

погружение в проблемную ситуацию – один из видов практического применения форм обучения, реализуемый как развернутый поиск постановки и решения проблемы. Формы организации проблемного обучения: проблемный вопрос («Как вы думаете, почему всем зайчатам хватит конфет в магазине?»), проблемная
задача («Папа дяди Фёдора сегодня получил зарплату, и вся семья решила пойти в магазин, но денег выделили только на одну крупную покупку. Маме нужна стиральная машина, папе нужна зимняя резина на машину (зима же приближается), дяде Фёдору нужен сноуборд. На какую покупку лучше потратить деньги?»).

Решение ситуационных проблемных задач - обучение на примере разбора конкретной ситуации, ребенок учится предвидеть последствия собственного поведения, анализировать причины того или иного развития событий, что активизирует у ребенка познавательный интерес и формирует определенный опыт. Чтобы заинтересовать дошкольника, задача должна быть актуальной и представлять реальную ситуацию, которая стимулирует проявление разнообразных эмоций (сочувствие, удивление, радость, гнев и пр.)

- мастерская, трудовая деятельность

позволяет получить определенный продукт, например, «Делаем рекламу».

Так же финансовое образование подразумевает качественный труд, т.к. от этого зависит выгода от товара. Для изготовления товара на продажу можно организовать «Мастерскую», «Фабрику игрушек», «Строительную компанию» и пр.

- беседы, обсуждения,

- чтение художественной литературы

беседы-обсуждения, чтение (художественная литература, поговорки, пословицы), художественные приемы (загадки) могут быть использованы при реализации всех образовательных областей. Чтение является основной формой восприятия художественной литературы. Беседы-обсуждения – одна из форм работы с детьми, которая помогает детям закрепить знания по разным темам.

- проектная деятельность

позволяет детям самостоятельно или совместно с взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. С помощью проектов дети осваивают новые понятия и представления о мире финансов.

- викторины, конкурсы

можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания. Происходит интеграция образовательных областей.

- театрализация, мини-постановки

один из самых эффективных методов обучения, лучшая среда для раскрытия и роста творческих способностей. Обучающие сказки имеют особое значение для социализации и развития дошкольника. Эта форма может успешно использоваться для закрепления пройденных понятий.

- моделирование

одним из наиболее перспективных методов освоения ФГ является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Использование моделирования в формировании ОФГпредметные модели – изображение орудий труда при знакомстве с профессиями, изображение денег и т.д.; графические модели – мнемотаблицы для составления описательных рассказов о профессии и др.

- коллекционирование
собирая, ребёнок занимается познавательно-исследовательской деятельностью, у него возникает желание больше узнать о предметах (коллекции «Кошельки», «Деньги», «Копилки», «Орудия труда» и т.д.). Учитывая ситуативность и неустойчивость интересов дошкольников, необходимо поддерживать интерес к созданию коллекции и к уже действующей коллекции: вместе с ребёнком рассматривать её, организовывать поиск информации, составлять рассказы и сказки о предметах, использовать экспонаты в играх, занятиях, театрализованных постановках, зарисовывать.

ИКТ-технологии

- фильмы познавательного содержания и мультфильмы
Дошкольный возраст – это период, в котором преобладает наглядно-образное мышление. Воспитатель, сопровождая рассказ демонстрацией динамических процессов, способствует более прочному усвоению знаний воспитанниками, мотивируя их на поиск новой информации.

- виртуальные прогулки и экскурсии в детском саду
одно из актуальных направлений внедрения ИКТ в образовательный процесс ДОО – мультимедийные презентационные технологии. Их использование позволяет внести эффект наглядности в занятия и помогает ребёнку усвоить материал быстрее. В работе по формированию ОФГ используются в основном экскурсии на экономические объекты (заводы, магазины, хозяйства, шахты, биржи, банки) и культурно-художественные (музеи, учебные заведения). Наглядный материал в слайд-шоу позволяют выстроить объяснение логично, научно, при этом включается зрительная, слуховая и моторная память воспитанников. С помощью виртуальных экскурсий можно побывать в любой точке нашего земного шара и не один раз.

Формы и методы работы с детьми в направлении формирования финансовой культуры и овладения финансовой грамотности:
         - игровые (игры, игровые упражнения, ситуативные игры, игровые приёмы, интерактивные театральные мини – постановки);
         - словесные (беседы, объяснения, рассуждения, рассказы, чтения с обсуждение прочитанного);
         - наглядные (наблюдения, экскурсии, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, картин и иллюстраций);
         - практические (исследования, экспериментирование, опыты, моделирование). 

Но базовой формой и методом является игра. Ребёнок осваивает и познаёт мир через игру, поэтому обучение, осуществляется с помощью игры. В целях достижения оптимального результата рекомендуется использовать различные игры: сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссёрские, интеллектуальные, дидактические, семейные.

В совместной игровой деятельности происходит активное общение детей друг с другом и взрослыми, которое заряжает детей положительными эмоциями, стимулирует познавательную активность, способствует развитию мышления.
              Тематика таких игр может быть очень разнообразной: «Что нельзя купить?», «Сделал дело – гуляй смело», «Наши цели», «Занять и одолжить», «Копим и сберегаем», игра-праздник «Русская ярмарка», «Где что купить?», «Выбираем самое важное», «Денежкин домик», «Как потопаешь, так и полопаешь», «Что создается трудом», игра-соревнование «Мои домашние обязанности», «Супермаркет», «Кому что нужно для работы» и пр.

В содержание игры включаются приобретенные детьми знания и умения.

Развитие ребенка эффективнее проводить через игру, ненавязчиво, так как именно в играх приходит опыт понимания общественной жизни. Возрастает и чувство собственного достоинства. В игре проявляются и через нее формируются все стороны интеллектуальной и психической жизни ребенка. Через те роли, которые ребенок выполняет в игре, обогащается и его личность. С помощью игры можно ставить детей в такие условия, в которых они могли бы свободно проявлять свою инициативу, самостоятельность, развивать организаторские навыки, стремиться к достижению цели.

РППС для формирования основ финансовой грамотности

Образовательная деятельность по направлению ранней финансовой грамотности может разворачиваться не только в форме, непосредственной образовательной и совместной образовательной деятельности, но и продолжаться в самостоятельной деятельности дошкольников в специально организованной развивающей среде.

Создание центра финансовой грамотности предоставит каждому ребёнку возможность действовать самостоятельно в соответствии со своими интересами, развивать познавательную активность.

Варианты объектов РППС по ранней финансовой грамотности:

- картотека загадок, пословиц и поговорок;

- плакаты и наборы дидактических наглядных материалов

- художественная литература  

- альбомы, карточки о профессиях

- дидактические и настольно-печатные игры

- кроссворды и ребусы, карточки с заданиями и задачами

- ненастоящие деньги, разные купюры денег и монеты

- банкомат и банковские карты,

- рекламные брошюры,

- копилки, калькуляторы, кассовый аппарат, счеты

- различные альбомы «Что раньше служило деньгами», «Современные деньги»,  «Деньги разных стран»

- раскраски

- атрибуты для сюжетно-ролевых игр

- медиатека из презентаций и обучающих мультфильмов;

Возможности РППС обязательно нужно использовать при формировании основ ранней финансовой грамотности.

Методические материалы для педагогов

  1. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа ДО для детей 5-7 лет.
  2. Сборник методических материалов на основе примерной парциальной образовательной программы «Экономическое воспитание дошкольников»
  3. Сборник демонстрационных материалов на основе примерной парциальной образовательной программы «Экономическое воспитание дошкольников»
  4. Методические рекомендации «Введение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность ДОО», г. Мурманск, 2020
  5. Методических разработок мероприятий, занятий, игр по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста, а также экономические сказки, занимательные задачи и ребусы, рабочая тетрадь, маленькая энциклопедия, небольшие книги, картотека пословиц и поговорок и др. и ссылки на анимированные презентации для детей (истории денег, виды доходов, как и зачем сберегать, бюджет, банкоматы, банки и др.)

4.        Аналитическая справка по итогам тематической проверки «Организация работы по формированию финансовой грамотности»

5. Экономическая викторина

                Педагоги делятся на две команды

                ЗАДАНИЕ 1. «Кто последний?»

Перечислите книги, фильмы, мультфильмы, способствующие развитию финансовой грамотности дошкольников (команды по очереди называют, проигрывает та ко-манда от которой не поступило очередного названия)

(Буратино, Дюймовочка, Бременские музыканты, Ослиные уши, Сказка о золотой рыбке, Сказка о попе и его работнике Балде, Золушка, Морозко, Цветик – Се-мицветик, Конек – Горбунок, Огниво, Кот в сапогах, Фиксики- Копилка, Сказка о золотом петушке, Фунтик и т.д.)

        ЗАДАНИЕ 2. «У кого больше»

        Перечислите игры, способствующие развитию экономических знаний и навыков (выигрывает та команда, которая перечислила большее количество)

(«Семья», «Дочки-матери» «Столовая», «Кафе» «Поликлиника», «Больница», «Ско-рая помощь», «Школа», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Железная дорога», «Космос», «Пароход», «Зоопарк», «Аптека», «Ветеринарная лечебница», «Дорож-ное движение», «Водители», «Магазин», «Гости», «День рождения», «Почта», «Ателье», «Монополии» и др.)

        ЗАДАНИЕ 3. « А у нас…пословицы и поговорки »

О труде

По работе и плата. Кончил дело – гуляй смело. Терпенье и труд все перетрут. Труд кормит, а лень портит.

О деньгах, цене

Деньги – не люди, лишними не будут. Доход не живет без хлопот. Получишь доход – явится и расход.

О купле-продаже, товаре

Хороший товар на полке не залежится. На что спрос, на то и цена. Кота в мешке покупать нельзя.

О бережливости

Бережливость лучше богатства. Бережливая вещь два века живет. Запас человека не портит.

О лени

Леность наводит на бедность. Лень до добра не доводит.

О добре

Доброго держись, а от худого удались. Доброе дело само себя хвалит.

О жадности и зависти

В одну лапу всего не сгребешь. В чужой лодке всегда больше рыбки. Глаза завидущие, руки загребущие. Жадность – что река: чем дальше, тем шире. Ни себе, ни людям.

                 ЗАДАНИЕ 4. Подвижная игра «Выбор профессии»

                Поймавший мяч, должен сказать, какую работу выполняет представитель данной профессии (например, композитор — сочиняет музыку), после чего возвращает мяч ведущему.  

Автомеханик. Бухгалтер. Ветеринар. Геронтолог. Дипломат. Журналист. Звукорежиссер. Инкассатор. Курьер. Логист. Менеджер. Педагог. Токарь. Фермер. Шоколатье. Этнограф

ЗАДАНИЕ 7. «Анаграммы»

СИПЕНЯ (пенсия)          ЛАКМЕРА (реклама)                ПАРТАЛАЗ (зарплата)

ОВОДРОГ (договор)      КАНОЭКОМИ (экономика)     КАБН (банк)

        

6. Подведение итогов. Решение педсовета.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников

Сюжетно-ролевая игра «Торговый центр»Возрастная группа: подготовительнаяЦель: учить детей в ходе игры рационально использовать денежные средства при приобретении товара.Задачи:-совершенств...

Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность

Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность...

«Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников в условиях игровой деятельности»

Цель опыта работы - показать важность обучения дошкольников финансовой грамотности. Рассказать, с какого возраста нужно учить ребенка распоряжаться деньгами и отвечать за свои решения, ...

Методическая разработка по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников - "В гостях у Королевы Финансии".

Сценарий квест-игры по финансовой грамотности для дошкольников "В гостях у Королевы Финансии"....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников «Юные финансисты»

Программа «Финансовая грамотность» для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ «Детский сад №30&raq...

Презентация опыта работы на педагогических чтениях "ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Последние годы вопросы финансовой грамотности населения стали чрезвычайно актуальными, особенно в современных условиях расширения использования финансовых услуг, усложнения и появления новых и трудных...