Отчёт по самообразованию «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Артамонова Оксана Евгеньевна

В 2022 году я начала работу над темой самообразования «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».

Актуальность темы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни,

правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а

также необходимостью преемственности в изучении экономики между

первыми ступенями образовательной системы – дошкольным и школой.

Формирование экономического сознания приближает дошкольника к

реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых

профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь,

приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства,

умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить

начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются

правила их зарабатывания.

Знакомство с миром экономики и финансов логически выстраивается от

осознания собственного опыта – к пониманию экономических, в том числе

финансовых категорий; от простейших экономических категорий - «труд»,

«профессия», «потребность», «деньги» к более сложным финансово-

экономическим явлениям: «товарно-денежные отношения», «купля-

продажа», «бюджет» и др.

   Цель: совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности.

  Поэтому моей задачей, как педагога, стало

повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;

повысить уровень знаний воспитанников по основам финансовой грамотности;

способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях;

способствовать формированию первоначальных представлений о труде;

способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров;

способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления;

способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике;

повышение компетентности родителей в вопросе формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности.

Считаю, для того чтобы ребёнку познать основы финансовой грамотности, необходимо знать возрастные особенности развития детей данного возраста, учитывать индивидуальные возможности, применять личностно – ориентированную модель взаимодействия с воспитанниками, понимать душу ребёнка, разгадывать мотивы его поступков, научиться направлять его деятельность в нужное русло.

  На протяжении всего учебного года мною проводилась работа по формированию финансовой грамотности у детей через игровую деятельность. «Кто, где работает?», «Профессии», «Хочу – надо», «Школа экономики», дидактические игры «Я выбираю», «Финансовая экспедиция», сюжетно – ролевые игры «Магазин», «Супермаркет» «Банк», «Моя семья», «Почта» позволили воспитанникам накопить интересную информацию в сфере личных и семейных финансов, сформировали базовые первичные знания, умения и навыки рационального финансового поведения, укрепили взаимодействие и общение детей, развивали детскую активность, эмоциональность, познавательную потребность воспитанников. Виртуальные экскурсии в банк «Дом – где живут деньги», в магазин «Магнит»; специально организованные игры - занятия «Семейный бюджет», «Научим Буратино правильно тратить деньги», «Денежная монета. Банкнота. Пластиковая карта» не только усилили интерес детей, но и раскрыли сущность денег, особенности желаний и потребностей, а эти понятия изначально закладывают правильное представление о столь неоднозначной и психологичной категории, как деньги. Дети научились более ответственно относиться к деньгам и осознавать тесно связанные с деньгами понятия, как богатство, экономность, щедрость, жадность. 

В группе создана развивающая предметно-пространственная среда согласно теме самообразования: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»:оформлен информационный стенд для родителей, игровой уголок для воспитанников, где имеются: наборы игрушки для сюжетно - ролевых игр, атрибутами, разработаны и используются: электронные презентации, развивающие и обучающие   игры, наглядно-демонстрационный материал, художественная литература, аудиосказки, мультфильмы.

Основная моя задача в процессе изучения основ финансовой грамотности – применять различные формы и способы для раскрытия финансовых понятий, а также закреплять полученные знания. Воспитанники чувствовали мою поддержку, помощь в овладении элементами самоанализа, я также поощряла различные виды самоутверждения и самовыражения. Считаю, что воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.  

В результате моей деятельности по теме самообразования, ребёнок стремится к самостоятельному изучению окружающего мира, у него сформировалась готовность и способность самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры, о чём свидетельствуют результаты освоения обучающимися образовательной программы по итогам мониторингов, проводимых в учреждении.   

Вывод: создание условий и практическая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит, и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к людям разных профессий. Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств. Считаю, что выбранное мною направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни, и приобретенный опыт в детском саду позволит успешно решать социальные проблемы и задачи. В дальнейшем планирую работать над этой темой, так как считаю ее актуальной. 

Перспективы на 2023-2024 учебный год:

  • Продолжить работу по теме: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». (согласно возрастной группе);
  • Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
  • Изучить новинки методической литературы;
  • В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы, консультации, посиделки и организации совместных праздников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_22-23_samoobrazova.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по самообразованию

 «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

В 2022 году я начала работу над темой самообразования «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».

Актуальность темы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни,

правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а

также необходимостью преемственности в изучении экономики между

первыми ступенями образовательной системы – дошкольным и школой.

Формирование экономического сознания приближает дошкольника к

реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых

профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь,

приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства,

умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить

начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются

правила их зарабатывания.

Знакомство с миром экономики и финансов логически выстраивается от

осознания собственного опыта – к пониманию экономических, в том числе

финансовых категорий; от простейших экономических категорий - «труд»,

«профессия», «потребность», «деньги» к более сложным финансово-

экономическим явлениям: «товарно-денежные отношения», «купля-

продажа», «бюджет» и др.

   Цель: совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности.

  Поэтому моей задачей, как педагога, стало

повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;

повысить уровень знаний воспитанников по основам финансовой грамотности;

способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях;

способствовать формированию первоначальных представлений о труде;

способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров;

способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления;

способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике;

повышение компетентности родителей в вопросе формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности.

Считаю, для того чтобы ребёнку познать основы финансовой грамотности, необходимо знать возрастные особенности развития детей данного возраста, учитывать индивидуальные возможности, применять личностно – ориентированную модель взаимодействия с воспитанниками, понимать душу ребёнка, разгадывать мотивы его поступков, научиться направлять его деятельность в нужное русло.

  На протяжении всего учебного года мною проводилась работа по формированию финансовой грамотности у детей через игровую деятельность. «Кто, где работает?», «Профессии», «Хочу – надо», «Школа экономики», дидактические игры «Я выбираю», «Финансовая экспедиция», сюжетно – ролевые игры «Магазин», «Супермаркет» «Банк», «Моя семья», «Почта» позволили воспитанникам накопить интересную информацию в сфере личных и семейных финансов, сформировали базовые первичные знания, умения и навыки рационального финансового поведения, укрепили взаимодействие и общение детей, развивали детскую активность, эмоциональность, познавательную потребность воспитанников. Виртуальные экскурсии в банк «Дом – где живут деньги», в магазин «Магнит»; специально организованные игры - занятия «Семейный бюджет», «Научим Буратино правильно тратить деньги», «Денежная монета. Банкнота. Пластиковая карта» не только усилили интерес детей, но и раскрыли сущность денег, особенности желаний и потребностей, а эти понятия изначально закладывают правильное представление о столь неоднозначной и психологичной категории, как деньги. Дети научились более ответственно относиться к деньгам и осознавать тесно связанные с деньгами понятия, как богатство, экономность, щедрость, жадность.  

В группе создана развивающая предметно-пространственная среда согласно теме самообразования: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»:оформлен информационный стенд для родителей, игровой уголок для воспитанников, где имеются: наборы игрушки для сюжетно - ролевых игр, атрибутами, разработаны и используются: электронные презентации, развивающие и обучающие   игры, наглядно-демонстрационный материал, художественная литература, аудиосказки, мультфильмы.

Основная моя задача в процессе изучения основ финансовой грамотности – применять различные формы и способы для раскрытия финансовых понятий, а также закреплять полученные знания. Воспитанники чувствовали мою поддержку, помощь в овладении элементами самоанализа, я также поощряла различные виды самоутверждения и самовыражения. Считаю, что воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.  

В результате моей деятельности по теме самообразования, ребёнок стремится к самостоятельному изучению окружающего мира, у него сформировалась готовность и способность самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры, о чём свидетельствуют результаты освоения обучающимися образовательной программы по итогам мониторингов, проводимых в учреждении.  

Вывод: создание условий и практическая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит, и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к людям разных профессий. Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств. Считаю, что выбранное мною направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни, и приобретенный опыт в детском саду позволит успешно решать социальные проблемы и задачи. В дальнейшем планирую работать над этой темой, так как считаю ее актуальной.  

Перспективы на 2023-2024 учебный год:

  • Продолжить работу по теме: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». (согласно возрастной группе);
  • Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
  • Изучить новинки методической литературы;
  • В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы, консультации, посиделки и организации совместных праздников.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста .Дидактические пособия для детей старшей и подготовительной групп.

Методические разработки  для формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста .Участники проекта: воспитанники подготовительных к школе групп, воспитатели .Целью моих р...

Конспект ООД по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста "Приключения Буратино в школе финансовой грамотности"

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, смекалка, трудолюбие,...

Отчёт по самообразованию на тему «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством дидактических и сюжетно-ролевых игр».

Цель:  Изучение особенностей дидактических и сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста как средства формирования финансовой грамотности...

Отчёт по самообразованию «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной с...

Отчет на конец года по обучению финансовой грамотности детей старшей группы «Пчелки». Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по средствам экономического воспитания»

Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Отчёт по самообразованию на тему «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством игры».

Отчёт по самообразованию на тему«Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством  игры».В 2022-2023 учебном году я работала над темой самообразовани...