Главные вкладки
Программа самообразования «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».
учебно-методический материал
Важное место занимает в развитии и воспитании дошкольника развитие финансовой грамотности. Финансовая грамотность для дошкольника –это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_po_fin_.gramote_2022-24gg.docx | 61.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида «Рябинушка»
«Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста ».
Отчет по самообразованию
Подготовила: воспитатель,
Абдульманова Ж.С.
г. Покачи
«Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
на 2022 -2024 учебный год
Актуальность:
В настоящее время финансовое просвещение детей дошкольного возраста одно из современных, актуальных направлений в дошкольной педагогике. Как известно, дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят в магазин с родителями, но стоит отметить, что многие дети сегодня не знают цену деньгам, требуют покупать дорогие игрушки, с которыми просто не играют, требуют дорогие подарки, не умеют копить деньги, тратят сами деньги на ненужные вещи. А. недостаточный уровень финансовой грамотности у родителей, не позволяет привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит в будущем принимать грамотные решения. Правильное отношение к деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Важное место занимает в развитии и воспитании дошкольника развитие финансовой грамотности. Финансовая грамотность для дошкольника –это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов.
Формирование основ финансовой грамотности не должно происходить в принудительной, неинтересной, навязанной ребенку форме. Следует помнить, что каждый ребёнок индивидуален и для овладения какими-либо знаниями и навыками ему требуется определенное время. Также после 5 лет у детей появляется чувство «взрослости», поддерживая которое, можно успешно развивать детскую деловитость, самостоятельность, ответственность – качества, необходимые для финансово грамотного человека. Однако приобщение дошкольника к финансовой грамотности следует производить через нравственное отношение к таким категориям, как ценность труда и вещей, выгода и др. Процесс изучения основ финансовой грамотности должен обеспечивать тесную взаимосвязь этического, трудового и экономического воспитания, способствовать становлению ценностных жизненных ориентиров дошкольников.
Одна из основных задач педагога в процессе изучения основ финансовой грамотности – использовать различные формы и методы для раскрытия на доступном для детского восприятия уровне финансовых понятий, а также закреплять полученные ребенком новые знания на протяжении всего периода обучения в дошкольной образовательной организации.
Цель: Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности.
Задачи:
-способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях, труде, купле-продаже товаров;
-способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления;
-способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике.
понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
-уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
-сознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
-признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
-рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
-применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Ожидаемый результат (воспитанник):
- овладел основными понятиями, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
- употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия;
- осознает разницу между желаниями и потребностями, понимает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
- осознает, что сберегать (копить) непросто, но полезно, ответственно и важно, бережно относится к вещам, игрушкам, денежным средствам;
- склонен наблюдать, экспериментировать; обладает начальными знаниями о себе, о социальном мире, в котором он живет, ориентируется в значении базовых финансово-экономических понятий;
- знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области личных и семейных финансов.
Основными направлениями:
- развивающие, тематические игры, которые являются одними из самых эффективных и предпочитаемых форм для формирования основ финансовой грамотности;
- беседы – обсуждения, чтение (художественной литературы, потешек, пословиц), художественные приёмы (загадки) для развития эмоциональной сферы воспитанников;
- проектная деятельность, с помощью которой воспитанники осваивают новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов;
- ситуационные задачи, которые позволяют активировать у воспитанников познавательный интерес, а также сформировать определённый опыт;
- досуги и конкурсы, квест - игры можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно- развлекательного содержания;
- театрализованные интерактивные мини-постановки (обучающие сказки) имеют особое значение для социализации и развития дошкольника.
Этапы реализации программы
Этапы реализации | Задачи | Сроки |
Подготовительный | Изучение методической литературы по теме самообразования. Прохождение курсов повышения квалификации по теме самообразования. | 2022/2023уч. г. |
Диагностический | Разработка программно - методического обеспечения образовательного процесса | 2022/2023уч. г. |
Практический | Внедрение опыта работы (работа с детьми, работа с родителями) | 2023/2024уч. г. |
Обобщающий | Распространение опыта своей работы | 2023/2024уч.г. |
Аналитический | Анализ созданных педагогических условий для развития | 2023/2024уч.г. |
Сроки (начало- окончание) | Содержание деятельности | Форма предоставления результатов |
1. Изучение методической литературы по теме самообразования 2022-2023 учебный год | ||
сентябрь-октябрь | #1048;зучение литературы по проблеме и имеющегося опыта Анализ затруднений. Постановка проблемы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. | Формулировка темы, выделение стержневой проблемы и целевой установки с учётом возрастных особенностей детей 5-7 лет. |
октябрь-ноябрь- | Изучение методической литературы: 1. А.А.Смоленцева «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику».#1052;етодические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста.Блискавка, Е. А. Дети и деньги. 2019. — 80 с. Е. Ульева «Откуда берутся деньги? #1055;оварницина, Киселева: Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал 4.Сборник методических разработок О.А. Блохина, О.В. Терешева 3 #1040;.В.Забирова «Как работают деньги? Энциклопедия для детей | Подготовка материалов на темы: «Что такое финансовая грамотность», «Нравственные качества и финансовая грамотность». |
ноябрь-декабрь | #1048;зучение методик и технологий педагогов в сети – Интернет. #1048;зучения опыта работ других педагогов. | Подбор методического оснащения. Консультация для педагогов ДОУ «Основы воспитания финансовой грамотности», «Сказка как средство экономического воспитания». |
2. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса 2022-2023 учебный год | ||
январь- февраль | 1. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса на 2022-2023 учебный год (составить конспекты занятий; подготовить игры-презентации по обучению детей экономическому воспитанию, иллюстративный материал) | Составление и внедрение планирования работы с детьми по финансовой грамотности. Создание в группе центра «Юный экономист». Оснащение развивающей предметно-пространственной среды. |
январь-май | #1054;рганизация работы по обучению детей экономическому воспитанию в ДОУ. #1055;одготовка анкет, памяток, рекомендаций для родителей и детей.) | Картотеки игр, конспекты НОД, мероприятий, консультаций и рекомендаций для педагогов и родителей. Цикл занятий по формированию грамотности детей «Всё о деньгах". |
февраль- март | #1057;истематизация практического материала по данной проблеме. 2. Выступление на педагогическом совете с докладом на тему: « Сказка- как средство экономического воспитания» | Наглядный материал, пособия, обобщённый опыт по теме самообразования. Разработка презентации |
март-май | Просмотр семинара воспитателя «Создание ППРС по финансовой грамотности для экономического воспитания детей». | Просмотр и анализ деятельности педагога. |
апрель-май | Обобщение собственного опыта педагогической деятельности 2023-2024 учебный год по обучению детей экономического воспитания в ДОУ | Демонстрация материала по теме самообразования на итоговом педагогическом совещании.
|
3. Внедрение опыта работы (работа с детьми, работа с родителями) 2023-2024 учебный год | ||
сентябрь-май | #1042;недрение опыта работы. 2. Итоговая диагностика развития познавательной деятельности дошкольников. 3. Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальных сетях работников образования. | Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальных сетях работников образования. |
сентябрь -октябрь | Работа с детьми: #1056;азработка программно-методического обеспечения образовательного процесса. 2. Отбор и выделение наиболее эффективных методов и игровых действий, помогающих детям в самостоятельной деятельности. #1055;рименение дидактических игр и пособий для формирования финансовой грамотности. #1063;тение сказок, анализ и обсуждение сказок с детьми. Изучение с детьми дидактических игр по разделам: -Труд и продукт, - Деньги и цена, - Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности, -Полезные экономические навыки и привычки в быту | Внедрение плана по формированию финансовой грамотности. Совершенствование развивающей среды в ДОУ: пополнения уголка «Юные экономисты». Внедрить «Дидактические и интерактивные игры на формирование основ финансовой грамотности». |
октябрь - ноябрь | Работа с родителями: #1056;одительское собрание на тему: «Дети и деньги, или как воспитать предприимчивого ребенка». #1050;онсультация «Учим ребенка финансовой грамотности». #1042;икторина с родителями «по дорогам финансовой грамотности». #1055;амятка для родителей «Как можно сэкономить деньги в семье» #1040;нкета «Экономическое воспитание ребенка в семье» | Ознакомление родителей с целями и задачами моей работы по формированию основ финансовой грамотности. Оформление стенда для родителей «По ступенькам финансовой грамотности». Демонстрация методического материала для родителей. Выступление на родительском собрании по теме саморазвития. |
ноябрь - декабрь | Работа с педагогами: #1052;астер–класс на тему: «Юные экономисты» изготовление лэпбука. #1055;оказ открытого занятия на тему: «В поисках золотого ключика» | Подготовка материалов для повышения компетентности педагогов по вопросам формирования основ финансовой грамотности. Демонстрация методического материала для педагогов. Проведение открытого занятия по теме самообразования. |
4. Распространение опыта своей работы 2022-2023 учебный год | ||
февраль – апрель | #1055;одведение итогов. #1055;роведение мониторинга уровня знаний и умений детей. #1054;формление результатов работы | Демонстрация результатов: - открытые мероприятия; - презентация педагогической деятельности; - оформление выставки методического материала. Консультативная помощь педагогам и родителям. |
5. Анализ созданных педагогических условий для развития 2023-2024 учебный год | ||
апрель – май | #1057;истематизация работы по обучению детей экономическому воспитанию ДОУ на 2019-2020 уч. год. #1042;ыступление на итоговом педагогическом совещание с отчетом о проделанной работе. | Демонстрация результатов: - открытое мероприятие; - презентация педагогической деятельности; - оформление выставки методического материала; - публикации на сайтах, в журналах. - фотоотчѐты, выставки, информация на стендах, личном сайте. Выводы, проектирование педагогической деятельности. Подготовка обобщённых материалов, планирование работы на перспективу. Отчёт по проделанной работе по плану самообразования. |
Календарно – тематическое планирование
по экономическому воспитание дошкольников 5-7 лет.
На 2022 – 2024 г.
Месяц | Краткое содержание. Тема, задачи | Образовательная деятельность в условиях обогащенной среды |
I раздел Труд и продукт | ||
Сентябрь | Формировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы детского сада. Учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги. Поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым. Стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности. | #1053;од на тему: «Что такое труд?» Д/И «Что сделано руками человека?» #1053;од на тему: Чтение сказки «Петушок и два мышонка» |
Октябрь | #1055;утешествие в Страну профессий. Д/И «Кому что нужно?» #1056;исование «Моя будущая профессия» | |
II раздел Деньги и цена | ||
Ноябрь | Познакомить детей с деньгами разных стран и сформировать отношение к деньгам как к части культуры каждой страны. Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание разумного финансового поведения. Дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей. | #1053;ОД. Беседа с детьми «Что такое деньги?» (познакомить с монетами и банкнотами, отличительные и сходные признаки, демонстрация иллюстраций) |
Декабрь | #1053;ОД. Беседа «Как приходят деньги в семью? Что такое семейный бюджет» 2. Игровое занятие «Деньги всякие нужны» Чтение Романов А. «Чудеса в кошельке» | |
III раздел Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности | ||
Январь | Дать представление о рекламе, ее назначении. Поощрять объективное отношение детей к рекламе. Развивать у детей способность различать рекламные уловки. Учить отличать собственные потребности от навязанных рекламой. Учить детей правильно определять свои финансовые возможности (прежде чем купить, подумай, хватит ли денег на все, что хочется). | 1.Экскурсия – рассматривание рекламы на банерах. «Хорошо-плохо» на тему Дискуссия с детьми «О рекламе товара». 2. Игровая ситуация «Где можно взять товар?» С/Р игра «Магазин игрушек» |
Февраль | #1053;ОД. «Ярмарка» (учить детей рассказать о своём товаре и привлечь покупателя –первичное представление о рекламе товара) | |
IV раздел Полезные экономические навыки и привычки в быту | ||
Март | Формировать представление о том, что к вещам надо относиться с уважением, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд, старание, любовь. Воспитывать у детей навыки и привычки культурного взаимодействия с окружающим вещным миром, бережного отношения к вещам. Воспитывать у детей способность делать осознанный выбор между удовлетворением сиюминутных и долгосрочных, материальных и духовных, эгоистических и альтруистических потребностей. Дать детям представление о творческом поиске лучшего решения (либо компромисса) в спорных ситуациях, в ситуациях трудного нравственного выбора. |
на тему: ««Что такое потребности?» #1048;гра - рассуждения «Что необходимо человеку?» |
Апрель | 1. Беседа с детьми «Потребности семьи» (Разнообразие потребностей членов семьи) Д/И «Моя семья» | |
Май | Закрепление пройденного материала. Применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях. | Деловая игра «Финансовая азбука» (итоговая) Мониторинг |
Изучение литературы по теме самообразования.
1. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.
2. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет
#1051;ипсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016. 336 с.
4. Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 39–41.
5. Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 39–41.
6. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.
7. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015. 48 с.
8. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 256 с.
Приложение
Анкета для родителей
«Экономическое воспитание ребенка в семье»
Цель: приобщить родителей к совместной работе по экономическому воспитанию
1. Необходимо ли экономическое воспитание Вашему ребенку? ______________________________________________________
2. С какого возраста вы считаете нужно начинать экономическое воспитание детей? ______________________________
3. Знакомите ли Вы, своего ребенка с бюджетом вашей семьи?
4. Если да, то, каким образом Вы это делаете?
А) объясняем, откуда берутся деньги в семье
Б) объясняем, на что нужно потрать деньги, прежде всего
В) иногда выслушиваем мнение ребенка
Г) ребенок еще мал для этого
Д) другое _________________________________
4. Какие методы Вы применяете при экономическом воспитании с ребенком?
А) игры
Б) чтение сказок
В) совместные походы в магазин, банк, аптеку и т.д.
Г) другое
5. Перечислите источники получения информации по экономическому воспитанию? _________________________________
А) по телевидению
Б) интернет-ресурс
В) в газете и журнале
Г) из книг и специальной литературы
Д) другое ________________________________________________
#1054;бъясняете ли вы своему ребенку на доступном ему уровне, какую роль играют электроэнергия, газ, вода в жизни человека? _________________________________
#1054;бъясняете ли Вы своему ребенку, правила экономного пользования водой, электроэнергией, газом _________________________________
8. Всегда ли сами экономите свет, тепло и воду?_______________
9. Нуждаетесь ли Вы в советах воспитателя по экономическому воспитанию ребенка? _________________________________
9. Какими будут ваши предложения по экономическому воспитанию детей_______________________________
Консультация для родителей
«Нравственные качества и финансовая грамотность».
Счастье не сводится к обладанию деньгами;
оно заключается в радости труда и свершений.
Современные дети участвуют в покупках в магазине, в 4-7 лет детям могут разрешить иметь карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки. В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом, о хорошем и плохом.
Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам.
Центральная идея – бережливость, «я – бережливый ребёнок». Мы с детьми говорили про деньги, для чего они нужны, как нужно их зарабатывать и потратить с умом. Совместно с детьми мы пришли выводу, что деньги – это неотъемлемая часть нашей жизни. Они являются воплощением труда людей и появились именно тогда, когда в них возникла неотложная потребность. С тех пор деньги играют важную роль в жизни каждого человека.
Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров и носят ритуальный характер. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т. п.). Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но, если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, — они окажутся бесполезными. У детей уже в дошкольном возрасте возникает интерес ко всему новому, в том числе и к деньгам.
Грамотное знакомство с деньгами – это первые шаги в формировании правильной финансовой грамотности детей, которое ведет к формированию правильного финансового поведения. Чтобы удовлетворять свои потребности, потребности своей семьи необходимо много трудиться. 19 октября мною было проведено в средней «А» группе занятие «Поможем кукле Маше», где дошкольникам было предложено обсудить как кукла Маша, может угостить бабушку, которая придёт ее поздравлять с днем рождения. Дети предложили помочь Маше и испечь пирог, но для этого нужно купать продукты. Был составлен список необходимых продуктов, каждому ребенку была дана возможность самому выбирать товар из списка, в соответствии с ценой за товар, и суммой денег, которую они «заработали» в течении недели. Объяснила детям, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей.
Нормы морали не являются врожденными, а усваиваются ребёнком в практике отношений с окружающими людьми и зависят от отношения к нему окружающих, от того, кто его воспитывает, от того в какой социальной среде он живёт. Здесь важно помнить, что недостаточно дать ребёнку понятия, что хорошо, а что плохо, мы должны донести до ребёнка, что в зависимости от ситуации в одном случае надо — помочь, в другом — поддержать.
Организация таких занятий в дошкольном учреждении позволяет сформировать у детей умения соотнести свои доходы и расходы, грамотно распоряжаться личными финансами.
Консультация для родителей
«Дайте ребенку знания о деньгах»
Счастье не сводится к обладанию деньгами;
оно заключается в радости труда и свершений.
Дети растут. Рано или поздно они станут взрослыми. Какие знания и уроки они сейчас получают от Вас, именно такими они, впоследствии, и станут учениками, работниками, мужьями и женами, родителями, бабушками и дедушками. Некоторые знания особенно важны. Причем, чем в более раннем возрасте Ваши дети получат самые важные знания, тем больше ошибок им удастся избежать в зрелом возрасте.
Некоторые из этих уроков, полученных в детстве, относятся к любви, работе, жизненным ценностям. Родители, как правило, учат ребенку тому, что важно для них. Ваша задача — дать своим детям такие уроки, которые помогут им научиться быть успешными, счастливыми и продуктивными.
К сожалению, одна из наук, которой очень часто пренебрегают, это наука денег. Очень многие дети растут без навыков обращения с деньгами. То ли их родители не чувствуют себя уверенно в разговоре о деньгах, то ли они не думают, что это важно.
Деньги — это не та наука, которую надо изучать уже будучи взрослым. Последствия могут быть слишком значительными. Как пример, финансовый стресс, который может вызвать другие заболевания и расстройства. Или это может быть жизнью «от зарплаты до зарплаты» и полное отсутствие сбережений. В любом случае, у таких людей жизнь всегда труднее, чем она должна быть. На Вас, как на родителях, лежит ответственность научить ребенка быть финансово грамотным.
Что означает для ребенка быть финансово грамотным?
У финансовой грамотности есть несколько компонентов. Они включают в себя концепцию создания накоплений, постановки целей, а также концепцию, как заставлять деньги работать на себя. Финансовая грамотность помогает знать, что мгновенное удовлетворение от быстрой покупки — ничто, по сравнению с эмоциями от выполнения крупной цели.
Учить ребенка быть финансово грамотным, это значит учить его:
- Как экономить деньги.
- Насколько важно ставить финансовые цели, как долгосрочные, так и краткосрочные.
- Как инвестировать свои деньги и заставить их работать на себя.
- Как создать бюджет и распределять свои деньги, чтобы хватало на все необходимые нужды.
- Как с помощью современных технологий и систем сохранять контроль над своими деньгами.
- О том, что он единственный в мире человек, который может принимать решения о своих деньгах.
- О практике пожертвований, чтобы помочь другим нуждающимся.
- Как принять решение — потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих нужд и покупок.
- Как работают банки.
- Как зарабатывать деньги и достигать своих финансовых целей.
Это только самая необходимая часть науки, которую Вам необходимо преподать своим детям. Некоторые из этих знаний достаточно тяжелы и требуют длительного периода для изучения и приобретения необходимых навыков. Тем не менее, если Вы отдаете свое время и энергию для обучения ребенка быть финансово грамотным, то они будут расти в уверенности о своем финансовом состоянии. Вы можете быть уверены, что они будут в состоянии выйти в мир и держаться подальше от финансовых неприятностей.
Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности?
Как часто Вы сами испытываете стресс, связанный с деньгами? Когда Вы пытаетесь погасить ипотеку, или думаете о своем выходе на пенсию, «денежный стресс» является довольно распространенной проблемой многих людей. Вероятно, Вы уже знаете, какие шаги Вы должны были сделать и не сделали, и каких ошибок Вам стоило бы избежать. И сейчас есть хороший шанс получить надежду, что у Вашего ребенка все будет намного проще.
Есть несколько причин, почему так важно учить ребенка управлять своими деньгами.
- Чтобы он был меньше подвержен стрессу, связанному с деньгами, когда станет взрослым.
- Чтобы он имел возможность жить с комфортом.
- Чтобы он не жил с Вами, когда уже станет взрослым, только потому, что он не может позволить себе жить самостоятельно.
- Чтобы у него была лучшая жизнь, чем у Вас.
Когда нужно начинать учить ребенка финансовой грамотности?
Вы удивитесь, но Вы можете начинать учить ребенка знаниям о деньгах уже с двух лет. В то время как, если Ваш ребенок уже старше, очень важно начать его учить обращению с деньгами как можно скорее. И помните — никогда не поздно начинать.
До школы.
В дошкольном возрасте Вы можете научить ребенка самой концепции денег — иными словами, что такое деньги и зачем они нужны. Вы можете поговорить с ними о значении различных монет и бумажных денег. Вы также можете научить их тому, что деньги используются, чтобы покупать вещи. Игра в магазин является простым способом преподавания концепции денег для детей младшего возраста.
В начальной школе.
В этом возрасте самое прекрасное время, чтобы начать обучение разницы между нуждой и необходимостью. Дети могут помочь с походом в продуктовый магазин и участвовать в принятии финансовых решений. Это также отличный возраст, чтобы показать ребенку, как использовать копилку, чтобы ввести понятие карманных денег и работы за деньги. К концу начальной школы они должны понимать, что чтобы купить вещи, которые они хотят, нужно экономить деньги.
В средней школе.
В этом возрасте дети уже более чем готовы начать зарабатывать деньги. Вы можете связать карманные деньги с некоторыми работами по хозяйству или дать им возможность зарабатывать деньги по всему дому. Это также хорошее время, чтобы научить их сберегать деньги для будущего и для вещей, которые они хотят купить в ближайшем будущем. В этом возрасте ребенок может также начать изучать инвестиции и использовать для этого свои накопления.
Высшая школа.
К этому времени, Ваш ребенок должен уже узнать некоторую финансовую независимость. Будем надеяться, что они уже имели возможность работать за деньги и знают о сбережении средств для краткосрочных и долгосрочных целей. Они уже могут иметь свой инвестиционный счет и уже всерьез строить свой капитал.
После того, как Ваш ребенок поступил в колледж или в ВУЗ, пора выводить его на путь к финансовой независимости. Конечно, Вы можете платить за обучение и помогать ему управлять своими финансами. Тем не менее, он также должен быть в состоянии обрабатывать большую часть своих финансовых решений самостоятельно.
Никогда не бывает слишком поздно, чтобы начать учить ребенка деньгам, экономии и инвестированию.
Когда стоит разговаривать с ребенком о деньгах?
Обучение ребенка деньгам, это гораздо больше, чем один разговор. Использование реальных жизненных ситуаций и примеров помогут ему понять все на практике. Они будут учиться не только из Ваших слов, но и через свои действия. Вот Вам несколько идей и возможностей, чтобы поговорить с ребенком о деньгах.
Когда он получает подарок.
Когда Ваш ребенок получает подарок на день рождения или другой праздник, это самое прекрасное время, чтобы поговорить с ним об экономии денег. Действительно, получив подарок, ребенок может отказаться от других планируемых покупок и сэкономить некоторые средства. А если это подарок деньгами, так тут сам бог велел. Вы можете помочь своему ребенку спланировать, каким образом он будет экономить и для чего он будет это делать.
Когда Вы пользуетесь банкоматом.
Банкомат — это волшебный ящик, который выдает деньги, когда Вы вводите секретный код. Как бы не так! Но дети думают именно таким образом! И Вам нужно обязательно поговорить с ними о том, что такое банкомат и как он работает. Это отличная возможность поговорить о заработке, экономии и принятии решений о расходах.
В магазине.
Берите ребенка с собой в походы по магазинам. Это идеальная возможность объяснить ему о составлении бюджета. Расскажите о том, что различные вещи стоят различные суммы. Вы даже можете попросить ребенка помочь Вам сравнить цены и найти самый дешевый вариант.
Оплата счетов и квитанций.
Оплата квитанций, вероятно, не то, что Вы обычно делаете вместе с Вашим ребенком. Тем не менее, это хорошая возможность поговорить с ним о финансовых вещах, которые он принимает, как само собой разумеющееся. Можно говорить о работе и обязанностях, и о том, как Вы оплачиваете эти расходы каждый месяц.
Это также хорошая возможность для разговора с ребенком о различных способах экономии денег, почему это важно и для чего это стоит делать. Например, можете рассказать о том, что нужно выключать свет, когда он покидает свою комнату, это приводит к экономии энергии, а сэкономленные деньги можно будет потратить во время семейного отпуска.
Начинайте учить своих детей финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни.
Игровое занятие «Магазин «Детский мир»
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи: формировать умение широко и творчески использовать в игре полученные знания о финансовых понятиях;
развивать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;
воспитывать культуру речевого общения;
знакомство с профессиями продавца, кассира.
Предварительная работа: экскурсия в магазин, беседа «Мы были в магазине» (вычленение ролей), поделка материалов с детьми (чеки, касса, «деньги», ценники), встреча с продавцом магазина. Оборудование, дидактический материал: касса, товары, «деньги», чеки, ценники, детские игрушки, флажки для игры «Найди себе пару», презентация «Магазин «Детский мир». Технические средства обучения: ноутбук/ компьютер, мультимедиа проектор, экран. Методика и технология проведения мероприятия Данное занятие для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Роли: продавцы, кассир, покупатели, шофер.
По ходу игры воспитатель помогает создавать игровую обстановку, наладить взаимоотношения между теми, кто выбрал определённые роли; помогает реализовать в игре впечатления, полученные детьми ранее.
Роли в игре распределены заранее: два продавца отдела «Игрушки», директор магазина, продавец в кафе, покупатели.
В процессе занятия уделяется большое 16 внимание отслеживанию уровня усвоения учебного материала. С этой целью проводится контрольное задание в игровой форме – викторина «Отгадай загадку».
Ход мероприятия
Воспитатель: Дети заходят в группу, встают вокруг воспитателя.
Воспитатель: У вас, у всех растут года Будет и семнадцать. Где работать вам тогда, чем заниматься? Ребята, давайте поговорим с вами о том, какие вы знаете профессии (дети называют). Но чтобы поработать врачом, парикмахером, продавцом, нужно сначала вырасти, закончить школу, получить специальность. Но как долго ждать. А так хочется прямо сейчас стать взрослым и поработать. Правда? А давайте мы с вами отправимся в путешествие в волшебный городок. Он называется «Город Мастеров». Все дети, попадая туда, сразу становятся взрослыми и могут выбрать для себя профессию. Хотите туда поехать?
А поедем мы туда вот на этом автобусе. (В группе стоят стульчики в ряд по три). Вы будете пассажирами, а я шофёром. Качу, лечу во весь опор. Я сам шофёр и сам мотор! Нажимаю на педаль и машина мчится в даль.
И, так, поехали! (звучит песенка «Весёлые путешественники»). Все приехали! Выходите, пожалуйста. Вот наш волшебный город «Город Мастеров». Вы посмотрите друг на друга. Все стали взрослыми. Вот бы поработать, да? И первая остановка «Магазин «Детский мир». Вот здесь мы и поработаем.
Воспитатель. У нас магазин «Детский мир». А в нем большой отдел «Игрушки». Магазин большой, красивый, уютный. Есть комната отдыха, где можно отдохнуть и попить кофе. Какие роли нужны для игры в магазин?
Дети. Продавцы, покупатели, кассиры.
Воспитатель. Кто будет продавцами игрушек, надевайте свою одежду и становитесь за прилавок, готовьте игрушки к продаже. Кассиры, садитесь за кассы. Продавцы кофе, проходите в кафе. Ну, а остальные ребята будут покупателями. Раздаётся звонок.
Воспитатель. Магазин открыт, покупатели, заходите!
1-й продавец отдела «Игрушки»: Стоят на полке чинно в ряд, Стоят игрушки, ждут ребят. Куклы, матрёшки, лошадки, зверюшки, Будут, будут у ребят игрушки.
Воспитатель: Ребята, посмотрите как много игрушек. Но хочу вам посоветовать. Не спешите с покупками. Потратив деньги, их уже не вернешь. А у вас денег только на одну 17 покупку. Поэтому сначала определите предмет покупки, а потом только расплачивайтесь. Ребенок должен понять, что не может купить за одну и ту же денежку несколько заинтересовавших его игрушек, что потраченных денег уже не вернешь.
2-й продавец отдела «Игрушки»: Есть машины, мишки, А вот разноцветные книжки! Посмотрите, мальчики, Вот на полке мячики.
Воспитатель: Какие мячи! Все яркие, красивые! Давайте купим эти мячи.
Воспитатель просит детей объяснить значение терминов «цена», «деньги», «покупка», «продажа». В случае затруднения помогает детям, обобщает ответы. Покупатели за покупки расплачиваются деньгами, кассиры принимают деньги, выдают чек. Все вместе проверяют, правильно ли дана сдача.
Директор: Внимание, покупатели, кто устал, пройдите в комнату отдыха. Она расположена в зелёном уголке магазина. Здесь можно кофе попить и с игрушками поиграть. (Слайд 5,6).
Я — директор, буду впускать туда в том случае, если вы отгадаете загадки: Маленькая, кругленькая
Из кармана в карман скачет. (Монета).
Как не берегутся, а растрясутся. (Деньги).
На товаре быть должна Обязательна … (цена). За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьёт … (кассир).
Мебель, хлеб и огурцы Продают нам … (продавцы).
Воспитатель: А теперь в комнате отдыха поиграем в игру.
Проведение игры «Найди себе пару».
Материал. Флажки (по числу участников — по 2 флажка каждого цвета, один флажок должен остаться без пары) .
Ход игры. В игре принимает участие нечетное число детей. Каждый ребенок получает один флажок. По сигналу воспитателя (например, удар в бубен) дети разбегаются по площадке (комнате). По другому сигналу (например, два удара в бубен или слова «найди пару») дети, имеющие одинаковые флажки, становятся рядом. Один ребенок остается без пары. Обращаясь к нему, все играющие говорят: «Ваня, Ваня (Маша, Оля и др.), не зевай! Быстро пару выбирай». Затем по удару в бубен дети опять разбегаются по площадке, и игра повторяется.
Указания к игре. Во время бега дети должны держать свои флажки поднятыми вверх
Директор: Магазин наш закрывается, Мы с вами все прощаемся. Поиграли мы для вас
Вам понравилось у нас?
Приходите в гости к нам — Мы споём и спляшем вам.
А сейчас уже пора — Ждут нас игры и дела.
Воспитатель. Ребята, наведите порядок в магазине. Игрушки возьмем с собой в группу.
Хотите ещё с ними поиграть?
Дети: Хотим!
Воспитатель: В нашем городке наступил вечер, рабочий день закончился, магазин закрывается. Все садятся в автобус и возвращаются в детский сад. А если вам, дети, понравилось в городке, мы с вами туда приедем еще не раз. Когда ещё будем играть в игру «Магазин», ребята поменяются ролями: одни будут покупателями, а уже другие, кто захочет, продавцами.
До скорой встречи в магазине «Детский мир»!
Игровое занятие «В гостях у сказок»
Цель: создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи: научить детей на основе сказочных персонажей правильному отношению, разумному использованию;
объяснить термин «бартер». показать детям, какое большое значение имеет в нашей жизни бережное отношение к вещам, деньгам;
развивать внимание, мыслительные операции, речь;
воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность.
Оборудование, дидактический материал: сказки «Муха-Цокотуха» и «Золотой ключик», карточки для игры «Хочу и надо» и демонстрационный материал для игры «Бартер», презентация «В гостях у сказок».
Технические средства обучения: ноутбук/ компьютер, мультимедиа проектор, экран.
Предварительная работа: занятия по воспитанию у детей элементарных понятий экономии и пополнение словарного запаса детей словами «экономно», «экономично».
Методика и технология проведения мероприятия
Данное занятие для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
В реализации занятия используются игровые, наглядные, словесные методические приемы, методы, активизирующие мышление, воображение и поисковую деятельность воспитанников. Ход мероприятия Воспитатель: На столе стоят книги: «Муха-Цокотуха» и «Золотой ключик». Воспитатель: Ребята, здравствуйте! Хотите отправиться в сказку? Тогда давайте закроем глаза. Раз, два, три – двери в сказку отвари.
Воспитатель открывает первую книгу.
Отгадайте загадку: Покупала самовар, А спасал ее комар. Да, это Муха-Цокотуха из сказки К.И. Чуковского. Муха, муха, Цокотуха, Позолоченное брюхо. Муха по полю пошла, Муха денежку нашла.
Ребята, а вы помните, что же дальше произошло? Правильно, Муха на базаре купила самовар. А что она заплатила за самовар? Она заплатила денежку. А что было дальше? Она пригласила гостей, и они все дружно пили чай. Правильно сделала Муха-Цокотуха, потратив денежку?
Игра «Хочу и надо».
Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».
Правила: определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится изображенный на картонке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно.
Материал: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т.п.; игровое поле.
Физкультминутка «Колобок».
Дети делают круг и приседают на корточки, «лиса» – в центре круга.
Игроки перекатывают мяч – «колобок» друг другу так, чтобы он убегал от лисы.
Воспитатель: А теперь закройте глаза и представьте себе прекрасный театр кукол. Открываем глаза. Путь открыт. Пойдёмте. Перед детьми театр кукол. Навстречу спешит злой Карабас-Барабас: Хотите посмотреть представление моих кукол?
А денежки у вас есть?
А как же вы купите билеты?
Давай, Карабас-Барабас, произведём бартер. Какой такой бартер?
Драматизация
Собрались соседи на базаре. Один торговал мёдом, другой малиновым вареньем, третий мукой, четвёртый крупой. Ещё один яблоками, а сосед грушами. (Открыть салфетки с демонстрационным материалом). Жара, покупателей нет, 20 торговля не идёт, цены на товар не сбавляют. Давайте, ребята, им поможем быстрее разобраться со своим товаром и уехать домой.
1) Вы представьте себе: стоят торговцы у одного бочонок с мёдом, а у другого бочонок с малиновым вареньем. Что делать, чтобы скорее продать? (Заслушать ответы детей).
Воспитатель подводит итог: Правильно, ребята, можно сбросить цену; поменяться бочонками — это, дети, называется бартер — повторите; уйти ни с чем.
2) А вот эти двое торгуют крупой. Один мешок полный, а другой нет – цену установить не могут. Давайте поможем им разобраться. (Ответы детей).
Правильно вы рассудили, этот мешок стоит дороже, т.к. он больше, а этот дешевле, потому что он меньше.
3) А вот здесь на прилавке у одного яблочки красивые, наливные, крепкие, да ещё и зимний сорт. А у другого груши загляденье ароматные, но переспелые, ранний сорт. Что сделать? Как продать? (Ответы детей).
Воспитатель подводит итог: Да, дети, груши могут испортиться, поэтому цену надо снизить, а то вообще за них ничего не получишь.
Правильно, яблоки можно продать подороже они ещё могут сохраниться.
Ребята, вы знаете поговорки о бережливости, экономии? Скупой платит дважды. Делу время – потехе час. Не садись не в свои сани. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. (Ответы детей).
Подвожу итог второй части занятия. Продашь подешевле – быстро разойдётся товар, будешь цену держать – товар залежится, испортится это называется рынком, рыночными отношениями. На рынке цены можно регулировать. По окончании игры воспитатель говорит: Карабас-Барабас, тебе понравилась игра? Да, понравилась. Давай произведём бартер: мы тебе игру, а ты нам билеты в театр кукол. Происходит бартер и дети проходят в театр. Навстречу к ребятам выходит Мальвина: Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что вы пришли к нам в гости. Теперь вы знаете, что такое «бартер», что значит «быть экономным». Давайте поможем Буратино справиться с заданием. Воспитатель вспоминает вместе с детьми сказку про Буратино. Как Буратино распорядился деньгами? Правильно ли он сделал? Что получилось в результате? (Ответ). Правило от Буратино. Воспитатель: А теперь, дети, наше путешествие в страну сказок заканчивается. Что вы сегодня нового узнали? (Ответ). Вы сегодня поднялись еще на одну ступеньку по лесенке знаний. До свидания!
Финансовый словарь.
Познакомить старших дошкольников с основами финансовой грамотности на доступном уровне.
- ПОТРЕБНОСТИ
Потребности – это то, что необходимо человеку, без чего он не может обойтись.
Жизненно важные потребности – это то, без чего человек не может жить (пища, солнце, воздух, вода, жилье, одежда).
Возможности – это то, что человек может получить, сделать, добиться.
Материальные потребности – это потребности, которые удовлетворяются через материальный предмет.
Нематериальные потребности: потребности в образовании, в отдыхе, в дружбе, в любви, в заботе и др.
Изучение раздела «Потребности» подготавливает дошкольников к изучению раздела «Труд», способствует пониманию взаимосвязи между категорией «потребности» и трудом как основным источником для удовлетворения многочисленных потребностей человека.
- ТРУД
Труд – деятельность человека, которая направлена на удовлетворение потребностей.
Профессия – это основное занятие, дело, которому человек обучен. (Например, врач, учитель).
Специальность – это дело, которым человек конкретно занимается в рамках своей профессии. (Врач-терапевт, врач-хирург, учитель истории, учитель начальных классов и т. д.)
Продукт труда – результат труда.
Изучение раздела «Труд» подготавливает дошкольников к изучению разделов «Товар» и «Деньги». Способствует пониманию взаимосвязи между понятием «труд», «товар», «деньги» как основных источников для удовлетворения многочисленных потребностей человека.
- ТОВАР
Товар – продукт труда для обмена или продажи.
Полезность товара – способность товара удовлетворять потребности человека.
Стоимость – затраты, необходимые для создания товара.
Цена – количество денег, которые надо заплатить за товар или услугу.
Покупка – приобретение товара за определенную плату.
Распродажа – торговля товарами сезонного спроса по сниженным ценам.
Изучение раздела «Товар» опирается на представления детей, сформированные при изучении разделов «Потребности» и «Труд», закрепляет понимание того, что любой товар создаётся трудом для удовлетворения потребностей человека.
Усвоение раздела «Товар» подготавливает дошкольников к восприятию содержания раздела «Деньги», способствует пониманию роли денег в процессе купли-продажи.
- ДЕНЬГИ
Деньги – особый универсальный товар, который измеряет стоимость других товаров или услуг.
Монеты – деньги, изготовленные из металла.
Банкнота – вид бумажных денег.
Банк – кредитно-финансовое учреждение, осуществляющее операции, связанные с накоплением денежных средств, посредничеством в платежах, кредитованием.
Вклад – деньги, хранящиеся в банках.
Кредит – деньги, предоставленные в долг с уплатой процента.
Валюта – денежная единица страны.
Изучение раздела «Деньги» опирается на представления детей, сформированные при изучении разделов «Потребности» и «Товар», закрепляет понимание того, что любой товар, созданный для удовлетворения потребностей человека, покупается и продаётся за деньги. Усвоение раздела «Деньги» подготавливает дошкольников к восприятию содержания раздела «Семейный бюджет», способствует пониманию роли денег в процессе планирования доходов и расходов семьи.
- СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ
Семейный бюджет – это доходы и расходы денежных средств семьи.
Доход – это материальные ценности или средства, полученные нами в результате какой-либо работы.
Расход – это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.
Доходы семьи – это деньги, которые члены семьи приносят в дом.
Зарплата – это деньги, получаемые за работу.
Зарплата – это оплата труда за месяц, за неделю или день.
Пенсия – это деньги, которые платят пожилым людям, проработавшим до этого много лет.
Стипендия – это ежемесячная денежная выплата студентам.
Премия – это деньги, получаемые дополнительно к заработной плате за особые успехи в работе.
Изучение раздела «Семейный бюджет» завершает реализацию базового модуля «Финансовая азбука». В рамках раздела «Семейный бюджет» расширяются представления, полученные в ходе изучения разделов «Потребности», «Деньги», «Труд».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» ( 6-7 лет )
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой,...
Презентация парциальной программы по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста
В данном материале представлены цель, задачи и целевые ориентиры парциальной программы по формированию основ финансовой грамотности....
Отчёт по самообразованию на тему «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством дидактических и сюжетно-ролевых игр».
Цель: Изучение особенностей дидактических и сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста как средства формирования финансовой грамотности...
Программа по формированию основ финансовой грамотности для детей дошкольного возраста
Программа по формированию основ финансовой грамотности для детей дошкольного возраста...
Отчёт по самообразованию «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной с...
Отчет на конец года по обучению финансовой грамотности детей старшей группы «Пчелки». Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по средствам экономического воспитания»
Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделим...
Отчёт по самообразованию «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
В 2022 году я начала работу над темой самообразования «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».Актуальность темы обусловлена значимостью подготовки реб...